Тяжелые крейсера? Нет карманные линейные корабли по-японски.
Задумывал тему, как "Япония очень заинтересовалась немецкими крейсерами типа "Дойчланд" (карманными линкорами), и решила строить собственные карманные линкоры." Поэтому родоначальником "малых японских линкоров" должен был стать крейсер "Такао". Но увлекся рисованием, и уже "Миоко" получился как "карманный линкор" — а ведь не удалять же его обратно.
В конце концов почему бы Японии не самостоятельно придти к сходному с Германией решению?
***
Будучи участницей Вашингтонского морского соглашения, Япония согласилась на ограничение суммарного тоннажа своих тяжелых крейсеров 108 400 тоннами. Стремясь “втиснуть” в эту величину максимальную огневую мощь, японские конструкторы поначалу попытались создать предельно легкие корабли с максимальным артиллерийским вооружением.
Первыми подобными кораблями стали крейсера типов "Фуратака" и "Аоба" при водоизмещении менее 10 т.т., они были вооружены 6 203-мм орудиями.
Поняв, что стремление к максимальному облегчению кораблей ведет к снижению их боевых качеств, Хирага в следующей серии тяжелых крейсеров решил полностью использовать лимит водоизмещения, отведенный вашингтонскими нормами на каждый корабль — 10 тыс. т. Но не успели просохнуть чернила на проекте "Миоко", Хирага осознал что 10 орудий пусть и в 203-мм будет недостаточно. Проблема в том, что флот отказался от проекта с 12-ю 203-мм орудиями.
И тогда Хирага выдвинул интересное предложение — поставить 6 254-мм орудий.
Такой калибр делал японские крейсера типа "Миоко" вдвое сильнее любого "вашингтонского" крейсера. Противостоять "Миоко" в бою было не возможно. Быстрый крейсер, и самое главное — с мощным вооружением мог безнаказанно обстреливать (точнее расстреливать) вражеские корабли. А если европейские и американские корабли начнут сближаться, чтобы эффективно использовать собственные пушки, то здесь их ожидает неприятный сюрприз в виде торпед.
Примерно так было в теории, но не все было гладко даже на бумаге.
А на бумаге Вашингтонского договора черным по белому было прописано, что тяжелые крейсера можно вооружать орудиями калибром не более 203-мм. Можно было пойти на хитрость, и поставить орудия в 210-мм — ну сами по судите, такая мелочь эти несчастные 7-мм. Тем более что на "Нагато" с его 410-мм против разрешенных 406-мм лишние миллиметры прокатили. Однако было крайне маловероятно что США и Европа пропустят эти жалкие 51-мм, которые "слегка" выше нормы.
Отсюда вывод орудия надо замаскировать!
И тут было принято очень не обычное решение, которое позволяло Японии в дальнейшем еще и предстать в облике миротворца!!!
На место 3-х орудийных башен были поставлены 4-х орудийные башни со 152-мм орудиями. Таким образом тяжелый крейсер стал крейсером легким!
Необходимо отметить, что 4-х орудийная башня со 152-мм орудиями специально разрабатывалась как "маскировочная". Япония официально призналась, что новая башня на крейсерах неудачная: она была тяжелая и большой. А раз башня тяжелая, значит и палубу надо соответственно укрепить — догадаться что надо сделать другую башню, японцы к удивлению европейцев не догадались.
А зачем делать другую башню, если японские конструктора специально добились умышленного утяжеления легкой башни. Придет время, и башни со 152-мм орудиями будут сняты и заменены на башни с 254-мм орудиями. И тут и погон уже соответствующий (как раз по проекту "войны") и палуба уже укреплена.
Все бы хорошо, но была еще одна оказия. 254-мм орудия конечно мощнее (и в 2 раза тяжелее) чем 203-мм, однако скорострельность (в 2 раза меньше) и количество (6 против 10) играет не последнюю роль. Конечно немцы обошлись (в данной альтернативе — обойдутся) то же 6 орудиями, но ведь "Дойчланды" предназначались больше для рейдерства, а японцы строили корабли для боя. В общем вооружение 6 254-мм орудий было признано не достаточным для японских кораблей. Решение было найдено в установке дополнительной третьей башни.
Теперь с 9-ю 254-мм орудиями, тяжелый крейсер превращался в "малый линкор", или точнее "малый линейный крейсер".
Естественно, подобные "минилинкоры" должны были плавать в маскировочном виде с 12 (3*4) 152-мм орудиями.
Такое вооружение (12 6" орудий) позволяло Японии утверждать, что Страна Восходящего Солнца за мир — вот вместо тяжелых крейсеров, легкие крейсера строим. А это не только плюс к тому что Япония воевать не хочет, но и то что Япония не израсходовала лимит тяжелых крейсеров. И может еще парочку тяжелых крейсеров построить, точнее опять легких крейсеров. Ведь под видом легких крейсеров, строятся тяжелые, точнее легкие линейные крейсера.
