Учебный и сельскохозяйственный самолет У-8 «Конек-Горбунок». СССР

0

В декабре 1922 г. Совет Труда и Обороны Российской Республики утвердил трехлетнюю программу восстановления авиационной промышленности. Часть средств была выделена для работы бывшего самолетостроительного завода А. А. Анатра в Одессе. Это национализированное предприятие получило статус Государственных авиационных мастерских № 7 (ГАМ № 7). Конструкторскую работу в мастерских возглавлял летчик-испытатель завода Анатра — В. Н. Хиони. Используя старые заделы самолетов «Анаде» и «Анасаль», в 1923 году в мастерских построили учебный самолет с (Хиони № 5), получивший также название «Конек-Горбунок». Самолет неплохо летал, были к нему и стосильные двигатели «Фиат», поэтому достаточно легко решился вопрос с серийной постройкой. Серия в 31 самолет была закончена к осени 1924-го. С 13 октября того же года приступила к работе комиссия по приемке машины. На момент начала работы комиссии только 19 «Коньков-Горбунков» были укомплектованы двигателями, а остальные 15 — разобраны и упакованы в ящики.

Заключение комиссии гласило, что серийный самолет вполне удовлетворяет техническим требованиям и 

«может быть принят на снабжение Воздушного Флота в качестве школьного аппарата первоначального обучения».

Учебный и сельскохозяйственный самолет У-8 «Конек-Горбунок». СССР
схемы учебного и сельскохозяйственного самолета У-8 «Конек-Горбунок»

Передача в эксплуатацию самолетов совпала с поступлением денежных средств от трудящихся, членов Общества Друзей Воздушного Флота. Поэтому на некоторых машинах в соответствии с бытовавшей тогда традицией были нанесены надписи, раскрывавшие «владельцев». Так появились машины «Ивановец», «Харьковский житлкооп» и другие. Самолеты с такими названиями использовались в агитационных полетах, на авиационных неделях и праздниках. Однако как учебный «Конек-Горбунок» оказался недостаточно пригодным. Тем более, что в Петрограде, на заводе «Красный летчик» уже шла серия удачных учебных самолетов У-1 (Avro 504).

Вскоре поступило предложение использовать новую машину как самолет-аэропыл для борьбы с саранчой и другими сельскохозяйственными вредителями. Здесь «Конек-Горбунок» прекрасно себя зарекомендовал и пролетал До конца 20-х годов. Вот как вспоминал о таких полетах знаменитый советский летчик Михаил Водопьянов. 

«В 1929 г. я впервые полетел в экспедицию по борьбе с саранчой не как бортмеханик, а как летчик. Больше того, как командир истребительного отряда, состоявшего из двух самолетов… Самолеты у нас были «Коньки-Горбунки» (…) Мы получили задание запылить на берегу Азовского моря (в Кубанской области) пять тысяч гектаров, зараженных саранчой плавней, и налетать сто летных часов. Полеты по опылению производились только утром и вечером — при росе. Если бы летали днем, когда нет росы, яд с камыша сыпался бы на землю. Порошок очень мелкий, при росе он садится на камыш ровным тонким слоем. Саранча, поедая камыш вместе с ядом, через некоторое время подыхает».

В тот год только отряд Водопьянова налетал более двухсот часов и уничтожил саранчу на одиннадцати тысячах гектаров. «Коньки-Горбунки» таким образом вошли в историю отечественной авиации как первые сельскохозяйственные самолеты.

Учебный и сельскохозяйственный самолет У-8 «Конек-Горбунок». СССР
сверху вниз:
1 — первый опытный экземпляр самолета, 
2 — самолет «Харьковский житлкооп», 
3 — учебная машина ВВС

Конструкция машины стандартная для начала 20-х годов — деревянный каркас фюзеляжа и крыльев, обтянутый полотном. Хвостовое оперение и элероны из стальных труб. Причем элероны на некоторых «Коньках-Горбунках» были выполнены по типу самолетов «Лебедь», с характерным перегибом, увеличивающим жесткость. Капот двигателя «Фиат» (100 л.с.) алюминиевый, борта первой кабины и гаргрот — из фанеры. Воздушный винт «Интеграл» диаметром 2,7 м. Киль самолета для парирования реактивного момента воздушного винта повернут влево на 1,5°. Шасси из стальных труб каплевидного сечения с резиновой шнуровой амортизацией. Колеса, как правило, без обтекателей, с открытыми спицами. Костыль деревянный, ясеневый, ориентирующийся. Топливные баки крепились под верхними плоскостями. Первоначальная емкость баков 45 л была впоследствии уменьшена в связи с недостаточной жесткостью — до 40,5 л. В случае использования самолета для работ по опылению в передней кабине снималось второе управление и ставился контейнер для химикатов, соединенный через пол кабины с аэропылом.

Окрашены все самолеты, за исключением первого опытного, в зеленый цвет, что и было отмечено в акте приемочной комиссии.

Учебный и сельскохозяйственный самолет У-8 «Конек-Горбунок». СССР

В заключение хочется сказать, что «Конек-Горбунок» явился последним российским самолетом, в названии которого использована сказочно-былинная тема. До него применялись следующие названия: «Ковер-самолет» В. А. Татаринова (проект), «Жар-птица» (название газетной статьи о самолете А. Ф. Можайского), «Святогор» В. А. Слесарева и, конечно, «Русский витязь» и «Илья Муромец» И. И. Сикорского.

Впоследствии эту традицию попытался возобновить А. К. Антонов в своих гигантских транспортниках, назвав их «Антей» и «Руслан».

Но это уже совсем другая история…

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: учебный и сельскохозяйственный самолет

Экипаж: 1-2 человека

Силовая установка: рядный двигатель водяного охлаждения FIAT мощностью 100 л.с.

Размеры:

размах верхнего крыла 11,46 м
размах нижнего крыла 10,00 м
длина 7,80
площадь крыльев 37,0 м²

Вес:

конструкции (с-т № 18) 703 кг
полетный 950 кг

Летные характеристики:

максимальная скорость у земли 125 км/ч
время набора высоты 1000 метров 10 мин
практический потолок 3500 к
длина разбега 47 м
длина пробега 48 м

источник: Михаил МАСЛОВ «КОНЕК-ГОРБУНОК» «Крылья Родины» 07-1994

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account