Цельтесь с помощью джойстика. Управляемая ракета класса «воздух-воздух» X-4. Часть 2

14

Часть 1

Содержание:

Предисловие редакции: В годы Второй Мировой войны управляема ракета класса «воздух-воздух» Kramer X-4 должна была произвести революцию в воздушном бою. Ракета, выпущенная истребителем, с помощью дистанционного управления должна была наводиться в группу бомбардировщиков противника. Конструкция ракеты была готова, испытания можно было начинать. Что последовало дальше – сенсация или провал? Об истории создания управляемых ракет X-4 рассказывает Манфред Гриль.

Как и в случае с самолетами, испытания ракеты X-4 началось с наземного тестирования на испытательном стенде. Летом 1944 года компании Ruhrstahl и BMW испытали первые прототипы ракеты Kramer X-4. Специалисты обеих компаний были убеждены, что они идут по правильному пути. В конце лета были предприняты первые осторожные попытки запуска ракеты с земли. На полигоне под Билефельдом с наклонных направляющих в небо были успешно запущены пять ракет, каждая из которых была оснащена встроенным твердотопливным двигателем. Чуть позже в Карлсхагене, побережье Балтийского моря, были проведены испытания по запуску ракеты с самолета-носителя. Сначала ракета запускалась с тихоходного бомбардировщика He 111 H-6, а затем с более мощных и скоростных Ju 88 S-l (VL+KY) и Ju 88 G-l (GF+XC).

Однако первые X-4, выпущенные 11 августа 1944 года экипажем He 111 H-6, по-прежнему были безмоторными планерами, которые использовались исключительно для проверки поведения в полете комплектной ракеты. К 10 сентября He 111 H-6 выполнил сброс девяти прототипов; на этот раз сброс был осуществлен с большой высоты. К началу октября 1944 года еще шесть X-4 были запущены над Балтийским морем от Карлсхагена у Узедома. Примерно 8 октября произошла замена самолета-носителя с He 111 H-6 на два Fw 190 A-8, которые в общей сложности сбросили 16 ракет, которые по-прежнему не имели силовых установок. 14 октября 1944 года для испытаний новой ракеты был впервые использован бомбардировщик Ju 88 S-l. К 26 ноября было сброшено еще 17 прототипов ракеты X-4. Наряду с шестью ракетами, которые были испытаны до конца декабря 1944 года и которые также не имели двигателей, для наземных испытаний компаниями Ruhrstahl и BMW должны были быть изготовлены по меньшей мере одиннадцать ракет X-4. С конца декабря 1944 года территория завода компании BMW в мюнхенском районе Аллах использовалась для их наземных запусков. Первоначально ракеты были оснащены временной твердотопливной силовой установкой; планировалось, что позднее твердотопливный ракетный двигатель будет заменен на ЖРД компании BMW. Для увеличения темпов работ компания BMW получила усиление в виде сотрудников электромеханического завода (Elektromechanischen Werke – EMW) и специалистов бывшего экспериментального командования «Север» (Versuchskommandos Nord – VKN).

В ходе запусков, проводившихся во время наземных испытаний, были достигнуты дальности от 3500 метров до 5500 метров. В самом начале 1945 года в целях безопасности заводские испытания ракеты класса «воздух-воздух» X-4 были переведены в район Сагана в тогдашней Силезии. 30 января начались испытания ракет на полигоне компании Arado в Кюппере. Но из-за совершенной на следующий день посадки подразделения немецких ВВС на аэродром компании Arado сделали дальнейшее проведение испытаний практически невозможным. Несмотря на неблагоприятные условия, в период с 8 по 14 января 1945 года впервые успешно были выполнены три стабилизированных полета ракет с ЖРД компании BMW. Согласно подробному отчету начальника технического управления авиационного вооружения (Technischen Luftrüstung – TLR) от 28 февраля 1945 года, испытания страдали от нехватки опытных образцов. Дополнительные прототипы не могли быть поставлены из-за отсутствия подходящих двигателей. Помимо этого материально-техническое обеспечение страдало от нанесенного войной ущерба, и поэтому небольшие детали не могли быть доставлены в Карлсхаген. Несмотря на то, что трудности с катушками для проволоки были значительно уменьшены благодаря их переработанной конструкции, большинство проблем с жидкостными ракетными двигателями по-прежнему оставались нерешенными. Это даже привело к тому, что в 1944 году под надзором специалистов испытательного центра Карлсхаген в сорока стендовых испытаниях пришлось использовать пороховые двигатели Шмиддинга. Испытания прошли безупречно. Однако при запуске первого тестового образца хвостовая часть ракеты оторвалась без каких-либо причин. Во время еще одного испытательного полета ракета взорвалась вскоре после схода с направляющей узла подвески. Взрыв произошел всего в шести метрах от самолета-носителя Fw 190, пилот которого смог совершить мягкую посадку. Поскольку время работы двигателя Шмиддинга было очень коротким, то принятие на вооружение, запланированное на март 1945 года, снова пришлось отменить.

