УТС ТАМ-79 «Зарнашо» (Филин) и легкий истребитель ТАМ-79/83 «Марджани» (Чеглок) в МГК
В 1972 году компания "Тбил Авиа Мшени" приступила к проектированию перспективного учебно-тренировочного самолета,
имевшего дозвуковую скорость полета и получившего рабочее обозначение TAMS-72. Окончательно тактико-технические
требования к перспективному самолету были утверждены в январе 1974 года, причем уже предусматривалось, что он будет
использоваться не только для подготовки летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.
2 марта 1977 года был выдан первый контракт на поставку 37 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не строились,
а первый серийный самолет, TAM-79 Zarnasho (Филин), поднялся в воздух 21 августа 1978 года.
Новый учебно-боевой самолет (УБС) представлял собой двухместный моноплан с низкорасположенным трапециевидным крылом, с
однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси с передней стойкой.
В качестве силовой установки был выбран один турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 тягой
23,13 кН. Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалась катапультными креслами модели Martin-Baker
Mk 10В класса "0-0". Расположение членов экипажа — по схеме тандем: впереди — курсант, за ним, несколько выше, — инструктор.
В интегральном крыльевом топливном баке размещалось 720 л топлива. В центральной части фюзеляжа располагается второй
топливный бак емкостью 780 л, а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.
ТАМ-79 начал поступать на вооружение грузинских ВВС в марте 1980 года, Поставки по первому контракту были завершены в
конце 1982 года, было поставлено 38 самолетов
ТАМ-79 ВВС Грузии, пилотажная группа АРТИВЕБИ (Орлы)
ТАМ-79 ВВС Гватемалы
ТАМ-79 ВВС Гондураса
ТАМ-79 ВВС Уругвая
ТАМ-79 ВВС Эфиопии
Модификация TAM-79 Zarnasho
Размах крыла, м 7,3
Длина самолета,м 10.1
Масса, кг
пустого самолета 3400
нормальная взлетная 4800
максимальная взлетная 5700
Тип двигателя 1 ТРДФ Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 23.13
Максимальная скорость, км/ч 1060
Крейсерская скорость, км/ч 970
Практическая дальность, км 2400
Боевой радиус действия, км 1000
Практический потолок, м 15000
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка — 1360 кг на 3 узлах подвески:
контейнеры с пулеметами, ПУ НУР, легкие бомбы,
В январе 1981 года Министерство обороны заключило контракт на разработку одноместного легкого истребителя-
бомбардировщика, на базе учебно-тренировочного самолета
Первый предсерийный ТАМ-79/83 Mardjani (Чеглок) с БРЛС, установленной в носовой части, поднялся в воздух
13 февраля 1983 года.
Самолет предназначен для непосредственной поддержки наземных войск, ведения воздушного боя на малых и
средних дистанциях и воздушной разведки.
ТАМ-79/83 Mardjani разработан на основе двухместного УТС TAM-79 Zarnasho конструктивно повторяет аналог.
Основные его отличия состоят в использовании новой носовой части фюзеляжа с одноместной кабиной и отсеком
радиоэлектронного оборудования.
В комплект радиоэлектронного оборудования входят: ИНС, ИЛС, ЭВМ управления вооружением, система опознавания,
станция предупреждения о радиолокационном облучении. Для обеспечения действий в сложных метеорологических
условиях и ночью самолет оборудован многофункциональной РЛС и лазерным дальномером.
На четырех подкрыльных узлах подвески может размещаться внешняя нагрузка общей массой 2,8 т. Кроме того на
законцовках крыльев появилась возможность установки УР класса "воздух-воздух" малой дальности AIM-9 "Сайдуиндер".
За счет ликвидации кабины инструктора и изменения носовой части появилась возможность установки наружного блока
с одной пушкой "Аден" калибра 30 мм.
Так же вооружение самолета может включать бомбы, УР класса "воздух-поверхность" с лазерной ГСН. Кроме того, могут
использоваться подвесные топливные баки емкостью по 860 л и контейнеры с разведывательной аппаратурой и средствами РЭБ.
Всего в 1984-86 г. на вооружение было поставлено 63 самолетов ТАМ-79/83 Mardjani
Модификация TAM-79/83 Mardjani
Размах крыла, м 7,3
Длина самолета,м 10.1
Масса, кг
пустого самолета 3560
нормальная взлетная 7100
максимальная взлетная 8600
Тип двигателя 1 ТРДД Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.151-01/02
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 23.13
Максимальная скорость, км/ч 1060
Крейсерская скорость, км/ч 970
Практическая дальность, км 2400
Боевой радиус действия, км 1000
Практический потолок, м 15500
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка — 2800 кг на 7 узлах подвески:
1 контейнер с 30-мм пушкой Aden
ПУ НУР, бомбы, УР
Модификация TAM-79М Zarnasho
Размах крыла, м 7,3
Длина самолета,м 10.1
Масса, кг
пустого самолета 3400
нормальная взлетная 4800
максимальная взлетная 5700
Тип двигателя 1 ТРД Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.951
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 28.9
Максимальная скорость, км/ч 1090
Крейсерская скорость, км/ч 985
Практическая дальность, км 2400
Боевой радиус действия, км 1000
Практический потолок, м 15000
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка — 1360 кг на 3 узлах подвески:
контейнеры с пулеметами, ПУ НУР, легкие бомбы,
Модификация TAM-79/83М Mardjani
Размах крыла, м 7,3
Длина самолета,м 10.1
Масса, кг
пустого самолета 3560
нормальная взлетная 7100
максимальная взлетная 8600
Тип двигателя 1 ТРД Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk.951
Тяга, кН
нефорсированная 1 х 28.9
Максимальная скорость, км/ч 1090
Крейсерская скорость, км/ч 985
Практическая дальность, км 2400
Боевой радиус действия, км 1000
Практический потолок, м 15500
Экипаж, чел 2
Вооружение: Боевая нагрузка — 2800 кг на 7 узлах подвески:
1 контейнер с 30-мм пушкой Aden
ПУ НУР, бомбы, УР
Самолет поставлялся на экспорт и кроме 239 ед для ВВС Грузии в 1982-2012 г.г. было произведено еще 186 ед для других
пользователей.