Следом за "Миоко" последовала (в 1927 году) серия "Тако" — так же с официальным легким вооружение в виде 12 152-мм орудий, но в последствии (в конце 30-х годов) получившим 9 254-мм орудий.
В начале 1930 года Япония приняла участие в Лондонской конференции, по итогам которой была вынуждена подписать Лондонский морской договор 1930 года. Согласно этому документу, число тяжёлых крейсеров японского флота ограничивалось 12 единицами. К тому времени в строю уже находились по два тяжёлых крейсера типов "Фурутака" и "Аоба". Так же имелись четыре типа "Миоко" и находились в достройке четыре единицы типа "Такао", формально являвшимися легкими крейсерами. Вот только тяжелые "Фурутаки" и "Аобы" с 203-мм орудиями, уступали в водоизмещении "Миоко" с "Такао" со 152-мм орудиями. Однако раз буква Договора соблюдена, то надо ее выполнять — ведь американские и европейские "вашингтонцы" то же не совсем укладывались в лимит. Причем в лимит не укладывались не легкие крейсера со 152-мм орудиями, а как раз тяжелые крейсера с 203-мм артиллерий. Таким образом, пусть Япония и нарушила правила (т.е. водоизмещение), но ее "тяжесть" была меньше по сравнению с нарушившими правилами (все то же — водоизмещение) Великобританией и США
Однако, и "корабли мира" (как окрестили "Миоко" и "Такао") все же не устраивали "белую расу". Ведь "Миоко" и "Такао" можно было считать неким реанимированным проектом крейсером "Кент" начала 20 века — по вооружению средние, по водоизмещению — тяжелые.
В результате, американо-европейские политики разрывающимися между "формально можно" и "возможно опасно" представили компромиссное решение: Япония может достроить еще 6 тяжелых крейсеров (вместо 8). Японцы, криво усмехнувшись, согласилась на такой вариант.
Так появился новый крейсер, созданный по типу усовершенствованный "Такао" — "Могами".
Официально заложенный как тяжелый крейсер, "Могами" в годы войны стал линейным крейсером (хотя и слабо вооруженным).
Сначала встал вопрос о вооружении крейсера — 12 152-мм (3*4), 16 152-мм (4*4), 9 203-мм (3*3), 12 203-мм (3*4), 16 203-мм (4*4) орудий. Пусть вас не смущает разброс в 152-203-мм орудиях. Япония четко знала — "Могами" (придет время) будут вооружены 254-мм орудиями. Вопросы были лишь в том, сколько можно 254-мм орудий поставить на крейсер, под что их замаскировать? Варианты были разнообразными: "стандартная" 9 (3*3), 12 (схема 3*4), или даже экзотические 12 (4*3), и наконец 16 (4*4).
Первым делом отказались от 9 254-мм — как "от слишком слабой"!, потом от 16 254-мм — не потому что "слишком сильно", а потому что вес большой. Потом началась ожесточенная борьба проекта с 4 башнями, который так же был брошен в корзину. Расчеты показали, что вес 12 254-мм орудий в 4-х башнях будет слишком велик что бы его можно было скрыть. Нет, скрывать будут естественно 152-мм — что тяжело?, тогда 127-мм, опять тяжело? может 120-мм орудия или есть примерно 100-мм орудия? Вот только американцы и европейцы заинтересуются почему разрешенный Японии тяжелый крейсер получил на 8-12 203-мм а 8-12 120-мм орудий. Где здесь подвох? И если Япония так упорно строит легкие крейсера, при этом с усиленной палубой, то не водит ли Япония за нос европейцев?
В итоге подошли к схеме из трех четырехорудийных башен. Такой вариант позволял разместить вооружение в пределах лиммита водоизмещения, и не проигрывать в огневой мощи. Что касается орудия маскировки то здесь было решено перейти все же к разрешенным 203-мм орудиям. Хотя в японских архивах найден проект "Могами" с 3 6-ю орудийными 152-мм орудийными башнями! Однако подобный вариант с 18 152-мм орудиями так и остался на уровне рисунка.
Что касается башни с 8" орудиями, то здесь Япония пошла по старому пути "маскировочной башни со 152-мм орудиями". То есть башня получилась большой и тяжелой; а чего вы хотите, нет у Японии опыта проектирования трехорудийных башен под 203-мм орудия. А если говорить об оружии — на себя посмотрите, кто делает крейсера с 12 203-мм орудиями?
