Тулонский прорыв (версия первая, вероятно не-каноничная)

0

Предупреждение: данная "героическая" версия вероятно НЕ войдет в канон. 

Как бы она ни была красива, я все же более склоняюсь к тихому выходу флота Виши из Тулона за 2-3 дня до вторжения.

Но пока готова эта — решил ее выложить.

 

———————————

Тулонский прорыв (версия первая, вероятно не-каноничная)

Тулонский прорыв (также известен как "тулонское восстание" или "brèche d' honneur" ("прорыв во имя чести") — прорыв  флота Виши из Тулона 27 ноября 1942 года, предпринятый во избежание захвата кораблей немецкими войсками.

История

Высадка союзников в Северной Африке 8 ноября 1942 года серъезно подорвала позиции правительства Виши. Занимая двусмысленное положение полупризнанного полугосударства, не пользующегося особой поддержкой со стороны собственного населения и существующего в основном для удобства немцев, оно целиком зависело от своих немецких покровителей — терпение которых начинало истощаться. Не рискуя выступать против союзников, правительство Виши упорно отвергало требования немцев предоставить африканские владения Франции для развертывания германо-итальянских сил и направить войска на фронт. Некоторое время Берлин терпел эти противоречия (в основном по политическим причинам), но после успешного вторжения союзников в французскую Африку, германское правительство преисполнилось подозрений относительно лояльности коллаборационистского правительства.

В Тулоне стояла мощная французская эскадра — самое крупное из французских соединений, еще остававшихся на морях. Изначально, личный состав эскадры отнесся к высадке союзников скептически, но затем, по мере успешного освобождения Алжира, моряки исполнились энтузиазма и начали открыто выступать против немецкой оккупации. Экипажи линкора "Страсбург", крейсеров "Кольбер", "Дюпле" и "Фош" скандировали "Да здравствует Де Голль!". Все это (включая и переход на сторону союзников командующего силами Виши в Африке) в конечном итоге привело к тому, что Берлин счел дальнейшую автономию Виши более не оправдывающей себя.

Опасаясь, что немцы нарушат свои гарантии и вторгнутся в Южную Францию, военно-морской министр Габриэль Офэн попытался убедить командующего флотом, адмирала Жана де Лаборде, разработать план эвакуации корабельного состава в Алжир. Настроенный анти-английский де Лаборде отверг предложение. Тогда Офэн за спиной де Лаборде тайно наладил контакты с контр-адмиралом Робеном (начальником штаба флота) и начальником военно-морского арсенала контр-адмиралом Дораном. Министру удалось убедить адмиралов в том, что де Лаборде неадекватно оценивает обстановку и необходимо подготовить план действий.

 

 Ход событий

    Операция "Lile"

27 ноября 1942 года в четыре часа утра, танковые группы 7-ой германской танковой дивизии вошли в Тулон, и начали продвигаться к гавани. Встреченное спорадическое сопротивление подавлялось быстро и эффективно. В 4.30 немецкие силы подошли к форту Ламальго — штаб-квартире французского флота — но попытка взятия была неожиданно сорвана огнем роты автоматчиков французской морской пехоты, подчиненной лично контр-адмиралу Робену. После сильного замешательства, немецкие силы все же овладели фортом, но за это время Робен и офицеры штаба успели поднять тревогу и отступить к военно-морскому арсеналу.

Французы были уже готовы к действиям. Несмотря на все попытки немцев ограничить топливные запасы французского флота, адмиралам удалось за счет бюрократических ухищрений и подтасовки данных сэкономить значительно большие резервы мазута, чем полагали немцы. Топливные баки исправных кораблей — линкора "Страсбург", четырех тяжелых крейсеров и группы субмарин и эсминцев — были заполнены в достаточной мере, чтобы обеспечить бросок через Средиземное Море. Все последние дни, корабли держали пары (хотя это было и весьма трудным мероприятием) и были готовы к выходу в море.

Для прикрытия операции, французским флотом был сформирован отряд добровольцев из морских пехотницев и экипажей кораблей, общей численностью около 500 человек. Вооруженный ручным оружием, пулеметами, и демонтированными с ремонтируемых кораблей легкими орудиями, эти "пятьсот смертников" должны были сдерживать немцев на подступах к военно-морской базе, давая время флоту выйти в море.

