УТС ТАМ-05/08 «Бу» (Сова) и легкий истребитель ТАМ-05/11 «Бутхуз» (Пузанчик) в МГК
У фирмы ТбилАвиаМшени (ТАМ) был опыт удачной разработки учебного самолета ТАМ 79 Зарнашо (Филин) и легкого дозвукового истребителя на его базе ТАМ 79/83 Марджани (Чеглок), однако модернизационный ресурс этого самолета со временем был исчерпан.
Новые истребители поколения 4+ стоили недешёво, и решено было пойти путем, аналогичным концептуальному развитию идеи легкого истребителя. Впрочем, как и с Northrop F-5, например, который был результатом развития учебного Т-38.
В 1992 году командование ВВС Республики Корея (РК) пришло к выводу о необходимости разработки учебно-тренировочного и легкого боевого самолетов. После того как это решение одобрило правительство, началась реализация программы, получившей название КТХ-2 (Korean Trainer, experimental, корейский экспериментальный учебный самолет).
Эскизный проект новой машины был разработан при участии американской авиастроительной корпорации «Локхид-Мартин» и первоначально представлял собой высокоплан с двойным хвостовым оперением. К середине 1995 года рабочий облик самолета обрел новые очертания, и в сентябре 1997-го между компаниями «Самсунг» и «Локхид-Мартин» было подписано соглашение о дальнейшей разработке самолета.
В августе 1998 после проведения ряда переговоров как на государственном, так и на уровне фирм, к участию в программе разработки самолета присоединились фирма ТАМ и правительство Грузии.
Финансирование программы осуществлялось при участии правительства РК (40 проц.), правительства Грузии (30 проц.), совместного предприятия «Самсунг» – «КАИ» (10 проц.), фирмы ТАМ (10 проц.), и концерна «Локхид-Мартин» (10 проц.).
В июле 1999 года был утвержден предварительный облик самолета, и к декабрю того же года проведено 4800 ч продувок в аэродинамической трубе. Решение об окончательном дизайне было принято в августе 2000 года, в начале которого проект КТХ-2 получил индексы Т-50 и А-50.
Первый опытный образец был собран в январе 2001 года, а первый полет он совершил в августе 2002-го. В феврале следующего года был выполнен первый полет на сверхзвуковой скорости (М=1,05 на высоте 12 200 м), в апреле в ходе 100-го испытательного полета была достигнута скорость М=1,2. Третий и четвертый опытные образцы под обозначением А-50, оснащенные пушечным вооружением и бортовой РЛС, были включены во вторую фазу программы испытаний соответственно в июле и августе.
В июле 2003 года завершились заводские испытания (105 полетов), после чего программа вступила в фазу войсковых испытаний, которая была завершена в августе 2005 года. Наземные статические испытания начались в январе 2002 года и закончились в августе 2003-го, к концу которого суммарный налет четырех опытных образцов составил 235 ч в 241 вылете. В октябре того же года начались наземные испытания пушечного вооружения. Стендовые исследования на усталость конструкции (300 ч) проводились с июля 2002-го по июнь 2004 года. 80 полетов на испытание РЛС APG-67(V)4 были выполнены с декабря 2003-го до середины 2004 года. В 2004 году были также проведены следующие этапы испытаний и исследований:
- Март. Запуск двигателя в воздухе. Полеты с подвеской средств поражения.
- Июнь-июль. Полеты на предельных углах атаки.
- Октябрь. Применение подвесных средств поражения.
- Декабрь. Полеты на максимальной приборной скорости и числе М1,5, а также с максимальной нормальной аэродинамической перегрузкой. Климатические исследования, в том числе в условиях обледенения.
С октября 2004-го по январь 2005 года – десять испытательных полетов на применение пушечного вооружения, в том числе на сверхзвуковых скоростях.
К середине марта 2005 года программа основных летных испытаний была выполнена на 70 проц. (800 полетов), а завершена в мае того же года (1146 полетов).
В июле 2005 г. один из опытных образцов и техническая документация была передана на фирму ТАМ для освоения в производстве. Первоначально работы велись по освоению учебной модификации, получившей в Грузии название ТАМ 05, после проведения рада испытаний и подготовительных работ в 2008 г. началось производство УТС под наименованием ТАМ 05/08 «БУ» (Сова), всего в 2009-2010 гг. было произведено 25 ед.
Параллельно в Грузии велась разработка чисто боевого самолета. Самолет, получивший название ТАМ 05/11 «Бутхуз» (Пузанчик), стал одноместным и был оснащен импульсно-доплеровским радаром EL/M-2032, системой предупреждения об облучении и приборами ночного видения. Он может нести боевую нагрузку массой до 3,8 тонны. В состав номенклатуры вооружений самолета входят управляемые и неуправляемые ракеты, свободнопадающие и корректируемые бомбы, также вооружен 20-миллиметровой пушкой.
Производство легкого истребителя началось в 2011 г., к осени 2016 г. было поставлено 85 ед.
Модификация | TAМ-05/11 |
Размах крыла, м | 9.11 |
Длина самолета, м | 13.13 |
Высота самолета, м | 4.90 |
Площадь крыла, м2 | 26.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета | 6441 |
нормальная взлетная | 8890 |
максимальная взлетная | 11 975 |
Тип двигателя | 1 ТРД General Electric F404-GE-402 |
Тяга, кН | 1×78.7 |
Максимальная скорость, км/ч | 1650 |
Крейсерская скорость, км/ч | 986 |
Практическая дальность, км | 2400 |
Боевой радиус действия, км | 1000 |
Практический потолок, м | 14 630 |
Макс. эксплуатационная перегрузка | 8 |
Экипаж, чел | 1 |
Вооружение: | одна 20-мм пушка |