Уберпушки 3-го Рейха Рейнметалл МК 114; Маузер МК 214; Крупп МК 412
Когда, ближе к середине войны интенсивность союзных бомбардировок территории 3-го Рейха начала приобретать тотальный характер, стало очевидным, что бороться с прочными и хорошо защищенными тяжелыми бомбардировщиками Англии и США наличным составом вооружения уже недостаточно. Даже исключительно разрушительные фугасные снаряды М-Гешосс, выпускавшиеся для 20- и 30-мм пушек, не обеспечивали 100-процентное уничтожение бомбардировщика. Тогда в недрах министерства авиации третьего рейха (Reichsluftfahrtministerium — RLM) родилась идея вооружения перехватчиков орудием большого калибра, способным издалека выводить из строя тяжелый бомбардировщик с одного попадания. При этом разработанная к тому времени на Рейнметалле 37-мм пушка ВК 3.7, обладавшая весьма неплохими данными в части разрушительного воздействия на цель, для немецких стратегов показалась недостаточной и ставка была сделана на увеличение калибра.
Собственно, идея самолета-пушки была не оригинальна. Практически все страны «примеряли» на самолеты стволы орудий, которые больше подходили для танков. Но задачи, которые предполагались для них, прежде всего касались борьбы с наземными или надводными целями, а никак не с самолетами.
В 1943 году задание на разработку такой системы получили основные фирмы-поставщики стрелкового артиллерийского вооружения — Рейнметалл Борзиг, Крупп и Маузер. В 1944 году к проекту подключилась фирма Густлофф, проект которой не вышел в итоге за бумажную стадию.
Характерно, что команда рейхсминистра вооружений Альберта Шпеера изначально хотела получить абсолютно универсальное орудие, одинаково пригодное для установки на самолет, на бронетехнику и для использования в качестве зенитного. Исходя из предполагаемых задач был определен и калибр в 55 мм, поскольку расчеты показали, что оптимальным было бы содержание 400 граммов взрывчатки в 2-килограммовом снаряде, что при условии оптимизации формы для достижения хорошей баллистики, как раз и давало 55 мм. Забегая вперед, следует сказать, что желание унифицировать назначение пушки – дело хорошее, но достаточно проблематичное. Поскольку для зенитки, равно как и для танкового орудия, важно могущество выстрела и высокая начальная скорость, а скорострельность и масса системы не столь критичны. Для авиационной же пушки высокая начальная скорость и, как следствие мощная отдача, большая масса и габариты системы откровенно вредны, на первый план выступают как раз компактность и скорострельность.
Очевидно, что участники проекта как-то пытались донести до Шпеера и Геринга вышеописанные азбучные истины. Результатом этих попыток стали постоянные метания в приоритетах разработок. В определенные моменты времени верх брал Геринг и требовал делать упор именно на авиационную версию, в другой раз одеяло перетягивали «сухопутные», настаивая на зенитной версии. Как следствие, универсальное орудие так и не было создано до конца войны.
Но обо всем по порядку.
Спецификация, разработанная в марте-апреле 1943 года, предусматривала создание автоматического орудия калибром 55 мм под кодовым обозначением «устройство» — Gerät 58, одинаково пригодного как в качестве авиационного, так и автоматического зенитного орудия, способного заменить недостаточно мощные 37-мм автоматы семейства Flak 18/36/37 и недостаточно скорострельные и дорогие 50-мм FlaK 41. При этом масса собственно орудия не должна была превышать 700 кг, масса всей установки с системой монтажа и боекомплектом – не более тонны. Начальная скорость определялась в 1000 м/с, а темп стрельбы в 150 выстр/мин. Более поздняя редакция техзадания также оговаривала применение вновь разработанного унитарного патрона 55x450B массой 5.3 кг, из которых на сам снаряд приходилось около 2 кг.
Все компании энергично взялись за работу..
Вероятно сознавая сложность и бесперспективность задачи унифицированной системы столь большого калибра, инженеры Рейнметалл Борзиг, фирмы, имевшей достаточно производственных ресурсов, запустили параллельно сразу четыре проекта.
