Трофейные долгожители. Применение немецкой авиацией советских самолетов в годы Великой Отечественной войны.

19

Использование немцами трофейных советских самолетов имело место достаточно редко, но все-таки это реальные эпизоды Великой Отечественной войны, подтвержденные документально. У союзников Германии, прежде всего в финских ВВС, применение такой техники как с национальными опознавательными знаками, так и с советскими было гораздо масштабнее.

Финны применяли трофейные И-153 как со своими опознавательными знаками, так в отдельных случаях и с советскими звездами. Имелись у них и ЛаГГ3, ИЛ-4, а также самолеты других типов.

Финны применяли трофейные И-153 как со своими опознавательными знаками, так в отдельных случаях и с советскими звездами. Имелись у них и ЛаГГ3, ИЛ-4, а также самолеты других типов.

 

Румынский И-16.

Румынский И-16.

Большинство имеющихся фотографий захваченных советских самолетов с опознавательными знаками Люфтваффе имеют отношение к испытательному центру в Рехлине и разного рода учебным подразделениям. Однако, применялись трофеи немцами и на фронте.

Люфтваффе использовали устаревшие советские самолеты с советскими же опознавательными знаками для внезапных штурмовых ударов по нашим войскам и для ведения разведки в зоне действия ПВО еще в 1944 году. Конечно такие случаи были редки, скорее им подходит больше термин «диверсия» или «спецоперация». Ниже приведен документ (фотокопия) из ЦАМО:

Согласно сообщению штаба 7 ВА противник применяет наши трофейные и ранее закупленные у нас самолеты. В связи с этим Вам надлежит дать указания личному составу полка.

Описывает период с 29.08.1944 по 29.08.1944 г. Директивы и указания. № документа: 660, Дата создания документа: 29.08.1944 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 421, Опись: 0006578, Дело: 0008, Лист начала документа в деле: 231
Авторы документа: БТ и МВ 19 А, подполковник Гончаров

Трофейные долгожители. Применение немецкой авиацией советских самолетов в годы Великой Отечественной войны.

Предписывается сбивать ВСЕ самолеты И-153 и И-15 БИС в том числе и с советскими опознавательными знаками, потому что на вооружении ВВС КА таких машин нет(документ датирован 29 августа 1944 года). Вызывает вопросы фраза «ранее закупленные у нас», автор информацией об экспортных поставках самолетов И-153 и И-15 БИС в страны, откуда данные истребители могли попасть в Германию не располагает. Вряд ли испанские машины, захваченные у республиканцев, могли дотянуть без запчастей до 1944 года.

Большое количество поврежденных на земле советских самолетов было захвачено немцами в 1941 году.

Большое количество поврежденных на земле советских самолетов было захвачено немцами в 1941 году.

Разного рода бипланы и полуторапланы к 1944 году конечно морально устарели и использовались в основном как связные и учебные.

Вместе с тем, тактика беспокоящих ударов (прежде всего в ночное время) определяла потребность в таких машинах и у нас и у Германии и у ее союзников всю войну. Помимо самолетов собственного производства для этой цели применялись и трофейные.

Немецкие военнослужащие у трофейного самолета.

Немецкие военнослужащие у трофейного самолета.

По данным командующего 3-й ударной армией (см ниже фотокопию) в конце января 1944 года ожидалось применение противником трофейных Су-2 и УТ-2, наносящих бомбово-штурмовые удары по переднему краю, ближним тылам и дорогам, в связи с чем обращается особое внимание на знание личным составом сигналов «Я СВОЙ САМОЛЕТ» и дается указание немедленно открывать огонь, если такой сигнал не подается в установленном порядке. При рассылке по воинским частям скорее всего произошла ошибка — в изначальном варианте в захваченных в декабре 1943 года на участке 3-й ударной армии документах речь шла об У-2 и УТ-2.

Трофейные долгожители. Применение немецкой авиацией советских самолетов в годы Великой Отечественной войны.

Противник применял наши трофейные У-2 и УТ-2 также с опознавательными знаками Люфтваффе в расчете на то, что характерный силуэт известных всем машин введет наших зенитчиков в заблуждение, а свои наземные части будут своевременно предупреждены. Приведенный ниже документ информирует командиров стрелковых дивизий 34 стрелкового корпуса, что на данном участке фронта по сведениям, полученным из захваченных нашими войсками документов штаба 290 пехотного полка, возможно появление таких самолетов. Командующий армией приказал сбивать любой самолет без красных звезд и имеющий характерную желтую полосу опознавания вражеской авиации, а также не отвечающий на сигнал «МЫ СВОИ ВОЙСКА» и атакующий наши наземные объекты.

Трофейные долгожители. Применение немецкой авиацией советских самолетов в годы Великой Отечественной войны.

Имеются свидетельства применения даже Ил-4. Хотя большинство исправных и годных к полету машин этого типа, захваченных в период до 1942 года, немцы передали финнам.

Трофейные долгожители. Применение немецкой авиацией советских самолетов в годы Великой Отечественной войны.

К сожалению дата отсутствует.

Эпизодическое применение пилотами Люфтваффе наших истребителей отмечалось и в 1943 году. При этом атакам подвергались одиночные разведчики и связные самолеты. Несмотря на то, что это были единичные случаи, советское командование относилось к ним более чем серьезно. Ниже представлен документ, информирующий командиров частей о двух таких эпизодах в период наступательной операции на р Миус. Командующий ВВС требует немедленно уничтожить «самолет Як-1 с цветным коком».

Описывает период с 26.07.1943 по 26.07.1943 г. Директивы и указания. № документа: 473/ОП, Дата создания документа: 26.07.1943 г.
Архив: ЦАМО, Фонд: 303, Опись: 4005, Дело: 97, Лист начала документа в деле: 152
Авторы документа: 2 гв. А, гв. подполковник Вольфман
Описывает боевую операцию: Наступательная операция на р. Миус. 17.7-2.8.43 г.

Трофейные долгожители. Применение немецкой авиацией советских самолетов в годы Великой Отечественной войны.

Источник — https://zen.yandex.ru/media/proarm/trofeinye-dolgojiteli-primenenie-nemeckoi-aviaciei-sovetskih-samoletov-v-gody-velikoi-otechestvennoi-voiny-5e0c72a48f011100ad297114

Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account