Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12

1

Австралия и Великобритания – Me 109G-2 (зав.ном. 10639)
Захвачен в Ливии 9 ноября 1942 года

4 ноября 1942 года в небе Ливии произошла стычка между шестью истребителями Me 109 эскадрильи 8./JG 77 и шестью британскими истребителями звена «A» 112-й эскадрильи Королевских ВВС. Воздушный бой не принес подтвержденных побед ни одной из сторон. Во время боя флайт-сержант (старший сержант авиации) Д. Браун (F/Sgt D. Brown) выпустил боекомплект в один из самолетов противника. Это был «густав» лейтенанта Гейнца Людеманна (Lt. Heinz Lüdemann) – Me 109G-2 («черная 6»), – действовавший в составе части всего около трех недель.

Самолет, который пилотировал лейтенант Людеманн, представлял собой раннюю версию модификации Me 109G и был изготовлен в Лейпциге на заводе Erla Maschinenwerk. В сентябре самолет покинул цех и, получив военный номер PG+QJ, был отправлен воевать в Северную Африку в составе истребительной эскадры JG 77.

Во время боя лейтенант Людеманн был ранен. Из-за нехватки сил и малого запаса топлива он совершил вынужденную посадку на оставленном немцами аэродроме Куотафияс (Quotafiyas)/Гамбут-основной (Gambut Main) [1]/LG-139. Несмотря на раны Людеманну удалось избежать плена. Он бросил поврежденный самолет и вернулся в свою часть.

Спустя несколько дней – 9 или 10 ноября 1942 года – аэродром был захвачен силами союзников [2]. Кен Мак-Рей (Ken McRae) из состава 239-го крыла Королевских ВВС так сообщал об обнаружении Me 109G-2 («черная 6»):

«В 1942 году во время успешного продвижения в Западной пустыне наше крыло возвратилось на авиабазу Гамбут-вспомогательный (Gambut Satellite), с которой мы действовали до отступления. Мы с моим штурманом были впереди колонны, и когда мы прибыли на авиабазу, то единственным самолетом там был стоявший на домкратах Kittyhawk из нашей 3-й эскадрильи [3]. Во время нашего отступления этот самолет находился в ремонте. У нас был приказ не уничтожать непригодные к полетам самолеты, так как мы надеялись вернуться через несколько дней. Самолет казался в полном порядке, и было очевидно, что враги не действовали с данного аэродрома. Наша главная цель состояла в том, чтобы найти вражеский самолет, который мог быть облетан нашим командиром сквадрон-лидером (майором авиации) Робертом Генри Максвеллом «Бобби» Гиббсом (S/L Robert Henry Maxwell [Bobby] Gibbes) [4]. Мы обнаружили брошенные самолеты на находившемся в нескольких милях аэродроме Гамбут-основной. На этом аэродроме было много поврежденных самолетов, среди которых мы были рады найти почти новый серебристо-серый 109-ый. При осмотре были обнаружены небольшие повреждения: отсутствие фонаря, который, скорее всего, был сброшен в полете, и хвостовое оперение, поврежденное сброшенным фонарем.

Я написал на фюзеляже «CV» [5] и потом понял, что если мы оставим его без охраны, то этот самолет тут же присвоит себе кто-то другой. Я послал Рекса (Sergeant Rex Palmer) назад в эскадрилью уведомить Бобби, что произошло, и что мы вернемся на следующее утро. Ранним утром группа технического персонала с грузовиком прибыли на аэродром Гамбут-основной.

Одновременно с нашими техниками прибыли три армейских офицера и захотели узнать, что я делаю со 109-м. Я сказал, что везу самолет в эскадрилью, чтобы наш командир смог облетать его и оценить его возможности. Офицеры сообщили мне, что они из разведки и что я не должен брать этот самолет. Я ответил им: «ни за что». У меня был самолет и я собирался охранять его. Несмотря на то, что я был младше по званию (тогда я был всего лишь флаинг-офицером [старшим лейтенантом авиации]), я смог убедить их, что этот трофей принадлежит 3-й эскадрилье.

