15

Крейсера типа «Ямато».

«На свете есть три самые большие и бесполезные вещи — египетские пирамиды, Великая китайская стена и линкор „Ямато“».

Тяжелые крейсера типа «Ямато»

История (Википедия).

Численность линейных флотов США, Великобритании и Японии была закреплена на уровне 15:15:9 единиц соответственно Вашингтонским договором 1922 года, что лишало японский флот перспективы добиться численного превосходства над флотами вероятных противников; выход из этого положения японские адмиралы видели в организации качественного превосходства своих кораблей. Первые проекты новых линкоров были выполнены в инициативном порядке в конце 1920-х годов контр-адмиралом Хирага и капитаном I ранга Фудзимото. Все представленные проекты превышали договорное водоизмещение, имели мощное бронирование, а калибр артиллерии колебался от 410 до 510 мм. В 1934 году японским руководством было принято секретное решение отказаться от соблюдения договорных ограничений (35 000 тонн) и разработать проект, заведомо превосходящий иностранные. Считалось, что США не будут строить линейные корабли, неспособные проходить Панамский канал, а следовательно, их водоизмещение будет ограничено, по оценке японских специалистов, 60 000 тонн (линкоры сенатора Тилмана в 70-80 тыс.тонн смотрят с удивлением). К созданию проекта приступили осенью 1934 года, и к началу 1936 года было представлено 24 варианта линкора. Водоизмещение колебалось от 52 000 до 69 500 тонн, энергетическую установку предполагалось сделать смешанной дизельно-паротурбинной (остановились на чисто паротурбинной), а вооружение большинства вариантов предполагалось в виде восьми-девяти 460-мм орудий (остановились на девяти). Окончательный вариант был утверждён в марте 1937 года.

Японские адмиралы, считавшие линкоры главной ударной силой флота (собственно, учитывая закладку линкоров в США, Италии, Германии, Великобритании, Франции, там считали так же), полагали, что корабли этого типа, будучи построенными в достаточном количестве, обеспечат Императорскому флоту решающее преимущество в предполагаемом генеральном сражении с флотом США. Лишь авторитетный адмирал Ямамото (вроде бы) придерживался мнения о решающей роли авианосцев и незначительном потенциале линкоров, оставив следующие строки:

Эти корабли напоминают каллиграфические религиозные свитки, которые старики развешивают в своих домах. Они не доказали своей ценности. Это только вопрос веры, а не реальности… линкоры будут полезны Японии в будущей войне так же, как самурайский меч.

А могла ли Япония, пойти по иному пути, строя вместо линкоров типа «Ямато», другие корабли?

Самый вероятный кандидат на роль другого корабля, это (особенно с учетом послезнания) авианосец.

Другой кандидат – тяжелый крейсер.

(Книга «Тяжелые крейсера Японии):

Стоимость одного крейсера типа «Такао» составила 23,87 миллиона йен, для сравнения линкор «Ямато» обошелся казне в 281,54 миллиона йен. Как известно, линкоры «Ямато» и «Мусаси» всю войну прятались по японским портам от американской авиации и никакого влияния на ход событий в Тихом океане не оказали. С точки зрения критерия «стоимость — эффективность» японцам стоило бы строить тяжелые крейсера, а не эсминцы. Крейсера часто и охотно принимали участие в морских сражениях, потопив немало кораблей Объединенных Наций.

 

Крейсер типа «Такао». Стандартное водоизмещение 11350 тонн, стоимость 23,87 млн., т.е. 2,103 тысячи йен/тонну.

Линкор типа «Ямато». Стандартное водоизмещение 63200 тонн, стоимость 281,54 млн, т.е. 4,4547 тысячи йен/тонна.

В общем, если брать по водоизмещению (сколько пошло металла), то вместо одного «Ямато» можно было построить 5,5 «Такао» (общее водоизмещение 62400 тонн), а если судить по финансовым затратам, то 11,8 штук (общая цена 281,6 млн). Скорее всего японцы, малость доложили бы, что бы получить 6 или 12 крейсеров…

А вместо серии из 3-х кораблей (4-й был заложен, но быстро разобран), если судить по водоизмещению можно было вдвое (с 18 штук имеющихся в РИ) увеличить флот тяжелых крейсеров, ведь металла хватило бы на постройку аж 16,7 штук! А денег бы хватило на постройку аж 35 (если быть точным, то 35,3) тяжелых крейсеров! Ну или фактически, Страна Восходящего Солнца могла удвоить свой крейсерский флот…

