Цвета военного неба: крылатые тигры Второй мировой

12

Цвета военного неба: крылатые тигры Второй мировой

Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.

В первые месяцы после Пёрл-Харбора сводки с фронтов в большинстве своём были безрадостны для американской публики. Одним из немногих генераторов положительных новостей стала сражавшаяся на китайско-бирманском театре военных действий добровольческая истребительная авиагруппа, известная под популярным названием «Летающие тигры».

Это формирование было создано по прямому указанию президента Рузвельта (секретная директива от 23 декабря 1940 года) специально для прикрытия жизненно важной для Китая Бирманской дороги. Укомплектовали его персоналом, набранным в строевых частях авиации армии, флота и морской пехоты США, а вооружили истребителями американского производства. Вместе с тем это формирование не имело никакого отношения к американским вооружённым силам и официально считалось плодом частной инициативы коммерческой фирмы.

1-я Американская добровольческая группа (сокращённо AVG) была сформирована на бирманской авиабазе RAF в Таунгу (Toungoo) 1 августа 1941 года в составе трёх истребительных эскадрилий по три 6-самолётных флайта каждая. Командовал частью советник китайского правительства по авиации отставной капитан USAAC Клэр Шеннолт, а в его подчинении находилось 99 пилотов (33 из армии, 59 из флота и семь из корпуса морской пехоты), уволившихся с прежнего места службы. Они заключили контракт с фирмой CAMCO (китайский филиал «Кёртисса») и прибыли в Рангун в период с августа по ноябрь 1941 года.

Самолёты 3-й эскадрильи «Летающих тигров» в полёте, май 1942 года.

Самолёты 3-й эскадрильи «Летающих тигров» в полёте, май 1942 года

Тогда же на баланс группы были приняты 99 истребителей «Кёртисс» H-81, перекупленных китайцами из британского заказа на «Томахаук» Mk.IIB. В заводских и транспортных документах они именовались H-81A-2 (China) и H-81A-3, а сами «тигры» обозначали их просто как P-40. Непосредственно в строю числилось не более полусотни машин, а остальные находились в резерве и ремонте.

Для сравнения: по состоянию на ноябрь 1941 года в четырёх истребительных группах китайских ВВС насчитывалось всего 38 исправных истребителей (15 И-16, 11 И-15бис, 10 И-153 и по одному H.75 и «Гладиатору») и ещё 20 (двенадцать И-16 и восемь И-152) в лётной школе. Таким образом, одна только американская группа превосходила по численности всю остальную китайскую истребительную авиацию вместе взятую. Но имелась одна серьёзная проблема: добровольческий и негосударственный статус части привёл к её исходно низкой боеготовности, поскольку значительная часть пилотов прежде служила в разведывательной и бомбардировочной авиации, а из истребителей лишь 12 человек имели опыт полётов на скоростных монопланах. Поэтому сразу после прибытия лётчики приступили к интенсивным тренировкам, в ходе которых в авариях и катастрофах было потеряно около дюжины машин и погибло трое пилотов. Ещё 14 человек расторгли свои контракты и вернулись в США.

На 8 декабря 1941 года в состав группы входило 82 пилота и 69 самолётов (из них 57 исправных), ещё некоторое число машин проходили ремонт в цехах CAMCO. Все «Хауки» несли заводскую окраску, выполненную в соответствии со стандартами RAF, но с небольшими отступлениями от установленных камуфляжных схем (шаблоны, по которым окрашивали крылья, явно были неточными) и использованием красок фирмы «Дюпон», близких по оттенкам к английским зелёной Dark Green и коричневой Dark Earth. Нижние поверхности самолётов красили светло-серой краской неизвестного артикула (предположительно, Aircraft Gray).

