Тяжелый крейсер «Варяг». Российская Империя
Гибель линейного корабля «Резолюшн», и выход из строя линейных кораблей «Ройял Оук» и «Малайя», заставили Британское Адмиралтейство пойти на решительные шаги с целью укрепления английских сил в Средиземном море. В начале сентября из Скапа-Флоу на Мальту пришли линейные крейсера «Ринаун» и «Рипалз», что сильно ослабило флот метрополии, но одновременно создавало серьезную угрозу русскому линейному крейсеру «Измаил», до этого свободно оперирующему у итальянского побережья. Бой с двумя более быстроходными английскими линейными крейсерами, имевшими на вооружении в общей сложности двенадцать 15-дюймовых орудий, был слишком опасен для «Измаила», поэтому он был временно включен в состав 1-й бригады линейных кораблей, заменив собой ремонтирующийся после боя у острова Касос линейный корабль «Боспор».
Исчезновение «Измаила» из акватории Ионического моря вызвало всплеск энтузиазма у итальянского командования.
21 сентября 1934 года корабли 2-й бригады крейсеров Средиземноморского флота: «Царьград», «Сорокамыш» и «Варяг» столкнулись с отрядом из шести итальянских крейсеров, три из которых были опознаны как тяжелые типа «Зара». Не слишком стремясь завязывать бой при таком численном превосходстве, а тем более с хорошо забронированными «Зарами», русские крейсера развив полный ход стали отходить к осту, но уже через двадцать минут на «Варяге» вышел из строя ТЗА среднего вала и он был вынужден снизить ход. «Царьград» и «Сорокамыш» повернули, чтобы вступить в бой вместе с товарищем, но тут итальянцы обнаружившие, что русские крейсера идут на них, так же развернулись и ушли, причем даже не в Таранто, а в Мессину.
В итоге, очередная авария МКО «Варяга» принесла успех русскому флоту, избавив коммуникации в Адриатическом море от угрозы со стороны итальянских крейсеров.
***************************
Проект второго предназначавшегося для Сибирской флотилии крейсера разрабатывался Путиловским заводом в соответствии с собственными представлениями о типе его машинно-котельной установки. Получив от Русско-Балтийского завода чертежи «Рюрика», путиловцы предложили, за сравнительно небольшую дополнительную плату, применить на своем корабле котлотурбинную установку, работающую на перегретом до 350 градусов, при давление 28 атмосфер, паре. Это, по словам проектировщиков, позволяло получить более мощную котлотурбинную установку, при равном с устанавливаемой на «Рюрике» расходе топлива, а вместе с применением трехвальной схемы позволяло значительно уменьшить ее удельный вес.
Следует отметить, что до этого, наиболее продвинутые котлотурбинные установки эсминцев типа «Шальной», работали на паре перегретом до 210 градусов, при давлении 22 атмосферы. Исходя из этого, специалисты ГУК негативно расценили предложение завода, заявив, что его правление хочет убить двух зайцев одновременно: получить дополнительную прибыль и бесценный опыт в проектировании новых котлотурбинных установок. Проводить же такой эксперимент следует на кораблях не крупнее эскадренного миноносца.
Тем не менее, возможность получить 35-узловой крейсер с сильным бронированием и большой дальностью плавания была слишком соблазнительной, вдобавок, в случае успеха, можно было начать постройку таких кораблей для Средиземноморского и Балтийского флотов. Поэтому, было решено приять предложение завода, со своей стороны ГУК предложил переработать схему расположения ангаров, расположив их ворота в корму, что защищало их от набегающих на полном ходу потоков воздуха. В итоге конструкторам пришлось сдвинуть в нос вторую трубу, увеличив тем самым длину дымоходов.
Уже в ходе постройки была изменена конструкция фок-мачты: тренога, вызвавшая из-за чрезмерной вибрации нарекания уже во время испытаний «Царьграда», была заменена четырехопорной конструкцией итальянского образца.
В начале 1930 года крейсер, получивший называние «Варяг», вышел на ходовые испытания, развив скорость 35,3 узла, однако во время шестичасового пробега на полной скорости произошла авария левого ТЗА. Вскоре после ликвидации этой аварии вышел из строя и правый. Расследование показало, что завод-строитель применил при постройке турбин недостаточно прочные (и более дешевые) марки стали. Путиловский завод обязали выполнить бесплатно переделку турбин, а заодно произвести упрочнение паропроводов. К котельным установкам претензий предъявлено не было.
«Варяг», первым из кораблей русского флота еще при постройке получил 13,2-мм зенитные пулеметы «Гочкис», лицензионное производство которых налаживалось в России.
Осенью 1931 года, на «Варяге», уже находящемся в Средиземном море произошла авария котла, повлекшая многочисленные человеческие жертвы. Вину вновь возложили на завод-строитель, хотя были достаточные основания считать причиной аварии пресловутый человеческий фактор.
Исходя из выявленных конструктивных недостатков, было решено не отправлять «Варяг» на Дальний Восток, а оставить его в составе Средиземноморского флота, поближе к судоремонтным заводам. Служба «Варяга» в составе СМФ проходила с переменным успехом: крейсер то радовал командование своей быстроходностью, то в очередной раз становился на внеплановый ремонт, выводя из себя флотских финансистов.
Исходя из условий Средиземноморского театра, было решено оставить на «Варяге» только два гидроплана, так как действовать ему предстояло в составе бригады, имеющей в общей сложности достаточное количество разведывательных аппаратов.
«Варяг» 1927-1929-1931 Пут. з-д
Водоизмещение: 9940 т (стандартное), 14100 т (полное).
Вооружение: 4х2 203-мм/55, 6х1 102-мм/45 орудий, 6х1 37-мм автоматов, 4х1 13,2-мм пулемета, 2х3 533-мм ТА.
Бронирование: борт 90 мм, палуба 51 мм.
Мощность МКО: 132000 л.с. Скорость: 35 узлов.
Размерения (квл): 186,2х20,8х6,6 м.
Дальность плавания 10000 миль (15 уз)