В итоге нам удалось найти компромисс: они снимают с различных мест самолета таблички, которые должны были им помочь узнать, где были изготовлены эти узлы и детали. На выходе их последней фразой было: «Все равно мы его получим в том или ином случае». «Может быть, – сказал я, – но не раньше, чем мы полетаем на нем».

Когда сержант Палмер вернулся, мы припарковали автомобиль напротив фюзеляжа и в ту ночь спали под крылом. Никто не собирался забирать 109-й, который, как мы узнали, был Me 109G.

Наземный персонал прибыл рано утром, и самолет был отбуксирован в эскадрилью. Я представил себе, какими глазами будет смотреть «Бобби» Гиббс, когда он увидит такой трофей в таком хорошем состоянии.

Три или четыре дня спустя самолет был отремонтирован, и наш командир совершил на нем испытательный полет. Позднее он выполнил на 109-м несколько полетов.

В конце концов, люди из разведки получили этот самолет, и «Бобби» Гиббс перелетел на нем в сторону Дельты. Много позже мы узнали, что разведчики угробили машину».

Самолет был отремонтирован механиками 3-й эскадрильи. Им легко удалось устранить все повреждения, для чего они воспользовались узлами поврежденных «мессершмиттов». Помимо буквенного кода 3-й эскадрильи Королевских ВВС Австралии (CV) на самолет была нанесена литера V, сделав CV-V индивидуальным номером «густава». Также на места немецких крестов были нанесены британские опознавательные знаки, которые, к сожалению, были выполнены небрежно и непропорционально. Это было что-то редкое даже для воюющих в Африке подразделений, известных своей недостаточной дисциплиной.

25 ноября 1942 года самолет был испытан в небе сквадрон-лидером (майором авиации) Робертом Х. Гиббсом. В полете по маршруту Гамбут – Газелла (Gazela) его машину сопровождали два истребителя Kittyhawk. Большинство полетов на «густаве» были выполнены «Бобби» Гиббсом. Также Me 109G-2 пилотировали другие летчики 112-й (Королевские ВВС) и 3-й эскадрилий. Самолет использовался для учебных боев и сравнительных испытаний с истребителями Kittyhawk Mk III, только что поставленными из США и поступившими на вооружение 239-го крыла Королевских ВВС. Когда дело дошло до летных характеристик, то выяснилось, что немецкий самолет превосходит последние модификации истребителя компании Curtiss.

Следующим пунктом назначения самолета была авиабаза Лидда (Lydda), Палестина, где «черная 6» вновь была отремонтирована. С 29 декабря по 29 января самолет принял участие в учебных боях с истребителем Spitfire Mk V. Находясь в части, «густав» обслуживался механиками 451-й эскадрильи королевских ВВС Австралии. 21 февраля 1943 года самолет был переведен на базу Шандур (Shandur), расположенную неподалеку от Большого Горького озера (Зона Суэцкого канала), откуда он затем был отправлен на пароходе в Великобританию. После того как самолет достиг места назначения, выяснилось, что винт был потерян. Однако вскоре он был заменен винтом, взятым в Фарнборо. В ноябре 1943 года самолет был включен в состав комплектовавшегося самолетами противника звена 1426 Королевских ВВС. К этому времени «густав» получил военный номер RN228 и был окрашен в европейский камуфляж.

15 февраля 1944 года флайт-лейтенант (капитан авиации) Левандон (F/L Lewandone) выполнил первый полет на RN228 над Англией. С февраля по март Me 109G-2 использовался для сравнительных испытаний с истребителями союзников, включая Hawker Tempest и Grumman Hellcat. Помимо испытаний «густав» несколько раз выставлялся на всеобщее обозрение. Во время одной из этих выставок трофейной техники самолет получил небольшие повреждения. Двигатель самолета был заменен на мотор DB605A, обнаруженный в Ливии техническим персоналом 112-й эскадрильи Королевских ВВС.