Опознавательные знаки были китайские, гоминьдановские «солнца» на крыльях в четырёх позициях (сине-белые полосы на рулях направления отсутствовали). Каждый самолёт получил уникальный тактический номер на фюзеляже (1–33 для 1-й эскадрильи, 34–66 для 2-й и 67–99 для 3-й), который сначала также повторяли на носу, но позже на большинстве самолётов этот маленький номер закрасили. Обозначением принадлежности к эскадрилье был цвет узкой кольцевой полосы перед хвостовым оперением (белый для 1-й, голубой для 2-й и красный для 3-й) и собственно эмблема подразделения. В первой половине ноября 1941 года в Таунгу получили свежий номер «Иллюстрейтед Уикли оф Индия», на обложке которого красовалась акулья пасть «Томахаука» 112-й эскадрильи RAF, и к концу месяца аналогичный декор получили все истребители AVG.

P-40 (серийный номер P-8134) из состава 2-й эскадрильи AVG «Panda Bears», который в ноябре-декабре 1941 года был закреплён за флайт-лидером (в AVG вместо званий были должностные категории) Дэвидом Хиллом (David L. Hill). Лётчик разбил машину в аварии при взлёте по тревоге на рассвете 9 декабря. Голубые «губы» зубастой пасти были отличительным признаком самолётов 2-й эскадрильи. Для неё также была утверждена эмблема в виде классического изображения панды, но её использовали довольно редко, а на отдельных машинах её заменяли карикатуры, в персонажах которых китайского медведя опознать можно лишь с большим трудом. В составе AVG Хилл одержал 11¼ подтверждённых побед, в том числе две «наземные», а потом перешёл на службу в USAAF и одержал ещё шесть воздушных побед

P-40 (серийный номер P-8134) из состава 2-й эскадрильи AVG «Panda Bears», который в ноябре-декабре 1941 года был закреплён за флайт-лидером (в AVG вместо званий были должностные категории) Дэвидом Хиллом (David L. Hill). Лётчик разбил машину в аварии при взлёте по тревоге на рассвете 9 декабря. Голубые «губы» зубастой пасти были отличительным признаком самолётов 2-й эскадрильи. Для неё также была утверждена эмблема в виде классического изображения панды, но её использовали довольно редко, а на отдельных машинах её заменяли карикатуры, в персонажах которых китайского медведя опознать можно лишь с большим трудом. В составе AVG Хилл одержал 11¼ подтверждённых побед, в том числе две «наземные», а потом перешёл на службу в USAAF и одержал ещё шесть воздушных побед

Сопредельное Бирме королевство Таиланд тогда относилось к числу нейтральный держав, но были сомнения, что это продлится сколько-нибудь долго, и первым боевым вылетом американских добровольцев стал разведывательный рейд тройки P-40. 10 декабря невооружённый фоторазведчик, пилотируемый Эриком Шиллингом (Erik Schilling) из 3-й эскадрильи в сопровождении пары истребителей 2-й эскадрильи, управляемых Алленом Кристманом (Allen Christman) и Эдвардом Ректором (Edward Rector) с двумя дозаправками на британских аэродромах долетел до Бангкока, обнаружив там около сотни японских боевых самолётов, а затем, также с двумя дозаправками, троица благополучно вернулась на базу.

12 декабря 3-ю эскадрилью, как наиболее боеспособную, с двадцатью тремя P-40 перебросили на юг, на аэродром Мингаладон (Mingaladon) под Рангуном, где уже базировались «Буффало» 67-й эскадрильи RAF, а две другие эскадрильи группы, лётчики которых ещё нуждались в тренировках, решили отвести подальше от фронта.

18 декабря 34 истребителя 1-й и 2-й эскадрилий перелетели в китайский Куньмин (Kunming), где заканчивалась Бирманская дорога, и этот аэродром стал основной базой группы до самого конца её существования. Таунгу стала прифронтовой базой ремонта и снабжения, и в её мастерских продолжались работы над 12 неисправными истребителями.

20 декабря от цепи наблюдательных постов в штаб группы пришло сообщение о приближении с юга со стороны Индокитая двухмоторных бомбардировщиков противника — это был пробный рейд на Куньмин 10 Ki-48 из 21-го хикотая. По тревоге подняли 10 самолётов 2-й эскадрильи. Четвёрка во главе с комэском отправилась на перехват, а шестёрка осталась прикрывать базу. Одновременно 16 истребителей 1-й эскадрильи перелетели на передовой аэродром с приказом при необходимости помочь перехватчикам и перекрыть японцам пути отступления.