Получив экстренную депешу от Робена, капитан линкора "Страсбург" Луи-Эдмон Колье приказал немедленно арестовать адмирала де Лаборде (находившегося на борту флагмана) и готовиться к срочному выходу в море. В 4.35, с борта "Страсбурга" был передан приказ всему флоту: "прорыв или смерть!"

   Прорыв

"С утра меня разбудили отдаленные отзвуки перестрелки. Поднявшись с постели, я подошел к окну, выходящему на порт, и как раз в этот момент, прекрасные звуки "марсельезы" заполнили небо над гаванью. Это играл судовой оркестр линкора "Страсбург", медленно и величественно отходящего от причала. Лучи рассвета играли на его легких надстройках, разноцветные флаги трепетали на ветру, и превыше всех, словно приветствуя долгожданное спасение, развевалось знамя Франции. Под божественные звуки гимна, линкор отвалил от пирса, и в следующее мгновение чудовищный грохот сотряс залив, когда орудия линкора разрядили весь копившийся два года гнев в сторону их немецких поработителей."

Д. Аринье. "Легенда о французе", 1959

Пока немецкие войска пытались совладать с упорством защитников укрепленного (и заминированного) арсенала, в гавани французские корабли один за другим поднимали якоря и набирали ход. Контр-адмирал Доран, прибыв на борт "Страсбурга", возглавил прорыв. Пытаясь воспрепятствовать таковому, немцы выставили с самолетов минное поле перед входом в гавань, но французский флот учел такую возможность, и заранее приготовил параваны-охранители и импровизированные тральщики.

Общим счетом, в прорыве приняли участие один линкор, четыре тяжелых и один легкий крейсер, десять лидеров, четыре эсминца и одиннадцать подводных лодок. Командные составы большинства этих кораблей были посвящены в заговор. На нескольких кораблях (включая крейсер "Альжери") матросы, узнав о начавшемся прорыве, арестовали сопротивлявшихся попытке офицеров, и вывели корабли в море.

В гавани оставались еще несколько десятков французских кораблей, слишком тихоходных, находившихся в ремонте, или контролируемых офицерами, верными правительству Виши. Часть тех кораблей, которые были сочтены негодными для прорыва, были тайно подготовлены к уничтожению. Большая часть их экипажей была переведена на другие единицы, а сами корабли заминированы. В 6.05, страшные взрывы потрясли тихоходный линкор "Прованс", стоявший в доке крейсер "Жан де Виенн", эсминцы "Каске", "Тайфун", "Ле Марс" и четыре подводные лодки. Еще несколько кораблей были затоплены на рейде или подожжены экипажами. Старый гидроавианосец "Коммадант Тест" тоже был изготовлен к уничтожению, но его команда решила рискнуть, и вывела свой тихоходный корабль вслед за прорывающимися кораблями.

Видя, что ситуация пошла существенно не так как предполагалось, командующий немецкими войсками Йоханнес Блажковиц удвоил усилия, и около 6:20 прорвался на территорию арсенала. Немецкие войска захватили стоявшие в доках линкор "Дюнкерк" и легкий крейсер "Ля Галлисоньер" (команда последнего успела заложить несколько подрывных зарядов, но урон оказался недостаточен). К 7.30, сопротивление защитников арсенала было окончательно сломлено — но к этому моменту гавань Тулона опустела. Французский флот ушел.

Марш-бросок в Алжир

Вырвавшись из гавани, флот, в соответствии с первоначально разработанным планом, разделился на два отряда. Адмирал Доран повел "Страсбург", тяжелый крейсер "Фош" и три сопровождавших их лидера эсминцев. Коммодор Дюпон вывел в море "Альжери" и "Ля Галлисоньер" с их сопровождением. И наконец, адмирал Робен повел третий отряд из "Кольбера" и "Дюпле" с сопровождением их трех эсминцев.

План прорыва был детально проработан — группы флота должны были прорываться независимо, чтобы заставить немцев рассредоточить возможные атаки и тратить время на поиск кораблей. Поврежденные или истратившие топливо корабли должны были прорываться к испанской Малорке и интернироваться там. Развив максимальный ход, корабли устремились в море.

Немецкая авиация отреагировала с сильным запозданием. Связано это было с тем, что в Берлине не верили, что французский флот отважится на прорыв в последний день (если он не сделал этого раньше) и не предусмотрели соответствующих инструкций. Части Люфтваффе в Южной Франции не находились в прямом подчинении генерала Блажковица. Тому пришлось долго и утомительно связываться со всей командной цепочкой, чтобы вызвать поддержку с воздуха. Наконец, около 9.45, немецкие самолеты начали подниматься с аэродромов и устремились на поиски флота.

