10

Несмотря на то, что эта машина выпускалась во время Второй Мировой Войны, она так и не приняла активного участия в боевых действиях и поэтому известна только знатокам истории бронетанковой техники. Широкому кругу любителей истории она практически неизвестна. Хотя с технической точки зрения машина очень интересная. Но её чрезмерный вес и откровенные ошибки в проектировании предрешили её судьбу. Этот тяжёлый танк, по сути, создавался не для армии, а для того, чтобы немного, как сейчас модно говорится, «попилить бабла», лившегося широким потоком для военных заказов.

До самого начала Второй Мировой Войны руководство США не понимало значения танков и не уделяло практически никакого внимания своим таковым войскам. Что и говорить, если до 1939 года не было даже такого рода войск, а танки находились в подчинении пехотного командования.

С началом боевых действий в Европе руководство США поняло своё упущение и стало лихорадочно наверстывать упущенное время. Именно тогда и были сформированы ТТТ к танкам, которые мы знаем по Второй Мировой.

В первую очередь американские военные решили модернизировать свой единственный предвоенный средний танк – М2А1. Его перевооружили 75-мм пушкой (напомню, что у М2А1 была пушка калибром всего 37 мм), и эта машина стала хорошо известна всем любителям истории под именем – М3 Ли/Грант.

Во вторую очередь, американцы решили разработать с нуля тяжёлый танк. По заданным ТТТ его масса должна была находиться в пределах 50–80 тонн. Потом американские военные решили, что погорячились со столь большим диапазоном масс, и уточнили ТТТ, потребовав создание машины в пределах 50 тонн. В качестве бронирования американские военные потребовали установки листов толщиной не менее 75 мм. По общей архитектуре американские военные видели будущую машину многобашенной. Нечто подобное на наш Т-35.

Датой начала разработки американского тяжёлого танка принято считать 11 июля 1939 года. Именно в этот день проект получил название Heavy Tank T1 (тяжёлый танк Т1). За его разработку взялась компания Baldwin Locomotive Works.

С самого начала работы конструкторы решили отказаться от многобашенной схемы. Насколько я понимаю, они просто учли опыт боёв в Европе, в которых многобашенные танки себя полностью дискредитировали. Уже первый деревянный макет машины имел всего одну башню. В качестве основного вооружения на танке было принято применять модернизированную зенитную 75-мм пушку Т9. С ней, в качестве дополнительного вооружения, спарили 37-мм орудие М5Е1. Экипаж у машины получился в 6 человек: командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель и помощник механика-водителя. Командир танка располагался слева от пушки, для него была предусмотрена командирская башенка, и он мог вести огонь из пулемёта. У помощника механика-водителя было в ведении сразу два пулемёта. Вероятно, правильней его будет называть просто стрелком. Также в танке было три небольших бойницы для стрельбы из личного оружия. В общей сложности для экипажа на машине предусмотрели 3 люка.

В качестве двигателя для такой тяжёлой машины был выбран двигатель Wright G-200, который развивал мощность 960 л.с. при 2300 об/мин. В качестве трансмиссии для нового танка после множества экспериментов была выбрана трансмиссия Гидроматик.

В конце лета 1940 года компания-разработчик получила добро на изготовление пробной партии танков – в 50 шт.

Первой модификацией нового танка стала машина Т1Е1. От первого прототипа она отличалась установкой на ней газоэлектрической передачи, которую разработала компания General Electric.

Следующая версия машины – Т1Е2 появилась в апреле 1941 года. Эту модель оснастили двухдисковым сцеплением модели T16001. Но в ходе испытаний в ней было обнаружено огромное количество недостатков. Плохо работала трансмиссия и тормоза, плохо работал механизм поворота башни. В ходе испытаний вышел из строя гидроусилитель рулевого управления. Но, тем не менее, машина всё же была запущена в производство. Правда, с некоторыми дополнениями и усовершенствованиями. Вероятно, большое влияние на это решение оказал день проведения испытаний – 8 декабря 1941 года. Испытания проводились как раз на следующий день после нападения на Перл-Харбор. И скорее всего Америка просто боялась входить в войну без тяжёлого танка.

Пилотный танк Т1Е2 во время показа Ordnance Department 8 декабря 1941 на заводе Baldwin Locomotive Works.

Пилотный танк Т1Е2 во время показа Ordnance Department 8 декабря 1941 на заводе Baldwin Locomotive Works.

Из усовершенствований на серийной машине должны были быть следующие технические изменения: у стрелка оставили только один пулемёт вместо двух (естественно, как можно стрелять сразу из двух пулемётов), место механика-водителя было оборудовано сразу двумя перископами, ещё один перископ появился у стрелка, вместо командирской башенки решили обойтись просто двустворчатым люком. Кроме этого была внесена ещё целая гроздь менее значительных изменений. Но как ни крути, запускать в производство этот танк было ещё рано, он требовал гораздо более серьёзной доработки.