С другой стороны – экипаж «Ямато», это от 2200 до 3000 человек (расхождение за счет прислуги зенитных автоматов), крейсер «Такао», это от 721 до 761 человека. Другими словами, 3 линкора «Ямато» (есть считать, что «Синано» достроен именно как линкор), это от 6,6 до 10 тыс. человек (уж если команды ПВО брать по максимуму), а флот крейсеров «Такао» (35 штук), это 25,2-26,6 тысячи человек. В общем, Японии, чтобы укомплектовать флот, пришлось бы набрать дополнительные тысяч двадцать человек, причем именно как моряков, а не всяких зенитчиков…

 

***

И вот, в не ком альтернативном мире, а точнее мире произведения «Иней на пальмах», Страна Восходящего Солнца, все же решила – о чем говорит название крейсеров — отказаться от строительства сверхлинкоров, в пользу тяжелых крейсеров:

Тяжелые крейсера типа «Ямато»

Японский крейсер типа «Ямато», водоизмещением в 16 тысяч тонн, был потоплен советскими торпедоносцами близ острова Вулканического, в каких-нибудь пяти милях от своей базы. Это было в те дни, когда, рассыпавшись под мощными ударами войск, отборная Квантунская армия лучшая армия микадо, сломя голову бежала по Маньчжурским полям, когда ученые-бактериологи в Харбине жгли архивы, расстреливали свидетелей и распускали чумных блох, а мистер Трумэн испытывал на японских женщинах и детях новое эффектное оружие — атомную бомбу.

Разгромленные в Маньчжурии самураи капитулировали, и остров Вулканический вместе с другими русскими островами был возвращен советскому народу. В прежней военно-морской базе разместилась океанологическая станция, и океанологи первые поставили вопрос о подъеме потопленного судна. Магнитная разведка определила местонахождение металлического корпуса, дно здесь было удобное, скалистое (илистое дно может засасывать затонувшее судно), но лот категорически сказал: нет. Глубина 311 метров, давление свыше 30 атмосфер. В таких условиях водолазы работать не могут.

 

К сожалению, больше никаких данных по крейсерам нет.

Если, считать, что крейсера типа «Ямато» представляют миниатюрную версию сверхлинкора «Ямато», то история такова.

1 апреля 1930 года в Лондоне был подписан новый многосторонний договор об ограничении морских вооружений, устанавливавший, в частности, качественные и количественные ограничения на класс крейсеров США, Великобритании и Японии. В статье 15 Договора все крейсера подразделялись на тяжелые (калибр орудий более 155 мм) и лёгкие (калибр орудий 155 мм и менее). Для Японии суммарный потолок водоизмещения тяжёлых крейсеров был установлен в 108 400 длинных или110 134 метрических тонн, и в него укладывались ровно двенадцать уже находившихся в составе флота и строящихся единиц. Этим ограничением были разом перечёркнуты планы по строительству ещё четырёх 10 000-тонных крейсеров типа «улучшенный Такао», которые намечалось заложить в 1930—31 годах и ввести в строй в 1934—35 годах. Они были включены в программу пополнения флота 5-го года Сёва (1930 года), окончательный вариант которой был утверждён министром флота Кайсукэ Окада 14 мая 1929 года.

На лёгкие крейсера для Японии Договором был установлен суммарный лимит в 100 450 длинных тонн (102 057 метрических), который также практически полностью был использован уже находящимися в строю кораблями — при их общем водоизмещении в 98 415 дл.т неиспользованными оставались лишь 2035 дл.т. Однако пространства для манёвра тут было существенно больше: четыре старых бронепалубных крейсера ( «Тонэ», «Тикума», «Хирадо», «Яхаги») суммарным водоизмещением 16 960 дл.т уже достигли предельного возраста службы. В 1935 году его должны были достичь два крейсера типа «Тэнрю» (6460 дл.т), а в 1936 году — головной крейсер типа  «Кума» (5100 дл.т). Помимо этого, пунктом b статьи 20 Договора Японии разрешалось заменить ещё один крейсер типа «Кума» («Тама») новым кораблём в 1936 году, а статьёй 19 позволялось заложить замену для оставшихся трёх крейсеров этого типа («Китаками», «Ои», «Кисо») в 1934 году. В этих целях было запланировано провести конверсию крейсеров «Кума», «Тама» и «Китаками» в учебные, однако её начало, намеченное на декабрь 1933 года, было вначале отложено из-за нехватки средств, а позже и вовсе отменено в связи с выходом Японии из всех договоров об ограничении морских вооружений. Так или иначе, для строительства в начале 1930-х становились доступны целых 50 955 дл.т, из которых корабли на 35 655 дл.т можно было заложить сразу, а ещё на 15 300 дл.т — в 1934 году. С учётом максимально возможного водоизмещения отдельного крейсера в 10 000 дл.т японский Морской Генеральный Штаб (МГШ) принял секретное решение отказаться от соблюдения договорных ограничений (10 000 тонн) и разработать проект, заведомо превосходящий иностранные. Этим проектом, и стали крейсера типа «Ямато».

