16
В блочном исполнении

В блочном исполнении

Небольшая, но интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Выступая на XVIII съезде ВЛКСМ, Л. И. Брежнев не случайно остановился на завоевавшем уже популярность комплектно-блочном методе строительства. Ведь его применение на сибирских месторождениях нефти и газа позволяет вчетверо увеличивать производительность труда!

Ни для кого не секрет, что в обозримом будущем главная роль в обеспечении нашего народного хозяйства топливом и энергией останется за нефтью и природным газом. Кроме того, в последние десятилетия эти столь полезные ископаемые воистину стали «хлебом насущным» и для большой химии.

Ныне, буквально на глазах, началось освоение подземных кладовых, обнаруженных среди болот севера европейской части страны, в пустынях Средней Азии. Ведь только на обширных, практически еще не обжитых просторах Западной Сибири в 1975 году промысловики добыли 150 млн. т нефти и 38 млрд. м³ природного газа.

И, как обычно, следом за первооткрывателями и промысловиками в эти районы двинулись люди самых разнообразных профессий: обживать, так всерьез и надолго! И один за другим там стали вырастать новые, современные города: Нижневартовск, Нефтеюганск, Надым и многие, многие другие.

Масштабы новостроек потрясают воображение. Но… как не обойтись без этого «но» – и здесь со временем появились свои проблемы.

В частности, выяснилось, что традиционные, проверенные и освященные многолетней практикой методы строительства здесь не годятся.

Почему? Начнем с того, что открытые месторождения зачастую рассредоточены на колоссальной, незаселенной территории и находятся весьма далеко от путей сообщения и промышленных центров – главных поставщиков техники и оборудования. А вводить промыслы и магистральные трубопроводы в любом случае положено вовремя.

Правда, еще лет пятнадцать назад отработанные проекты и организация работ мало у кого вызывали сомнения. Срабатывало, возможно, старое правило: привычно, следовательно, хорошо. И на любой объект сначала завозили бригады землекопов, бетонщиков, штукатуров, монтажников, зачастую относящихся к различным подразделениям. Последнее воспринималось как неизбежное, с коим положено мириться. Одновременно на стройплощадку отправляли, по бездорожью, стройматериалы и оборудование, от кирпичей и мешков с цементом до пакетов горбыля, и требуемые механизмы. Закипала работа – для будущих объектов сооружали фундаменты, потом над ними воздвигали солидные кирпичные стены, крышу и, наконец, в готовых уже помещениях монтировали насосы, котлы и прочее. Чего греха таить, бывало, из-за разноподчиненности поставщиков задерживалась доставка необходимого. Отсюда неизбежные, к сожалению, срывы графика. А эксплуатационники поторапливали – у них свои планы и графики, им тоже нельзя запаздывать. В общем, коль расширялся фронт работ, коль больше появлялось технически сложных объектов, то, естественно, росло и число весьма серьезных проблем, требовавших немедленного решения.

Как писал первый заместитель министра строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР Ю. П. Баталин,

«стало очевидным, что, работая старыми методами, строители не сумеют справиться со всевозрастающими задачами.

Таковы были обстоятельства, требовавшие поиска принципиально новых решений по организации строительства».

Прежде всего, необходимо отказаться от сложившейся организации работ: то, что подходит для «нормальных» условий, не годится для экстремальных – иначе не назовешь районы заболоченные, вечной мерзлоты и т.п.. Стоило ли туда везти все, что требовалось обычному строительству, и в каждом случае начинать его по старинке?

Не проще ли поставлять на новостройки… готовые узлы и устройства, которые монтировали бы на стройплощадке не отдельные бригады, а укрупненные коллективы высококвалифицированных специалистов, находящиеся в крупных городах? В общем, настала очевидная пора тот или иной агрегат собирать в заводских условиях, помещая его в унифицированную строительную конструкцию, и уже в таком виде доставлять на промысел компрессорную или насосную станцию, чтобы там установить и пустить в эксплуатацию.

Словом, идея была. Но понадобился человек, который, осмыслив накопленный опыт и наиболее оптимальные варианты решения проблемы, выступил бы зачинателем нового именно в строительстве объектов нефтегазовой промышленности. Им стал Юрий Петрович Баталин. По его-то инициативе в 1966 году и началась у нас работа по внедрению этого метода на нефтегазовых промыслах Западной Сибири.