В когтях Люфтваффе

Приблизительно в 11.48, соединение адмирала Робена было замечено в 150 километрах к юго-востоку от Тулона. В воздух немедленно были подняты бомбардировщики 77-ой бомбардировочной группы 3-его воздушного флота.

Около 12.49, двадцать четыре бомбардировщика Ju-88 последовательными волнами атаковали соединение Робена. Французские моряки отражали атаки зенитными орудиями своих кораблей, но силы были явно не равны, и около 13 часов флагманский "Кольбер" был поражен двумя 500-кг бомбами. "Дюпле" в сопровождении эсминцев продолжил движение, но в 13.11 бомба поразила машинное отделение крейсера, заставив его остановиться, и экипаж — начать эвакуацию.

Еле двигающийся "Кольбер", тем не менее, упорно продолжал продвигаться на юг, игнорируя призывы немцев (по радио) спустить флаг и вернуться в порт, и поэтому вторая волна Ju-88 принялась за него. Корабль, рядом с которым остался единственный эсминец "Жиффор", продолжал сопротивляться даже пораженный следующими бомбами, до тех пор пока 1000-кг бомба не спровоцировала взрыв погребов. Контр-адмирал Робен погиб вместе с кораблем.

Немцы потеряли при атаках на соединение два бомбардировщика сбитыми и два поврежденными от зенитного огня французов.

Соединение Робена погибло, но своим сопротивлением оно подарило драгоценное время другим двум группам. Немцы не знали поначалу о разделении французского флота, и считали, что группа Робена представляет собой весь прорывающийся отряд. Ошибка эта выяснилась только к двум часам: в результате, 77-я бомбардировочная группа была вынуждена дожидаться возвращения с вылета своих машин, и лишь затем наносить следующий удар.

Вслед за этим, группа кораблей Дюпона была также обнаружена воздушной разведкой, и подверглась атаке около 15.37. Крейсер "Альжери" был поврежден двумя бомбами, но сохранил ход и продолжил прорыв. Немецкие бомбардировщики интенсивно атаковали "Марсельезу", но потопить ее так и не сумели. Однако, немцам удалось потопить лидер "Тарту",и так повредить "Могадор" , что тот был оставлен экипажем и затоплен.

    "Кавалерия" приходит на помощь

Спокойно, дамы. Кавалерия спешит на помощь!

Неустановленный пилот истребителя Р-38 в разговоре с радиорубкой линкора "Страсбург" 27.11.1942.

Союзное командование на Средиземном Море узнало о прорыве французского флота сравнительно быстро, из радиовоззвания, выпущенного адмиралом Дораном. Еще до этого, агентам союзной разведки удалось вступить в тайные сношения с окружением министра Офена, и узнать о готовящейся операции.

Прорыв флота вызвал оживленную дискуссию среди союзников. Англичане высказывали опасения, что все происходящее может быть неким немецким планом-ловушкой. Американцы же были более готовы рискнуть.

В 12.58, патрульный американский гидросамолет направленный на разведку, обнаружил соединение Дорана севернее Малорки. Французы передали радиоприветствие по коротковолновой связи, и запросили помощи. После этого, авиационное командование Средиземного Моря, не мешкая, направило четыре истребителя P-38 "Лайтинг" c подвесными топливными баками из Орана в Балеарское Море, для прикрытия развертывания флота и организовало прикрытие флота дальними истребителями.

Около 16 часов, французское соединение подверглось атаке двенадцати немецких бомбардировщиков Ju-88. Немцы явно не ожидали встретить над эскадрой воздушное прикрытие: американские пилоты контратаковали приближающиеся бомбардировщики, нарушив их построение и сбив две машины. Еще три бомбардировщика были поражены французскими зенитками. Примерно половине Ju-88 все же удалось отбомбиться по французским кораблям, но больших повреждений они не нанесли. Дальнейшие воздушные атаки прервала непогода и надвигающиеся сумерки.

    Итальянский флот не в курсе дела

О, не сомневайтесь, сеньоры — мы могли бы остановить французов, если бы этот второразрядный усатый подражатель в Берлине предупредил нас, что его войска не способны справиться.

Экс-диктатор Италии Б. Муссолини в интервью 11 марта 1975 года.