Первым, и в итоге единственным доведенным до серии, был «подстраховочный», бюджетный проект в виде эрзац-системы ВК 5, адаптации 50-мм танковой пушки KwK 39 для установки на самолет под штатный «танковый» патрон 50х419R. Вся работа свелась только к разработке автозагрузочного устройства в виде замкнутой металлической ленты на 21 патрон и пневматического устройства, с помощью которого патрон извлекался из ленты и штоком досылалася в патронник. После этого вертикальный клиновой затвор, доставшийся в наследство от прототипа, автоматически закрывался. Электрический ударно-спусковой механизм, также унаследованный от танковой пушки, воспламенял электрозапальную втулку патрона, производя выстрел. Несмотря на 300 выпущенных экземпляров орудия, лишь 60 из них нашли свое применение на перехватчиках Мессершмитта Ме 410, которые, так и не успев себя проявить, были почти полностью перебиты к лету 1944 года.
Вторым проектом Рейнметалла была пушка МК 112. Она представляла собой смасштабированное до 55-мм калибра серийное 30-мм орудие МК 108, легкую, компактную систему, но унаследовавшую от прототипа посредственную баллистику вследствие применения облегченного унитарного патрона 55х175RB с 1,5-килограммовым снарядом. К слову сказать, именно это орудие оптимально подходило для установки на самолет, поскольку в нем удалось достичь определенного компромисса между массой системы, относительно небольшой для такого калибра, отдачей и разрушительной мощью крупнокалиберного снаряда. Но довести проект до серии помешала капитуляция Германии.
Третьим проектом, самым революционным, была 55-мм безоткатная пушка МК 115, но как все безоткатки, обладавшая КПД как у паровоза в виде малой начальной скорости снаряда и соответствующей прицельной дальности. В пушке использовался оригинальный патрон 55x318R с частично сгорающей гильзой. Были изготовлены один или два прототипа орудия МК 115.
Но все вышеперечисленные проекты концерна Рейнметалл являлись инициативными разработками, отражавшими скорее взгляды конструкторов-оружейников на задачу, чем требования техзадания, от которого по понятным причинам было не отмахнуться.
Характерно, что и в министерстве вооружений Рейха в конце 1943 года маятник влияния временно качнулся в сторону Геринга и требование использовать систему Gerät 58 как зенитку сняли, посчитав такой автомат ненужным ввиду принятия на вооружение усовершенствованной 37-мм зенитки FlaK 43.
Проект 55-мм пушки Gerät 58, получивший на Рейнметалле «авиационное» обозначение МК 114, о котором сохранилось очень мало сведений, представлял собой газоотводную систему, весил 700 кг и, несмотря на достаточно высокую техническую скорострельность 160-180 выстр/мин, был остановлен в конце 1944 года в пользу более подходящей для авиации узкоспециализированной системы МК 112.
Фирма Крупп разработала пушку МК 412, 55-мм орудие под более легкий патрон 55x203RB мм (5,5 cm Patr. Get. 412 st), что обусловило сравнительно низкую внешнюю баллистику – снаряд массой 1,485 кг покидал ствол с начальной скоростью лишь 650 м/с. Автоматика пушки работала на комбинации короткого отката ствола с газоотводом. Запирание патрона осуществлялось поворотом затвора, подача ленты осуществлялась как справа, так и слева, воспламенение заряда за счет электрозапального устройства.
При этом система была достаточно легкой для такого калибра — 240 кг (по другим данным – 300 кг) и скорострельной — 250 выстр/мин. В сентябре 1943 года в расположенном в Штутгарте отделе конструкторских разработок фирмы Daimler-Benz приступили к предварительным исследованиям, касавшимся возможности установки пушки Круппа МК 412 на перспективных спаренных двигателях DB-609 и DB 613 для стрельбы через полый вал редуктора.
