Цикл битва за Гуадалканал. Часть 1. Прелюдия к битве за Гуадалканал
Историю борьбы за остров Гуадалканал обычно начинают с высадки американского десанта 7 августа 1942 года. Однако японцы заняли этот район ещё в начале мая, одновременно со сражением в Коралловом море. Против японского десанта на острове Тулаги сразу же была брошена американская палубная авиация.
Содержание:
Новые планы Объединённого флота в Южных морях
К апрелю 1942 года японский флот выполнил все задачи, поставленные перед ним на первую фазу войны. Он нейтрализовал линейные силы американского Тихоокеанского флота в Пёрл-Харборе, уничтожил базировавшийся на Сингапур британский Восточный флот, разгромил с трудом собранные американо-британо-голландские морские силы и, наконец, способствовал захвату японскими войсками огромных территорий в Южных морях. Теперь все морские коммуникации в центральной и западной частях Тихого океана находились под контролем Японии, а через Бирму, Малайю, Суматру, Яву, Новую Гвинею и Новую Британию был выстроен оборонительный периметр, усиленный цепью воздушных баз. Всё это было достигнуто гораздо меньшей ценой, чем предполагалось изначально: за пять месяцев войны Япония не потеряла ни одного линкора, авианосца или даже крейсера.
В январе 1942 года, ещё до падения Сингапура и Голландской Ост-Индии, армия и флот Японии начали разрабатывать планы операций второй фазы войны. К февралю штаб Объединённого флота подготовил первоначальные наброски своего плана и через Военно-морской отдел Императорской ставки в Токио согласовал его с армейским планом. Основная идея состояла в следующем: продолжать захват новых территорий, пока Соединённые Штаты не смогут оправиться от первого шока и сосредоточить на театре военных действий достаточные силы.
С захватом Малайи и Суматры западное и юго-западное направления выглядели вполне обеспеченными — далее находились только просторы Индийского океана. Поэтому было решено сосредоточить все усилия на юге и юго-востоке. На юге армия требовала окончательно занять Новую Гвинею, где австралийская база в Порт-Морсби на южном побережье нарушала целостность оборонительного периметра. Это требование поддержал командующий Силами Южных морей (4-й флот) вице-адмирал Иноуэ Сигеёси. На юго-востоке предполагалось вынести передовые позиции дальше от Рабаула, захватив все Соломоновы острова.
В марте штаб Объединённого флота предложил распространить движение на восток и захватить атолл Мидуэй — крайний западный в гряде Гавайских островов. Это давало флоту опорный пункт в центре Тихого океана и позволяло навязать американскому флоту в Пёрл-Харборе генеральное сражение, в исходе которого адмирал Ямамото был полностью уверен. Разгром американского флота полностью развязывал японцам руки на Тихом океане.
Первоначально Военно-морской отдел Императорской ставки и глава Морского Генерального штаба адмирал Осами Нагано были против Мидуэйской операции, указывая на то, что Мидуэй находится за пределами естественного оборонительного периметра, его будет трудно снабжать и ещё труднее защищать. Однако после совещания в Токио 2-5 апреля 1942 года предварительный план операции против Мидуэя всё-таки был утверждён.
Новый план операций второй фазы войны был изложен в директиве Императорского флота №86 от 16 апреля. В начале мая следовало провести операцию против Порт-Морсби с одновременным занятием южной части Соломоновых островов. Затем предполагалось занять лежащие к востоку острова Науру и Оушен. В июне следовало захватить Мидуэй и одновременно с ним Алеутские острова. В июле движение на юго-западе продолжалось захватом Фиджи и Самоа (операция FS), а после них — Новой Каледонии.
С одной стороны, это движение окружало Австралию с востока, отрезая её от коммуникаций с США. С другой — моряки доложили, что Соломоновы острова с их гористыми джунглями и отвратительным климатом малопригодны для строительства сухопутных аэродромов, поэтому передовые аэродромы периметра требовалось вынести ещё дальше. Тем временем армейское командование уже планировало операции из Новой Гвинеи против Австралии: высадку на полуострове Кейп-Йорк в Квинсленде.
Подготовка операции против Порт-Морсби и вторжения на Тулаги
Операция против Порт-Морсби обозначалась как MO, общее руководство ею осуществлял командующий 4-м японским флотом вице-адмирал Иноуэ Сигэёси, находившийся в Рабауле на крейсере «Касима». Для захвата Порт-Морсби выделялось соединение контр-адмирала Кадзиока Садамити — три лёгких крейсера, гидроавианосец, крейсерский минзаг, 6 эсминцев и 11 транспортов с десантом из 5500 человек.