 

Бездействие итальянского флота в ходе Тулонского Прорыва может показаться парадоксальным, но оно легко объясняется тем фактом, что итальянский флот был абсолютно не в курсе происходящего. Связано это было с личными трениями между Гитлером и Муссолини: последний не уставал превозносить заслуги своих моряков — захват Мальты в октябре 1940, потопление в бою линкора "Барэм", рейды авианосных и линкорных сил против британских баз — что для фюрера являлось неприятным напоминанием о неудачах флота немецкого. Гитлер не без оснований полагал, что итальянцы, в случае участия в захвате французского флота, потребуют "долю", в то время как сам фюрер был зациклен на идее сформировать из трофеев "германский флот Южных Морей". В результате, итальянцы не готовились в какой-либо степени к операции.

Экстренный запрос о помощи из Берлина 27 ноября поставил итальянцев в тупик. Основное ядро итальянского флота — линкоры "Литторио", "Витторио Венетто" и "Рома" — стояли в Таранто. Старые линкоры "Андреа Дориа", "Кайо Дуилио" и "Конте ди Кавур" стояли на Мальте и явно не успевали к месту действия. Единственными кораблями, гипотетически способными как-то повлиять на ситуацию, были тяжелые крейсера "Зара", "Фиуме", "Триесто" и "Больцано" в Салермо, но этот отряд был ослаблен отсутствием авианосца "Аквилла", который использовался как учебный в заливе Скуаллация. Авианосец "Спариверо", только что вошедший в состав флота, имел малую скорость и явно не успевал к ситуации: без авианосца же итальянские адмиралы выводить корабли в Западное Средиземноморье отказывались.

В результате, все участие итальянского флота в происходящем ограничилось действиями двух легких крейсеров и двух эсминцев с Сардинии, которые утром 28 ноября (ибо ночью итальянцы действовать отказывались, опасаясь британских радаров) вышел в море в попытке "перехватить" французские корабли, давным-давно ушедшие южнее. Единственным встреченным ими французским кораблем в итоге оказался эсминец "Ля Пальме", поврежденный атакой пикировщиков 27 ноября и ночью окончательно лишившийся хода. Итальянское соединение довольно легко принудило эсминец к сдаче, и взяв его на буксир, вернулось в Салермо.

Единственным прорывавшимся кораблем, потопленным итальянцами был эсминец "Лансеквент", торпедированный у самого Орана итальянской подводной лодкой "Энрико Таззоли". Ирония заключалась в том, что капитан субмарины даже не подозревал, что атакует французский корабль, приняв французский эсминец за… советский "Ташкент" (который ни разу за всю войну не появился в Средиземном Море). К сожалению, его искусство торпедиста явно превосходило умение идентифицировать корабли, и "Лансеквент", пораженный двумя торпедами, затонул за десять минут вместе с 85 французскими моряками.

Прибытие

28 ноября, первые корабли французского флота — линкор "Страсбург" и крейсер "Фош" — прибыли в порт Алжира. Вслед за ними, 28-30 ноября подтянулись остальные уцелевшие корабли — всего вместе один линкор, два тяжелых и один легкий крейсер, пять лидеров, два эсминца и семь ПЛ.

Совершенной неожиданностью для всех стало прибытие 1 декабря в Оран "Команданта Теста". Этот старый гидроавианосец, едва-едва развивающий 20 узлов, многие считали обреченным с самого начала — но удача неожиданно оказалась на его стороне: немецкие самолеты попросту не обратили внимания на медленно идущий в одиночестве "Командант Тест".

Прибывший флот был встречен с огромным энтузиазмом французским населением Алжира. Огромная толпа гражданских ликовала при виде французских кораблей в гавани. Стоявшие там же американские и английские корабли приветствовали французский флот торжественным салютом. Де Голль, узнав о прорыве флота, заявил, что "это великий день" и немедленно вылетел в Алжир для встречи с моряками. Большая часть кораблей в дальнейшем была включена в состав флота "сражающейся Франции" под руководством Де Голля. Экипажи двух ПЛ, однако, не пожелали выступать на стороне Де Голля и англичан, помня о операции "Катапульта" — расстреле англичанами французского флота в Мерс-Эль-Кебире. В результате, в рамках компромиссного решения, эти две субмарины были переброшены на север, и временно включены в состав советского Северного Флота.

