Целина на Запорожье. Автомобиль ЗАЗ-970 «Целина»
ЗАЗ-965 только встал на конвейер, а конструкторы уже работали над новыми моделями. Уже в 1961 году на ВДНХ в Москве был продемонстрирован первый опытный образец ЗАЗ-966, разработанный непосредственно в Запорожье.
И вот что интересно: параллельно с работой над новой легковой моделью конструкторы «Коммунара» упорно трудились над целым семейством грузовиков. В то время в Советском Союзе наблюдалась острая нехватка малотоннажных развозных автомобилей. Запущенные в производство в 1958 году фургон и бортовой грузовичок УАЗ-450 грузоподъемностью 800 кг проблемы полностью не устраняли. Эти модели оказались довольно тяжелыми и неэкономичными.
…В министерские планы грузовичок ЗАЗ-970 не внесли, но Сорочкин был не только талантливым конструктором, а еще и организатором. Директор "Коммунара", как было принято говорить тогда, "изыскал внутренние резервы", и работа над новой моделью закипела.
За основу использовали агрегатную базу нового «Запорожца» ЗАЗ-966. Было разработано два малотоннажных семейства: не-полноприводное ЗАЗ-970 и полноприводное ЗАЗ-971.
Семейство ЗАЗ-970 включало грузовичок, фургон и пассажирский автомобиль — теперь бы его назвали минивэном. Кстати, серийных аналогов компактной шестиместной машине вагонной компоновки в мире тогда почти не встречалось. По сути, подобные конструкции получили распространение лишь в последние годы.
Первый образец, прозванный на заводе "Точило", отличался коротким "капотом" и внешне немного напоминал ЗАЗ-965. "Бескапотные вагончики" появились уже в 1962-м.
Чтобы обеспечить прочность кузова при грузоподъемности машины 350 кг, пришлось помудрить. Сечение и толщину лонжеронов подбирали опытным путем — ни хитрых компьютерных программ, ни даже достаточного опыта у запорожцев не было. Для панелей кузова впервые в отечественном автопроме применили сталь толщиной 0,7 мм, ее специально "накатали" соседи с "Запорожстали".
На украинские микрогрузовики 887-кубовый мотор перекочевал с серийной модели ЗАЗ-965А (он же применялся и на опытном ЗАЗ-966). В отличие от своего предшественника рабочим объемом 747 см3, устанавливавшегося на «просто» ЗАЗ-965, он имел увеличенную с 23 до 27 л. с. мощность. Помимо этого, на машины перешла с ЗАЗ-966 независимая подвеска всех колес передняя — торсионная на продольныхрычагах и задняя — пружинная.
Автомобили — как с колесной" формулой 4×2, так и полноприводные — получили три разных типа кузова. Цельнометаллические фургоны ЗАЗ-970Б и ЗАЗ-971Б имели перегородку между кабиной и грузовым отсеком. При небольших наружных габаритах машины (длина 3400 мм, ширина 1320 мм и высота 1650 мм) объем отсека для поклажи составлял 2,5 м3, а его грузоподъемность ~ 350 кг (при наличии водителя и одного пассажира). Заднемоторная компоновка фургона обуславливала специфику доступа в грузовой отсек, который в основном осуществлялся сбоку, с правой стороны — через двухстворчатые распашные-дверцы шириной 940 мм. Погрузочная высота составляла 500 мм. Сзади, над мотором имелась еще одна небольшая вспомогательная дверца.
На базе фургонов были созданы грузопассажирские автомобили ЗАЗ-970В и ЗАЗ-971В. Они могли перевозить 6~7 человек (включая водителя) или 5 человек и 175 кг груза (при сложенном заднем сиденьи), или 2 человека и 350 кг груза (при сложенных двух последних рядах сидений).
Модели ЗАЗ-970Г и ЗАЗ-971Г имели открытые грузовые платформы и предназначались для перевозки 400 кг груза в таре, а также двух человек. Интересно, что, подобно фургону, у них сбоку были распашные дверцы — только высотой с борт грузовичка. Снаряженная масса составляла 700-750 кг (в зависимости от модификации), а максимальная скорость достигала 70 км/ч. При этом автомобиль в среднем расходовал 7,5 л бензина на 100 км.
Образцы строили очень быстро. По упрощенным чертежам в масштабе 1:1 (для особо сложных деталей вычерчивали сечения) делали фанерные шаблоны, затем — деревянные болваны и по ним выстукивали панели кузова. Такую ускоренную технологию санкционировал Сорочкин — в прошлом конструктор-кузовщик.
Прототипы с разными кузовами испытывали по стандартной для тех лет программе в окрестностях Запорожья и в районе Каменки-Днепровской. Это место, кстати, облюбовали испытатели и других заводов. На небольшом по площади естественном "полигоне" было все что нужно: булыжник, тяжелый грунт и даже асфальт. На испытания приглашали представителей торговых организаций — потенциальных потребителей грузовичков. Возможно, директор ЗАЗа готовил таким образом лобби, способное повлиять на решение о постановке машины на производство.
И испытателям, и "купцам" машина нравилась, только "горб" в кузове, особенно в фургоне с единственной задней дверью (у микроавтобуса была боковая), мешал погрузке-выгрузке.
Увы даже такие меры оказались неефективными, завод еле-еле тянул план, на подходе был "966-й", а конструкторы уже работали над полноприводной машиной, которую позднее запустили в Луцке.
Экспериментальные образцы прописались в заводском дворе. О "970-м" постепенно забыли.
В 1962 году завод "Коммунар", наряду с фургоном ЗАЗ-970Б и микроавтобусом ЗАЗ-970В, построил также пикап ЗАЗ-970Г предназначенный для перевозки 400кг груза и двух человек. Автомобиль имел открытую грузовую платформу, снабженную справа двустворчатой распашной дверью шириной 940мм. Погрузочная высота платформы, как и у фургона, составляла 500мм. По верху ниши, под которой располагался двигатель, имелся люк для его обслуживания.
Построено не менее двух экземпляров.