Его прикрывало Соединение поддержки контр-адмирала Гото Аритомо — лёгкий авианосец «Сёхо», четыре тяжёлых крейсера и эсминец. Оно должно было крейсировать в центральной части архипелага Соломоновы острова. Оба соединения вышли с Трука 28 апреля и по японской традиции были разделены на множество маленьких групп (для обмана противника). Каждая из групп имела свой маршрут и дополнительные задачи.
Дальнее прикрытие возлагалось на Ударное авианосное соединение вице-адмирала Такаги Такео: тяжёлые авианосцы «Сёкаку» и «Дзуйкаку», гидроавианосец «Киёкава-мару», два тяжёлых крейсера, большой минзаг и 6 эсминцев.
Частью операции MO был захват Тулаги — маленького скалистого островка, лежащего рядом с островом Флорида. Здесь располагалась закрытая якорная стоянка, известная как бухта Пурвис и пригодная для любых кораблей. Предполагалось, что операция против Тулаги выманит американский флот и может привести к сражению авианосцев, в успехе которого японское командование не сомневалось.
В то время Тулаги был столицей британского протектората Соломоновы острова, в который входили все Соломоновы острова, кроме Бугенвиля и Буки. Большинство белого населения острова было эвакуировано в Австралию ещё в феврале 1942 года, после занятия японцами Рабаула. В марте британский комиссар-резидент и командующий местными силами обороны Уильям Сидни Марчант также покинул Тулаги, перебравшись в Ауки на лежащем восточнее острове Малаита, самом населённом в архипелаге.
Единственной вооружённой силой союзников на Тулаги были 24 коммандос из 1-й отдельной роты австралийской армии под руководством капитана Э.Л. Гуда при четырёх пулемётах, а также около 25 человек персонала базы гидросамолётов на островах Гавуту и Танамбого под командованием флаинг-офицера Р.Б. Пигема. На базе находились четыре патрульные летающие лодки PBY «Каталина» из 11-й эскадрильи Королевских Австралийских ВВС. На лежащем южнее малонаселённом Гуадалканале имелось три отряда береговых наблюдателей, сформированных из местных жителей — в основном связанных с колониальной администрацией. Их задачей было наблюдать за возможными действиями противника.
В течение апреля японские самолёты-разведчики из Рабаула периодически появлялись над Тулаги, сбрасывая небольшие бомбы. 25 апреля состоялся первый большой налёт, в котором участвовало сразу восемь самолётов. 1 мая в ходе ещё одного налёта была повреждена одна «Каталина», стоявшая возле Гавуту, в этот же день остальные три гидросамолёта были перегнаны в Австралию.
Высадка в Тулаги
Для захвата Тулаги японцы создали временное Соединение вторжения Тулаги под руководством контр-адмирала Сима Киёхидэ. В него вошли большой минный заградитель «Окиносима», два старых эсминца «Кикудзуки» и «Юдзуки», транспорты «Адзумасан-мару» (7613 брт) и «Коэи-мару» (6774 брт, числился вспомогательным минным заградителем), а также несколько небольших вспомогательных судов: охотники за подлодками «Тоси-мару» №3 и «Тама-мару» №8 (по 275 брт), вспомогательные тральщики Wa-1 и Wa-2, «Хагоромо-мару» (234 брт), «Тама-мару» (264 брт) и «Носиро-мару» №2 (216 брт).
На транспортах находились 398 морских пехотинцев из 3-го полка «Куре» Специальных морских десантных частей, четыре 76-мм зенитки с персоналом, а также несколько десятков строителей из 7-го морского строительного отряда. Вспомогательные суда должны были использоваться в качестве высадочных средств.
Соединение контр-адмирала Сима вышло с Трука утром 28 апреля и организационно подчинялось контр-адмиралу Гото, командовавшему силами дальнего прикрытия и одновременно осуществлявшему оперативное руководство всей операцией MO.
Непосредственное прикрытие высадки в Тулаги должно было осуществлять Соединение прикрытия контр-адмирала Марумо Кунинори (иногда называемое Группой поддержки Тулаги), выделенное из направлявшегося к Порт-Морсби соединения Кадзиока. В него входили лёгкие крейсера «Тенрю» и «Тацута», гидроавианосец «Камикава-мару», транспорт «Шоэи-мару», вспомогательные канонерки «Кейо-мару» и «Никкай-мару». После завершения высадки в Тулаги к нему же должны были присоединиться тральщики «Хагоромо-мару» и «Носиро-мару» №2.