В Берлине, известие о прорыве флота вызвало настоящую ярость Гитлера, который, по воспоминаниям очевидцев "предпочел бы видеть все эти корабли на дне, чем любой из них в руках англичан". Еще больше был разочарован адмирал Гейдрих Фулле, которому было обещано командование всеми германскими силами на Средиземном Море, а в результате ему досталась лишь горсточка трофеев.

В пылу ярости, Гитлер прорабатывал планы уничтожения прорвавшихся кораблей в Алжире воздушными ударами, и пытался убедить Муссолини использовать свои авианосцы для этой операции. Муссолини категорически отверг эти предложения. В качестве запоздалого возмездия, по приказу из Берлина 106 выживших добровольцев Тулонского Флота были повешены властями Виши "за измену присяге, враждебные действия против великой германской империи и содействие в сдаче кораблей". Из 500 человек отряда выжили только двое раненных, которых партизане Сопротивления укрыли на конспиративной квартире в Тулоне.

Судьба кораблей

Корабли, успешно прорвавшиеся

ЛК "Страсбург" — прибыл в Алжир 28 ноября 1942 года. Вошел в состав флота Сражающейся Франции. Включен в состав британского Гибралтарского Соединения, принимал участие в операциях в западном Средиземноморье и Атлантике. 22 ноября 1943 года доставил Де Голля на Каирскую Конференцию.

Зимой 1943-1944 года отремонтирован и модернизирован в Великобритании с установкой нового зенитного вооружения и радарного оснащения. Участвовал в операции "Драгун" летом 1944, после чего переведен на Тихий Океан. Принимал участие в освобождении французского Вьетнама. Поврежден камикадзе в апреле 1945 года.

После войны, некоторое время был флагманским кораблем французского Атлантического Флота, затем — флагманом индоокеанского отряда до 1954 года. Модернизирован в 1951 с установкой зенитного вооружения.С 1954 по 1957 состоял в Средиземноморском Флоте.  В 1957 году выведен в резерв. В начале 1950-ых обсуждалась возможность перестройки его в "противолодочный линкор", но проект не был реализован. Использовался как опытовое судно для испытаний морских крылатых ракет S.E.-4263 в 1957-1958 году. Списан в 1964. Потоплен на учениях в 1968.

ТКР "Альжери" — поврежден двумя бомбами во время прорыва. Отремонтирован в Оране к весне 1943. Временно включен в состав британского флота в связи с операцией "Торхаммер" (удар германского флота по Фарерским островам в 1943 году). Далее переведен в состав Гибралтарского Соединения. Поврежден германской подлодкой в 1943, отремонтирован и модернизирован в Нью-Йорке. С 1944 года принимал участие в боевых операциях в Южной Америке против Южноамериканской Оси (Аргентины и Парагвая).

С 1952 года — в составе Индоокеанского Отряда. Списан в резерв в 1955. Продан Турции в 1957, переименован в "Барбаросса" и служил до 1978 года.

ТКР "Фош" — пришел в Алжир 28 ноября 1942 года. Переведен на Индийский Океан для усиления Восточного Флота. Принимал участие в действиях на Индийском Океане, включая охоту на "карманный линкор" "Чичибу".

После войны оставался на Тихом Океане в составе индоокеанского отряда. В 1953-1955 прошел ремонт и модернизацию. С 1955 года — флагман Индоокеанского Отряда. В 1958 году оснащен управляемым ракетным вооружением — КР S.E.-4580. Списан в 1968 году.

КРЛ "Марсельеза"

АВТ "Командант Тест"

ЭМЛ "Вольта"

ЭМЛ "Кассард"

ЭМЛ "Вакуилен"

ЭМЛ "Гепард"

ЭМЛ "Пантере"

ЭМ "Ле Харди"

ЭМ "Барделайс"

ПЛ "Редутабль"

ПЛ "Ауроре"

ПЛ "Венус"

ПЛ "Эуридика"

ПЛ "Тетис"

ПЛ "Найаде"

ПЛ "Галатеа"

    Корабли, захваченные немцами

ЛК "Дюнкерк" — в момент прорыва находился в доке в небоеспособном состоянии. Предполагавшееся минирование корабля не было завершено, и линкор был захвачен немцами. Ремонтные работы на корабле были начаты в январе 1943, но поначалу шли довольно медленно, и были ускорены только после заключения пакта Сталина-Рузвельта-Муссолини (приведшего к выходу Италии из войны и последующему ее повторному вступлению в конфликт на стороне союзников).

