23

Кроме великолепной группе в Соц.Сети ВКонтакте, наш коллега Зиновий Алексеев, пытался вести и канал на Дзен. Однако, судя по всему, дело у него там не пошло, но одну интересную на мой взгляд статью он всё же разместил. Её я и представляю почтенной публике, от имени автора.

В среде военных историков, особенно имеющих дело с игрой «World of Tanks», танки некоторых стран Организации Варшавского Договора стали настоящими мемами.

Чего только стоят средние и тяжёлые танки Польши (которая, между прочим, во времена Интербеллума не смогла наладить производство даже лёгких). Они, оказывается, представляют собой (цитата с оф. ресурса компании ВорГейМинг) интеграцию технических решений с обеих сторон железного занавеса, которая шла рука об руку с новаторскими разработками. Всё это послужило поводом для высмеивания танков данного государства в кругах историков.

Чехословакия же наоборот, страна авторитетная. Её разработки были ценены Вермахтом, на вооружении которого находилось несколько моделей танков и самоходок чехословацкой разработки (Lehký Tank vzor 35, Lehký Tank vzor 38, ST-I). Некоторые танки, разработанные в Чехословакии, не имеют прямых аналогов в мире: это и лёгкий Škoda T 17, и средний Tank Všeobecného Použití (TVP T 50/51), и колёсная САУ Samohybná Kanónová Houfnice vzor 77 Dělo Automobilní Nabíjené Automaticky (ShKH vz. 77 DANA).

Однако принято считать, что тяжёлые танки чехословацкие инженеры обошли вниманием.

В данной статье я расскажу и покажу вам, что это вовсе не так.

За помощь с реконструкциями чертежей благодарим нашего коллегу, Андрея Синюковича.

Содержание:

Tygr’ы бабочек не едят.

Мало кто знает, но во время Второй Мировой Войны концерн Škoda разрабатывал проект модификации танков Tiger (P). Данный проект предусматривал изменение внутренней компоновки башни, установку механизма заряжания и замену 88-мм орудия на 105-мм разработки Škoda. Проект не покинул стадии чертежей.

Если попытаться дать название данной машине на чешском языке, оно звучало бы примерно так:

Těžky Tank Tygr (Porsche) z automatickým nakladačem Škoda

Наш коллега реконструировал внешний вид машины с новой башней и орудием:

Těžky Tank Tygr 1 z automatickým nakladačem Škoda


Těžky Tank Tygr 1 z automatickým nakladačem Škoda

Аналогичный проект существовал и для танка Tiger I. Данный проект также предусматривал изменение внутренней компоновки башни, установку механизма заряжания и замену 88-мм орудия на 75-мм А18 чехословацкой разработки.

Тяжёлые Танки Чехословакии

Чертежей машины, к сожалению, нам раздобыть не удалось, поэтому последующие её реконструкции — гипотетические.

В первом варианте реконструкции использована башня с проекта Tygr (P), о котором было рассказано выше.

Тяжёлые Танки Чехословакии

— Ещё один вариант реконструкции, который в равной степени с первым похож на правду. Он сделан какими-то разработчиками модификаций для игры Battlefield 1942. В нём использована родная башня тяжёлого «кошака».

Тяжёлые Танки Чехословакии

Модернизации Тигров Порше и Хеншеля — первые и последние тяжёлые творения чехословацких инженеров во время войны.

От НАТО к ОВД, с любовью.

Тяжёлые танки вновь появляются в Чехословакии только в середине 1950-х. Ну как в Чехословакии — в документах разведки ЦРУ по этой стране.

В октябре 1955 года разведка ЦРУ получила информацию о шести прототипах тяжелого танка, перевозившихся в грузовом поезде рядом с городом Опавой. Изначально напомнившие разведчикам советские Т-34/85, танки всё же отличались от них. Машины имели заднее расположение башни, которая сама по себе была круглая и низкопрофильная. Габариты машин оценили так: 7 метров длины, 3 метра ширины и ~2,5 метра высоты; толщина гусеничной ленты — 60 сантиметров. Вооружены машины были 122 и 155 мм орудиями. По слухам, они также были амфибиями. Фотографий машин не было, однако разведка предоставила примерные схемы внешнего вида. Дальнейшая судьба машин неизвестна.

Очевидно, что этот танк — ничто иное, как простой Т-34/85 с развёрнутой башней, который американская равзведка приняла за новый агрегат.