Последним "карманным линкором по-японски" стали крейсера типа "Тонэ". Оба крейсера («Тоне» и его систер-шип «Чикума») были спроектированы как «усовершенствованный Могами». При проектировании этих крейсеров "маска мира" была сброшена — вместо 9 203-мм оба крейсера сразу вооружались 12 254-мм орудиями. Главным отличием крейсеров типа "Тоне" от других японских крейсеров стало размещение артиллерии — все три четырехорудийные башни были размещены в "пирамидой" носовой части. В задней части находилось три башни со спаренными 127-мм универсальными орудиями. Таким образом на крейсерах типа "Тоне" был реализован или реанимирован проект линкора "Издумо".
К началу войны, Япония имела 14 "карманных линкора" со 144 254-мм орудиями. Информация о перевооружении Японией строго скрывалась. Официально Японские крейсера были перевооружены на 203-мм орудия.
Что касается оценки, то не все так однозначно.
В 1941-1942 годах, "карманные линкоры по-японски" были поистине универсальными кораблями. Борьба с вражескими кораблями (преимущественно крейсерами), поддержка десанта, обстрелы вражеской территории. И все это с блестящим успехом.
И все было замечательно. 254-мм артиллерия позволяла вести довольно-таки эффективный огонь (по сравнению с 203-мм) на дальних дистанциях. Как и немецкие 283-мм орудия, японские 254-мм прекрасно справлялись с броней всех "вашингтонцев" и других тяжелых крейсеров. Крейсера Великобритании, США, Австралии, Голландии были беззащитны против таких снарядов (особенно на средних дистанциях где пытались вести бой)- что не редко приводило к их гибели. Да что там крейсера! Ведь на долю "карманных линкоров" приходятся и классические линкоры.
В 1944-1945 годах, ситуация была иной. Волна успехов спала, а вот надежды на крейсера возлагались все больше и больше — раз они хорошо проявили пару лет назад, значит и сейчас себя покажут. Но "карманные линкоры" не стали линкорами, ведь сами "карманные линкоры по-японски" все же являлись тяжелыми крейсерами — но никак не линкорами. Попытки использования Японией своих крейсеров в линии приводили к закономерному результату. К этому моменту, было потеряно преимущество и над крейсерам. В ближних боях японским кораблям не всегда хватало скорострельности, а на дальних дистанциях преимущество имела централизованная стрельба и наведение по радару (речь идет о стрельбе днем, ночью эти преимущества возрастали).
Да и если быть точными, то японские "карманные линкоры" никогда не топили в артиллерийском бою линкоры противника. Те случаи, когда японские сверхкрейсера топили или тяжело повреждали американские и английские линкоры были скорее "миноносными". Бой (в основном случайный) начинался на близких дистанциях, после чего японцы активно применяли свои Лонг Лэнды — сверхмощные торпеды калибром 610-мм. Другими словами основная причина гибели линкоров — торпеды.
С другой стороны, не стоит забывать о "моральном факторе" и о том, что "ожидание пытки хуже самой пытки".
После получения достоверной информации о том что японские тяжелые крейсера имеют 254-мм орудия, США и Великобритания испытали настоящий шок. Примерно в это же время был узнан калибр японской торпеды — 610-мм.
В результате, союзники ударились в крайность защиты и противодействия.
Так авианосцы типа "Мидуэй" получили необычайно мощную защиту. Помня о гибели английского "Глориеса", американцы старались обеспечить надежную защиту от 254-мм снарядов, поскольку встреча с японскими "легкими линкорами" считалась вполне вероятной. Так на корабле появился 229-мм (в РИ 193-мм) бронепояс — самый толстый из когда-либо применявшийся на авианосцах. Правда он был установлен лишь по левому борту, справа же в целях компенсации веса плавучего острова, толщину плит уменьшили до 210 мм (что так же являлось рекордом защиты)
В попытке ликвидировать угрозу "восточных карманников", США заложили 10 линейных крейсеров типа "Аляска". Однако боевого успеха практически не имели (сбили несколько самолетов), и после войны были поставлены на консервацию. Строительство оставшихся было прекращено в 1945 году. Другими словами, большие деньги были использованы не рационально.
Надо сказать, что СССР то же получил плюс от японских кораблей (и не только в виде единой Кореи). В 1946-1947 годах было ясно, что страны Запада уже имеют в принципе адекватный ответ на только проектируемый крейсер "Сталинград". В результате линейные крейсера так и не были заложены, а высвободившиеся деньги потратили на постройку крейсеров проекта 68-К.
П.С.
В качестве "первоидеи" вот эта тема http://fai.org.ru/forum/topic/23860-kreysera-prevrashhayutsya-v-karmannyie-linkoryi/
Благодарность коллегам с ФАИ sanitareugen Mamay