Венгерский средний танк «Туран», разумеется, не оказал никакого переломного влияния на ход Второй мировой войны. Машины, которые начали поступать в войска в мае 1942 года и уже на то время, мягко говоря, бывшие не совсем современными, венгерское командование слишком долго продержало в резерве. Большая часть этих танков, названных в честь прародины мадьяр, была перебита советскими бронетанковыми войсками, которые несли в таких противостояниях минимальные потери. Однако свой след в истории мирового танкостроения венграм, безусловно, оставить удалось.
Содержание:
Дебют-кульминация-развязка по ускоренной программе
В апреле 1944 года у украинского города Коломыя наступавшие советские войска были контратакованы новыми танками непривычного вида. Их примитивная ходовая часть напоминала подвеску отечественного Т-26, а в роли основного вооружения танков выступали 40-мм и короткоствольные 75-мм орудия. Броня крепилась на каркасе заклёпками, корпус и башня выглядели угловатыми – внешне новые боевые машины больше напоминали танки начального периода Второй мировой. Особенно выраженным было сходство с лёгкими чехословацкими танками LT vz.35, которые в немного модернизированном виде (с немецкой радиостанцией, увеличенным боекомплектом и дополнительным четвёртым членом экипажа) широко использовались вермахтом на восточном фронте под названием PzKpfw.35(t).
Как и следовало ожидать, особых неприятностей наступавшим советским войскам эти танки не доставили. Даже по венгерским донесениям в первом боевом столкновении с участием «Туранов» (а это были именно они) 2-я танковая дивизия, имевшая на вооружении в числе других, уже известных советской армии венгерских машин («Толди» и «Нимрод») 120 танков «Туран-I» и 55 «Туран-II», смогла подбить только два советских танка. При этом к 26 апреля, когда наступательный порыв венгров окончательно иссяк, безвозвратные потери венгерского соединения в бронетехнике составили 30 машин. Безусловное качественное превосходство советских бронетанковых войск усугублялось для венгров и их количественным перевесом. Тем не менее, к 13 мая, по венгерским данным, «Тураны» подбили 27 танков, включая несколько Т-34–85 и как минимум один «Шерман».
Были, конечно, у венгерских средних танков и сильные стороны. Достаточно интересным выглядит «Доклад об использовании трофейной техники в условиях горно-лесистой местности» начальника штаба бронетанковых и механизированных войск 18-й армии гвардии подполковника Боронного от 11 ноября 1944 года. В этом документе есть краткий и ёмкий портрет венгерского танка:
“Туран” I и II относятся к типу средних танков с двигателем мощностью 260 л.с., в работе бесперебоен. Для нормальной работы в движении необходим прогрев двигателя на месте 15–20 минут в холодный период. 40-мм и 75-мм пушки аналогичны по устройству и безотказны в работе с большой точностью стрельбы. Имелись случаи задержек в работе вследствие неполной освоенности экипажами. Ходовая часть по типу Т-26. Управление при поворотах рычагами, торможение сжатым воздухом, коробка перемены передач пневматическая, переключается сжатым воздухом. Для замены КПП её необходимо вытаскивать вместе с мотором, что усложняет ремонт. Управление танком в движении лёгкое, но большой радиус поворота снижает манёвренность…
Трофейные танки по боевым качествам наиболее пригодны для сопровождения пехоты, для борьбы с танками малоэффективны. По своему техническому состоянию и габаритам в горах и по узким дорогам имеют хорошую проходимость.
Броня трофейных танков легко пробивается орудиями всех калибров. От 37-мм ПТО разрушения производятся незначительные и танки подлежат восстановлению, а в остальных случаях попадания снарядов средних и больших калибров производят значительные разрушения вплоть до полного вывода танка из строя. От попадания снаряда-ракеты из метательного аппарата и других кумулятивных снарядов танки загораются”.
