В готовности к Третьей Мировой: производство бронетехники СССР и НАТО в 1945-1959
Небольшой аналитический материал к 23-му.
Вторую Мировую все три основные державы-победительницы завершили, имея на вооружении и в производстве по крайней мере один средний танк полностью современного образца:
— Т-44 для СССР, производившийся с 1944 по 1947 год в количестве 1823 штук
— M26 "Pershing" для США, производивщийся в 1945 году в количестве 1436 штук
— A41 "Centurion" для Великобритании, производящийся с 1945 года. Около 800 машин моделей Mk-1, Mk-2 и Mk-3 было готово к 1947 году.
Участие в боевых действиях Второй Мировой Войны (очень ограниченное) из этих машин принял только американский M26 "Pershing", успевший немного повоевать в Европе на заключительном этапе конфликта.
Кроме этих современных машин, все страны располагали также огромным парком танков военного производства, уже не вполне современных, но еще надежных: Т-34-85, Т-34-76, M4 "Sherman", "Comet". Эти танки, хотя и уступали машинам "современного типа", имелись на вооружении в огромном количестве — собственно поэтому, в первые послевоенные годы танкостроение СССР и США было существенно ограничено.
Единственным исключением была Великобритания: ее наиболее современный танк военного времени, "Comet", был выпущен в недостаточном количестве. На вооружении имелось всего около 1500 этих машин, остальные британские танки были уже устаревшими как технически так и морально. Поэтому еще в 1945, Великобритания начала массовое производство нового A41 "Centurion" для перевооружения своих танковых сил.
Производство средних танков в 1945-1959
Для более удобного рассмотрения конфликта, я разделил временной промежуток 1945-1959 на несколько периодов:
1947-1951
— Военная промышленность США "очнулась" от спячки только в 1949 году, когда на вооружение поступил первый новый послевоенный танк M46 "Patton". За 1949-1951 год США выпустили 1168 таких машин.
— СССР в 1947 году сменил предшествующий Т-44 на новый современный средний танк Т-54. За период 1947 по 1951 год, в СССР было изготовлено 3340 танка Т-54 базовой модификации.
— Великобритания за 1947-1951 год выпустила около 500 танков "Centurion" Mk-3.
1951-1953
— В 1951 году в производство поступил новый американский современный средний танк M47 "Patton II". За короткий промежуток 1951-1953 года, с конвеера сошло почти 8676 машин.
— СССР за промежуток 1951-1953 выпустил всего 3854 танка Т-54 базовой модификации, т.е. почти на 52% меньше чем в США
— Великобритания за 1951-1953 годы выпустила около 1000 танков "Centurion" Mk-3
1953-1959
— В 1953 году, предшествующие модели сменил новый американский современный средний танк M48 "Patton III". Производство этой новой машины началось еще в 1952 году, и по 1959 год составило 11703 танка.
— В СССР производство современных средних танков в 1953-1959 составило 9581 машину модификаций Т-54, Т-54А и Т-54Б и 2412 танков Т-55. Т.е. в сумме — 11993 танка.
— В Великобритании к 1959 году было изготовлено порядка 1200 танков "Centurion" Mk-3 и 221 танк "Centurion" Mk-5. Общий выпуск британских "Centurion" с 1946 по 1959 год составил (не считая списаных машин Mk-1 и Mk-2) 2833 танка Mk-3 и 221 танк Mk-5.
Таким образом, легко видеть, что за промежуток 1947-1959 года, США и Великобритания вместе выпустили 24601 современный средний танк. Производство же современных средних танков Т-54 и Т-55 в СССР за то же время составило 19187 танков, т.е. уступало совокупному производству НАТО почти на 32%. Это уже ясно свидетельствует, что заявления о "гипертрофированном" производстве танков в СССР в 1945-1959 не соответствуют действительности.
Производство легких танков в 1945-1959
Наиболее крупным парком современных легких танков после окончания Второй Мировой войны обладали США. В 1944-1945 промышленность США представила легкий танк M24 "Чаффи". Производство машины продолжалось до 1945 года, и всего было выпущено 4731 машина. По меркам времени, танк вполне отвечал представлениям о разведывательно-дозорной боевой машине.
В 1951-1959 США также получили 3729 современных легких танков M41 "Уокер Бульдог", обладавший сравнительно высоким боевым потенциалом.
СССР в 1951-1959 построил 2006 плавающих легких танков ПТ-76. Легких танков в классическом представлении СССР в этот период уже не производил и современных легких танков военной постройки не имел.
Франция в 1950-ых построила около 1000 легких танков AMX-13, вооруженных 90-миллиметровой пушкой и способных по крайней мере ограниченно противостоять средним и тяжелым боевым машинам.
Таким образом, общий выпуск современных легких танков НАТО примерно вдвое превосходил выпуск аналогов в СССР.