Однако доводка орудия Круппа затянулась. Причем, вероятно, настолько, что в апреле 1944 года министр вооружений Германии Альберт Шпеер приказал передать проект на фирму Маузер. Впрочем, на Маузере отнеслись без энтузиазма к данному решению ввиду того, что сами работали над собственным проектом 55-мм орудия МК 214. Тем не менее, однозначно данный приказ пришлось выполнить. На Маузере работу над «чужим» проектом МК 412 возглавили инженеры доктора Ниманн (Niemann) и Майер (Maier). Если судить по немецким отчетам, на Маузере было выявлено много конструктивных ошибок, допущенных на Круппе, что, очевидно, было частично связано с отсутствием опыта у этого мэтра артиллерии в автоматических системах, а частично в желании руководства Маузера «утопить» конкурирующий проект. На Маузере, тем не менее, удалось все же несколько усовершенствовать проект Круппа, снизив массу до 229 кг (есть также информация, что масса системы была снижена до 180 кг) и поднять скорострельность до 300 выстр/мин. Больше об этой системе ничего не известно. Единственный построенный прототип пушки МК 412 в конце войны был захвачен американцами в немецком поезде, но судя по всему, не вызвал интереса у победителей ввиду отсутствия информации об испытаниях в США.
К середине 1944 года отношение к зенитной системе 55-мм калибра было снова пересмотрено. Оказалось, что 37-мм автомат FlaK 43 не обеспечивает надежного поражения воздушных целей на всем диапазоне высот, к тому же снаряд ее был достаточным для нанесения фатальных повреждений самолетам противника только в случае прямого попадания. Дистанционный же подрыв снаряда рядом с самолетом не давал ни серьезной взрывной волны, ни достаточного облака осколков. Поэтому было решено вернуться к проекту тяжелого зенитного автомата на базе проектов Рейнметалл МК 114 и Круппа-Маузера МК 412.
Но если проект Рейнметалла МК 114, изначально спроектированный под мощный патрон 55x450B, уже обеспечивал хорошую баллистику и не требовал серьезной переработки, то проект Круппа с маломощным патроном 55×203 мм никуда не годился, и его пришлось полностью переработать под более мощный боеприпас. Правда, нет точных сведений, использовался ли в проекте Круппа патрон 55x450B или был разработан свой собственный оригинальный. Если судить по массе патрона – 4.6 кг, из которых сам снаряд весил 1.92 кг, боеприпас Круппа все же отличался от Рейнметалла, патрон которого весил 5.3 кг, а снаряды разного назначения – от 1,72 до 2 кг.
К концу 1944 года были изготовлены два прототипа автомата Рейметалл и один Круппа.
Автомат Круппа весил около 1200 кг (тело орудия – около 700 кг), масса ствола длиной 4220 мм достигала 300 – 350 кг, темп стрельбы 130 выстр/мин. Фугасный снаряд массой 1,92 кг покидал ствол с начальной скоростью 1060 – 1070 м/с.
Характеристики автомата концерна Рейнметалл, по крайней мере на бумаге, выглядели чуть лучше, мало отличаясь от авиационного проекта МК 114 – масса первого прототипа составляла 990 кг, второго была снижена до 770 кг. Ствол длиной 4211 мм или 76.5 калибров весил 324 кг. Общая длина системы составляла около 6 метров, а масса всей системы достигала 1250 кг. Темп стрельбы был около 120 — 180 выстр/мин, допуская как автоматический, так и одиночный режим стрельбы.
В конце 1944 года был выпущен третий экземпляр зенитки Рейнметалла, который должен был послужить эталоном для серии. Проект Gerät 58 Рейнметалла планировали в качестве зенитного вооружения перспективных эсминцев проекта «1942С», единственный представитель которого – Z-51 остался недостроенным.
Зенитный 55-мм автомат Рейнметалл Gerät 58
В зарубежных источниках предполагают, что 55-мм пушка Gerät 58 Рейнметалла, один из образов которой был захвачен после войны Красной армией, была использована как образец для советской послевоенной системы Грабина АЗП-57, но скорее всего это не соответствует действительности.
Таким образом, на проектах Gerät 58 Круппа и Рейнметалла, имевших «авиапушечные» корни и закончивших свою историю как полноценные зенитки, так и не вышедшие за опытно-экспериментальную стадию, можно было бы поставить точку, если бы не стартовавшая чуть позже других фирма Маузер с проектом МК 214.
Первое упоминание о пушке МК 214 относится к июлю 1943 года. Но в отличие от конкурентов, орудие Маузера изначально не участвовало в конкурсе на проект Gerät 58, как изделие «двойного назначения» — зенитки и авиапушки, что предопределило несколько большую свободу для разработчиков. Хотя и в проекте МК 214, помимо авиационного, планировалось использование разрабатываемой системы для вооружения легкой бронетехники. Также оговаривался калибр в 55 мм.
