Статья Михаила Быкова и Юрия Сергиевича с сайта WARSPOT.
Содержание:
Gloster Gladiator стал последним британским серийным истребителем бипланной схемы. К началу Второй мировой войны он уже устарел, но всё ещё оставался в частях первой линии, поэтому его поставки в Финляндию после начала советско-финской войны ни в коем случае нельзя назвать избавлением от неликвидов. Впрочем, исходно командование финских ВВС предпочло «Глостерам» монопланы фирмы «Фоккер», и, не будь войны, три десятка «Гладиаторов» никогда не попали бы в Финляндию, а затем не воевали бы до самого выхода Финляндии из Второй мировой. История получения и последующего боевого применения «Гладиаторов» финнами уже рассказана подробно в публиковавшейся ранее статье Олега Киселёва, мы же сосредоточимся исключительно на описании окраски этих самолётов.
Самолёты шведского добровольческого корпуса
Первые «Гладиаторы», появившиеся на территории Финляндии 10 января 1940 года, не имели никакого отношения к финским ВВС: это были шведские самолёты, на которых летали военнослужащие шведской армии в составе шведской же авиационной части. В декабре 1939 года специально для «выполнения интернационального долга» была сформирована так называемая Шведская добровольческая флотилия в Финляндии (Svenska frivilligflottiljen i Finland), которая в шведских документах первоначально именовалась авиафлотилией F101, но вскоре сменила номер на F19. Для финнов же это был 5-й авиационный полк (Lentorykmentti 5). Финское «полк» соответствовало шведскому «флотилия», но в данном случае такое название не соответствовало действительности: это была не слишком большая смешанная часть, состоявшая из одного истребительно дивизиона (Jaktdivision) на «Гладиаторах» (12 машин) и одного бомбо-штурмового отряда (Bomb/attackflyg) на бомбардировщиках Хоукер «Харт» (4 самолёта).
На всех самолётах обновили лакокрасочное покрытие, сохранив стандартную для шведских ВВС маскировочную окраску из зелёного Olivgrön 325 сверху и серо-голубого Blågrå 069 снизу с линией раздела, проходящей посередине фюзеляжа. При этом, по понятным причинам, всех прежних опознавательных знаков и тактических обозначений машины были лишены.
Отправляясь на войну в зимний период, шведы озаботились и специальным камуфляжем для своих истребителей, нанеся на верхние и боковые поверхности самолётов нерегулярные полосы алюминиевого аэролака, что стало первым примером практического использования зимней окраски самолётов.
Затем дело дошло до нанесения индивидуальных тактических букв на оперение (в то время как в собственно шведских ВВС тогда использовались тактические номера), а опознавательные знаки накрасили только после пересечения границы. На фюзеляжах свастики разместили поверх стандартного белого круга, а на нижних поверхностях обошлись без белого цвета, и размеры свастики были крупнее обычного. На верхних поверхностях крыльев маскировку портить не захотели, поэтому там обошлись без опознавательных знаков.
J8A (экспортный Gladiator Mk.II) из состава истребительного дивизиона 19-й добровольческой авиафлотилии шведских ВВС, январь-март 1940 г. На самолёте обычно летал фенрик (младший лейтенант) Мартин Веннерстрём (fänrik Martin Wennerström). 12 января он участвовал на этой машине в первом боевом вылете части и во время штурмовки импровизированного советского аэродрома на льду озера уничтожил (по шведским данным) истребитель И-15бис. Этот успех лётчика оказался единственным за всю войну, но и он, и его самолёт благополучно дожили до окончания боевых действий, вернулись на родину 30 марта и продолжили службу в рядах шведских ВВС.
За пару дней до перелёта флотилии на запад её самолёты лишились финских опознавательных знаков: на крыльях их просто закрасили, а на фюзеляже заменили на различные рисунки. Кроме того, на килях большинства истребителей появилось изображение черепа и скрещённых костей.
«Гладиаторы» финских ВВС
Первые самолёты этого типа, предназначавшиеся непосредственно для Финляндии, прибыли 18 января 1940 года – т.е., через неделю после перелёта шведской флотилии, и немедленно были направленны в строевые части.
Во избежание возможного недопонимания необходимо хотя бы коротко остановиться на организации финской авиации: основной её организационно-тактической единицей была авиагруппа (Lentolaivue, буквально «лётная флотилия») со штатом в 27 самолётов для истребительной и разведывательной авиации. Она делилась на несколько (по штату – три) отряда (Lentue – прямая калька с шведского Flyg и английского Flight). Несколько групп, в свою очередь, составляли авиационный полк (Lentorykmentti, сокращённо LeR).
В сокращённом варианте авиагруппы именовали сначала аббревиатурой LLv, а с мая 1942 года – LeLv. В феврале 1944 года к названиям авиачастей добавили их назначение. Применительно к «Гладиаторам» это была разведывательная Tiedustelulentolaivue, или TLeLv (не путать с учебной T-LeLv).
«Гладиаторы» для финских ВВС поставлялись из Англии и были взяты из запасов RAF, поэтому несли стандартный британский камуфляж в его «бипланной» разновидности: пятицветный «противотеневой» вместо обычного трёхцветного. Верхние поверхности фюзеляжа, верхнего крыла и горизонтального оперения окрашивались традиционными камуфляжными красками: зелёной Dark Green и коричневой Dark Earth. Верхние поверхности нижнего крыла и борта фюзеляжа красили более светлыми Light Green и Light Earth, в то время как вертикальное оперение несло пятна из обеих палитр сразу. Нижние поверхности фюзеляжа и оперения были окрашены в серебристый цвет, а крылья несли стандартные элементы быстрого опознавания британского Истребительного командования: левые консоли обоих крыльев были чёрными, правые – белыми.
