Данный материал выкладывается на сайт из блога коллеги youroker-а на сайте warhead.su.
Содержание:
После окончания холодной войны моряки США оказались на распутье. Новые вызовы требовали кардинально пересмотреть подход к флоту. Одним из возможных вариантов была ставка на катера. О концепции флота катеров и её судьбе — в нашей статье.
Маленькое — не значит плохое
Важную роль катера играли ещё во Второй мировой, но всё же время их расцвета наступило с приходом ракетной эпохи. Теперь даже самый маленький кораблик, несущий на борту противокорабельную ракету (ПКР), мог быть угрозой для самого солидного противника.
Ставка на дешёвый и массовый флот катеров казалась очень привлекательной, но было одно «но». Малые корабли не обладали достаточной мореходностью. По обе стороны железного занавеса активно пытались решить эту проблему: проектировали катера на водных крыльях и воздушной подушке, катера противокорабельные, противолодочные и даже авианесущие. Немало внимания уделялось идее создать носитель катеров. Но все попытки были тщетны.
С окончанием холодной войны идею ждал неизбежный ренессанс. Океанское противостояние двух сверхдержав ушло в прошлое, новая реальность требовала прибрежных (литоральных) операций. И это было «самое то» для маленьких быстроходных кораблей.
Об идее использовать катера для самостоятельных операций у берегов противника американцы впервые заговорили в 1989 году в докладе Ship Operational Characteristics Study (SOCS). Во многом эта работа стала программной для флота США конца XX и начала XXI века. «Флот катеров» был одной из вспомогательных идей в этом докладе. Преимуществами такого подхода называли низкую стоимость кораблей и высокую скорость реакции.
На тот момент идея особой поддержки не нашла. Адмиралы, опьянённые победой над СССР, собирались создать флот будущего, настолько могущественный и технологически продвинутый, что никто не смог бы ему противостоять. В основу такого флота легли идеи корабля-арсенала и «стелс» кораблей программы SC-21 (Surface Combatant for the 21st century).
Но шло время, и мечты обращались в прах. Сначала погибла идея корабля-арсенала; позже стало ясно, что и SC-21 в полной мере реализовать не выйдет. Причиной, как обычно, были деньги. Бюджеты американских военных резали с каждым годом, и их начинало не хватать не то что на создание новых кораблей, но и на поддержку старых. И тут пришло время малого корабля.
К тому времени в мире главным противником США стали страны третьего мира и террористы. Гонять против них футуристичные эсминцы и крейсера было бы просто перебором. Уровень технологий на тот момент позволял создать универсальный корабль водоизмещением всего 500 тонн, способный решать значительный список задач — от разминирования и разведки до ведения боя с крупными кораблями в прибрежной зоне. Небольшой размер боевой единицы позволял установить несколько универсальных ячеек для ракет — этого вполне хватило бы для уничтожения отсталого флота противника. Важной особенностью корабля был высокий уровень незаметности, на уровне знаменитого Sea Shadow («Морская тень»). Это было полезно и для прямых столкновений, и для диверсионных операций. На борту катера размещалось несколько универсальных беспилотников, способных выполнять разведывательные функции, противолодочные и даже функции ДРЛО.
Уличный боец флота США
Главным сторонником этой идеи стал адмирал Артур Себровски. Концепция была привлекательна не только тем, что отлично подходила для прибрежных операций, но и своей стоимостью. Катера должны были заменить почти 30 процентов флота и стоить в десять раз меньше этой части. Сэкономленные деньги можно было потратить, например, на создание небольшого парка суперкораблей по программе SC-21. Именно тогда и решили, что катер (по-английски boat, по сути — «лодка») звучит как-то несолидно. Ну и что, что некоторые ракетные катера весят как маленькие слоны. Тут же будет благородный корвет! Сама же идея получила необычное название Streetfighter, «Уличный боец». Было ли это отсылкой к недавно вышедшему фильму, где в сюжете имелся «стелс»-катер, или в название вложили иной смысл — неясно.
В середине 90-х под руководством Себровски был проведён ряд штабных игр, в которых концепцию «Стритфайтер» сравнивали с существующей на тот момент композицией американского флота. Было отыграно три сценария. В первом морские силы восстановленной Российской империи пытались блокировать архипелаг Шпицберген с целью последующей оккупации. Флот из корветов американцы успели перебросить транспортными экранопланами прямо перед носом русской эскадры. Используя свою незаметность и современные ПКР, «Стритфайтер» спокойно потопили половину кораблей противника, включая флагман «Император Николай II» (бывший «Киров»).
Второй сценарий рассматривал блокаду побережья Китая международными силами. Тут корветы успешно боролись с китайскими малыми судами, пытающимися высадить диверсантов, чтобы нейтрализовать наземные противокорабельные комплексы.
