Ужасное невезение или банальный провал? Семейство истребителей Northrop Model 3, Chance-Vought V-141 и V-143. Часть 2
Аргентинцы были в курсе превратностей машины компании Chance-Vought и потребовали, чтобы V-143 принял участие в сравнительных испытаниях без противоштопорного парашюта. Руководство компании Chance-Vought, с которой связались по телефону, отказалось удалять парашют, и Эдди Аллен не смог убедить аргентинские власти в его необходимости в качестве части стандартного оснащения самолета. По итогам конкурса победу одержала компания Curtiss, и основным истребителем аргентинских ВВС стал Hawk 75 с неубирающимися основными стойками шасси.
По возвращении в Соединенные Штаты прототип V-143 был представлен иностранным делегациям: сначала 4 января 1937 года машина была показана японцам, а в следующем месяце двум турецким офицерам (капитаны Энвер Акоглу [Enver Akoglu] и Аллмет Хикмет [Allmet Hikmet]), но заказов не последовало. В отчаянии руководство компании Chance-Vought решили вновь модифицировать этот истребитель. Для борьбы с ужасными недостатками – продольной неустойчивостью и склонностью к сваливанию в штопор – длина фюзеляжа была увеличена почти на метр (с 6,96 м до 7,93 м). В дополнение к этому вертикальное оперение было в очередной раз изменено и фактически приняло форму оперения пикирующего бомбардировщика SB2U-1 Vindicator. Воспользовавшись случаем, конструкторы компании сделали хвостовое колесо убирающимся.
Крыло осталось неизменным и технологически состояло из трех частей: центроплана, имевшего по всему размаху одинаковую длину хорд и нулевой угол поперечного V, и двух трапециевидных консолей с перпендикулярной оси симметрии передней кромкой и углом поперечного V равным 4°30′. Центроплан крыла изготавливался с фюзеляжем как единое целое и имел положительный угол атаки 2°. В корневых частях крыла использовался профиль NACA 2415 и по мере приближения к закругленным законцовкам переходил в NACA 2409. Удельные нагрузки на крыло и на мощность составляли 114 кг/м² и 2,75 кг/л.с. соответственно. Убирающиеся основные стойки шасси крепились к законцовкам центроплана, и ширина колеи составляла 2,68 метра.
Площадь нового вертикального оперения составляла 1,41 м²; площадь стабилизатора горизонтального оперения составляла 3,33 м². Силовая установка состояла из одного 14-цилиндрового радиального двигателя воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-A5G, развивавшего на взлете мощность 825 л.с., на высоте 2750 метров – 750 л.с. и вращавший трехлопастный металлический винт Hamilton Standard.
Еще до того как была завершена сборка модернизированного варианта V-143, руководство компании Chance-Vought провело переговоры с представителями многих стран, включая и Норвегию, которые, впрочем, не увенчались успехом. 18 июля 1937 года, когда в Иск-Харфорде модифицированный V-143 был представлен офицерам воздушного корпуса Армии США (United States Army Air Corps – USAAC) и под управлением Эдди Аллена совершил свой первый полет, иллюзий ни у кого уже не было. Поведение самолета в воздухе заметно улучшилось, однако летные характеристики уже были недостаточны. Командование американской армейской авиации не проявило к машине никакого интереса и подтвердило свое разрешение на экспорт.
Представителям Империи Восходящего Солнца сообщили, что модернизированный истребитель V-143 доступен для новой демонстрации, которая состоится 22 июня 1937 года. Японские представители присутствовали не презентации и вопреки ожиданиям проявила к машине серьезный интерес. Следует сказать, что в то время японцы покупали что угодно по любой цене! В июле 1937 года контракт был заключен, и за сумму 175 000 долларов (800 000 франков) японские представители приобретали прототип истребителя, комплект конструкторской документации и права на лицензионное производство. Разобранный самолет был доставлен морем и в Японии машине было присвоено обозначение AXV1.
AXV1 прошел интенсивные сравнительные испытания в основном с одноместными истребителями Императорских армии и флота, но их результаты были неблагоприятны для американского прототипа, который по мнению японских летчиков-испытателей уступил даже архаичному Nakajima Ki.27 (Nate). Таким образом, Chance-Vought V-143 не получил дальнейшего развития ни на родине, ни в Японии.
