Тяжелый крейсер вместо «карманного линкора». Немецкий «проект 66».

12

Раз появился проект 84, то почему бы не появиться и проекту 66? Хотя первоначально, в процессе рисования, появился именно проект 66, и после уже – 84. Альтернатива коротенькая, но в качестве компенсации – «развитие» данной альтернативы в другую.

Содержание:

* * *

Приступая к проектированию нового корабля для немецкого флота, немецкие конструктора и военные имели две точки зрения.

1. Надо иметь сильные орудия, чтобы уверенно брать верх в бою со стандартным («вашинг­тон­ским») тяжёлым крейсером и даже, при острой необходимости, вступать в бой с противником посерьёзнее. Этого подхода придерживался командующий рейхсмарине адмирал Ценкер.

2. Надо иметь высокую скорость, чтобы уверенно уйти от любого стандартного («вашингтонского) крейсера, а при острой необходимости – даже от противника побыстрее (легкий или линейный крейсер).

Путем недолгих споров, победила точка зрения, что немногочисленным немецким крейсерам следует избегать боев (как с легкими, так и тяжелыми) крейсерами противника.

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

Таким образом, планировавшееся первоначально вооружение на новом корабле (тип «Дойчланд») в виде 6 283-мм было уменьшено до 6 240-мм, а оно в свою очередь постепенно трансфор­ми­ро­валось в 6 220-мм. Конечно, уменьшить можно было и до стандартных 203-мм, но ведь должен же немецкий рейдер иметь «длинную руку». Так появилась 220/58-мм орудие, официально обо­зна­чен­ное как 20-см (20/58-см)

Тип «Дойчланд» («Лютцов»)

Несмотря на первоначальные проекты с 2 башнями ГК, существовал (в виде эскизов) и трехбашенный вариант – с 9 220-мм орудиями. Но учитывая, что скорость все-таки важнее огневой мощи, трехбашенный вариант был убран в дальний ящик. Вспомогательное вооружение нового корабля (22 88-мм орудия) можно было назвать либо сверхмощным (если речь шла о борьбе с авиацией или эсминцами), либо недостаточным – если использовать в бою с крейсерами (но бой с вражеским крейсером на близких дистанциях считался маловероятным). Впоследствии 88-мм были заменены на крупные 105-мм орудия.

Скорость «Дойчланда» достигла 34 узлов – на 1 узел быстрее, чем у самого быстрого британского крейсера – «Эсмеральды» (33 узла).

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

В Европе немецкий корабль был встречен с интересом – ведь по сравнению с «Лейцпигом» и «Нюрнбергом» новый корабль прибавил в вооружении и размерах. Но особого интереса немецкая новинка не имела. Да, есть свои особенности (мощное ПВО, две трехорудийные башни ГК), но в целом ничего интересного. Естественно, европейцев могла бы заинтересовать высокая скорость, но немцы, такие скромники, объявили, что скорость «Дойчланда» только 30,5 узлов – как раз скорость британского «Хоукинса».

Пока первая троица «Дойчландов» (сам «Дойчланд», «Адмирал Шпее» и «Адмирал Шеер») проходила в Испании обкатку в условиях максимально приближенных к боевым, строительство новых тяжелых крейсеров продолжалось.

Тип «Адмирал Хиппер»

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

В отличие от безобидного рейдера/корсара «Дойчланда», «Хиппер» представлял больше крейсер-охотник. Или собственно полноценный тяжелый крейсер. Главный калибр – все те же 22-см орудия, теперь в колличестве не 6 штук, а уже 9 штук; а вот вспомогательное вооружение было уменьшено практически вдвое – 14 105-мм орудий.

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

При проектировании «Хиппера» немцы извлекли из дальнего ящика трехбашенные эскизы «Дойчланда», но переработали проект. Использовав теперь линейно-возвышенную схему, немцы придали сходство силуэтов типа «Адмирал Хиппер» с силуэтами типов «Лейцпиг» и «Нюрнберг».

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

Конечно, для «охотника» такое расположение орудий главного калибра было странным. Ведь его «дичь» – это легкие крейсера, которые «Хиппер» с его 32 узлами (официальные 30,5 узлов) мог догнать. Но тут надо было учитывать не «трусость» немцев, а расчет, что придется уходить (и скорее всего с боем) от парочки тяжелых британских крейсеров. И тут кормовой залп из 6 22-см орудий был предпочтительнее, чем из 3-х орудий.

Еще одним изменением, по сравнению с «Дойчландом», была паротурбинная установка вместо дизельной.

Впоследствии был предложен доработанный вариант «Хиппера» – было усилено зенитное вооружение путем установки носовой установки в 105-мм.

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

Тип «Шарнхорст»

Тип «Шарнхорст» логически вытекал из «Хиппера» – увеличили размеры, водоизмещение, и добавили еще одну башню (четвертую). В результате немцы получили «не то сына, не то дочь, не то….»

По вооружению ( 12 220-мм орудий) – тяжелый крейсер, по размерам – линейный крейсер. Хотя если подходить с точки зрения Вашингтонского договора, то и вооружение – опять же линкорное (больше 210-мм – значит линкорное).

По сравнению с предыдущими проектами, было усиленно вспомогательное вооружение, и если количественно (по сравнению с «Дойчландом») не особенно, то вот качественно – заметно: 24 128-мм орудия.

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

Главным предназначением кораблей типа «Адмирал Хиппер» и типа «Шарнхорст» должна была стать борьба с крейсерами, в том числе вооруженными 203-мм артиллерией. Причем речь шла не только о «вашингтонцах», но и перспективных «послевашингтонцах».

Но если «Хиппер» действительно превосходил «вашингтонцы» и по водоизмещению и размерам соответствовал этим задачам, то «Шарнхорст» можно было определить как «слишком». Либо слишком большой, либо слишком слабый.

Либо немцы хотели построить еще один «антивашингтонец», то «Шарнхорст» можно было и уменьшить. Если немцам нужен был «истребитель крейсеров», то они или подкормить «Адмирала Хиппера» (с 9 220-мм он и так угроза всем крейсерам), или напротив посадить на голодный паек, в смысле применить искусство бонсай сам «Шарнхорст».

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

Либо немцы просто построили еще один «антивашингтонец», и «Шарнхорст» оказывался слабо вооруженным. И здесь судьба опять могла подшутить над немецкой парочкой – столкнув их с другими «антивашингтонцами». Ведь в других странах (Франция, Голландия и даже СССР) строились и проектировались линейные крейсера с орудиями не менее 280-мм. Встреча двух таких антивашингтонцев, немецкого (12 220-мм) и даже голландского (9 280-мм) закончилась бы победой не немцев.

Тяжелый крейсер вместо "карманного линкора". Немецкий "проект 66".

Но, как оказалось, немцы в принципе думали так же и заложили тип «Шарнхорст» как охотник за антивашингтонцами. С началом войны оба корабля («Шарнхорст» и «Гнейзенау») прошли модер­ни­зацию. Были убраны торпедные аппараты и сокращено число 128-мм орудий до 20. Но гораздо больше изменений, и главных изменений, касались артиллерии главного калибра. Тип «Шарн­хорст» получил 8 (2×4) 381-мм орудия! Как оказалось, немцы с самого начала планировали вооружить линейные крейсера сверхорудиями, да вот орудий подходящих не было. Альтерна­тив­ный вариант – поставить 283-мм орудия был отвергнут, так как новых пушек такого калибра не было.

П.С. На рисунках не передан «задел» под 15-дюймовки.

СЕЖ
Подписаться
Уведомить о
guest

7 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account