Предыдущие части цикла статей о державе Сельджуков
Сельджукиды подчиняли своей власти разные земли путем завоеваний. Однако по существовавшей на Востоке традиции, подтвержденной исламским законом, все подданные, независимо от происхождения, были равны перед властью.
Султаны сражались с враждебными им правителями, но не с их подданными, которые после свержения прежнего властителя присягали на верность султану.
Объединение богатейших и наиболее культурно развитых областей исламского мира под властью Сельджукидов означало прекращение прежних изнурительных раздоров между владетелями разных мусульманских областей. Внутреннее успокоение способствовало развитию хозяйства и новому культурному прогрессу мусульманского Востока. Развивались образование и наука.
Но после смерти Мелик-шаха, последовавшей в 1092 г., сама Сельджукская империя погрузилась в долгую череду междоусобных войн, которые продолжались более ста лет. То и дело начинали сражаться за право воссесть на трон разные представители рода Сельджукидов, восставали наместники провинций, сами желавшие быть султанами, а границы государства подвергались нашествиями врагов.
Византийская империя предпринимала попытки возвратить отобранные у нее сельджуками земли в Малой Азии, в начале XII в. пришедшие из Европы крестоносцы отвоевали у Сельджукского государства восточное побережье Средиземного моря, на востоке территории сельджуков атаковали новые возникшие в Центральной Азии державы кочевников – сначала каракитаев, а затем монголов.
В глубине державы в труднодоступных горных крепостях укрывались отряды вооруженной религиозно-политической оппозиции шиитов-низаритов – ассасины, считавшие власть султанов – ортодоксальных мусульман, незаконной и совершавшие набеги на сельджукские гарнизоны, убивавшие государственных должностных лиц.
Сельджукская империя, как и все державы того времени, была организована по феодальному принципу: наместник каждой провинции был в ней по сути собственным султаном, имевшим свои войска (хотя и обязанный защищать с ними общие интересы империи), самостоятельно собиравшим подати, и уже затем часть собранных налогов отдававшим в казну верховного правителя, самостоятельно решавшим большинство вопросов местного управления.
Наместник правил, в свою очередь опираясь на имевшую в своих уделах большое влияние местную знать. Поэтому «местечковые князья» часто желали либо отделить свои провинции от империи и стать в них полностью независимыми правителями, либо еще больше расширить свою власть и занять султанский трон. В конце концов после долгих усобиц это привело к распаду Сельджукской империи на несколько независимых султанатов. К концу XII в. все они, кроме Конийского султаната в Малой Азии, также распались на более мелкие государства или были поглощены соседними державами, правящие ветви Сельджукидов в них пресеклись.
Конийский султанат, которому угрожала опасность от пытавшейся вернуть малоазиатские земли Византии и наступавших на мусульманский Восток крестоносцев, оказался более консолидированным. Он просуществовал до 1307 г. Арабы и персы называли его Румским, то есть, Римским, потому что его территория до сельджукских завоеваний принадлежала Византийской империи. В европейскую историографию он вошел под названием Конийского, так как с 1096 г. главная резиденция его правителей находилась в городе Конья (бывший греческий Иконий).
Конийский султанат охватывал бóльшую часть Малой Азии (Анатолии), тяготея к ее центру. Крайний запад Малой Азии оставался в руках Византии, на востоке султанат граничил с другими мусульманскими государствами и Киликийской Арменией.
Конийский султанат располагался на той самой территории, где огузский язык стал активно использоваться среди принявшего ислам исконного населения, то есть, где начал складываться турецкий этнос.
В течение XIII в. Конийский султанат продолжал страдать от внутренних усобиц и придворной борьбы, хотя необходимость давать отпор внешним врагам удерживала его вассальных правителей от сепаратизма.