Тяжелые крейсера типа «Ямато»

В отличие от крейсеров типа «Миоко» и «Такао», японцы отказались от схемы с 10-ю орудиями в 5 башнях, а взяли классическую схему – 3 орудия в 3-х башнях. Однако, вместо официальных 203-мм орудий, японцы впихнули 9 260-мм орудий (официально 20-см орудие образца 34-года). Мощным было и вспомогательное вооружение — 6 127-мм установок (на «Такао» и «Миоко» только 4 установки). Стоимость крейсера составляла 34,64 млн.йен.

Столь мощное вооружение, диктовало и нишу применения крейсеров типа «Ямато». Дело в том, что

Тяжелые крейсера типа «Ямато»

крейсера с 203-мм пушками, как бы ни были они хороши, все же не более чем паритетны аналогичным крейсерам противника. Разрыв ж между тактическими нишами линкоров и тяжелых крейсеров был настолько велик, что оба этих класса кораблей не могли взаимодействовать по-настоящему эффективно.

 Для решения этой проблемы инженеры предлагали создать особый класс “лидеров” тяжелых крейсеров, вооруженных более тяжелой артиллерией калибром 250-280 миллиметров. Такие “сверхтяжелые” крейсера, могли бы эффективно выводить из строя “вашингтонские” крейсера противника и прикрывать действия крейсерского авангарда в случае столкновения с линейными кораблями.

http://alternathistory.org.ua/tyazhelie-bronenosnye-kreisera-tipa-tsukuba-mtk

Тяжелые крейсера типа «Ямато»

Однако 10-дюймовые орудия не были пределом, развивая проект, японцы начали перевооружать свои крейсера на 310-мм орудия.

Тяжелые крейсера типа «Ямато»

 

Хотя США и Великобритания и получили сведенья, что японские крейсера превосходят установленные ограничения, но фактически данные разведки были проигнорированы. С одной стороны, превышение установленных параметров было у всех стран (в том числе и у США с Великобританией), с другой стороны был отказ Японии от строительства линкоров – если японцы не могут строить линкоры (главную силу флота), то пусть развлекаются с крейсерами. Что касается самих крейсеров (формально, с 10-дюймовой артиллерией, они являлись уже линкорами), то японцам удалось скрыть на сколько их характеристики выше нормы. Так, о том, что японские крейсера имеют столь крупную артиллерию, многим противникам Японии, стало известно только в бою

 