Самолёты получили стандартные финские опознавательные знаки (голубая свастика на белом круге) в шести позициях и нестандартное обозначение серийного номера, повторявшееся не только на бортах фюзеляжа, но и крупным шрифтом на нижнем крыле: на правой консоли чёрное «GL-», на левой – три белые цифры. По всей видимости, англичане использовали финские серийные номера в качестве регистраций для перегонки самолётов заказчику. Уже после окончания войны на части самолётов крыльевые номера закрасили, приведя таким образом обозначения к стандарту.
Для финских истребителей были характерны тактические номера на хвостах (часто разноцветные, чтобы различать самолёты разных отрядов), но «Гладиаторы» изначально предполагалось использовать в разведывательной авиации, а потому они обходились идентификацией по одним только серийным номерам.
Gladiator Mk.II из состава 1-го отряда 12-й авиагруппы (1/LeLv 12), февраль-март 1940 г. Ещё в первой половине тридцатых годов в финских ВВС был принят двухцветный стандарт маскировочной окраски из зелёного аэролака Oliivin vihreä для верхних и боковых поверхностей и светло-серого Vaalean harmaa для нижних – последний периодически меняли на «серебрянку», но «Гладиаторов» это не коснулось. Однако стандарт этот был обязателен только для тех самолётов, что были построены в Финляндии или проходили там серьёзный ремонт с заменой обшивки. Иностранным поставщикам также сообщали о предпочтительном внешнем виде самолётов, но даже при сильном несоответствии перекрашивали технику, только если она несла заведомо демаскирующую окраску.
30 сентября 1940 года стандарты у финнов поменялись: был введён новый трёхцветный камуфляж, в котором к прежним зелёной и светло-серой краскам добавился чёрный аэролак Musta, пятна которого должны были занимать не менее 2/5 площади верхних и боковых поверхностей. В отличие от предыдущей схемы, новая распространялась на все самолёты без исключения, однако немедленного и глобального перекрашивания приказ всё же не требовал, оставляя смену окраски на период прохождения ремонта. Из «Гладиаторов», судя по всему, первым был перекрашен представленный выше GL-270, вернувшийся из ремонта 30 января 1941 года, но до весны 1942 года чёрно-зелёные самолёты этого типа существовали в единичных экземплярах.
18 июня 1941 года в финской авиации были приняты общие для Германии и её союзников элементы быстрого опознавания самолётов восточного фронта. Применительно к «Гладиаторам» это означало, что в жёлтый цвет красились капоты двигателей (не всегда), законцовки нижнего крыла снизу и наносилась вертикальная полоса на хвостовой части фюзеляжа.
В 1941–1942 гг. на отдельных «Гладиаторах» заметность опознавательных знаков на верхнем крыле была уменьшена путём закрашивания белых кругов до тонких окантовок вокруг свастик, а по крайней мере в одном известном случае знаки вообще были удалены, но оба варианта так и остались редкими исключениями из правил.
Gladiator Mk.II из состава 1-го отряда 16-й авиагруппы (1/LeLv 16), май 1942 – июнь 1943 гг. Машина была отправлена в ремонт в январе 1942 года и вернулась в строй в апреле уже в новом камуфляже и с характерным «пузырём» цвета нижних поверхностей на борту, который как раз тогда вошёл в моду (прежде граница цветов шла по низу фюзеляжа). Окраска дана на период с мая 1942 по июнь 1943 гг., когда самолёт разбил в аварии вянрикки (младший лейтенант) Йоуни Тела (vänrikki Jouni Tela), и «Гладиатор» в итоге списали. Индивидуальные эмблемы на финских самолётах были мало распространены, но на нескольких «Гладиаторах» 1/LeLv 16 весной 1942 года их нарисовали.
Летом 1942 года светло-серый цвет нижних поверхностей в стандартном камуфляже заменили немецкой голубой краской RLM 65 Hellblau, но это изменение имело ещё меньший приоритет, чем былое введение чёрно-зелёного камуфляжа, поэтому оно затронуло «Гладиаторы» в минимальной степени, и только те самолёты, что проходили ремонт в 1943–1944 годах.
Gladiator Mk.II из состава 1-го отряда 16-й авиагруппы (1/LeLv 16). В начале 1943 года этот самолёт был передан в LeLv 28 и получил там зимний камуфляж по образцу истребителей «Моран-Солнье», состоявших на вооружении в этой части. 21 марта он был возвращён на прежнее место службы и ещё некоторое время продолжал летать в таком виде.
Выше упоминался шведский приоритет в применении зимней маскировки на строевых самолётах. В финских ВВС периода Зимней войны такие машины тоже встречались, но лишь в единичных экземплярах – стандартной такая окраска стала только зимой 1941–1942 гг. При этом финны, точно так же как и шведские добровольцы или норвежцы во время отражения немецкого вторжения в 1940 году, не окрашивали верхние и боковые поверхности самолётов полностью, как это делали в люфтваффе и советских ВВС, а наносили белые пятна и полосы, создавая зелёно-белые камуфляжные схемы, более подходящие для полётов над хвойными лесами, чем однотонная белая окраска. Для «Гладиаторов», однако, такая схема была в целом не характерна, и, за редким (возможно, даже единственным) исключением, они зимой продолжали летать в летней чёрно-зелёной окраске.
Рисунки Михаила Быкова
источник: https://warspot.ru/6031-tsveta-voennogo-neba-gladiatory-s-goluboy-svastikoy