При заходе в атаку из-за отказа электросистемы командир остался без оружия и радиосвязи (частый дефект на китайских «Томахауках») и вынужден был выйти из боя, а его ведомые пошли в атаку, и Эдвард Ректор вскоре сумел открыть боевой счёт части. Чуть позже подоспели лётчики 1-й эскадрильи, и оказавшиеся в меньшинстве японцы обратились в бегство, побросав бомбы куда попало.

В своём первом воздушном бою добровольцы сумели сбить четыре неприятельских самолёта, и об их успехах написали в рождественском выпуске журнала «Тайм». Там же впервые было публично озвучено название «Летающие тигры», сразу же закрепившееся за группой.

Но Куньмин всё же был тыловой базой, до которой японские бомбардировщики могли дотянуться только без истребительного сопровождения. Месяцем позже второй рейд, встреченный лётчиками выведенной на отдых 3-й эскадрильи, закончился точно таким же результатом, и больше подобных попыток японцы не предпринимали, а все основные события разворачивались на бирманском фронте.

P-40 (серийный номер, предположительно, P-8198) из состава 1-й эскадрильи AVG «Adam and Eves», который с ноября 1941 по апрель 1942 года был закреплён за флайт-лидером, позже вице-лидером (заместителем командира) Чарлзом Бондом младшим (Charles R. Bond Jr.). Кроме владельца, на нём летали и другие лётчики, например, вингмен (рядовой пилот) Джон Росси (John R. Rossi), одержавший на нём свою первую победу. Судя по отсутствию победных флажков и декали с тигром, окраска относится к периоду декабря-января, но точная датировка имеющихся фотографий неизвестна. Эмблема эскадрильи на всех её самолётах была практически идентичной, различался только стиль исполнения фигурок Адама и Евы внутри яблока. Чарли Бонд имел 9½ подтверждённых побед (в т. ч. 2½ «наземных»). Дик Росси в составе AVG одержал шесть воздушных побед и две групповые наземные

P-40 (серийный номер, предположительно, P-8198) из состава 1-й эскадрильи AVG «Adam and Eves», который с ноября 1941 по апрель 1942 года был закреплён за флайт-лидером, позже вице-лидером (заместителем командира) Чарлзом Бондом младшим (Charles R. Bond Jr.). Кроме владельца, на нём летали и другие лётчики, например, вингмен (рядовой пилот) Джон Росси (John R. Rossi), одержавший на нём свою первую победу. Судя по отсутствию победных флажков и декали с тигром, окраска относится к периоду декабря-января, но точная датировка имеющихся фотографий неизвестна. Эмблема эскадрильи на всех её самолётах была практически идентичной, различался только стиль исполнения фигурок Адама и Евы внутри яблока. Чарли Бонд имел 9½ подтверждённых побед (в т. ч. 2½ «наземных»). Дик Росси в составе AVG одержал шесть воздушных побед и две групповые наземные

23 декабря японская авиация провела первый массированный рейд на Рангун, в котором были задействованы шестьдесят Ki-21 и двадцать семь Ki-30 в сопровождении тридцати Ki-27. Навстречу им союзники подняли двенадцать P-40 3-й эскадрильи AVG и пятнадцать Буффало» 67-й эскадрильи RAF. Отразить налёт лётчикам оказалось не по силам, но они сумели достаточно сильно потрепать противника, в особенности американцы, следовавшие тактике Шеннолта: набрать высоту, атаковать с пикирования, выйти из боя, снова набрать высоту и повторить этот цикл несколько раз. Всего они тогда одержали 14 подтверждённых воздушных побед, потеряв три самолёта и двух лётчиков. Успехи англичан были скромнее: 7 побед при двух сбитых «Буффало». На деле японцы потеряли 11 самолётов, из которых не менее девяти сбили «Летающие тигры».

Два дня спустя японцы провели второй рейд силами шестидесяти пяти Ki-21 и двадцати семи Ki-30 в сопровождении тридцати двух Ki-27 и двадцати пяти Ki-43. В его отражении были задействованы двенадцать P-40 и восемнадцать «Буффало». Число фактических успехов было таким же, как и в прошлый раз, но побед союзники заявили значительно больше: 27 подтверждённых у AVG и 8 у RAF. Два P-40 были сбиты огнём воздушных стрелков (лётчики спаслись на парашютах), а у англичан в боях с истребителями эскорта погибло четверо пилотов.

