Упущенный шанс кайзера. Штурмовой танк Oberschlesien
Несмотря на провал летнего наступления во Франции немецкое Главное Командование не отчаивалось и продолжала поиски путей стабилизации фронта не только за счет переброски пехотных частей, но и поставки новой техники. К 1918 году боевые действия выявили огромное количество недостатков немецкого тяжёлого танка A7V. В целях найти «тяжёлой походной кухне» замену, Военное министерство Германии объявило конкурс на новый проект танка. Итогом этого конкурса стало появление в течение 1918 года большого количества различных проектов танков, причём как тяжёлых, так и лёгких. Из всех проектов «тяжёлых штурмовых танков», представленных на рассмотрение Военного министерства, наибольший интерес вызвала разработка фирмы Oberschlesishe Huttenwerke (Верхнесилезский сталелитейный завод).
В отличии от других немецких танков , проекты которых удалось довести до реализации, инженеры Oberschlesishe Huttenwerke выбрали такой вариант размещения основных узлов танка , который обеспечивал был оптимальное сочетание таких показателей, как огневая мощь, подвижность и защищенность. В результате корпус был скомпонован следующим образом.
Рис. 1 Внутреннее устройство штурмового танка «Oberschlesien». 1918 год
В носовой части находилось отделение управления, где размещалось место механика-водителя, над головой которого установили цилиндрическую рубку со смотровыми щелями. Перед ним, в верхнем лобовом листе, был сделан большой двухстворчатый люк, предназначенный для высадки и посадки экипажа. Средняя часть корпуса была полностью отведения под боевой отсек, выполненный по двухярусной схеме. На первом ярусе находилась большая надстройка, которая одновременно являлась подбашенной коробкой для верхней башни и закрывала задние стенки двух нижних башен, установленных вдоль продольной оси корпуса. В малых башнях устанавливалось по одному 7,92-мм пулемету Schwarzloze MG08. Главная двухместная башня оснащалась 57-мм капонирной пушкой и небольшой командирской башенкой, находившей на её крыше. Таким образом, полный экипаж танка состоял из 5 человек: механик-водитель, два пулеметчика, командир и артиллерист. Боекомплект к пушке составил 50 выстрелов, к пулеметам – 8000 патронов.
Рис. 2 Компоновка штурмового танка «Oberschlesien»
В кормовой части располагался бензиновый двигатель Argus AS3 мощностью 180 л.с., трансмиссия, топливный бак на 1000 литров, а также системы охлаждения и смазки. Бронирование штурмового танка «Oberschlesien» трудно было назвать мощным – лобовая часть корпуса защищалась 14 мм бронёй, борта и корма – 10 мм. Тем не менее, этого вполне хватало для защиты от пуль любого калибра и поражения мелкими осколками.
Но особо оригинальной получилась ходовая часть. Применительно на один борт она включала четыре четырехкатковые тележки с жесткой подвеской, направляющие (они же – натяжные) колеса располагались спереди и сзади, а ведущее колесо разместили в средней части корпуса. Оно было спицованным, имело несколько меньший диаметр относительно ленивцев и располагалось несколько выше их. Все открытые элементы ходовой части полностью бронировались. Такой технической ход позволил не только улучшить проходимость по местности, но и защищенность шасси в целом.
Расчетная масса «Oberschlesien» первого проекта составляла 19-20 тонн, что теоретически позволяло получить максимальную скорость до 16 км/ч при движении по дорогам с твердым покрытием. Кроме того, ожидалась хорошая маневренность машины.