Как видно из доклада подполковника Боронного, несмотря на то, что к моменту своего появления на фронте «Туран» морально устарел, он всё же не был совсем уж безнадёжен. Более того, захваченные венгерские танки более-менее успешно применялись и Красной армией: в 18-й армии был создан Отдельный армейский батальон трофейных танков, укомплектованный машинами разгромленной венгерской 2-й танковой дивизии. На вооружении этой воинской части находилось в том числе и восемь «Туранов».
Тем не менее, в течении года, от дебюта в апреле 1944-го до развязки в марте-апреле 1945-го (сражение у озера Балатон, где венгерские танковые войска закончили свой боевой путь), «Тураны» с лихвой хлебнули танкового горя.
Попробуем разобраться, что же это за танк такой – «Туран», и почему Венгрия во время Второй мировой войны, в отличие от многих других небольших стран, не удовлетворилась принятием на вооружение среднего танка иностранного производства, а в очередной раз принялась «изобретать велосипед».
Из чехословацких лёгких — в венгерские средние
Самобытное венгерское танкостроение опиралось на относительно высокоразвитую промышленность и талантливых инженеров-конструкторов вроде Миклоша Штраусслера. Тем не менее, несмотря на наличие отечественных разработок, первый серийный венгерский танк, «Толди», опирался в своей конструкции на шведскую машину L-60.
Таким образом, в 1940 году, когда у венгров появилась потребность в среднем танке (а попытки получить немецкие машины оказались неудачными – Вторая мировая была в разгаре, и промышленные мощности Германии работали, в первую очередь, на нужды своей армии), они уже имели успешный опыт работы по организации производства танка на шведской базе. Вполне понятно, что одним из образцов, которые венгры рассматривали как основу для своего среднего танка, стала ещё одна шведская машина – танк Lago. Многие его узлы и агрегаты были унифицированы с уже освоенным в слегка модифицированном виде венгерской промышленностью L-60, что для быстрой организации производства было большим плюсом.
Ещё один вариант, который рассматривался венграми — итальянский танк M11/39. Доводом в пользу этого танка могло быть то, что значительную часть венгерского парка бронетанковой техники составляли итальянские же танкетки CV 3/33 и CV 3/35.
Однако на этот раз венгры взяли за образец детище чехословацкой танковой промышленности. В контексте чехословацко-венгерских отношений такой выбор мог показаться странным – отношения между странами были натянутыми. Венгрия считала Чехословакию неполноценным, искусственным государственным образованием и не теряла надежды вернуть утраченные северные земли. Однако в связи с известными мюнхенскими событиями Чехословакия в два этапа исчезла с карты Европы.
Венгрия частично утолила свои реваншистские амбиции, присоединив заселённый преимущественно мадьярами юг Словакии и Закарпатье. А в поле зрения венгерских танкостроителей попали два опытных чехословацких танка, Praga V-8-H (он же ST vz. 39) и Škoda Š-II-c (он же T-21), которые они отнесли к разряду «средних». Второму из них, работы по которому были почти завершены (начались ходовые испытания), и суждено было стать «прародителем» венгерских средних танков периода Второй мировой войны.
Венгерские военные и инженеры Института военной техники сошлись во мнении, что Т-21 является оптимальным выбором. Если с итальянским образцом были определённые проблемы со стороны поставщика, то в чём было преимущество чехословацкого танка перед шведской машиной – до конца не ясно. Существует мнение, что венгры посчитали его более простым в производстве.
Вполне возможно, что у венгров были и другие мотивы такого выбора – но с тем, что танк был действительно прост, спорить сложно. Т-21 был экспортным вариантом массового чехословацкого легкого танка LT vz.35, который вермахт после захвата Чехословакии с удовольствием принял на вооружение. Простая подвеска на четырёх тележках была перенята у «Виккерса шеститонного» (вспомним, как подполковник Боронный в своём докладе про «Туран» писал: «ходовая часть по типу Т-26» — ещё одного массового «потомка» британского танка). Следует добавить, что зубцы и обода на ведущем и направляющем колёсах чехословацкого танка существенно уменьшали вероятность соскока гусеницы при резких поворотах и преодолении склонов, чем «грешили» советские Т-26. Ещё одним отличием чехословацкой подвески от советского аналога было наличие дополнительного катка между передней тележкой и направляющим колесом, который помогал преодолевать вертикальные препятствия.