Третий налёт, 28 декабря, благодаря применённой хитрости (отвлекающему рейду семёрки бомбардировщиков) отражали только четыре P-40 и 12 англичан, которых сразу же сковал боем японский эскорт. И хотя в воздухе обе стороны потерь не понесли, бомбардировщики отработали, как на полигоне, без всякого противодействия.

В 3-й эскадрилье осталось всего шесть исправных самолётов, и 30 декабря её отвели на отдых в Куньмин, прислав на замену 2-ю (18 машин). После 15 января на фронт начали прибывать лётчики 1-й эскадрильи, и в дальнейшем установилась практика ротации подразделений, которые после нескольких недель активных боёв отводились на отдых, вновь возвращаясь на фронт не раньше чем через месяц.

P-40 (серийный номер P-8173) из состава 3-й эскадрильи AVG «Hell's Angels», который с ноября 1941 по февраль 1942 года был закреплён за флайт-лидером Робертом Т. Смитом (Robert T. Smith), одержавшим на нём 4½ подтверждённых и одну предположительную победу при отражении декабрьских налётов на Рангун. Окраска относится к периоду января-февраля, когда эскадрилью вывели на отдых в Куньмин. В феврале истребитель при сохранении всех прежних обозначений временно передали 1-й эскадрилье, и 28 февраля он был разбит в аварии на аэродроме Магуэ Джоном Росси. Закрашенный фон пасти (в данном случае цветом нижних поверхностей, но встречались также голубые) был характерной особенностью самолётов «ангелов» наряду с эмблемами эскадрильи, встречавшейся во множестве разновидностей и, как правило, разных на правом и левом бортах одного и того же самолёта. Трёхцветная окраска дисков колёс тоже была признаком принадлежности к эскадрилье, но она появилась не сразу и встречалась не на всех самолётах. Смит в составе AVG одержал восемь личных и три групповые воздушные победы (в сумме 8,9 побед)

P-40 (серийный номер P-8173) из состава 3-й эскадрильи AVG «Hell’s Angels», который с ноября 1941 по февраль 1942 года был закреплён за флайт-лидером Робертом Т. Смитом (Robert T. Smith), одержавшим на нём 4½ подтверждённых и одну предположительную победу при отражении декабрьских налётов на Рангун. Окраска относится к периоду января-февраля, когда эскадрилью вывели на отдых в Куньмин. В феврале истребитель при сохранении всех прежних обозначений временно передали 1-й эскадрилье, и 28 февраля он был разбит в аварии на аэродроме Магуэ Джоном Росси. Закрашенный фон пасти (в данном случае цветом нижних поверхностей, но встречались также голубые) был характерной особенностью самолётов «ангелов» наряду с эмблемами эскадрильи, встречавшейся во множестве разновидностей и, как правило, разных на правом и левом бортах одного и того же самолёта. Трёхцветная окраска дисков колёс тоже была признаком принадлежности к эскадрилье, но она появилась не сразу и встречалась не на всех самолётах. Смит в составе AVG одержал восемь личных и три групповые воздушные победы (в сумме 8,9 побед)

Боевые действия на земле развивались неблагоприятно для союзников, и 16 февраля авиабаза Мингаладон была эвакуирована. «Тиграм» тогда пришлось перебраться в Магуэ (Magwe), а с середины марта до начала апреля все операции AVG постепенно были перенесены на заводской аэродром CAMCO в Лойвинге (Loiwing). Дальше всё стало только хуже: фронт окончательно рухнул, и 30 апреля японские войска перерезали Бирманскую дорогу. На следующий день закончилась эвакуация AVG и CAMCO из Лойвинга, при которой пришлось уничтожить 22 находящихся в ремонте самолёта — это была самая большая единовременная потеря группы.