Надо сказать, что технический директор фирмы Маузер Отто фон Лоссницер сумел убедить рейхсминистра вооружений Шпеера, что для экономии времени целесообразно снизить калибр до 50 мм и использовать как базу для разработки танковую пушку KwK 39 под штатный патрон 50х419R. Такая версия рассматривалась именно как временная мера. Подразумевалось, что 50-мм версия пушки будет в будущем легко «переделана» под требуемый патрон 55x450B. В этом плане Лоссницер пошел по пути конкурентов из Рейнметалл, которые также «временно» разработали 50-мм пушку ВК-5 на той же базе танковой KwK 39, пока шла работа над основным проектом МК 114, так и не реализованным в серии.
Работа по проектированию пушки была поручена доктору Фредерику Линдеру. Временный 50-мм проект, разрабатываемый инженером Ничке (Nitschke) на базе KwK 39, получил обозначение МК 214а, а основной 55-мм, работа над которым началась в середине апреля 1944 года под руководством инженера Фрёбеля (Fröbel) – МК 214b. Обе версии имели схожее название, вероятно с целью маскировки, чтобы представить обе системы модификациями одного и того же орудия.
Собственно МК 214а, хотя и имела некоторое родство с танковой пушкой KwK 39, но разработчики Маузера в своем проекте пошли куда дальше специалистов Рейнметалл, которые в пушке ВК 5 практически полностью заимствовали базовую пушку, добавив к ней лишь пневматический механизм загрузки и замкнутую обойму на 21 патрон. В проекте Маузера от танкового прототипа сохранился лишь ствол с 20 винтовыми нарезами, длина которого была сокращена на 200 мм — до 2825 мм. Горизонтальный клиновой затвор сохранил лишь общую конструктивную преемственность с танковой пушкой. В остальном конструкция орудия была абсолютно оригинальной.
Подвижный ствол с коротким ходом 230-270 мм – уникально большая редкость для систем такой мощности и калибра – в момент выстрела открывал затвор сдвигом его влево. В момент движения назад корпус затвора передвигал рычажный механизм подачи патрона, находящегося над ним в полузамкнутой рассыпной ленте, извлекал его из звена и подавал вниз в позицию перед каморой на линии ствола. После чего пневматический механизм подавателя, две емкости ресивера которого располагались сверху ствольной коробки, досылал патрон в камору. Излишки энергии отката гасились гидравлическим буфером в казенной части ствола. Выстрел производился электрозапальным устройством. Стрельба велась с закрытого затвора, то есть патрон должен был быть дослан в камору перед началом стрельбы. Автоматической системы зарядки не было предусмотрено, по крайней мере на ранних этапах развития системы, то есть зарядка первого патрона в камору патронника должна была производиться на земле вручную. Это было изрядным недостатком, поскольку в случае осечки извлечь негодный патрон и перезарядить оружие в воздухе было невозможно.
Подача патронов осуществлялась с левой стороны из металлической рассыпной ленты с полузамкнутым звеном, которая была запрятана в кольцевую обойму емкостью 30 выстрелов, охватывающую пушку кругом, конструктивно схожую с примененной на пушке ВК 5 Рейнметалла.
Приемник пушки МК 214а
Масса пушки составляла 490 кг, а всей системы вместе с системой монтажа 718 кг. При этом пушка МК 214а была достаточно компактной для такого калибра – длина составляла 4160 мм без учета дульного тормоза, аналогичного примененному на пушке ВК 5. Ширина составляла 510 мм, высота 440 мм (без учета кольцевой обоймы).
Схема работы автоматики авиапушки МК 214
Короткий ход ствола и малые хода автоматики пушки позволили достичь технической скорострельности 160 выстр/мин, что было очень неплохо для такого калибра.
О 55-мм версии МК 214b, которая не была завершена «в железе», известно не много. Масса её должна была составлять 630 кг, темп стрельбы 180 выстр/мин., начальная скорость снаряда до 1000 м/с. В то время, как 55-мм вариант уже был близок к завершению, руководство уже агонизирующего 3-го Рейха вновь изменило приоритеты, приказав переделать пушку МК 214b в зенитный автомат. Времени на реализацию этого решения уже не хватило.