Столь многообещающий проект справедливо привлек внимание Ставки, и утверждение проекта, вероятнее всего, состоялось в июне-июле 1918 года, однако на подготовку рабочих чертежей и постройку столь необычной по тем временам машины потребовалось бы много времени. Тогда в октябре фирма Oberschlesishe Huttenwerke подготовила упрощенный проект, получивший название «Oberschlesien II». Его отличие от первой модели заключалось в использовании в качестве основы шасси готовое шасси типа «Holt-Caterpillar». Какая именно модификация была выбрана для доработок под танковое шасси пока не ясно, но довести эту работу до логического завершения немецкие инженеры не смогли – 11 ноября 1918 года Германия подписала перемирие с странами Антанты. Проектирование танков фирмы Oberschlesishe Huttenwerke было прекращено, так что ни одного опытного образца собрать не удалось. До нашего времени сохранились только копии эскизов.
Несмотря на то, что работы по танку «Oberschlesien» так и не вышли из стадии проектирования, он представляет собой важную веху в мировой истории танкостроения. Причиной этого в первую очередь является применение разработчиками ряда конструктивных решений, ставших впоследствии классическими. В частности, конструкторы «Oberschlesishe Huttenwerke» впервые для тяжелого танка предложили установление вооружения исключительно в башнях, а многобашенная схема, впервые предложенная на этом танке, активно использовалась по всему миру в 1930-х годах.
Рис. 3 Реконструкция штурмового танка «Oberschlesien»
Также хочется сказать, что в годы первой мировой войны Германия, хоть и была наименее удачливой и последней в списке по производству танков, но смогла извлечь из опыта войны более ценные и глубокие выводы в отношении танков и противотанковой обороны, впрочем, так часто бывает с проигравшей стороной. Наибольшую службу немцам сослужил тактический опыт, который свидетельствовал об основных принципах применения танков и их боевой роли.
ПРОЕКТНЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ШТУРМОВОГО ТАНКА «Oberschlesien» образца 1918 г.
БОЕВАЯ МАССА, кг |
19000 |
ЭКИПАЖ, чел. |
5 |
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм |
|
Длина |
6200 |
Ширина |
2340 |
Высота |
2965 |
Клиренс |
600 |
ВООРУЖЕНИЕ |
|
Пушки |
1х57-мм Максима-Норденфельдта, 50снарядов |
Пулеметы |
2х7,92-мм MG08, 8000 патронов |
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ |
оптические прицелы |
БРОНИРОВАНИЕ, мм |
|
Башня |
10 |
Лоб корпуса |
14 |
Борт корпуса |
10 |
Корма корпуса |
10 |
Крыша |
10 |
ДВИГАТЕЛЬ |
|
Тип двигателя |
авиационный карбюраторный |
Модель двигателя |
AS3 «Аргус», бензиновый, жидкостного охлаждения, мощностью 180 л.с.при 1400 об/мин. |
Удельная мощность, л.с./т |
9 |
Ёмкость топливного бака, л |
1000 |
ТРАНСМИССИЯ И ХОДОВАЯ ЧАСТЬ |
|
Трансмиссия |
механическая |
Механизм поворота |
выключением или торможением гусеницы |
Ходовая часть (на один борт) |
гусеничная, 16 опорных катков собранных в 4 тележки, переднее и заднее направляющие колёса, с центральным расположением ведущего колеса |
Тип подвески |
блокированная, на винтовых пружинах |
Тип зацепления |
зубовое |
Подвижность |
|
Максимальная скорость, км/ч |
16 |
Средняя скорость, км/ч |
10 |
Запас хода, км |
60 — 100 |
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ |
|
Угол подъёма, град. |
н/д |
Ширина рва, м |
не менее 2,50 |
Глубина брода, м |
н/д |
СРЕДСТВА СВЯЗИ |
отсутствовали |
список источников:
- Федосеев С. Л. Танки Первой мировой войны. Иллюстрированная энциклопедия.
- http://world-war.moy.su/news/tjazhelyj_tank_sturmpanzerwagen_oberschlesien/2009-12-28-107,
- http://pro-tank.ru/germany-tanks-first-world-war/624-tanki-lk-3-oberschlesien,
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Sturmpanzerwagen_«Oberschlesien»,
- http://www.aviarmor.net/TWW2/tanks/germany/oberschleisen.htm.