30 апреля соединение Марумо прибыло на якорную стоянку у Киеты на острове Новая Ирландия, а 2 мая высадило десант в бухте Реката на острове Санта-Исабель для создания здесь гидроаэродрома. Сразу после захвата Тулаги на остров должны были перебрасываться несколько гидросамолётов с «Камикава-мару». Затем отряд Марумо двинулся на восток для соединения с остальными силами Кадзиока — по пути он должен был организовать ещё одну базу гидросамолётов на атолле Дебойн в архипелаге Луизиады.
2 мая британские береговые наблюдатели с Бугенвиля и Нью-Джорджии сообщили, что мимо островов на юго-восток проследовало большое японское соединение. Получив это известие, Гуд и Пигем, австралийские командиры на Тулаги, приказали готовиться к эвакуации и начать уничтожение сооружений базы. Утром 3 мая, буквально за несколько часов до подхода японцев, австралийцы покинули Тулаги на двух небольших судах. При этом судно с авиационным персоналом на следующую ночь задержалось в заливе Эола на Гуадалканале, забрав отсюда ещё несколько человек.
Высадка была осуществлена в первой половине дня 3 мая без какого-либо сопротивления — хотя эсминцы предварительно обстреляли берег из 120-мм орудий. До полудня её прикрывали истребители с авианосца «Сёхо», но затем соединение Гото повернуло к Бугенвиллю для дозаправки, а потом ушло на запад, чтобы поддержать основную высадку в Порт-Морсби. С полудня прикрытие обеспечивали гидросамолёты с гидроавианосца «Камикава-мару», оставшегося в бухте Реката. К вечеру 3 мая в Тулаги перелетели 6 поплавковых самолётов с «Камикава-мару», а на следующий день гидроавианосец ушёл на юго-запад вслед за остальными кораблями Марумо.
Американцы обнаруживают противника
Из расшифрованных радиоперехватов союзное командование знало о готовящейся японской операции, но не знало её целей и лишь примерно предполагало её направление. Ещё 22 апреля командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер У. Нимиц направил к Соломоновым островам 17-е и 11-е оперативные соединения под общим руководством контр-адмирала Фрэнка Флетчера — ударные авианосцы «Йорктаун» и «Лексингтон», а также 5 тяжёлых крейсеров и 11 эсминцев в сопровождении двух танкеров. Из Австралии навстречу американцам вышел британский отряд адмирала Джона Крейса — два тяжёлых, один лёгкий крейсер и три эсминца.
Судя по всему, сообщение британских береговых наблюдателей до американцев не дошло. Авианосцы Флетчера двигались наугад, не имея никаких данных о противнике. Внезапный поворот «Йорктауна» на север утром 3 мая никак не был связан с действиями японцев. Британские базовые разведчики обнаружили высадку в Тулаги лишь во второй половине дня 3 мая, а к Флетчеру сообщение о ней попало только в 19:00 от штаба командующего силами Юго-Западной части Тихого океана.
4 мая в 6:30, когда «Йорктауну» до Тулаги оставалось около сотни миль, с авианосца были подняты 40 ударных самолётов: 12 торпедоносцев «Девастейтор» из 5-й торпедной эскадрильи, а также 28 пикировщиков «Даунтлесс» из 5-й разведывательной и 5-й бомбардировочной эскадрилий. Часто встречающееся утверждение о том, что для прикрытия атаки было направлено 18 истребителей «Уайлдкэт», не соответствует действительности. Это были все истребители «Йорктауна», и Флетчер не решился оставлять авианосец без прикрытия. Он надеялся застать противника врасплох.
Атака первой волны
Первая группа из 13 «Даунтлессов» 5-й разведывательной эскадрильи появилась над Тулаги в 8:15. Разведчики доложили, что видят в гавани Пурвис лёгкий крейсер типа «Дзинцу», два эсминца, большой гидроавиатранспорт, два больших и один малый транспорты, а также четыре артиллерийских катера, множество мелких судёнышек и пять гидросамолётов, пришвартованных у острова Макамбо между Тулаги и берегом Флориды.