Слабым утешением стало прибытие весной 1942 года пополнений: 10 американских пилотов, ранее служивших инструкторами в китайской лётной школе, и трёх десятков истребителей P-40E, получивших бортовые номера начиная с 101. В мае в распоряжение лётчиков группы попали не менее десятка P-43, официально числившихся за китайскими частями и не получивших никаких обозначений AVG, но эти самолёты не считались полноценными истребителями, страдали от дефектов и использовались только как тренировочные и разведывательные.

После отступления от границы новой боевой базой группы стал Баошань (Baoshan), но вскоре эскадрильи распределили по разным аэродромам для обеспечения местной ПВО: 1-я перебазировалась в Гуйлинь (Guilin, ранее Kweilin), 2-я — в Чунцин (Chongqing, ранее Chungking), 3-я — в Куньмин. Прикрывавшая Гуйлинь «Адам и Ева» 13 июня провела последний крупный воздушный бой AVG. Отражая налёт Ki-48 в сопровождении Ki-27 и Ki-45, её лётчикам удалось сбить один бомбардировщик и три истребителя. Последними успехами «тигров» стали два Ki-27 из 54-го сентая, сбитых утром 4 июля над Хэнъяном. Одну из побед тогда одержал Эдвард Ректор, которому, таким образом, удалось не только открыть, но и закрыть боевой счёт части. В тот же день 1-я Американская добровольческая группа была расформирована.

P-40E из состава 3-й эскадрильи AVG, Куньмин, июнь 1942 года. Самолёт несёт стандартную американскую окраску из оливковых Olive Drab 41 верхних и боковых поверхностей при серых Neutral Grey 43 нижних. Чёрный фон пасти вошёл в моду в самом конце существования части и только на «Киттихауках», а крылатый тигр на фюзеляже был официальной эмблемой AVG, разработанной для неё студией Уолта Диснея. Соответствующие декали были получены во второй половине марта и с того времени стали наноситься на борта большинства истребителей. Полный вариант эмблемы включал также гигантскую букву «V» (от «Victory»), из которой выпрыгивал тигр, но чаще всего она использовалась в таком сокращённом виде

P-40E из состава 3-й эскадрильи AVG, Куньмин, июнь 1942 года. Самолёт несёт стандартную американскую окраску из оливковых Olive Drab 41 верхних и боковых поверхностей при серых Neutral Grey 43 нижних. Чёрный фон пасти вошёл в моду в самом конце существования части и только на «Киттихауках», а крылатый тигр на фюзеляже был официальной эмблемой AVG, разработанной для неё студией Уолта Диснея. Соответствующие декали были получены во второй половине марта и с того времени стали наноситься на борта большинства истребителей. Полный вариант эмблемы включал также гигантскую букву «V» (от «Victory»), из которой выпрыгивал тигр, но чаще всего она использовалась в таком сокращённом виде

По официальным данным, за семь месяцев боёв «Летающие тигры» уничтожили 230 японских самолётов в воздухе и 66 на земле, ещё 43 самолёта числились предположительно сбитыми, а 33 повреждёнными в воздушных боях. Японскими данными подтверждается порядка 110 воздушных побед и 47 «наземных». Собственные боевые потери составили девять погибших пилотов и трёх попавших в плен, ещё семь лётчиков погибли в авиакатастрофах. Что касается техники, то 12 самолётов было потеряно в воздушных боях, восемь сбито зенитным огнем, 13 уничтожено японцами на аэродромах (т. е. 33 боевых потери), 23 списаны после аварий и катастроф, 22 уничтожены из-за невозможности эвакуации.

На момент расформирования части в ней ещё оставалось 28 «Томахауков» (18 исправных) и восемнадцать P-40E (17 исправных), которые вместе с 10 официально не принадлежавшими группе P-43 передали в состав 23-й истребительной группы USAAF, прибывшей в Китай специально для замены добровольцев. Пятеро «тигров» согласились перевестись в это соединение, став в нём командирами и заместителями командиров эскадрилий, ещё 19 лётчиков согласились продлить свои контракты на две недели, чтобы облегчить введение в строй молодых армейских пилотов.

Рисунки Михаила Быкова

источник: https://warspot.ru/7659-tsveta-voennogo-neba-krylatye-tigry-vtoroy-mirovoy

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account