Корпус Т-21 тоже был прост в производстве. Бронелисты толщиной от 8 до 25 мм крепились посредством уголков и заклёпок на стальном каркасе – что не внушало особых надежд с точки зрения снарядостойкости, но было гораздо проще сварки и литья. Существенным усовершенствованием по сравнению с LT vz.35 были сервоприводы управления – подполковник Боронный как раз и писал о лёгкости управления унаследовавшими их «Туранами». Вооружение у Т-21 и LT vz.35 было одинаковым – 37-мм пушка и два 7,92-мм пулемёта. Разными были формы башен – у Т-21 она была восьмиугольной, с вращающейся командирской башенкой. Что касается двигателя, по разным источникам на Т-21 устанавливался либо 120 (как у LT vz.35), либо более мощный 240-сильный двигатель. Трансмиссия в носовой части корпуса машины состояла из 12-ступенчатой коробки передач с пневматическими сервоприводами и бортовых фрикционов. Экипаж Т-21 состоял из трёх человек.
Немцы, которые с марта 1939 года заправляли на чехословацких заводах, обкатали Т-21 на полигоне в Куммерсдорфе, но на них танк не произвёл большого впечатления в силу устарелости конструкции, и они без лишних вопросов согласились передать Т-21 венграм. Самих немцев больше заинтересовал LT vz.38. Хотя венгры проявили интерес к Т-21 ещё в октябре 1939 года, до зимы танк испытывался в Румынии – там его тоже оценили и собирались принимать на вооружение как танк R-3. У румын, впрочем, что называется, «не срослось» — заключив контракт с фирмой Skoda Werke на производство 216 танков, они остались ни с чем — Германии самой были необходимы производственные мощности захваченных чешских предприятий.
Затем начались бюрократические проволочки – переговоры о поставке Т-21 венграм пришлось вести и со Skoda Werke, и с вермахтом, в распоряжении которого находился танк. В итоге в Будапешт его отправили только 3 июня 1940 года. Венгры устроили его испытания, в ходе которых танк без поломок прошёл 800 километров (это уже после заводских, вермахтовских и румынских пробегов), и 7 августа был подписан лицензионный контракт. Для производства была выбрана усовершенствованная версия чехословацкого танка, которая называлась Т-22.
Но история самого Т-21 на этом не заканчивается – став «прародителем» венгерского среднего танка, он отправился выводить из тупика итальянскую танковую промышленность. Столкновения в североафриканской пустыне самых современных танков Муссолини M11/39 с британскими «крусейдерами» показали полную их несостоятельность. Изношенный Т-21 прошёл сравнительные испытания с трофейным французским Somua S35 и новыми итальянскими М13/40 и M14/41 и показал лучшую управляемость при примерно равных прочих характеристиках. Единственным серьёзным недостатком, с точки зрения итальянцев, стало недостаточное охлаждение силовой установки.
Производство и модификации
Туран – степной регион за Каспийским морем, который был древней прародиной мадьяр до их миграции в Европу. Приняв на вооружение новую машину 3 сентября 1940 года под обозначением 40М, венгры позже добавили к нему это романтичное название. Заказ на производство 230 «Туранов» был получен четырьмя венгерскими заводами 19 сентября 1940 года, но задержки с поставками документации фирмой Skoda Werke привели к тому, что реально производство началось лишь весной 1941-го. Первый прототип венгерской постройки из неброневой стали был закончен только в июле – к этому моменту ещё не появившиеся серийно «Тураны» как средние танки уже можно было считать устаревшими. Только в апреле 1942 года серийные 40М вышли из ворот завода «Манфред Вейсс», а в мае они поступили в войска. Первое же боевое столкновение с участием венгерских танков произошло, как мы помним, в апреле 1944 года – в это время на Восточном фронте типичными средними танками были уже «Пантеры» и Т-34–85.