Ночи на 4 мая минный заградитель «Окиносима» встал на входе в бухту Пурвис — так именовалось всё прикрытое островами пространство к востоку от Тулаги. Эсминцы «Кикуцуки» и «Юдзуки» пришвартовались к нему с носа и с кормы для приёма топлива. Оба транспорта, на ночь отходившие от берега, заканчивали разгрузку в глубине бухты. Часть малых судов уже покинула Тулаги и находилась в районе острова Саво. Первыми в 6 часов утра ушли «Тама-мару», Wa-1 и Wa-2, предварительно заправившись с «Окиносимы». Тральщики должны были двигаться к архипелагу Луизиады, чтобы помочь соединению контр-адмирала Марума разгрузить часть войск и снаряжения на атолле Дебойн. День обещал быть ясным и спокойным, над каналом Силарк между Флоридой и Гуадалканалом светило солнце, дул лёгкий юго-восточный бриз.
Пилоты выбрали для атаки «лёгкий крейсер» — минзаг специальной постройки «Окиносима», по обводам и размерам действительно похожий на лёгкий крейсер с хорошо заметной катапультой. Было отмечено, что к нему пришвартовано два эсминца. Сбросив бомбы с высоты 2500 футов при пикировании под углом в 70°, лётчики доложили о четырёх достоверных и одном предположительном попадании в большой корабль — в действительности попаданий не было. К 9:30 все машины эскадрильи без потерь вернулись на авианосец.
В 8:20 над Тулаги появились слегка запоздавшие торпедоносцы 5-й торпедной эскадрильи. Семь из них атаковали те же корабли, донеся о трёх попаданиях из шести; ещё один самолёт не смог выпустить торпеду. По заявлениям пилотов, оба эсминца затонули сразу же, а крейсер погрузился в воду до уровня верхней палубы.
На самом деле цель нашла только одна торпеда: она попала в правый борт эсминца «Кикудзуки» в районе машинного отделения, полностью уничтожив правую турбину. На эсминце погибло 12 человек, он начал крениться, но охотнику «Тоси-мару» №3 удалось завести буксиры и оттащить его на отмель в заливе Халаво у берега Флориды, в нескольких милях восточнее Тулаги. Однако на следующий день «Кикудзуки» соскользнул на глубину и затонул.
Ещё три «Девастейтора» атаковали большой транспорт, но промахнулись, при этом две торпеды взорвались на пляже. Последняя пара «Девастейторов» атаковала второй транспорт и доложила, что к моменту их ухода над водой были видны только его мачты. На самом деле ни один из транспортов торпедных попаданий не получил.
Все торпедные атаки проводились индивидуально с высоты около 50 футов, торпеды сбрасывались с дистанции в 400-500 ярдов, после чего торпедоносцы обстреливали из пулемётов небольшие суда в гавани. Ответный зенитный огонь был сильным, но неэффективным.
В 8:30 над целью появились 15 «Даунтлессов» 5-й бомбардировочной эскадрильи. Пять из них атаковали грузовое судно, не добившись ни одного попадания, а затем обстреляли и сбили гидросамолёт, взлетавший от острова Макамбо. Семь машин атаковали корабль, опознанный как авиатранспорт, доложив об одном достоверном и двух предположительных попаданиях 227-кг бомбами. Но «Окиносима» вновь попаданий не получил. Два других самолёта безуспешно атаковали транспорт и эсминец. Все атаки проводились по ветру с высоты 10 000 футов, бомбы сбрасывались на высоте 2500 футов. Был отмечен зенитный огонь с кораблей и острова Макамбо.
Атака второй волны
Флетчер не хотел упускать успех: по возвращении на «Йорктаун» самолёты были срочно переснаряжены, и в 10:36 по Токио с авианосца поднялась вторая волна. На этот раз в ней было 38 машин: 14 пикировщиков, 13 разведчиков-пикировщиков и 11 торпедоносцев, вновь действовавших по отдельности.
Эскадрилья пикировщиков обнаружила в 5 милях на восток-северо-восток от острова Саво три канонерские лодки, шедшие из Тулаги — это были тральщики «Тама-мару», Wa-1 и Wa-2. В 11:15 самолёты атаковала их тремя группами. Два концевых судна были потоплены прямыми попаданиями, и лишь шедший головным «Тама-мару» смог уклониться от всех 227-кг бомб, хотя одна легла рядом с бортом. Самолёты обстреляли повреждённый кораблик из пулемётов и доложили, что в итоге он тоже затонул. В действительности тральщик был только повреждён и вернулся к Тулаги. Один из самолётов не смог сбросить бомбу — позднее его пилот атаковал гидроавиатранспорт и доложил, что добился близкого разрыва.
