Турболёт-доска Flybord Air Фрэнка Запаты
Оригинал записи: Flybord Air — первая реактивная летающая доска Фрэнка Запаты взмыла в небо на минувших выходных… Сдержать полет фантазии конструкторов-энтузиастов так же сложно, как остановить их стремление к полету. И именно благодаря им джетпак, ховеборд и даже дрон-такси из разряда смелой фантазии уже почти перекочевали в нашу с вами реальность. Сегодня мы расскажем о еще одном из таких изобретений, новинке — турбореактивной доске под названием Flybord Air, разработанной небезызвестным Фрэнком Запатой. Прототип доски уже создан, испытан и достойно зарекомендовал себя на этапе тестирования. Видео первого полета на Flybord Air появилось в свободном доступе на минувших выходных.
Автор идеи, француз Фрэнк Запата, хорошо известен как чемпион мира в состязании на гидроциклах, талантливый изобретатель, владелец патента на Flybord (“флайборд”) и создатель флайбродинга — нового вида спорта и отдыха, который все же справедливо отнести более к водным, чем к воздушным. Возможно, вам приходилось наблюдать полеты на флайбордах над водной поверхностью, — на доске, к которой прикреплен шланг, соединенный со скутером, мчащимся сзади. Вода, нагнетаемая под большим давлением и вырывающаяся снизу двумя потоками, создает достаточную реактивную тягу для поднятия спортсмена в воздух, где он способен не только перемещаться, но и выполнять невероятные кульбиты.
Представленная Запатой в 2011 году “водная доска” практически сразу вошла в число модных экстремальных развлечений, дающих возможность испытать ощущения полета в первом приближении. Несмотря на захватывающие возможности, открываемые Flybord, водная летающая доска имеет ряд ограничений: она жестко привязана к гидроциклу, который в данном случае можно рассматривать как неотъемлемую “часть конструкции” Flybord. Максимальная высота подъема при этом не превышает 15 метров, а полет, по понятным причинам, становится возможным только над водой или у самой кромки водоема.
С момента анонса Flybord прошло пять лет, и неутомимый Запата решил вновь удивить мир экстремалов, представив новую версию индивидуального летающего средства. На этот раз Фрэнк пошел дальше и представил реактивную летающую доску Flaybord Air, лишенную ограничений, присущих доске предыдущего поколения. Flybord Air не привязана к шлангу и гидроциклу, поскольку использует воздушную тягу, создаваемую турбореактивным двигателем. Максимальная длительность полета пока ограничена 10 минутами, максимальная высота подъема (в теории) – 3000 м, скорость (в теории) – до 150 км/час. Разумеется, за спиной пилота жестко закреплен ранец с небольшим топливным баком. Управление Flybord Air осуществляется при помощи ручного пульта.
На демонстрационном видеоролике, знакомящем нас с Flybord Air, 4-минутный полет проходит на высоте до 30 м, на средней скорости в 55 км/час, над поверхностью озера. За пультом управления сам Фрэнк Запата.
Время от времени при просмотре создается впечатление, что Запата конструировал Flybord Air для самого себя и тех немногих экстремалов, которые, как и профессиональные альпинисты, не мыслят свою жизнь без постоянного риска на грани фола. Ясно, что в отличие от практически полностью безопасной предшественника водной доски Flybord, обновленная версия летающей доски — значительно более рискованный эксперимент.
Не каждый отлично подготовленный спортсмен отважится покорить высоту в многие сотни метров и парить, балансируя на малогабаритной дощечке над поверхностью земли или воды. О среднестатистических любителях острых ощущений, не располагающих специальной физической и психологической подготовкой, и говорить не приходится. Впрочем, возможно, наши опасения и преувеличены, судите сами.
Flyboard® Air Test 1 — YouTube https://www.youtube.com/watch?v=KEDrMriKsFM
Flyboard Air by Zapata Racing. IT'S REAL! — YouTube https://www.youtube.com/watch?v=xLXjAt26xB8
Если попытаться абстрагироваться от вопроса безопасности, то полет пилота на Flyboard Air действительно впечатляет.
Турболёт — название стенда для проверки работы двигателя и газоструйной системы управления для самолётов вертикального взлёта и посадки (СВВП). Был создан в 1955 году конструкторским бюро Летно-исследовательского института в г. Жуковском. Испытания проводил лётчик-испытатель Юрий Александрович Гарнаев. В 1958 году турболёт, пилотируемый Гарнаевым, демонстрировался на воздушном параде в Тушино с большим успехом у зрителей.
ru.wikipedia.org/wiki/ТурболётДжоунс, Рэймонд Ф(ишер) (Jones, Raymond F[isher]) (17 ноября 1915, Солт-Лейк Сити, Юта [Salt Lake City, Utah] — 24 января 1994, Сэнди, Юта [Sandy, Utah]) — американский писатель-фантаст. Самое известное произведение Дж. (по крайней мере — в русскоязычном пространстве) — рассказ "Уровень шума" ("Noise Level", 1952, рус. 1964). Гимн могуществу человеческого разума и фантазии, рассказ основан на организованной военными мистификации, якобы утерянном открытии антигравитации, восстановить которое приглашается группа ученых. Растормозив мозги, повысив "уровень шума" из заглавия, одному из них удается преодолеть психологический барьер и открыть реальную антигравитацию. Подобная история является одним из кусочков романа Д.Гранина "Искатели", только прибор, изобретаемый его героем, значительно приземленнее (хотя и являлся по тем временам фантастикой).
google.ru/search?q=Раймонд+Джоунс+Уровень+шума+1952
frankturbine.com/produkte/strahlturbinen/ft-300 | jetcatusa.com/rc-turbines/turbine-details/p200-sx