Старая версия, не точная. Исправленная тут — Что если увеличить число кораблей в РИФ перед РЯВ? 2.0
Широко распространено убеждение, что все стапеля в конце XIX-начале ХХ века были в России загружены, и увеличить число кораблей в Российском Императорском флоте не было никакой возможности, кроме закупки кораблей за рубежом.
Чтобы проверить, так ли это, я собрал сведения по 71 кораблю и судну, строившемуся на Балтике в указанный период. Ранее уже была подобная публикация https://alternathistory.ru/chto-sluchilos-v-1895-i-1900/ , но там было учтено не так много кораблей, зато в списки были включены «лишние» корабли: иностранного производства и корабли черноморских верфей. Кроме того, срок строительства указывался с точностью до года, а это вело к накладкам, неоправданно увеличивающим число одновременно строящихся кораблей, а значит и ожидания о способностях верфей.
В новой версии эти ошибки исправлены. Результаты можете видеть наглядно на графиках, на которых учтено суммарное число кораблей, находящихся на стапелях, и их суммарное проектное водоизмещение.
Загрузка стапелей на Балтике с 1865 по 1907г, в штуках и в тоннах.
И судя по ним, технические резервы для строительства более многочисленного флота в стране были, в частности, в 1895г пол года все стапели суммарно были загружены постройкой всего трех кораблей суммарным ВИ в 7800т, а другие пол года — строительством четырех кораблей суммарным ВИ в 30 тыс.т, в то время как максимальная загрузка стапелей была на уровне восемь кораблей на 66 тыс. т., это в 1898г так загрузились, когда в постройке одновременно находились Ослябя, Победа, Громобой, Паллада, Диана, Аврора, Амур и Енисей.
А потом всех их на воду спустили, и к концу 1899г. видим всего два корабля на стапелях, суммарным ВИ в 20 тыс. т.: Победа и Аврора достраивались.
А потом, определившись с кораблями новых типов, летом 1900г началось строительство «бородинцев», а к концу года и «Витязя», который сгорел и вместо которого стали строить «Олега», а потом подтянулись «камушки», а потом все это со стапелей спустили, и только потом началась война.
Ситуация была, как видите, далека от максимальной загрузки, эллинги частенько простаивали, или же в эллингах для броненосцев строились такие «могучие» корабли, как Храбрый и Верный.
Маленько утрирую, конечно ? канлодка Храбрый строилась в малом каменном эллинге Нового Адмиралтейства, где и ББО Сенявин, а на каком из стапелей Балтийского завода строилось учебное судно Верный — не нашел информации.
Максимальные значения показывают максимум крупных кораблей, которые в принципе способна была страна одновременно строить на стапелях: 7-8 штук.
Обязательный раздел: недостатки графиков. На них учитывается только техническая способность, т.е., наличие свободных стапелей, про наличие финансов не сказано ни слова, про наличие рабочих рук тоже, про возможности смежных предприятий — тоже, кроме того, миноносцы я не учитывал совсем, и еще, кажется, какой-то стапель был долгое время занят строительством дирижабля Огнеслава Костровича. Ну и, возможно, опечатки какие-то вкрались, если уважаемые коллеги найдут их, я буду очень благодарен. Прикладываю файл.. Впрочем нет. Приложить экселевский файл, в котором свел всю инфу, я не смог, т.к. мне сайт почему-то запретил это делать. Странно, раньше получалось.
Ну и общий вывод, какой мне видится в данной ситуации: Россия строила для своего флота столько кораблей, сколько считала нужным, паузы в кораблестроении вызваны или раздумьями, какой именно флот строить, как в 1894 и в 1900г, или завершением очередного цикла кораблестроительных программ, т.е. построили все, что хотели, как в 1903г. Ежели альтернативщик пожелает, «нарисовать» новое строительство вполне можно, не задействованные мощности есть, и они допускают строительство от полудюжины до дюжины дополнительных больших кораблей, стапели, по многу месяцев в РеИ простаивавшие, есть. Например, 35 месяцев простаивал Новый каменный эллинг Балтийского завода, с 1895.06 по 1898.04.
Другой вопрос — на какие деньги эти доп.корабли строить, и нужно ли оно вообще, не ответит ли на это, например, Британия, например, продажей японцам «свифтрюшров» или чем-нибудь подобным. Лично мне кажется, что «больших килей» в РИФ было вполне достаточно, не хватало только кораблей малых — крейсеров типа «Новик» и эсминцев. Ну и само устройство этих кораблей — заклепочками их, заклепочками, как мы любим.
Второй вывод, какой мне видится: иллюзий о реальном сроке начала войны из кораблестроителей мало кто питал, весь флот спустили на воду к 1902-03 годах, на стапеле остался торчать только Хивинец. Торопились, спешили, но и японцы видели нашу спешку, в ту эпоху с секретностью большой бардак был, никто особо не скрывал ничего — святая простота, причем везде по планете. В открытой печати публиковали чертежи строящихся боевых кораблей, на которых виден каждый гвоздь! Ну и вот потому японцы напали раньше, чем были готовы сами — Ниссин и Кассуга в момент начала войны еще только шли к ним, ряд других крейсеров еще только достраивались (Цусима, Отова, Цзиюань). А им и плевать, они поймали момент, когда их флот в том океане оказался сильнее нашего, и вот напали. Все как завещал Лао Цзы.
Кстати, подобное повторилось в 1941г — японцы напали на США, когда еще не были достроены сильнейшие из их кораблей, Ямато и Мусаси.
UPD
Раз уж эксель не прицепливается, выложил список в текстовом виде, вот сюда https://alternathistory.ru/uvelichit-chislo-korablej-v-rif-pered-ryav/#comment-894233 — там собранная информация, и попытки свести ее в таблицы.
Формат дат, чтобы эксель нормально их сравнивал — больше, меньше, не путаясь при переходе через 1900г, пришлось сделать таким — год,месяцдата, то есть 30 апреля 1899г будет записано как 1899,043