Тем временем эскадрилья разведчиков-пикировщиков осмотрела территорию к западу и северо-западу от острова Флорида. Были обнаружены стоявшее в гавани Тулаги грузовое судно, а также минзаг «Окиносима» (опять принятый за тендер гидросамолётов) и эсминец «Юдзуки». Они уже выбрали якоря и двигались на северо-запад к острову Саво.
В 12:10 самолёты атаковали «Окиносиму», доложив о двух уверенных попаданиях и одном вероятном. В реальности попаданий опять не было, зато зенитный огонь на этот раз оказался эффективнее: два бомбардировщика получили повреждения, но смогли вернуться на авианосец. Сбросив бомбы, «Даунтлессы» обстреляли из пулемётов небольшие плавсредства в гавани, а также сбили попытавшийся атаковать их гидросамолёт.
Затем пришла очередь торпедоносцев. «Девастейторы» вновь атаковали «Окиносиму», заходя с двух сторон — шесть самолётов с правого борта и пять с левого. Но атака оказалась не согласована по времени: первая шестёрка нанесла удар немного раньше. Самолёты сбрасывали торпеды с дистанции от 2000 до 3000 ярдов, корабль уклонился от них, повернув вправо и увеличив скорость. Когда слева появились ещё пять машин, сбросившие торпеды с дистанции 1000-1500 ярдов, корабль успел развернуться в их сторону и вновь избежал попаданий.
При этом первая группа торпедоносцев была безуспешно атакована вражеским поплавковым самолётом, который затем сел у острова Макамбо под прикрытием развёрнутой на берегу зенитной батареи. Один из «Девастейторов», видимо, был повреждён зенитным огнём: его рация перестала работать на приём, самолёт не смог вернуться к авианосцу, истратил топливо и сел на воду. Его экипаж считался погибшим, но в итоге пилот Леонард Эвольдт и наводчик Рэй Мачалински через Гуадалканал и Сан-Кристобаль добрались до Новых Гебрид.
Вслед за «Юдзуки» и «Окиносимой» около 13 часов гавань Тулаги покинул транспорт «Коэи-мару», сопровождаемый охотником «Тоси-мару №3». Они следовали тем же курсом на северо-запад, но в 14:45 в 7 милях к северо-востоку от острова Саво обнаружили следы гибели тральщиков Wa-l и Wa-2 и задержались для спасательной операции. Всего из воды удалось поднять 35 человек, после чего в 18:30 суда возобновили отход к Рабаулу.
Атака третьей волны
Поскольку пилоты машин второй волны доложили об атаковавших их вражеских самолётах, в 13:10 с «Йорктауна» к Тулаги были выслани 4 «Уайлдкэта» из 42-й истребительной эскадрильи под командованием флаинг-лейтенанта Билла Леонарда. Вслед за ними в 14:00 с авианосца поднялась третья волна из 21 «Девастейтора» — 12 разведчиков и 9 бомбардировщиков.
Обследовав район Тулаги, американские истребители столкнулись с тремя гидросамолётами с «Камикава-мару» и, по их донесениям, сбили все три — японский отчёт о действиях гидросамолётов над Тулаги этого эпизода не признаёт. Затем около 14 часов они атаковали эсминец «Юдзуки», полным ходом шедший в сторону острова Саво. Стреляя из пулемётов, истребители дважды прошли вдоль него с кормы до носа и обратно, а затем обстреляли с борта, целя в ватерлинию и мостик.
Всего было выпущено около 4500 пуль калибра 12,7 мм, пилоты доложили, что «эффект заслуживал внимания». На эсминце возник пожар в кормовой надстройке, за ним показался нефтяной след. Погибло 10 человек, в том числе командир корабля капитан 2-го ранга Татибана Хирота. Американцы потеряли два истребителя, совершившие вынужденную посадку на южном побережье Гуадалканала у мыса Хенслоу. Тем же вечером оба пилота были обнаружены и сняты специально высланным за ними эсминцем DD-412 «Хэмманн».
Двенадцать разведчиков третьей волны в 15:00 атаковали большой транспорт в гавани Тулаги. Бомбы сбрасывались с высоты 2500 футов, было доложено о двух близких разрывах и одном прямом попадании, после которого транспорт затонул. Это был «Адзумасан-мару», завершавший перевозку десанта на берег с помощью барж «Дайхацу». Возможно, в корабль действительно попала одна бомба — во всяком случае, на нём было ранено несколько человек, а также имелись повреждения средней тяжести. В 17 часов транспорт закончил разгрузку и покинул Тулаги.