С 40-х гг. столетия он стал подвергаться систематическим опустошительным вторжениям со стороны активно завоевывавшей земли мусульманского Востока Монгольской империи. Султаны были вынуждены признать вассальное подданство от монгольского хана, сначала довольно номинальное, но затем становившееся все более ощутимым. Во второй половине XIII в. монгольские наместники уже в ультимативной форме стали вмешиваться во внутренние конфликты султаната, стремясь посадить на трон наиболее покорных им представителей правящей династии. Одновременно султанат продолжал отражать попытки византийцев взять реванш.
В первой половине XIII в. султан Ала ад-Дин Кей-Кубад с целью укрепления западных границ разрешил пришедшей из Средней Азии небольшой ветви кочевого туркменского племени кайы поселиться на землях недалеко от современного турецкого города Эскишехир – у византийских рубежей. Предводитель пришедшей группы туркмен по-имени Эртогрул получил эти земли как удж – феодальное владение на приграничной территории, условием предоставления которого было постоянное несение войском его обладателя пограничной службы (что-то вроде европейской марки). Как гласит предание, кайы сами спасались от монгольских притеснений, и султан принял их в своих владениях за то, что они помогли ему выиграть битву с монголами.
В 1307 г. Конийский султанат – последняя держава, управляемая династией Сельджукидов, распался на ряд независимых относительно небольших феодальных владений – бейликов (от «бей», т.е., «знатный, богатый», как тюрки-огузы называли вассалов султана).
Самостоятельным бейликом стал и удж на северо-востоке Анатолии, пожалованный Ала ад-Дином кайы Эртогрула. К тому времени им правил сын Эртогрула Осман, его центром был небольшой город Сёгют (под властью Византии называвшийся Февасий).
Монголы, заключившие с Византийской империей союзный договор, признали права византийских императоров на территорию бейлика кайы, поэтому не совершали на него походов. У самой Византии же, все больше погружавшейся в политический упадок, сил вернуть эти земли под свою власть уже не было. Так небольшой поначалу бейлик мог в относительном спокойствии развиваться и набирать силу.
Поначалу бейлик Османа управлялся во многом по традиционным принципам кочевых туркмен: бея избирал совет старейшин, возглавлявших населявшие владение туркменские роды. Бей командовал войском и выполнял верховные административные функции, тогда как основную внутреннюю политику вершили старейшины и чиновники. Государственное устройство бейлика кайы, прежде являвшегося глухой окраиной Конийского султаната, тоже было гораздо проще, чем в бейликах Центральной Анатолии. Долгое время в нем даже не существовало налогообложения подданных, и это очень способствовало дальнейшему расширению его территории: население и других бывших сельджукских владений, и византийских территорий было само радо вступать в подданство наследников Эртогрула, даже если те завоевывали его земли силой. Осман присоединял к своим владениям новые земли, захватывая еще остававшиеся под контролем Византии области Малой Азии. Война велась им под идеей распространения исламского закона, таким образом, исключая традиционные для потомков степных кочевников разорительные грабежи мирного населения. Неудивительно, что византийские греки воспринимали его власть лучше власти облагавших их тяжелыми налогами императорских наместников, а затем под влиянием приходивших на завоеванные земли проповедников переходили в ислам. Византия, с трудом поддерживавшая у себя внутренний порядок, была не в состоянии оказать эффективного сопротивления набиравшему силу поначалу небольшому мусульманскому государству. Новыми присоединенными областями Осман назначал управлять членов своей семьи и родственников.
Расширение территории государства требовало усложнения системы его управления. При этом Осман ориентировался не на иранские, как было принято в Сельджукском государстве, а на византийские образцы, поскольку тогда административные порядки на присоединенных землях не требовали глубокого реформирования. При Османе в бейлике началась чеканка собственных денег. Содержание постоянного войска и широкого штата чиновников требовало затрат из казны бейлика, в связи с чем Осман в конце концов ввел определенные налоги и пошлины, однако они были гораздо меньше византийских. Правление Османа особенно поддерживали городские ремесленники и торговцы, составлявшие производственные объединения – ахи.