Лента 50-мм патронов для пушки МК 214а
На момент изготовления первого прототипа пушки МК 214а в июле 1944 года планировалось установка ее на истребитель Ме 410, однако к концу того же года, когда почти все Ме 410, вооруженные рейнметалловскими ВК 5, были потеряны, показав себя легкой добычей истребителей эскорта союзников, от использования 410-х в качестве носителя 50-мм автомата решено было отказаться и использовать для этих целей реактивный Ме-262. Эта версия — Me 262A-la/U4 получила неофициальное название «Pulkzerstorer» — разрушитель формаций.
Первый же прототип пушки МК 214а, успешно пройдя цикл наземных испытаний, был смонтирован в носовой части Ме 262 W.Nr.l 11899. Размеры пушки потребовали переконструировать переднюю стойку шасси, которая теперь убиралась в нишу с поворотом на 90 градусов, таким образом, чтобы колесо лежало там горизонтально.
19 марта 1945 года борт №111899 совершил свой первый полет. Испытывали самолет пилоты Мессершмитта Гофман, Баур и Линднер, а также фронтовой летчик майор Хергет. Полеты в Лехфельде проходили в марте-апреле 1945 г. Большинство источников утверждает, что, несмотря на значительное изменение силуэта, характеристики машины почти не изменились; например, максимальная скорость по-прежнему составляла 845 км/час. Однако, принимая во внимание габариты пушки, это представляется маловероятным. Пробные стрельбы выполнялись по наземной цели шириной 32 м, что соответствовало размаху крыльев четырехмоторного бомбардировщика. Огонь открывался с дистанции 1200-1500 м. Оказалось, что точность стрельбы очень высока. Из 30 выпущенных снарядов в цель попало от 25 до 27, в то время как даже одного попадания было достаточно для уничтожения любого самолета противника. Следует, однако, учитывать, что цель была неподвижной. Теоретическая скорострельность МК 214А составляла 160 снарядов в минуту, но уже после первых выстрелов пилот переставал видеть цель, ослепленный дульным пламенем и взрывами в районе цели.
Успешно пройдя летные испытания, реактивный «мессер» с уберпушкой был передан в боевую часть Jagdverband 44. За машиной был закреплен летчик майор Вильгельм Хергет, проводивший испытания. 16 апреля 1945 года эта машина приняла участие в перехвате очередной формации Крепостей, однако первая же попытка открыть огонь закончилась осечкой патрона, которую, как уже указывалось выше, в воздухе было не устранить. Вскоре самолет погиб при штурмовке аэродрома самолетами союзников.
Второй опытный истребитель Me 262A-la/U4 (борт W.Nr. 170083) с пушкой МК 214а был 2 мая захвачен американскими войсками на аэродроме в Лехфельде. По указанию победителей этот самолет должен был перегнать в Херберн немецкий летчик-испытатель фирмы Мессершмитта Людвиг Хофман. Однако во время перелета 18 июля 1945 года отказал один из двигателей, и пилоту пришлось покинуть машину на парашюте. Еще один, недостроенный Ме 262 с 50-мм пушкой захватили в Аугсбурге британские войска.
На этом история попыток немцев создать суперпушку закончилась. Всего было изготовлено лишь 4 пушки МК 214а, по одной МК 114 и МК 412, а 55-мм МК 214b так и не была завершена. Захваченные союзниками образцы крупнокалиберных орудий поверженного Рейха не заинтересовали ни американцев, ни англичан и вскоре после изучения были отправлены в металлолом.
|
МК 412 |
МК 114 |
МК 214а |
Калибр, мм |
55 |
55 |
50 |
Тип автоматики |
Короткий откат ствола с газоотводом |
Газоотвод |
Короткий откат ствола |
Масса тела орудия, кг |
229 |
|
490 |
Масса системы, кг |
|
700 |
718 |
Длина, мм |
3095 |
4750 |
4160 |
Длина ствола, мм |
2210 |
4209 |
2825 |
Темп стрельбы; выст/мин |
260-300 |
150 |
160 |
Начальная скорость снаряда, м/сек |
650 |
1050 |
920 |
Ёмкость магазина |
|
|
30 |
Тип патрона |
55х203 |
55x450B |
50х419R |
Масса снаряда, г. |
1485 |
1720 |
1520 (фугасный Minengeschoss)
|