Сбросив бомбы, «Даунтлессы» обстреляли из пулемётов плавсредства в гавани, доложив о потоплении нескольких небольших катеров и одной канонерской лодки — видимо, это был уже повреждённый тральщик «Тама-мару», добравшийся до бухты Ханесаво. Он получил новые повреждения и через два дня затонул во время шторма восточнее Гавуту, в точке 09°07’ ю.ш., 160°12’ в.д. Кроме него возле Тулаги оставался только охотник «Тама Мару №8», ожидавший окончания разгрузки последнего транспорта. В ходе последнего налёта было потоплено четыре десантные баржи «Дайхацу», при этом погибло 20 человек из состава десанта.
Прибывшая последней группа из 9 «Даунтлессов» 5-й бомбардировочной эскадрильи прошла по нефтяному следу, оставленному повреждённым «Юдзуки», и в 15:15 обнаружила эсминец и минзаг, уходившие к острову Рассел. Пикировщики атаковали «Окиносиму» (вновь принятую ими за гидроавиатранспорт), но минный заградитель активным маневрированием избежал попаданий, хотя две 454-кг бомбы легли рядом с бортом. Все самолёты вернулись на «Йорктаун» к 16:32, после чего авианосец повернул на юг и на следующий день присоединился к остальным кораблям 17-го оперативного соединения.
Сражение за Тулаги завершилось. Уцелевшие тральщики «Хагоромо-мару» и «Носиро-мару» №2 присоединились к Соединению вторжения Порт-Морсби для использования в качестве высадочных средств, а остальные корабли соединения адмирала Сима ушли в Рабаул для подготовки к новой операции.
Итоги сражения за Тулаги
По итоговым отчётам пилотов американское командование сделало вывод об уничтожении двух японских эсминцев, одного транспорта и трёх канонерских лодок. Кроме того, были сочтены повреждёнными транспорт и гидроавиатранспорт. Потери при этом составили три самолёта — два истребителя и один торпедоносец. Кроме того, семь машин (два «Девастейтора» и пять «Даунтлессов») были повреждены пулями и осколками, но впоследствии отремонтированы на авианосце.
В действительности японцы потеряли лишь один старый эсминец и три вспомогательных тральщика. Минзаг, второй эсминец и оба транспорта были незначительно повреждены, но все повреждения удалось исправить за пару дней по возвращении в Рабаул, лишь на «Адзумасан-мару» ремонт занял две недели. Наконец, было уничтожено пять поплавковых самолётов, стоявших у острова Макамбо в гавани Тулаги — два E8N2 «Дэйв» из авиагруппы «Йокогама», перелетевших с «Камикава-мару», и три F1M2 «Пит», направленных сюда с острова Шортленд. От американских воздушных атак на Тулаги 4 мая погибло в общей сложности 87 японских моряков и десантников, а ещё 36 получили серьёзные ранения.
Таким образом, Флетчер задействовал для удара по второстепенному соединению противника бóльшую часть авиагруппы «Йорктауна»: 44 самолёта сделали в общей сложности 103 вылета, потеряв три машины и один экипаж. Результаты при этом оказались не впечатляющими, а высадку сорвать не удалось. Командующий Тихоокеанским флотом адмирал Нимиц так прокомментировал отчёт Флетчера об атаке Тулаги:
«Учитывая, что противодействия авиации, по сути, не было, а зенитный огонь практически отсутствовал, расход боеприпасов, необходимый для вывода из строя указанного количества вражеских кораблей, выглядит разочаровывающе».
Так или иначе, это было второе более или менее эффективное применение самолётов с американских авианосцев. Палубная авиация США открыла счёт потопленных боевых кораблей. Через три дня она продолжила этот счёт в Коралловом море.
Впрочем, для японцев было бы лучше, если бы повреждения «Окиносимы» оказались серьёзнее. Уже 10 мая вместе с «Юдзуки», «Коэи-мароу», а также эсминцами «Удзуки» и «Мотидзуки» минный заградитель вышел с десантом для захвата островов Науру и Оушен (операция RY). На рассвете 12 мая возле острова Новая Ирландия он был атакован американской подводной лодкой S-42. В корабль попало две торпеды из четырёх, он был взят на буксир эсминцем «Мотидзуки», но через два часа опрокинулся и затонул в проливе Сент-Джордж в море Бисмарка.
Источник — https://warspot.ru/20842-prelyudiya-k-bitve-za-guadalkanal