Все доработки производились по ходу производства, и поэтому эта машина обросла огромным количеством различных модификаций:

  • T1 — литой корпус, двигатель Wright G-200, трансмиссия Hydromatic
  • T1E1 — литой корпус, двигатель Wright G-200, электротрансмиссия GE
  • T1E2 — литой корпус, двигатель Wright G-200, Twin Disc torque converter
  • T1E3 — сварной корпус, двигатель Wright G-200, Twin Disc torque converter

Своё серийное название первый американский тяжёлый танк получил 26 мая 1942, он стал называться – М6, а модификация Т1Е3 получила название М6А1. Государственный заказ был оформлен на 1084 машины.

Серийный тяжёлый танк М6 на испытательном полигоне General Motors 4 августа 1943 г.

Серийный тяжёлый танк М6 на испытательном полигоне General Motors 4 августа 1943 г.

Производственный пилотный тяжёлый танк М6А1 на полигоне General Motors, 22 января 1943. Внешне почти нет отличий от серийного М6, за исключением сварного корпуса.

Производственный пилотный тяжёлый танк М6А1 на полигоне General Motors, 22 января 1943. Внешне почти нет отличий от серийного М6, за исключением сварного корпуса.

Но тут случилось необъяснимое: руководство танковых войск урезало заказ до смешных 115 машин. Танкистам эти машины оказались просто не нужны, из-за чрезмерного веса, они не могли их вписать в свои тактические схемы. Из-за этого работы над следующей модификацией танка – Т1Е4 – были приостановлены. Правда, служба снабжения армии США увеличила заказ до 230 машин, наметив поставку 115 танков Великобритании.

Но далее танк М6 встретил такое сопротивление в войсках, а точнее, от командующего бронетанковыми войсками Джейкоба Диверса, что не было сделано не только 230, но даже 115 танков. Реально было построено всего 40 машин.

Мне трудно оценивать, прав или не прав был Диверс, но факт остаётся фактом: когда американцы высадились в Нормандии, они испытывали огромную нужду именно в тяжёлых танках. Бороться с немецкими тяжёлыми машинами им было просто нечем. Хотя не факт, что такая противоречивая машина, как танк М6, смогла бы улучшить ситуацию. Уж очень недоработанной и сырой была её конструкция.

Разбивка выпуска по модификациям таков М6: 8 – М6, 12 – М6А1, 20 – Т1Е1. Кроме этих машин было выпущено ещё 3 танка, и в феврале 1944 года их выпуск был полностью прекращён.

Пилотный тяжёлый танк Т1Е1 с 90-мм пушкой Т7. Смотровой люк водителя и курсовые пулемёты заменены на время тестов стеклом, для удобства.

Пилотный тяжёлый танк Т1Е1 с 90-мм пушкой Т7. Смотровой люк водителя и курсовые пулемёты заменены на время тестов стеклом, для удобства.

Серийный американский тяжёлый танк Т1Е1

Серийный американский тяжёлый танк Т1Е1

Но, как ни странно, история первого американского тяжёлого танка на этом не закончилась. Когда в ходе боёв с немцами армия осознала огромную нужду именно в тяжёлых танках, Артиллерийский Департамент (ведомство, отвечавшее за разработку нового танка) решило всё же реанимировать проект. Правда было понятно, что в старом виде пропихнуть его не удастся, поэтому работы по модернизации и усилению М6, закипели с новой силой.

Конструкторы решили убрать лобовой люк мехвода и курсовой пулемёт, как снижающие устойчивость лобового листа брони. Также решили на лоб корпуса наварить броневые экраны, доведя толщину брони аж до 7,5 дюймов (190 мм). В качестве вооружения для танка решили взять 105-мм пушку Т5Е1. Для этого была разработана полностью новая башня, и пришлось поменять её погон с 69-дюймового на 80-дюймовый.

Да, необходимо отметить, что все эти работы велись не над новыми машинами, а над ранее выпущенными в количестве 20 штук танками Т1Е1. Причём из 20 машин 5 ушли на запчасти.

14 августа сильно обновлённый танк был готов и ему присвоили новое название – М6А2Е1. Но танковое руководство, тем не менее, даже слышать ничего не хотело о тяжёлых танках. И даже обновлённой машине так и не довелось поучаствовать в боях. Проект закрыли окончательно.

Тяжёлый танк M6A2E1, приготовленный для испытаний по программе Т29 на Абердинском полигоне, 7 июня 1945 г.

На испытаниях в Абердине Т6А2Е1 весил 77 тонн и показал, что его тактическое применение очень сильно зависело от ровной местности. Когда проект закрыли, то 2 танка Т6А2Е1 оставили для испытаний башни и вооружения для нового тяжёлого танка Т29.

14 декабря 1944 OCM 26039 классифицировал тяжёлые танки М6, М6А1 и Т1Е1, как устаревшие.

Сегодня сохранился единственный Т1Е1 в экспозиции Ordnance Museum в Абердине, США.

Подписаться
Уведомить о
guest

3 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account