Несколько недель спустя, примерно в начале апреля 1945 года, наступил конец программы. Испытания ракет X-4 были прекращены. Это одновременно положило конец разработке системы наведения по проводам. В конечном итоге осталось неясным, могла ли она оправдать надежды, которые возлагали на нее инженеры. В любом случае, предыдущие испытания показали, что дистанционное управление по проводам на скоростях до М = 0,9 соответствовало предъявляемым требованиям. Изолированный провод управления диаметром 0,2 миллиметра имел длину 5500 метров. В любом случае на более высоких скоростях был бы необходим переход на дистанционное радиоуправление – в противном случае провода были бы преждевременно оборваны из-за огромной тяги, развиваемой двигателем ракеты. Помимо этого, беспроводная система управления представлялась более целесообразной, потому что тонкие и едва заметные провода управления при падении на Землю угрожали бы линиям электропередач и телеграфным линиям.

В последний час: начало серийного производства

В июле 1944 года – еще на этапе испытаний – началось серийное производство корпусов ракет. Остается неизвестным, сколько безмоторных планеров из заказанных 1225 ракет нулевой серии 8-344 A-0 было завершено к 31 декабря 1944 года. Сильный воздушный налет, совершенный бомбардировщиками союзников 24 февраля 1945 года, нанес тяжелый ущерб кузнечнопрессовому производству, расположенному в районе Бракведе, Билефельд, и принадлежавшему компании Ruhrstahl AG. Уже 3 марта последовал второй налет. На этот раз разрушения района Бракведе были значительными, но сам завод отделался легко. Вскоре работы были продолжены – во всяком случае в той мере, в какой позволяли запасы металла. Жидкостные ракетные двигатели изготавливались на заводе компании BMW в Штаргарде, Померания, пока сильный воздушный налет не парализовал там производство. В результате завершить изготовление первой производственной серии не удалось. В конечном итоге была поставлена лишь небольшая часть – около тысячи двигателей. Лишь относительно небольшое их количество было доставлено в испытательный центр Карлсхаген и компании BMW. Сообщается, что только на заводе в берлинском районе Шпандау было изготовлено от двухсот до трехсот двигателей. Таким образом, для испытаний было доступно менее 250 комплектных ракет X-4. Чтобы избежать дальнейших бомбардировок, с начала марта 1945 года все производство ракет планировалось перевести в годы Гарца – под землю в безопасные производственные помещения.

Но хаос последних недель военного времени сорвал планы по переезду. Весной 1945 года в Конштайне (Kohnstein), холм неподалеку от села Нидерзаксверфен (Niedersachswerfen), не хватало места, потому что в этом якобы безопасном месте были сосредоточены почти все важные разработки военного времени. Также были проблемы с получением достаточного количества взрывчатки для боевых частей управляемых ракет. Только на январь 1945 года планировалось поставить 400000 килограммов ниполита (пластиковой взрывчатки), 140000 килограммов высококонцентрированной азотной кислоты и 40000 килограммов ракетного топлива Tonka. Как и где вообще должны были производиться эти вещества, до сих пор остается одной из многих загадок немецкой политики в области вооружений.

Незадолго до окончания войны крупносерийное производство считалось совершенно бесперспективным. Единственное, что еще удавалось (и то только на бумаге), – это дальнейшее совершенствование конструкции ракеты. 3 апреля 1945 года в район Бракведе близ Гютерсло впервые раздались звуки приближающегося боя – это был конец. Через день американские войска вошли в Бракведе и заняли завод компании Brackwede. Эйфорическая мечта о запланированном массовом производстве лопнула.

