Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 34

12

 

Словакия – Me 109 E-4 и Me 109 G-6 во время Словацкого национального восстания

Во время Словацкого национального восстания на стороне повстанцев действовали два Me 109 E-7 и два Me 109 G-6. Данные машины были из числа истребителей, которые были закуплены у Германии правительством Словацкой республики в рамках модернизации собственных военно-воздушных сил (Slovesnke Vzdusne Zbrane).

В феврале 1944 года 13-й истребительный отряд (13. Fighters Flight) был перебазирован из Пьештян (Piešťany) на расположенный неподалеку от Братиславы аэродром Вайнори (Vajnory). Задачей 13-го истребительного отряда, получившего неофициальное название «пожарная команда» (Emergency Flight), была защита Братиславы от налетов вражеской авиации. Это была непростая задача, поскольку на вооружении «пожарной команды» были четырнадцать устаревших истребителей (одиннадцать Me 109 E, два Avia B-534 и один Bk-534).

Весной 1944 года немцы передали словакам пятнадцать Me 109 G-6, изготовленных на авиазаводе в Винер-Нейштадте, и уже 26 июня в бою между восемью словацкими «густавами» и американской бомбардировочной авиагруппой словаки потерпели серьезное поражение. Три Me 109 G-6 были сбиты, еще три «густава» были повреждены; погибли словацких три пилота. Оставшиеся самолеты были переданы 12-му истребительному авиаотряду, командовал которым капитан Йозеф Паленичек (Cpt Jozef Páleniček). Также этот авиаотряд дополнительно получил четыре Me 109 G-6. Словаки использовали эти машины для обучения и готовили для участия в запланированном восстании. 1 августа 1944 года – в день начала восстания – 27 словацких самолетов были отправлены на расположенный неподалеку от Львова советский аэродром Злохов (Zlochov). На борту самолетов находились 81 словацкий пилот. Также следует сказать, что два Me 109 G-6 полетели к другой стороне линии фронта.

Несмотря на то, что самые ценные самолеты улетели, повстанцы собрали множество самолетов на авиабазе Три Дуба (Tri Duby); среди этих машин были два Me 109 E-4 (зав. номера 2787 и 5244). Собранная матчасть пошла на оснащение 1-й смешанной эскадрильи (Kombinovana Letka) партизанских ВВС Словакии (Slovenské povstalecké letectvo). 31 августа Франтишек Циприх (Zst. Dst. (Ofw.) Frantisek Cyprich) совершил первый полет на Me 109 E-4 (зав. номер 5244). Циприху было приказано провести разведку в районе Жилина (Žilina) – Поважска-Бистрица (Považská Bystrica). Неподалеку от Жилины Франтишек Циприх атакован немецкое подразделение.

Спустя два дня – 6 сентября – на авиабазу Три Дуба приземлились два истребителя Me 109 G-6. Два пилота хотели в 18:00 вылететь в сторону советских войск. В это же самое время на территорию, контролируемую партизанами, вернулись старший сержант Рудольф Божик (Rotný (Ufw.) Rudolf Božik; Me 109 G-6 с зав. номером 161742) и старший сержант Франтишек Гановец (Rot. Frantisek Hanovec; Me 109 G-6 с зав. Номером 181713).

В 18:10 над авиабазой Три Дуба пролетел немецкий самолет-разведчик Fw 189 A из состава базировавшейся в Пьештянах эскадрильи 2./NAGr.16. Божик и Гановец решили сбить вражеский самолет. Неподалеку от Кремницы (Kremnica) «рама» была сбита и ее останки рухнули на землю. Это был не единственный успех «густавов» партизанских ВВС Словакии. Они сбили пять немецких самолетов: три Fw 189 и два Ju 88 (уничтожены 12 и 16 сентября). Также словацкими пилотами 9 сентября был атакован Junkers Ju 88 A-4 из училища наблюдателей за полем боя (III/Kampfbeobachter Schule), который совершал полеты с расположенного неподалеку от Малацки (Malacky) аэродрома Новый Двор (Novy Dvor). К сожалению для партизан немецкий бомбардировщик не был сбит и лишь получил повреждения.

С целью уничтожить партизанские ВВС немцы атаковали их аэродромы, и им удалось вывести из строя большую их часть. Первый удар состоялся 31 августа и его жертвой стал один словацкий «мессер» – был уничтожен Me 109 E-4 (зав. номер 5244). Несколько дней спустя немцами был уничтожен второй словацкий «мессер». На этот раз их жертвой стал Me 109 G-6 (зав. номер 161725, бывший «белая 7»).

Бои в небе Словакии продолжались до конца октября. 25 октября 1944 года артиллерийский обстрел и массированное наступление немцев на авиабазу Три Дуба положили конец существованию партизанских ВВС. Верховный главнокомандующий словацкими партизанами Рудольф Виест приказал словацким пилотам немедленно покинуть страну и перебраться на безопасные аэродромы в Польше, которые контролировались советскими войсками. Авиабазу Три Дуба покинули одиннадцать истребителей Ла-5ФН, один самолет-разведчик Fw 189, один Me 109 G-6, один легкий бомбардировщик Letov S-328 и древний Junkers W.34. Их пилоты приземлились на советских аэродромах в Польше.

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 34


Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 34
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 34
когда 31 августа 1944 года вспыхнуло словацкое национальное восстание 27 самолетов приземлились на аэродроме Злохов, Львов. Они доставили 81 словацкого пилота. В этой группе самолетов были два Me 109 G-6, один из которых («белая 7»; зав. номер 161742) пилотировал старший сержант Рудольф Бужек
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 34
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 34
истребитель Me 109 G-6 (бывший «белая 7»; зав. номер 161742) использовался словацкими летчиками во время национального восстания. Единственными изменениями были закрашивание тактических номеров и нанесение опознавательных знаков партизанских ВВС Словакии
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 34
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 34Me 109 G-6 (зав. номер 164725) был вторым «густавом», состоявшим на вооружении партизанских ВВС. Самолет был уничтожен 10 сентября во время налета немецких ВВС на авиабазу Три Дуба

источники:

JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»
https://ru.wikipedia.org/wiki/Партизанские_военно-воздушные_силы_Словакии

Подписаться
Уведомить о
guest

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account