Повсюду валялись окровавленные расчлененные тела, а раненые, многие ужасно искалеченные, лежали, крича, там, где они упали. Некоторые из невредимых бегали в замешательстве и слепом ужасе, мешая тем, кто пытался выполнить свой долг и сражаться с кораблем. Идти было трудно из-за крови, стекавшей по палубе, и несколько человек из группы Джейми были ранены обломками и частями тел. Один матрос был выброшен за борт металлическим осколком, а другой погиб, когда человеческая рука пронзила его грудь, как копье.
Джейми отвел выживших на нижнюю палубу, где они были защищены от смертоносного дождя. Любой, кто не находился в башне или не был защищен броней корабля, должен был умереть, и очень быстро. Крейсер отбивался, о чем свидетельствовал звук его орудий, но казалось, что скорострельность уменьшалась по мере того, как японские снаряды находили свои цели.
В разгар ужаса Фиорини схватил его за руку. “Пойдем со мной, лейтенант. Ты должен это увидеть ”.
Джейми последовал за Фиорини еще на пару палуб. Электричество мерцало, и Джейми испугался, что он окажется в ловушке в темных недрах тонущего корабля, как люди на «Экстере», и страх почти парализовал его.
Фиорини прочитал его мысли. “Только здесь, сэр. Помните удар, который не взорвался?”
“Да,” нервно сказал Джейми. Это произошло несколькими мгновениями ранее, когда снаряд попал в корабль всего в нескольких десятках футов от них, и все они думали, что погибли. Пока они вздыхали с облегчением, Фиорини на мгновение исчез.
Наконец, Фиорини сделал паузу. “Посмотри на нее, но не трогай. Она все еще горячая и может взорваться ”.
“Иисус Христос”.
В настиле застрял снаряд. Его голова была похоронена и скрыта из виду, но основание было полностью видно. Джейми был артиллерийским офицером, и это было больше всего, что он когда-либо видел.
“Подержи это”, — сказал Фиорини, протягивая ему рулетку. Джейми подчинился и измерил диаметр снаряда. Десять дюймов! Это было невероятно; нет, невозможно. Японцы обстреливали их десятидюймовыми снарядами. Ему сказали, что ни у кого не было десятидюймовых снарядов, но он смотрел на один.
Фиорини достал маленькую камеру из своей рабочей сумки и сделал несколько снимков со вспышкой, пока Джейми держал кассету. Джейми собирался прокомментировать камеру, когда вспомнил о работе Фиорини над корабельной бумагой.
“Это может быть важно”, — сказал Фиорини, и Джейми согласился.
“Но сначала мы должны вытащить их отсюда”.
Кто-то закричал, что корабль тонет, и они вернулись к ярости внешнего мира, когда по ним ударил еще один японский залп. К этому времени палуба была всего в нескольких футах над водой, и корабль накренился на несколько градусов на правый борт. Моряки покидали потерпевшее крушение судно и смогли сделать это, практически ступив в воду..
“Кто отдал приказ покинуть корабль?” Спросил Джейми.
“Никто”, — последовал ответ. Не осталось никого, кто мог бы отдать команду. Почтенный «Хьюстон» был беззащитен, потерял управление и тонул. Оставшиеся башни были разбиты, а обугленные огнем орудия были направлены в разные стороны. Хуже того, казалось, что корабль медленно поворачивался в направлении японцев, верхушки кораблей которых теперь были хорошо видны, когда они появились на горизонте. Джейми насчитал два крейсера (легких), а затем третий, и третий был большим. Он знал, откуда прилетели десятидюймовые снаряды….
(«1942» Роберт Конкрой, слегка измененное)

Тяжелые крейсера типа «Ямато»

Война дала множество вариантов столкновения кораблей: тяжелый крейсер «Ямато» против тяжелого крейсера/двух-трех-четырех тяжелых (и легких) крейсеров/линкора/ линейного крейсера/флотилии эсминцев…. В период 1941-1943 годов, превосходство в размерах и живучести, мощная артиллерия (не стоило забывать и 610-мм торпеды, являющиеся важным аргументом на близкой дистанции), позволяла японскому крейсеру добиться победы над любым одноклассником (тяжелым крейсеров) в бою. Однако, с 1944 года, на каждый «Ямато» стало приходиться по три-четыре крейсера, плюс американские (в меньшей степени английские) имели превосходство в виде радаров и управлении огнем. В таких условиях, японские корабли не только не имели шансов на победу, но и возможности уцелеть. Не стоило сбрасывать со счетов, и вошедших в строй американских тяжелых крейсеров типа «Аляска», превосходивших «Ямато», как размерами, так и вооружением.

Но самыми главными врагами являлись подводные лодки и авиация. Хотя, на крейсера типа «Ямато» постоянно улучшали ПВО (вместо 127-мм, поставили новые 100-мм орудия), оно все же оказалось недостаточным. Учитывая, что «лучшая зенитка, это истребитель», часть крейсеров – как получивших серьезные повреждения, так и строящихся — переделывали в гидро- и просто авианосцы.

Тяжелые крейсера типа «Ямато»

Кто знает, может быть, если бы Страна Восходящего Солнца, сразу бы сделала в 30-х годах ставку не на артиллерийские корабли, то она могла бы получить десятка два легких (эскортных / истребительных) авианосца к войне на Тихом океане. Подобный авианесущий флот, мог бы доставить множество хлопот противникам Японии.

 

С другой стороны

 

и на все ваши аргументы у нас есть один ответ – мы можем серийно штамповать «Эссексы», а вы нет!

 

Подписаться
Уведомить о
guest

16 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account