Что же могли им противопоставить 40М, известные также как «Туран I» или «Туран 40»?
Под руководством инженер-фирмы «Манфред Вейсс» в конструкцию Т-22 были внесены следующие изменения. Во-первых, было усилено бронирование – лоб башни и корпуса до 50 мм, борта и корма – до 25 мм, крыша – до 15 мм. На танк массой в 18,2 тонны установили венгерский 8-цилиндровый V-образный двигатель мощностью в 235 л.с. Запас топлива в 265 литров обеспечивал дальность хода до 165 километров. 6-скоростная планетарная коробка передач и планетарный механизм поворота управлялись с помощью пневматического сервопривода, который дублировался на случай поломки механическим. Достаточная энерговооружённость в совокупности с удобными и не требующими больших физических усилий органами управления придавали «Турану» неплохую подвижность и манёвренность. Скорость танка на твёрдом грунте составляла 47 км/ч. В целом по защищённости и манёвренности машина вполне соответствовала реалиям 1941–42 годов. Немецкие PzKpfw III и IV по этим параметрам были вполне сопоставимы с «венгром».
Но вот с основным вооружением всё было гораздо хуже. Вместо чехословацкой 37-мм пушки А3 на «Туран» установили более мощную 40-мм венгерскую 41М 40/51. По табличным данным бронепробиваемость этого орудия при угле встречи 30° бронебойным снарядом с дистанции 300 метров составляла 42 мм, с 500 метров — 36 мм, с 1000 метров — не более 30 мм. К моменту контрнаступления 2-й венгерской танковой дивизии у Коломыи такое вооружение среднего танка с известной долей условности можно было считать символическим. Скорострельность орудия составляла 12 выстрелов в минуту, боекомплект включал 101 бронебойный и осколочный снаряд. Чехословацкие пулемёты ZB vz.35\37 на «Туране» заменили на 8-мм 34/40AM Gebauer с боекомплектом в 3000 патронов. Экипаж танка состоял из пяти человек.
Командирская модификация танка с дополнительной радиостанцией, визуально отличающаяся от линейного танка штыревой антенной на кормовом бронелисте башни, получила название «Туран» R.K.
Венгры, столкнувшиеся с советскими танками на Восточном фронте, прекрасно понимали, что их средний танк устарел, ещё не сойдя с конвейера. Как мы помним, первые серийные «Тураны» начали поступать в войска только с мая 1942 года – а за год до этого, в мае 1941-го, уже рассматривался вариант перевооружения танка короткоствольной 75-мм пушкой 41М с боекомплектом из 52 снарядов. Внешне танк отличался более высокой башней и достаточно оригинальным бронированием противооткатных устройств на маске орудия.
Новый танк «потяжелел» до 19,2 тонн, что несколько уменьшило его скорость и запас хода.
В мае 42-го (практически одновременно с поступлением в войска танков предыдущей модификации) был одобрен проект новых танков 41М (или «Туран II», «Туран 75»). Серийное же их производство было налажено только в 1943-м, когда и этот танк уже успел устареть. Его командирская модификация отличалась тем, что в ней устанавливались целых три радиостанции (R/4T, R/5a и немецкая FuG 16), антенны которых размещались на правой стороне башни. Вооружён такой танк был только курсовым пулемётом – в башне ни пулемёта, ни орудия не было, а вместо последнего устанавливалась деревянная имитация.
В 1944 году на «Тураны» стали навешивать комплект противокумулятивных экранов.
Дальнейшие эксперименты по усилению вооружения танка и его бронирования привели к созданию на базе серийного танка прототипа, вооружённого длинноствольной 75-мм пушкой в декабре 1943 года. Усиленное до 75 мм в лобовой проекции бронирование, новая башня со скошенным передним бронелистом и командирской башенкой, противокумулятивные экраны и новое орудие увеличили массу 43М «Туран III» до 23 тонн. Значительно снизившаяся удельная мощность должна была существенно повлиять на ходовые качества машины, но информации об испытаниях машины не сохранилось. Советское наступление на территорию Венгрии и массовые бомбардировки промышленных районов положили конец непродолжительной истории развития «Турана». К лету 1944 года выпуск бронетанкового вооружения в Венгрии прекратился.