Планы относительно планов

Тогдашние руководители, носившие офицерские звания, не хотели, чтобы программа создания управляемой ракеты была безнадежным предприятием. Когда в 1944-45 годах они проходили службу в штабе начальника технического управления авиационного вооружения, они думали только о том, чтобы в последний момент довести разработку до успешного завершения. Они просто упустили из виду реальность: для начала производства X-4 не хватало почти всего. И хотя было известно, что новое бортовое вооружение еще не далеко до окончательной доводки, планирование продолжалось без перерыва. 11 декабря 1944 года главное командование военно-воздушных сил приказало использовать управляемые ракеты X-4 на как можно большем количестве истребителей Fw 190 D-9 и Me 262 A-1a. Но этого было мало, и вскоре после этого было принято новое решение: новейшие высокоскоростные истребители Ta 152, Fw 190 D-12 и Fw190 D-13 также должны быть оснащены этими революционными ракетами. В начале 1945 года на самом высшем уровне было достигнуто согласие: использование управляемых ракет должно было начаться немедленно, но группенфюрер СС Ганс Каммлер не мог сделать это достаточно быстро. Хотя к началу февраля 1945 года многие детали все еще оставались невыясненными, текущие работы были объявлены завершенными.

Между тем, до некоторых чиновников дошло, что данная система вооружения не так надежна и безопасна в эксплуатации, как в хотели бы верить многие офицеры – или должны были верить. По этой причине 26 февраля 1945 года генерал Дорнбергер (General Dornberger) приказал группе Enzian (Горечавка) Немецкого научно-исследовательского института планеризма (Deutschen Forschungsanstalt für Segelflug – DFS) начать подготовку конструкции ракеты X-4 к серийному производству, в то время как руководство СС придерживалось мнения, что X-4 уже достаточно готовы для запуска в массовое производство. Они хотели всеми правдами и неправдами использовать их против бомбардировщиков союзников. Эсэсовцы хотели всеми правдами и неправдами использовать ракеты X-4 против бомбардировщиков союзников.

Еще в марте 1945 года начальник технического управления авиационного вооружения рассматривал возможность использования ракеты, производство которой уже было невозможно. Все планы в дополнение к Ju 88 G-1 оснастить двумя-четырьмя ракетами истребители Fw 190 A-8 и Fw 190 A-9 и даже Ju 388 J-1 двумя-четырьмя ракетами, были обречены на провал. Между тем, не хватало топлива даже для двух Fw 190, оснащенных узлами подвески ракет X-4. Это не очень беспокоило ответственных лиц; наоборот, упорно приказывали продолжать испытания. Потребовалось еще несколько плохих новостей, прежде чем руководство было вынуждено переосмыслить ситуацию. Несколько дней спустя реальность вынудила сократить производственный заказ с пяти тысяч ракет X-4 а месяц до трехсот. Но даже этот показатель был чистой иллюзией, потому что война уже подходила к концу.

Последняя надежда: ракета класса «воздух-воздух» для ударов по земле

Несмотря на ситуацию, сложившуюся к тому времени на фронтах, разработка ракеты X-4 продолжалась до середины апреля 1945 года, хотя темпы работ значительно снизились. Но, впрочем, необходимость делает изобретательным: и первые ракеты X-4 в опытном порядке были подготовлены для борьбы с танками. Некоторые только что изготовленные ракеты стали боекомплектом стационарных пусковых установок. Данные установки были оснащены прицелами Kranichstab, позволявшими использовать ракеты против наземных целей. Есть сведения, что в последние недели войны по танкам антигитлеровской коалиции было выпущено несколько ракет. Однако для фронта пользы от этого было столько же, сколько и от давно запланированного использования на самолетах. Всем заинтересованным сторонам было очевидно, что для доводки ракеты, не имевшей отработанной системы управления, потребуется несколько лет. Тем не менее ракета Kramer X-4 с устройством передачи команд управления Knirps считалась, пожалуй, самой совершенной ракетой класса «воздух-воздух», разработанной к концу войны.