Третий сценарий описывал контртеррористическую операцию у берегов Ливии. В ней «Стритфайтеры» сами занимались поддержкой спецназа, проникая сквозь береговую оборону террористической группировки. Во всех случаях применение корветов оказалось главной причиной победы там, где обычный флот бы сплоховал.
К началу нового тысячелетия идея нашла поддержку у влиятельной «авианосной мафии», которая видела в ней возможность перенаправить скудное финансирование на постройку новых суперавианосцев. Плюсом была и реализация концепции за пределами США — в конце 90-х в Норвегии и Швеции были заложены корабли «Скьёльд» и «Висби». Во многом они соответствовали идее «Уличного бойца», и адмирал Себрбовски даже выступал за закупку одного или двух подобных корветов для отработки нового подхода. Наконец, в 2001 году работы над перспективным океанским эсминцем, потомком программы SC-21, свернули и флот США полностью переориентировали на прибрежные операции.
Крах флота катеров
В этот момент концепция «Стритфайтер» столкнулась с первой проблемой. Многие морские офицеры указывали, что будущий универсальный литоральный корабль должен иметь водоизмещение не менее 2000 тонн, иначе ни о какой многозадачности и речи быть не может. Себровски и его сторонники выступали против этой идеи, утверждая, что при подобном водоизмещении не удастся сделать дешёвый и высокотехнологичный корабль. Найти компромисс не удалось, потому в новосозданной программе LCS (Littoral Combat Ship) решили столкнуть лбом обе идеи.
Крупные кораблестроители, вроде «Локхид», «Нортроп», «Рэйтеон», занялись проектированием кораблей побольше, водоизмещением от 1500 тонн. Параллельно рассматривался вариант закупки скандинавских кораблей «Скьёльд» или «Висби», полностью подходящих под концепцию Streetfighter. Вышедший же в отставку адмирал Себровски с группой молодых инженеров занялся работой над проектом «Си Лэнс». По сути, это был некий компромисс: корвет водоизмещением в 900 тонн — с одной стороны, всё ещё не слишком большой, с другой — максимально универсальный.
Sea Lance сохранял компактные размеры, высокий уровень незаметности, превосходную мобильность. В основу конструкции была положена модная тогда схема катамарана. Применялась и не менее модная модульность: на корвет можно было установить ячейки для ракет «Гарпун», ракеты ПВО, станцию управления и ангар для разведывательных дронов, кубрик для спецназа. Интересной идеей был буксируемый «прицеп». Если «Си Лэнс» предстояло столкнуться с серьёзным противником или вести долгую автономную кампанию, он мог взять с собой беспилотный модуль размером с самого себя. В нём помещался или огромный запас ракет, или целый набор различных беспилотников, от подводных разведчиков до ударных машин.
Несмотря на готовность к компромиссу, сторонники малого флота не смогли отстоять даже часть своих позиций. В 2003 году оптимальным водоизмещением для LCS признали 2500 тонн, тем самым полностью отбросив и «Си Лэнс», и скандинавские корветы. При этом для удешевления было рекомендовано отказаться от размещения на будущих литоральных кораблях противокорабельных ракет. Флот США считал, что в тех редких случаях, когда ему придётся противостоять полноценным кораблям, хватит авианосцев и заслуженных эсминцев «Арли Бёрк».
Ответом на возражения о том, что столь большие корабли не смогут эффективно контролировать прибрежное пространство, стал проект «Локхид» CHARC (Covert High-speed Attack and Reconnaissance Craft). Небольшой скоростной катер на подводных крыльях с вооружением от ударного вертолёта должен был базироваться на литоральных кораблях. Именно CHARC гонял бы всяческие утлые судёнышки террористов и повстанцев, в то время как головной корвет занимался бы более важными задачами. Стоит ли говорить, что денег на этот проект не нашлось и уже в 2004 году его закрыли.
В итоге идеи Артура Себровски и его единомышленников в США так и не были полноценно реализованы, хотя во многом адмирал был прав. Как и предсказывалось, литоральные корабли стали стоить слишком много для флота. Неудивительно, что на фоне кризиса текущей концепции LCS идеи о создании крупных катеров/малых корветов снова активно обсуждаются в среде морских офицеров. Снова звучат разговоры о закупке шведских кораблей или проектировании чего-то подобного своего. Но мир изменился, и перед флотом США вновь встала задача противостоять крупному океанскому флоту. Потому можно предположить, что идея флота катеров так и не будет реализована.
источник: https://warhead.su/2019/06/18/ulichnyy-boets-vms-ssha-ili-flot-katerov-dlya-gospodstva-na-planete