Что касается общего числа произведённых венграми средних танков, разными источниками оно оценивается в интервале от 424 до 459 танков, из них 139 машин было выпущено в модификациях 41М/43М («Туран II»).
Говоря о модификациях самого «Турана», следует упомянуть и о машинах на его базе. В январе 1943 года на вооружение было принято штурмовое орудие «Зриньи II» — вероятно, лучший образец венгерской бронетехники периода Второй мировой войны. Боевая машина с низким профилем и удовлетворительным бронированием (лобовой лист рубки – 75 мм) вооружалась 105-мм пехотной гаубицей с горизонтальными углами наводки +/-11 градусов и максимальным углом возвышения до 25 градусов. Боекомплект составлял 52 выстрела раздельного заряжания. Таких самоходок венгры успели выпустить 66 штук. «Доклад об использовании трофейной техники в условиях горно-лесистой местности», который упоминался в начале статьи, не обошёл вниманием и эту машину:
«СУ „Зриньи“ имеет на вооружении 105-мм гаубицу. Боевое отделение закрытое, по габаритам — малое. Машина быстроходная, чем обеспечивается малая уязвимость в бою».
Как штурмовые орудия «Зриньи II» вполне годились для поддержки пехоты, но как противотанковое средство в 1944 году они были уже малоэффективны.
Для этих целей под наименованием «Зриньи I» венгры разрабатывали на базе «Турана» 75-мм самоходное противотанковое орудие, вооружённое лицензионной версией немецкой пушки KwK 40. Выпуск этой машины ограничился одним прототипом по причине того, что наладить серийное производство орудия венгры так и не смогли. Впрочем, в некоторых источниках утверждается, что 4 серийных ПТ-САУ они всё же успели выпустить.
Путешественник во времени
Созданный на основе чехословацкого танка середины 1930-х годов, «Туран» к моменту появления на полях сражений Второй мировой превратился в своеобразного «гостя из прошлого». Если бы его подготовка к серийному производству не задержалась и венгерское командование не тянуло бы до последнего с его боевым применением, например, в 1941 году «Туран» стал бы грозным противником для советских Т-26, БТ-5, БТ-7 и Т-60. Но в апреле 1944-го он выглядел как наглядная иллюстрация к энциклопедической статье «Анахронизм». Полноценное разделение функций членов экипажа, хорошие средства связи, качественные немецкие приборы наблюдения, удобное управление, несомненно, были его плюсами – но из трёх главных для танка параметров (защищённость, вооружённость и манёвренность) только последний на заключительном этапе войны соответствовал объективным требованиям.
Попытки перенять немецкий опыт по перевооружению средних танков венгры предпринимали с изрядным опозданием – к тому моменту, когда в войска начали поступать танки «Туран II» с короткоствольными 75-мм орудиями, немцы уже перевооружали свои PzKpfw IV с таких коротких пушек на длинноствольные противотанковые. В итоге даже грамотные действия венгерских танкистов на морально устаревшей технике не приносили ощутимого результата. Летом 1944 года, например, 1-я венгерская кавалерийская дивизия, имевшая на вооружении танки «Туран», в составе группы армий «Центр» сдерживала наступление РККА в восточной Польше. Действия дивизии получили высочайшую оценку со стороны германского командования, но, потеряв все танки, она была выведена в тыл. При обороне Будапешта и в Балатонской операции венгерские танковые войска (1-я, 2-я танковая и 1-я кавалерийская дивизии) прекратили своё существование, как и подавляющее большинство танков «Туран» в их составе.
Источник — https://warspot.ru/3945-sredniy-tank-iz-sredney-evropy