истребитель Fw 190 A-8 с двумя подвешенными ракетами класса «воздух-воздух». Однако война закончилась, прежде чем удалось развернуть серийное производство – слишком велики были технические проблемы. Снимок EADS

истребитель Fw 190 A-8 с двумя подвешенными ракетами класса «воздух-воздух». Однако война закончилась, прежде чем удалось развернуть серийное производство – слишком велики были технические проблемы. Снимок EADS

наземные испытания ракеты X-4 проводились и под Билефельдом, и под Мюнхеном. Только после этого встал вопрос о сбрасывании их с самолета. Снимок MTU

наземные испытания ракеты X-4 проводились и под Билефельдом, и под Мюнхеном. Только после этого встал вопрос о сбрасывании их с самолета. Снимок MTU

сброс ракеты X-4 с бомбардировщика Ju 88 S-1 испытательного центра Тарневиц. Только на втором этапе испытаний в полете была протестирована работа силовой установки ракеты. Снимок из коллекции Ланге (Lange)

сброс ракеты X-4 с бомбардировщика Ju 88 S-1 испытательного центра Тарневиц. Только на втором этапе испытаний в полете была протестирована работа силовой установки ракеты. Снимок из коллекции Ланге (Lange)

во время испытаний сбрасыванием ракета X-4 устанавливалась под средней частью фюзеляжа бомбардировщиков Ju 88 G-1 и Ju 88 S-1. Снимок из коллекции Хервига (Herwig)

во время испытаний сбрасыванием ракета X-4 устанавливалась под средней частью фюзеляжа бомбардировщиков Ju 88 G-1 и Ju 88 S-1. Снимок из коллекции Хервига (Herwig)

кадры, взятые из фильма испытательного центра Тарновиц, показывают процесс сброса ракеты X-4 с самолета-носителя с последующим включением ее силовой установки. Испытания проводились над Балтийским морем. Снимок из коллекции Хервига

кадры, взятые из фильма испытательного центра Тарновиц, показывают процесс сброса ракеты X-4 с самолета-носителя с последующим включением ее силовой установки. Испытания проводились над Балтийским морем. Снимок из коллекции Хервига

желанный улов: эта ракета X-4 была захвачена войсками союзников в Северной Германии. С помощью устройства передачи команд управления Knirps и наведения по проводам ракета должна была направляться в сторону цели. Головка самонаведения и неконтактный взрыватель – оба акустические – должны были приводить в действие заряд взрывчатого вещества. Снимок ВВС США

желанный улов: эта ракета X-4 была захвачена войсками союзников в Северной Германии. С помощью устройства передачи команд управления Knirps и наведения по проводам ракета должна была направляться в сторону цели. Головка самонаведения и неконтактный взрыватель – оба акустические – должны были приводить в действие заряд взрывчатого вещества. Снимок ВВС США

чертеж из сводного отчета по оценке трофейной ракеты X-4: заряд взрывчатого вещества массой более 20 кг уничтожил бы любой из тяжелых бомбардировщиков, состоявших на вооружении ВВС стран антигитлеровской коалиции. Снимок ВВС США

чертеж из сводного отчета по оценке трофейной ракеты X-4: заряд взрывчатого вещества массой более 20 кг уничтожил бы любой из тяжелых бомбардировщиков, состоявших на вооружении ВВС стран антигитлеровской коалиции. Снимок ВВС США

после войны трофейные ракеты X-4 испытывались во Франции с использованием Ju 88. Первые чертежи ракеты класса «воздух-воздух» были сделаны еще в 1942 году. Снимок из коллекции Рокко (Ricco)

после войны трофейные ракеты X-4 испытывались во Франции с использованием Ju 88. Первые чертежи ракеты класса «воздух-воздух» были сделаны еще в 1942 году. Снимок из коллекции Рокко (Ricco)

источник: Manfred Griehl «Nittels Joystick ins Ziel. Steuerbare Jägerrakete X-4 (Teil 2)» «Flugzeug Classic» 2008-11, Seiten 50-53

перевод впервые опубликован – https://vk.com/@710541705-celtes-s-pomoschu-dzhoistika-upravlyaemaya-raketa-x-4-02

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account