Мы реконструировали этот тяжёлый танк в четырёх версиях. Не буду скромничать — логичность этих машин многократно превосходит таковую у польских СТ, которые придумало польское ЦА и картошка.

Возможно, в будущем стоит ожидать серию статей с разоблачением обеих польских венток

В качестве производителя тяжёлых танков был выбран концерн Tatra. Обозначение — согласно чешской довоенной и военной классификации, Т-XY, где:
— X принимает значения: 1 — лёгкий танк, 2 — средний танк, 3 — тяжёлый танк;
— Y — номер модели;

Tatra T-31

Первая версия танка вооружена чехословацким 100 мм орудием образца 1953 года, с длиной ствола в 67.3 калибра, с автоматом заряжания. УВН машины впечатляют. Бронирование корпуса: НЛД — 150 мм, ВЛД — 130 мм, бортов — 100 мм, кормы — 70 мм. Башни — 200/120/70 мм.

Динамические характеристики машины — неплохие. Масса машины — 65 тонн, двигатель — производства Tatra, мощностью 1000 лошадиных сил. Всё это дает тяговооружённость на уровне 15 л.с./т. Максимальная скорость (вперёд/назад) — 45/15 км/ч. Экипаж машины — 6 человек.

Tatra T-32

При разработке башни второй версии машины за основу были одновременно взяты и танк ИС-2, и «схема» из документов ЦРУ. Башня получила округлую форму; от архаичных и ненужных агрегатов на ней, вроде кормового или спаренного пулемёта, было решено отказаться. В качестве вооружения использовано орудие с баллистикой и аммуницией от советской 122 мм Д-25Т. Внутренний объём и компоновка башни позволили дать машине неплохие углы вертикальной наводки.

Бронирование корпуса: НЛД — 150 мм, ВЛД — 150 мм, бортов — 100 мм, кормы — 70 мм. Башни — 250/130/80 мм. Ходовые характеристики машины остались на уровне Tatra T-31.

Tatra T-34

Для третьей версии машины в качестве основного вооружения был выбран «верхний предел» калибра с документа ЦРУ — 152 мм. Впрочем, подходящих орудий такого калибра в Чехословакии было не сказать чтобы много.

Историческая справка (сочиняли сами):

Проект Tatra Т-34 стал апофеозом развития тяжёлых чешских танков в 50-е годы XX века. Его корпус имел внушительное лобовое бронирование — два 220 мм бронелиста, установленных под значительным наклоном. В качестве вооружения чешскими инженерами предполагалось использовать мощнейшее на тот момент противотанковое орудие отечественного производства — прототипную пушку 152 mm J2. К сожалению, значительные конструктивные недостатки, допущенные при разработке башенного модуля, а также неподъёмная стоимость проекта послужили причиной для закрытия сначала этой, а потом и всех других «тяжёлых» разработок в Чехословакии.

Примечание 1. 152 мм J2 присутствует в игре World of Tanks там, где его быть не должно — на польском танке Ричарда Левандовского, так называемом «60TP».

Примечание 2. Причины «перескока» через третью модель (Т-33) станут Вам понятны в следующей главе.

Tatra T-33

По данным разведки ЦРУ, в течение семи месяцев в 1956 году завод Škoda в Пльзени разрабатывал прототип нового перспективного тяжёлого танка. Разработка должна была быть завершена в течении 3-4 месяцев.окумент ЦРУ с описанием машины

Стоит отметить!

Если по предыдущим машинам можно было со 100% уверенностью сказать, что за них тупые американцы приняли обычные Т-34-85, то происхождение данной машины — загадка. Возможно — это обычная подделка разведки, а возможно — верхушка айсберга неизвестных чешских проектов.

Для скептиков скажу — на данный момент в широком доступе нет ни одной (!) фотографии 152-мм орудия J2, которое было построено в металле (!) и испытано (!). Гарантий, что мы знаем и видели большую часть чешских проектов попросту нет.

Отличительных черт у данной машины несколько. Это и тяговооружённость (72 тонны массы при двигателе в 1600 лошадиных сил дали бы около 22 л.с./т), и лобовое бронирование (лоб — клиновидный, 6 скреплённых вместе бронелистов, общей толщиной в 220 мм), и «двойная» башня (к основной, с главным калибром в 140 мм, крепилась маленькая, очевидно, зенитная; наиболее близкий аналог — немецкий BW 30t (или KPz 50t из картошки)), и «парные» гусеницы (наподобие советского Об. 279, американского Т28/Т95, немецкого Mäuschen), обеспечивающие отличную проходимость.