После смерти Османа в 1324 г. старейшины кайы избрали правителем бейлика его сына Орхана. Орхан продолжил завоевательную политику отца. Им был завоеван крупный византийский город Бурса, куда он перенес столицу молодого государства. Также армия Орхана отвоевала у византийцев города Никею и Никомидию. Орхан создал регулярное войско вместо традиционного туркменского родового ополчения, а также для большей эффективности боевых действий учредил пехотный корпус (прежде туркмены сражались только конными, что затрудняло штурм неприятельских укреплений, удержание захваченных позиций при сильном натиске врага). По знамена Орхана стекались воины из других бейликов, желавшие сражаться с Византией. В битве у Пелеканона в начале лета 1329 г. в плен Орхану едва не попал сам византийский император Андроник III. В 40-е гг. XIV в. уже сама византийская знать стала призывать Орхана на помощь против своих врагов. Оказав военную поддержку, Орхан способствовал возведению на византийский трон императора Иоанна VI и женился на его дочери Феодоре. Византия окончательно была вытеснена из Малой Азии, где установилось полное турецкое господство. Только на западном малоазиатском побережье оставались города, которыми владели генуэзцы: ранее они были отданы генуэзской знати византийскими правителями. В 1353 г. войско, ведомое сыном Орхана Сулейманом, переправилось через пролив Дарданеллы и заняло Галлипольский полуостров, ставший первым турецким владением в Европе. Даже сельджукской армии не удавалось преодолеть проливы Мраморного моря. Позже воины Орхана расширили европейские владения бейлика, заняв с Галлипольского полуострова часть Фракии – области между Балканским полуостровом и Константинополем.
В 50-е гг. XIV в. Орхан воевал с другим сильным бейликом в Центральной Анатолии – государством потомков Эретны – полководца монгольской династии Хулагуидов, имевшего тюркское происхождение. У Эретнидов Орхан отвоевал город Анкару. В 1357 г. генуэзцам города Фокея удалось похитить младшего сына Орхана Халила, которого они освободили за большой выкуп, уплаченный тестем Орхана императором Иоанном VI. В обмен Орхан подписал договор, согласно которому его государство прекращало всякую вражду с Византией. Некоторые историки считают, что похищение Халила было нарочно инициировано византийцами, чтобы больше обезопасить свои владения от экспансии Орхана.
Итогом правления Орхана, умершего в 1362 г., стало превращение весьма скромного бейлика – бывшего ленного владения туркмен кайы, в сильное, политически активное государство, охватившее своей территорией всю северо-западную четверть Малой Азии. По имени первого его независимого правителя – сына Эртогрула Османа, оно стало устойчиво называться Османским. После окончательного развала сельджукской державности на территориях, казалось бы, бесповоротно погрузившихся в разобщенность и упадок вновь воссоздавалось мусульманское могущество. И все же тогда еще никто не мог предположить, что это государство не только заставит соперников снова уважать исламский мир, не только положит конец византийским надеждам на возвращение Малой Азии, и даже не только в итоге окончательно сокрушит державную наследницу Древнего Рима. В последующие десятки и сотни лет ему было суждено овладеть огромными территориями в Западной Азии, Европе (включая древнейшие политические и культурные центры континента), Северной Африке, активно освоить мореплавание и даже присоединить некоторые земли к югу от экватора. На века оно должно было стать одним из главных вершителей европейской и азиатской политики, своего рода культурным и экономическим «мостом» между Западом и Востоком. В годы его расцвета, до которых в период правления Османа и Орхана было еще довольно долго, мусульманский мир вновь вышел в авангард мировой политики, откуда отступил после распада Арабского Халифата. С XVI в. его правители были провозглашены халифами. Сама же эта держава, вошедшая в историографию под названием Османской империи, просуществовала вплоть до 20-х гг. XX в., то есть, практически до Новейшего Времени.
Источник: https://history-thema.com/upadok-gosudarstvennosti-seldzhukov-i-zarozhdenie-osmanskogo-gosudarstva/