– Сначала этим делом занялось конструкторское бюро тюменского строительного управления, – рассказывал инженер института СибНИПИгазстрой В. В. Чижов. – Позже это управление преобразовали в трест Тюменгазмонтаж. А первые образцы комплектно-блочной насосной станции сибиряки спроектировали в 1966 году, а в следующем году отправили водным путем в Нефтеюганск, в Сургут же поплыли смонтированные в блоках котельные.

Валентин Владимирович подошел к окну и показал на аккуратный двенадцатиметровый домик стального цвета – стандартный блок-бокс.

В него непосредственно на заводе по тщательно продуманному плану вкладывают оборудование и узлы, а потом готовую насосную станцию (котельную и т. п.) грузят на баржу или на буксире отправляют к месту назначения. Обычно блоки делают трех типов – длиной по 3, 6 и 12 м, но стандартной ширины и высоты, причем стандарт сей определен чисто объективной причиной – железнодорожными габаритами. Разработали тюменцы и специальный прицеп для такого блока. Но это все же не решило проблему транспортировки столь нужных изделий. Справедливости ради стоит отметить, что блок-боксы живо заинтересовали не только газовиков и нефтяников, непосредственных заказчиков, но и массу других «фирм», принадлежащих к иным ведомствам.

Позже такая же ситуация сложилась и в прочих организациях, занявшихся комплектно-блочным методом строительства. Только за последнее десятилетие в московском СПКБ Проектнефтегазспецмонтаж созданы разные варианты блок-боксов разного назначения и в 1974– 1977 годах ими обустроили значительное количество газовых и газоконденсатных месторождений; компрессорные и нефтеперекачивающие станции – в блочном варианте – появились на магистральных трубопроводах. О том, что дало это нововведение, достаточно красноречиво свидетельствует один только факт. Применение блок-боксов на Наипском месторождении позволило сократить время строительства на девять месяцев. Обычно на это уходило 2,5 года.

Конечно, немалая заслуга принадлежит и бригадам монтажников, сформированных по-новому. Раньше обычную нефтеперекачивающую станцию строили в среднем полтора-два года. А коллективы М. Вуянова и Ю. Кильдюшова за один только 1977 год собрали из блоков по четыре таких объекта.

Не забывают создатели блок-боксов и об охране окружающей среды. Они разработали компактные станции биологической защиты и установки «Кристалл», очищающие после мойки техники сточные воды. За эту разработку работники СПКБ Проектнефтегазспецмонтаж были награждены дипломом и премией.

То, что успех нового метода очевиден, сомневаться не приходится. Но до сих пор проектировщики ведут поиск наиболее оптимальных решений, ищут, находят выходы одновременно простые и остроумные.

Когда наладили производство нефтеперекачивающих станций из блок-боксов для магистральных трубопроводов, волей-неволей нужно было заняться системой коммуникаций. Обычно ее прокладывали под землей. Но это явная ненормальность – блок-боксы быстро доставляют на объект, столь же быстро ставят на свайный фундамент (тяжелые земляные работы при этом практически исключаются), а коль позволяет местность, то и без свай обойтись можно. А потом начинается рытье траншей… Впрочем, выход нашелся – коммуникации проложили надземно, и отпала надобность в земляных работах. Попробовали монтажники сократить площадь, занимаемую тем или иным объектом. Оказывается, разные узлы его, уже находящиеся в блоках, нетрудно состыковать, соединив боксы между собой. Тогда на месте объекта из нескольких боксов, стоящих на некотором отдалении один от другого, возникает одно сооружение под единой кровлей – так называемая «сотовая» компоновка (см. центральный разворот журнала, рис. внизу).

В блочном исполнении

Кстати говоря, он не обязательно должен быть одноэтажным. Если необходимо таким же образом установить где-то, предположим, крупный комплекс, то его сначала «режут» на технологические части, компонуя их в стандартные блоки. А уж блоки потом совместно сочленяют.

В СПКБ Проектнефтегазспецмонтаж мне показали несколько макетов, рисунков и схем самых разнообразных блок-боксов и подземных сооружений магистральных трубопроводов. Интереснейшие разработки! Вот, к примеру, СКЗ – складывающееся комплектное здание. Пять человек, вооруженных 20-тонным автокраном, собирают двухсекционное сооружение всего за 40 часов. Если понадобится, число секций можно увеличить – тогда на площадке, как по мановению волшебной палочки, возникают просторные склады, ремонтные мастерские и прочие сооружения.