В качестве главного калибра использована новая башня с выдуманным 140 мм орудием образца 1960 года, в качестве ПМК — спаренная установка 12.7 mm пулемётов в кормовой башенке. При разработке башни мы одновременно вдохновлялись башнями Škoda T-50 и советских тяжёлых танков.

Кроме того, на машину можно установить экраны и фальшборта, толщиной 20 мм.

Tatra T-35

В процессе реконструкции нашему коллеге, Андрею Синюковичу, её осуществлявшему, пришла в голову любопытная идея — реконструировать так называемый Tatra T-33 наподобие советского Об. 279 (не так называемого (р), который на деле Об. 718/726, а именно 279). Однако делать абсолютного клона показалось слишком скучно и нереалистично. Тогда я вспомнил об одной древней, но крайне интересной разработке СССР:

Коллегии она понравилась, и было решено взять её за основу. Однако не втупую скопировать — а развить и модифцировать.

В 1960-м году группа студентов-выпускников Чешского технического Университета в рамках конкурса на боевую машину нового поколения разработала проект среднего по массе танка, с бронезащитой тяжелого. Особенностями данной машины были разнесенное бронирование для усиления бронезащиты от поражающих воздействий кумулятивных боеприпасов, в то же время, для защиты от кинетических боеприпасов бронирование было расположено под рациональными углами наклона, как в лобовой проекции, так и с бортов. Борта, кроме основного бронелиста толщиной 150 мм имели съемные накладки из 100 мм бронепластин. ВЛД и НЛД танка прикрывали гнутые бронеплиты с переменным бронированием, от 200 мм до 50 мм.
При проектировании танка студенты использовали труды и наработки по предыдущему поколению тяжелых танков, а именно машин разработки Tatra, серии T-3.
Некоторые особенности прототипов было решено позаимствовать и модернизировать под текущие условия ведения боевых действий. Одной из таких отличительных черт стала ходовая часть танка Tatra Т-34, 1956 года разработки.
После модификации движитель стал уникальной особенностью танка: 4-е гусеничные ленты, каждая со своим ведущим колесом, что позволяло равномерно распределять усилие между лентами и уменьшить давление на грунт. Направляющие колеса имелись только у крайних с бортов лент, что обуславливалось уменьшением уязвимой зоны, т.е. центральные ленты без направляющих колес были прикрыты клювообразным элементом корпуса и частью НЛД, обеспечивая повышенную защиту ходовой части от поражения в лобовой проекции. Опорные катки крепились на горизонтальной балке с гидропневматическим приводом, но при этом машина лишена возможности изменять клиренс.
Своеобразной фишкой машины была технология распределения крутящего момента на ведущих колесах, что позволяло машине проводить самозакапывание, к примеру: направляя движение центральных лент вперед, а задних — назад. Таким образом разнонаправленные вектора движения выбирали грунт под машиной, что являлось своеобразной заменой изменяемому клиренсу, и в то же время, позволяло машине обходиться
без присутствия на поле боя инженерных подразделений.
Проект машины был рассмотрен военной комиссией в начале 1961 года, но, что совсем не удивительно, проект остался проектом, ввиду чрезмерной сложности ходовой системы, которая при всех недостатках являлась новаторской идеей. Так же, злую шутку с проектировщиками сыграл и тот факт, что для расположения в башне полноценного механизма заряжания было решено пожертвовать калибром орудия, а значит, и потенциальной поражающей силой. Несмотря на разработку новых боеприпасов повышенной мощности для 100-мм орудий, военные категорически отказались от данного танка.

Полученная машина, впрочем, не может претендовать на реконструкцию агрегата с того документа ЦРУ, поскольку из общего у них только 4 гусеничные ленты и 1600-сильный мотор. Однако её концепция очень интересная, а главное — уникальная. Данная машина, которая по сути является ОБТ, вполне может представлять собой улучшенную альтернативу другой машины этого класса, вполне реальной — TVP T 50/51.

Тяжёлые Танки Чехословакии
  • Масса — 68 т;
  • Годы разработки — 1960-1961;
  • Броня башни — 250/130/80;
  • Броня корпуса: 200/150+100/110;
  • Двигатель — Tatra, 1600 л.с.;
  • Максимальная скорость: 55 км/час;
  • Экипаж — 4 человека;

Источник — https://dzen.ru/media/id/5f70f81b6e33974a01428108/tiajelye-tanki-chehoslovakii-5f7211b24fade30a2af62bce

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account