22 октября 1943 года, корабль был введен в состав "немецкого флота Средиземного Моря" под именем "Фридрих Великий". Весной 1944 года принимал участие в нескольких немецких морских операциях на Средиземном Море, включая стычку с линкорами "Андреа Дориа" и "Джулио Чезаре" у побережья Корсики. Во время высадки союзников в Южной Франции в августе 1944 года поврежден палубной авиацией и затем добит огнем линейных кораблей.

КРЛ "Ля Галлисоньер" — захвачен немцами в доке. Частично подорван экипажем, но восстановлен с использованием деталей однотипного крейсера "Жанна де Виенн". Введен в строй флота под именем "Блюхер". Осенью 1943-весной 1944 принимал участие в операциях немецкого флота на Средиземном Море. Потоплен в Тулоне союзной авиацией 15 августа 1944 года.

ЭМЛ "Игле" — затоплен в порту: поднят немцами и поставлен в док. Планировался ввод корабля в строй под номером FR74, но 11 мая 1943 года стоящий в доке корабль был подорван взрывными устройствами, заложенными французскими патриотами. Не восстанавливался.

ЭМЛ "Тигре" — затоплен в порту, поднят немцами и восстановлен под именем FR71. В июле 1943 находился в Специи, когда правительство Муссолини заключило сепаратный мир с союзниками. Был интернирован: после начала немецкой агрессии против Италии в сентябре 1943, возвращен французам. Потоплен немецкой субмариной в мае 1944.

ЭМ "Ля Порсувьянт" — захвачен немцами. Введен в состав флота как FR32. Потоплен в 1944 году союзной авиацией.

ЭМ "Ля Корсар" — захвачен немцами. Введен в состав флота как FR34. Потоплен в 1944 году итальянскими крейсерами "Пола" и "Фиуме" возле Корсики.

ЭМ "Ля Пальме" — поврежден бомбардировщиками: лишился хода около Корсики. Сдался итальянскому флоту 28 ноября 1942 года. Введен в его состав как "Мальта". В сентябре 1943 возвращен французам.

ПЛ "Диамант" — поднята немцами, восстановлена и введена в строй как UBF-01.

 

Интернированные корабли

ЭМЛ "Линкс" — интернирован испанскими властями на Малорке 28 ноября 1942.

ЭМ "Флери" — интернирован испанскими властями на Малорке 28 ноября 1942.

ПЛ "Венежер" — интернирована испанскими властями на Малорке 30 ноября 1942.

ПЛ "Фрешнель"— интернирована испанскими властями на Малорке 1 декабря 1942.

Потопленные корабли

ЛК "Прованс" — уничтожен экипажем в порту в связи с невозможностью эвакуации.

ТКР "Кольбер" — потоплен 27 ноября немецкими пикировщиками.

ТКР "Дюпле" — потоплен 27 ноября немецкими пикировщиками.

КРЛ "Жан де Виенн" — взорван в доке. Артиллерийские установки и часть механизмов подняты немцами, и использованы для восстановления КРЛ "Ля Галлисоньер".

ЭМЛ "Тарту" — потоплен 27 ноября немецкими пикировщиками

ЭМЛ "Могадор" — поврежден 27 ноября немецкими пикировщиками, затоплен экипажем 28 ноября

ЭМЛ "Ля Индомптабль" — подорвался на минах при прорыве заграждения

ЭМЛ "Жифор" — потоплен 27 ноября немецкими пикировщиками.

ЭМ "Ля Байонез" — поврежден немецкими пикировщиками, оставлен экипажем.

ЭМ "Балисте" — сел на мель при выходе из Тулона. Взорван экипажем.

ЭМ "Лансеквент" — потоплен 28 ноября итальянской подводной лодкой вблизи Алжира.

ЭМ "Мамелюк" — затоплен экипажем

ЭМ "Флибустьер" — затоплен экипажем

ЭМ "Каске" — затоплен экипажем

ЭМ "Ле Марс" — затоплен экипажем: переломился пополам при попытке подъема

ЭМ "Тайфун" — затоплен экипажем.

ПЛ "Поникер" — затоплена экипажем.

ПЛ "Ашерон" — затоплена экипажем.

ПЛ "Ле Тоннант" — затоплена экипажем.

ПЛ "Кайман" — подорвалась на минном поле.

ПЛ "Сирене" — затоплена экипажем.

Подписаться
Уведомить о
guest

19 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account