Производство тяжелых танков в 1951-1959
После окончания Второй Мировой Войны, наиболее крупным парком тяжелых танков обладал СССР. В наличии было около 2000 тяжелых танков военной постройки ИС-2 и 2311 тяжелых танков ИС-3, построенных в 1945-1946. Этот танковый парк на тот момент был наиболее сильным в мире, так как ни США ни Великобритания не имели в полном смысле этого слова тяжелых танков современного образца.
Так как тяжелые танки ИС-2 устаревали, а ИС-3 страдали от ряда технических дефектов, СССР прилагал большие усилия к замену парка. В 1947-1949 был начат производством новый тяжелый танк ИС-4. Около 219 машин было выпущено, но из-за ряда существенных недостатков новой машины, она так и не была запущена в массовое производство.
Основным тяжелым танком стал Т-10 (ранее — ИС-8), запущенный в производство в 1954 году. Современные данные позволяют утверждать, чо ранее бытовавшие абсурдные слухи о выпуске якобы 8000 тяжелых танков не соответствуют действительности, и реальный выпуск Т-10 был куда более разумен, составляя порядка 1500 единиц.
http://www.k2x2.info/transport_i_aviacija/tjazhyolyi_tank_t_10/p7.php
Цифра в 8000 машин, вероятно, является примером чрезвычайно удачной дезинформации.
США в 1953-1954 выпустили порядка 300 тяжелых танков M103, мощных, но страдающих многими недостатками машин. В конечном итоге, эти тяжелые танки даже не были приняты армией США, и переданы корпусу морской пехоты.
Великобритания в 1955 году выпустила 185 тяжелых танков "Conqueror", поступивших на вооружение Рейнской Армии.
Следует сразу отметить, что производство тяжелых танков в СССР кажется значительным лишь на фоне почти полного отсутствия производства таковых в США и Великобритании. На самом же деле, не СССР выпускал много тяжелых танков, а страны НАТО выпускали мало. США и Великобритания практически не интересовались тяжелыми танками, так как в их арсенале было гораздо более эффективное средство прорыва сколь угодно укрепленной линии обороны — атомные пушки M65 и атомные ракетные снаряды MGR-1 "Honest John".
Производство бронетранспортеров в 1945-1959
Роль бронетранспортеров на поле боя была хорошо понята советским командованием, не располагавшим в годы войны собственными машинами такого класса, и вынужденным оперировать только поставляемыми по ленд-лизу. Для скорейшего исправления этого недостатка были предприняты значительные меры. В 1949-1959 году СССР выпустил значительное количество бронетранспортеров, включая БТР-40 и БТР-152. Всего было выпущено около 14000 этих бронетранспортеров.
Тем не менее, и БТР-40 и БТР-152 были уже машинами сравнительно устаревшей схемы — колесными, открытой схемы, уже не соответствующим в полной мере условиям современной войны. Для решения этой проблемы, в 1954-1959 СССР выпустил около 3000 гусеничных плавающих бронетранспортеров БТР-50 на шасси легкого плавающего танка ПТ-76.
В США с 1952 по 1959 год было выпущено около 1729 гусеничных бронетранспортеров M79. Эти машины сочли слишком дорогими, и с 1953 по 1959 год было выпущено 6300 более дешевых и легких гусеничных бронетранспортеров M59.
Кроме того, для корпуса морской пехоты, в США было выпущено с 1951 по 1957 1124 плавающих десантно-высадочных средства LVTP-5, сходных по характеристикам с БТР.
Великобритания выпустила порядка 1000 закрытых колесных БТР "Alvis Saracene", и Франция выпустила какое-то количество гусеничных БТР AMX-VCI с 1957 года.
Резюме:
Изложенные данные ясно свидетельствуют о том, что утверждения о, якобы, "абсурдно огромном" производстве танков в СССР 1945-1959 не соответствуют истине. Реально, СССР выпустил даже меньше современных средних танков, чем одни только США. Производство тяжелой техники в СССР шло в полном соответствии с требованиями времени и адекватного ответа масштабным танкостроительным программам США и Великобритании. Изменение положения произошло лишь в 1960-ых.
Следует особо отметить, что значительные темпы производства тяжелой боевой техники в СССР имели полностью логичное обоснование. Танковые дивизии США в Европе, даже немногочисленные, были смертельно опасными противниками. Наличие у НАТО такого важнейшего преимущества, как возможность наносить тактические ядерные удары — с помощью атомной артиллерии M65 и ракет "Onest John" — придавало их дивизиям совершенно уникальные возможности прорыва.
Фактически, наличие тактического ядерного оружия у НАТО гарантировало, что советская оборона будет прорвана априори, вне зависимости от соотношения сил на участке фронта. Единственным способом избежать тяжелых поражений от американских контратак для СССР было наносить собственными механизированными частями контр-контрудары по прорывающимся в тыл группировкам НАТО.