В блочном исполнении

В наши дни комплектно-блочный метод обустройства месторождений нефти и природного газа, магистральных трубопроводов уже перестал быть новинкой и широко практикуется.

А что же дальше? Вернемся к аналогиям. Старая истина: один крупный транспортный корабль обходится дешевле десятка меньших размером, хоть в целом равных ему по вместимости. Отсюда вытекает непреложная истина: один укрупненный блок займет и места меньше, чем та же сотовая конструкция, и денег на его сооружение уйдет меньше, и материальные затраты сократятся. Ясно это и проектировщикам, работающим над крупногабаритным блоком. То, что введение в дело такого сооружения сулит немалые выгоды, очевидно, да только пока на пути его к производству стоит… железная дорога. Такая махина, конечно, не поместится ни на одной платформе и традиционным габаритам «чугунки» никак не отвечает. Как ее доставить на площадку, где должен быть сооружен тот или иной объект?

Сплавлять по рекам? Пока это единственно возможное решение, хотя и не для всякой местности. Везти на отличном, мощном, 40-тонном саморазгружающемся трейлере, созданном в СПКБ Проектнефтегазспецмонтаж, тоже не выход из положения, ведь и такой машине нужна дорога. Самолетам и вертолетам такие сооружения пока не под силу.

Вот и приходится ломать голову над проблемами транспортными. Сотрудники западносибирского филиала ВНИИнефтемаша изготовили опытный образец грузового вездехода на воздушной подушке грузоподъемностью 40 т – такому не страшны ни тундра, ни бездорожье. Не отстают от них в выдумке и сотрудники института Газстроймашина, работающие над конструкцией болотохода МВП-20, предназначенного для той же цели – перевозки тяжелых грузов в особо сложных условиях. А все-таки лучшим решением этого наболевшего уже вопроса был бы дирижабль. Такой аппарат способен взять практически любой груз – габариты его не связывают, и доставить его по назначению хоть в тундру, хоть в тайгу, хоть на островок среди топей. К сожалению, вопросы дирижаблестроения постоянно обсуждаются, потенциальные заказчики неоднократно высказывали горячую заинтересованность в них, экономисты давным-давно убедились в их несомненной рентабельности, но «воз и ныне там».

Есть и еще одна проблема, решить которую легче всего с помощью комплектно-блочного метода строительства. Речь идет о вахтенной системе работы. В нашей стране ее первыми освоили нефтяники Каспия. Суть этого дела проста: на буровую вышку или иной объект морем или с воздуха забрасывается на определенное время бригада. Потом появляются сменщики, а прежний состав отправляется на отдых.

Жилые блок-боксы, словно нарочно придуманы для вахтенной службы – утепленные, отделанные деревом и пластиками, достаточно комфортабельные для того, чтобы рабочий, закончив смену, мог хорошо отдохнуть.

Состыковав же несколько таких блоков, можно воздвигнуть комплекс служебных помещений, продовольственные и вещевые склады или общежитие. К примеру, уже готов проект одноэтажного здания из 18 стандартных секций, рассчитанного на 41 человека, уже начат выпуск лечебно-профилактического блока «Тонус», предназначенного для обслуживания рабочих, строящих магистральные трубопроводы.

Проблемы участия молодых ученых и специалистов во внедрении комплектно-блочного метода обсуждались на семинаре (август 1978 года), на всесоюзных совещаниях в Тюмени (ноябрь 1978 года) и Москве (май 1979 года).

Как видите, перспективы комплектно-блочного метода обустройства нефтегазовых магистралей весьма широки и разнообразны. Недаром же он нашел применение не только на объектах Западной Сибири, но и в других районах нашей страны.

Задачи, поставленные в «Основных направлениях развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 годы» по ускорению ввода в эксплуатацию (новых нефтяных месторождений, широкому использованию при строительстве объектов сбора, подготовки и транспортировки нефти и газа блочно-комплектных установок, успешно претворяются в жизнь.

источник: ИГОРЬ БОЕЧИН, наш спец. корр. «В блочном исполнении» «Техника-молодежи» 1979-06

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account