Уменьшенный гигант. Экспериментальная летающая лодка FGP-227. Германия
Моделирование является старинным понятием. В те времена, когда компьютеров еще не существовало, наиболее распространенной практикой была постройка уменьшенной летающей модели еще виртуального большого самолета с целью проверки, стоит ли вообще строить разрабатываемую машину.
В 1940 году часть расположенного в Праге-Летняны (Praha-Letňany) центра летных испытаний была занята вновь образованной пражской компанией Flugtechnische Fertigungsgemeinschaft Prag (FGP). Данная компания в основном занималась проектированием и изготовлением планеров, но в конце 1942 года ею была построена летающая модель шестимоторного гидросамолета Blohm und Voss 238. Проект этой летающей лодки был разработан группой верфей из Бремена во время африканских побед Роммеля. Имперское министерство авиации (Reichsluftfahrtministerium – RLM) приняло проект, но потребовало постройки модели для оценки летных характеристик летающей лодки и гидродинамических качеств ее корпуса. Тот же метод перед Второй мировой войной был успешно применен французами, которые при создании летающей лодки Potez 161 разработали ее уменьшенный вариант Potez 160. Деревянную модель Blohm und Voss 238 было поручено построить компании FGP как хорошо знакомой с данным конструкционным материалом. Проект получил обозначение FGP-227.
FGP-227 представлял собой моноплан с высокорасположенный крылом и экипажем из двух человек (пилот и техник). Так же как и Blohm und Voss 238, эта летающая лодка оснащалась шестью двигателями. Это были небольшие двухцилиндровые инвертированные моторы компании ILO, развивавшие мощность 21 л.с. каждый и вращавшие трехлопастные деревянные винты, изменявшие свой шаг в зависимости от выбранного режима. Крыло самолета было сделано из дерева и покрывалось обшивкой из листов фанеры. На задние кромки консолей крыла были установлены элероны и убирающиеся подкрыльевые поплавки, в то время как вытянутая прямоугольная центральная часть крыла несла закрылки Фаулера.
Полумонококовый фюзеляж также имел обшивку из фанеры (фанера изготавливалась из бука). В передней части фюзеляжа была размещена кабина пилота. Во избежание попадания во время взлета воды хвостовое оперение самолета было приподнято. При постройке самолета использовался специальный клей Polistal, устойчивый к воде, бензину, маслам и кислотам. И, наконец, самолет был полностью покрыт специальным лаком, имевшим тот же состав, что и клей.
В системе управления для передачи управляющих воздействий на подвижные поверхности использовались дюралюминиевые трубы. Во время первых полетов использовалось съемное шасси, состоявшее из прикрепленных к специальной тележке десяти колес небольшого диаметра.
Топливо размещалось в крыле в десяти небольших деревянных баках. Сорок других баков были заполнены водой в качестве балласта. Однако после того как в предназначенной для техника второй кабине были установлены различные сервоприводы, самолет получил перегрузку в 250 кг, и эти сорок баков были удалены.
Строительство самолета должно было длиться один год, и летающая модель должна была быть поставлена не позднее конца 1943 года.
Согласно ряду чехословацких источников вследствие ряда причин, не связанных с началом производства Blohm und Voss 238, сроки постройки FGP-227 были увеличены. В конечном итоге RLM распорядилось прекратить ставшие уже бесполезными работы. Тем не менее, как и в случае с рядом самолетов компании Kauba, ряд энтузиастов решил «контрабандно» продолжить постройку FGP-227. Таким образом, в конце 1944 года в Праге-Летняны перед первыми попытками взлететь были проведены рулежечные испытания самолета.
Небольшой диаметр колес, несовместимых с неровной поверхностью аэродрома Летняны, сделал неудачными эти испытания. Затем самолет был разобран, загружен на вагон и по железной дороге был доставлен в Германию на расположенную в Травемюнде военно-морскую базу для проведения там всесторонних испытаний. Разгрузка самолета была поручена французским военнопленным. Думая, что это новое секретное оружие, они решили уничтожить его. Французские военнопленные повредили основные тросы крана, который должен был поднимать самолет. Упавшие с высоты пяти метров тросы своим весом сломали крыло летающей лодки: трос повредил закрылки, элероны и обшивку. Однако под руководством главного летчика-испытателя и командира базы повреждения были отремонтированы, и самолет был собран.
Перед Рождеством самолет был спущен на воду и провел испытания на глиссирование. Поведение самолета и устойчивость были нормальными, и на следующий день пилот попытался совершить первый полет. С адскими треском и пламенем шесть маленьких двигателей погнали самолет вперед и после разбега длиной 600 метров подняли машину в небо. Когда была достигнута высота 1000 метров, двигатели неожиданно обрезало, и пилот был вынужден посадить самолет на воду. Причина неисправности была быстро обнаружена (неправильный диаметр топливных труб) и устранена. После починки было выполнено несколько полетов. Однако это нельзя было назвать систематическими испытаниями, поскольку летающая лодка Blohm und Voss 238 еще не поднялась в воздух.
На дворе стоял сорок пятый год, и союзники наступали по всем направлениям. Затем случайно погиб пилот. Летные испытания Blohm und Voss 238 начались в апреле 1945 года, и полеты FGP-227 не смогли принести им никакой пользы. FGP-227 был обнаружен британцами в ангаре после захвата ими Травемюнде. Через несколько лет в Британии была создана летающая лодка Saunders-Roe SR.45 Princess. Его силуэт чем-то напоминал PGF-227. Некоторые в этом видели больше, чем случайное сходство. Впрочем, каждый имеет право на фантазию.
Экспериментальный самолет FGP-227 являлся выполненной в масштабе 1:4 моделью летающей лодки Blohm und Voss 238, имевшей размах крыла более 60 метров и длину более 43 метров
Схемы экспериментальной летающей лодки FGP-227
Испытания и настройка 21-сильных двигателей ILO. Так же как и Blohm und Voss 238, летающая лодка FGP-227 была оснащена шестью двигателями
Вариант окраски экспериментальной летающей лодки FGP-227 (рисунок выполнен Мирославом Балоусом)
На данном снимке хорошо показана хрупкость колес шасси, что было подтверждено в ходе начальных рулежечных испытаний
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Тип: FGP-227
Назначение: экспериментальная летающая лодка
Статус: экспериментальный
Экипаж: 2 человека
Силовая установка: шесть двухцилиндровых инвертированных двигателей ILO FL-2/4000, развивавших при 3000 об/мин мощность 21 л.с. каждый и вращавших трехлопастные деревянные винты изменяемого шага
Размеры:
размах крыла 15,25 м
длина 12 м
высота 3,55 м
площадь крыла 24,25 м²
относительное удлинение крыла 9,6
Вес:
пустого 1250 кг
взлетный 1840 кг
Летные характеристики:
практический потолок 2000 м
дальность полета 250 км
крейсерская скорость 200 км/ч
источник: OTTAKAR SAFFEK et PETR PLOCEK «UN GEANT EN RÉDUCTION» // Le Fana de l'Aviation 1999-11 (360)