После расформирования звена 1426 самолет был отправлен на авиабазу Тангмир (Tangmere) для хранения. Me 109G-2 (зав. № 10639) повезло, и он сохранился до сегодняшнего дня. Немецкие опознавательные знаки и тактический номер («черная 6») были восстановлены, и на базе королевских ВВС Бенсон (RAF Benson) самолет был доведен до летного состояния. Самолет стал гвоздем многих авиасалонов. Впервые после войны он взлетел 17 марта 1991 года в Даксфорде. Самолет является собственностью Имперского музея авиации с присвоенным ему номером гражданской регистрации G-USTV [6]. 12 октября 1997 года Me 109G-2 получил ката­стро­фические повреждения. Сэр Джон Аллисон (Sir John Allison) пилотировал самолет в тот день; из-за сильного ветра он не смог приземлиться и врезался в летное поле аэродрома Даксфорд.

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12


Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12

Me 109 G-2 (зав.ном. 10639) из состава эскадрильи 8./JG 77. 4 ноября 1942 года пилот самолета лейтенант Гейнц Людеманн был ранен в бою и посадил свою машину на брошенный аэродром Гамбут-основной. Профиль самолета (внизу) показывает состояние, в котором он был обнаружен австралийцами спустя несколько дней

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12

«Черная 6» в середине ноября после ремонта и летных испытаний пилотами 239-го крыла Королевских ВВС. Недостающие части были взяты у других «мессершмиттов»: корневая часть киля, панель доступа топливного фильтра и фонарь кабины были взяты у брошенного «фридриха», окрашенного в более темный оттенок цвета «желтый песок» (Sandgelb). Немецкие опознавательные знаки и элементы быстрой идентификации были закрашены британским средний серо-бежевым (Middle Stone) цветом; исключением стал обтекатель втулки винта, перекрашенный в красный цвет

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12

Персонал 3-й эскадрильи королевских ВВС Австралии у истребителя Me 109G-2 (зав. № 10639). На самолет уже нанесены британские опознавательные знаки и индивидуальный номер

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12

В 1944 году Me 109 G-2 (зав. № 10639) в составе звена 1426 выполнил серию сравнительных испытаний с новейшими истребителями союзников. К этому времени самолет имел оригинальный фонарь «густавов» и имел новый камуфляж: верхние и боковые поверхности были окрашены в темно-зеленый (Dark Green) и шаровый (Ocean Grey) цвета, а нижние – в желтый цвет. Обтекатель втулки винта был выкрашен в белый цвет. Самолет получил военный номер RN228. Обратите внимание на отсутствие горловины топливного фильтра и ниши хвостового колеса

Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12
Трофейные истребители Messerschmitt Me 109. Часть 12

В 1953 году RN228 вновь получил опознавательные знаки Luftwaffe – на этот раз в честь парада конной гвардии (Horse Guard Parade), во время которого были представлены как современные машины, так и немецкие трофеи. Опознавательные знаки Королевских ВВС на крыле, фюзеляже и хвостовом оперении были закрашены двумя красками, предположительно черной и коричневой (или оливково-серой)


  1. комплекс из шести военных аэродромов в Ливии, расположенный примерно в 5 км к северу-северо-востоку от села Кампут (Kambut) и в 50 километрах к востоку-юго-востоку от Тобрука. Во время Второй Мировой Войны данный комплекс аэродромов был важным объектом, используемым Королевскими ВВС
  2. Содружества наций
  3. Королевских ВВС Австралии
  4. ас Второй Мировой войны (10,25 победы), завершил карьеру в звании винг-коммандера (подполковника авиации), кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» (Великобритания), креста «За выдающиеся лётные заслуги» с пряжкой [вместо второго креста] (Великобритания) и Ордена Австралии; годы жизни: 6 мая 1916 г. – 11 апреля 2007 г..
  5. буквенный код 3-й эскадрильи
  6. отсылка к немецкому прозвищу истребителей Me 109G – «густав»

источник: JACEK JACKIEWICZ & MIROSŁAW WAWRZYŃSKI «Captured Me 109s»

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account