Неожиданное продолжение
В конце Второй Мировой войны многие американские журналисты широко комментировали неудачи, которые преследовали американцев в первые месяцы войны Тихоокеанском ТВД, и один из них некий Дрю Пирсон (Drew Pearson) заявил в 1946 году, что знаменитый японский палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero («зеро») является дальнейшим развитием закупленного в 1937 году опытного истребителя Chance-Vought V-143. Множество недобросовестных журналистов повторили это утверждение, и американское общественное мнение было настолько возмущено, что призвала тогдашние американские власти выдвинуть против компании Chance-Vought обвинение в измене.
Как мы знаем, компания из Ист-Харфода не нарушала никаких законов, поскольку имела официальное разрешение на продажу своего прототипа за рубеж и на момент выдачи разрешения американским правительством не было объявлено о запрете продажи военной техники какой-либо стране, включая и Японию. Эти эмоции американского общественного мнения не была основана ни на чем реальном, поскольку еще в 1942 году малоповрежденные экземпляры знаменитого «зеро» были испытаны пилотами ВМС США (см. «Мифы Мидуэя: Алеутский «Зеро». Часть II») и ВВС армии США (см. «Испытано в Китае и США. Палубный истребитель Mitsubishi A6M2»), которые установили, что между истребителями A6M2 и V-143 не было никакого даже приблизительного сходства. Даже самая поверхностная экспертиза опровергала это предполагаемое родство, поскольку два самолета были совершенно разных концепций, конструкции и применения.
По окончании Второй Мировой войны этот вопрос был задан создателю «зеро» инженеру Дзиро Хорихоси, и было подтверждено, что AXV1 (Chance-Vought V-143) не оказал влияния на конструкцию палубного одноместного истребителя компании Mitsubishi. Только убирающееся шасси V-143, хотя и сильно отличающееся по внешнему виду, было позаимствовано при создании японского истребителя. Прежде чем завершить рассказ об этом неудачливом американском одноместном истребителе необходимо отметить, что в 1936 году в компании Chance-Vought была разработана адаптированная версия V-143. Вариант, получивший внутрифирменное обозначение V-145, был предложен управлению аэронавтики ВМС США и не вызвав интереса остался на стадии проекта. Другой проект, получивший обозначение V-150 и разработанный под установку 600-сильного двигателя Pratt & Whitney Wasp Junior, также остался на бумаге. Расчетные характеристики V-150 были следующими: максимальная скорость 402 км/ч, крейсерская скорость на высоте 2700 метров при работе силовой установки на 75% мощности 354 км/ч, практический потолок 8535 метров, дальность полета на крейсерском режиме на высоте 2700 метров – 1240 километров, масса пустого самолета 1404 кг и масса с полной нагрузкой – 1842 кг.
Такой была история попытки компании Chance-Vought создать легкий одноместный истребитель – попытки, которая была сплошной цепью неудач. Мы можем только сожалеть об этом провале, так как самолет как в варианте V-141, так и в варианте V-143 был очень элегантным и отличался техническими решениями, которые опережали своё время. Разумеется, эта неудача не остановила компанию Chance-Vought, которая даже извлекла некоторую выгоду из столь негативного опыта. Некоторое время спустя различные технические решения и ряд элементов оборудования были использованы при создании другого детища компании Chance-Vought, которое стало ее большим успехом и было растиражировано в тысячах экземпляров, – палубного истребителя F4U Corsair.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: Chance-Vought V-143 (AXV1)
Назначение: истребитель
Статус: прототип
Экипаж: 1 чел.
Силовая установка: один 14-цилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения Pratt & Whitney R-1535-A5G (SB4G), развивавший на взлете мощность 825 л.с., на высоте 2750 метров мощность 750 л.с. и вращавший трехлопастный металлический винт Hamilton Standard диаметром 2,90 метра
Размеры:
размах крыла 10,21 м
длина 7,93 м
высоты 2,85 м
площадь крыла 17,37 м²
Масса:
пустого 1545 кг
с полной нагрузкой 1982 кг
Емкость:
топливных баков 424 л
масляного бака 38 л
Летные характеристики:
максимальная скорость 480 км/ч
крейсерская скорость 391 км/ч
посадочная скорость 112 км/ч
практический потолок 9330 м
дальность полета 1530 км
Вооружение:
стрелковое – два синхронизированных 7,7-мм пулемета с боезапасом по 500 патронов на ствол
бомбовое – две 135 кг бомбы
источник: Bernard Millot «Deux constructeurs américains pour un seul client: le Japon… VOUGHT V-141/143» «Le Fana de l’Aviation» 1979-01 (110), стр.34-37