Тринадцать негритят: трагическая судьба первых фрегатов Континентального флота
Сегодня американский военный флот объективно является крупнейшим и сильнейшим флотом мира. Но, разумеется, так было не всегда. На самой заре своей истории он сильно уступал по всем параметрам своему непосредственному противнику – флоту Великобритании. Судьба первой серии американских фрегатов была трагичной, но начало современного американского флота было положено именно ими.
Быть или не быть?
К осени 1775 года стало понятно, что восстание тринадцати североамериканских колоний может закончиться поражением, если не удастся найти достаточных источников провианта, вооружения и амуниции — повстанцы были очень плохо вооружены и обмундированы. Одним из способов решения этой проблемы было избрано каперство. 13 октября 1775 года Континентальный Конгресс проголосовал за то, чтобы снабдить два 10-пушечных рейдера, укомплектовать их командами по 80 человек и отослать в крейсерство на три месяца. Именно эту дату принято считать днём рождения US Navy. Основной задачей для рейдеров намечался перехват идущих в Америку британских судов с продовольствием и оружием.
Споры накануне были жаркими, многие депутаты считали, что снаряжение каперов — это поспешный и глупый вызов самому могущественному флоту мира. Представитель Мэриленда Сэмьюэл Чейз так и заявил:
«Строительство Континентального флота — это самая безумная идея в мире»,
и многие парламентарии с ним согласилось. Однако решающими оказались даже не слова, а действия властей Род-Айленда и генерала Вашингтона. 5 октября в Бостоне была получена информация о том, что к Квебеку вдоль атлантического побережья направляются 2 британских брига, загруженных провиантом, обмундированием и порохом, причём корабли совсем не вооружены. Вашингтон, узнав об этом, приказал срочно снарядить три шхуны для перехвата английского конвоя, а также начать переоборудование в Бостоне двух каперов. История умалчивает, удалось ли перехватить британские бриги, но в итоге 13 октября Конгресс был вынужден зафиксировать де-юре то, что уже произошло де-факто – рождение Континентального флота.
Континентальный Конгресс, 1775 год
Фрегаты регулярного флота
Ставка на каперы была не единственной. 11 декабря того же 1775 года была создана комиссия из 12 человек по
«разработке системы строительства, базирования и финансового обеспечения Континентального флота республики».
Два дня спустя, 13 декабря, было принято решение о строительстве 13 фрегатов (по пять 32-пушечных и 28-пушечных и три 24-пушечных) – основы нового американского флота. Ставилось условие, что к марту 1776 года они должны были войти в строй. С этой целью строительство было распределено следующим образом: один фрегат строился в Нью-Гемпшире, два – на верфях Массачусетского залива, один в Коннектикуте, два – на Род-Айленде, два в Нью-Йорке, четыре в Пенсильвании и один в Мериленде. Для постройки новых фрегатов Конгресс выделил 666 666 долларов, а всего строительство должно было обойтись в 866 666 долларов. Насколько велика была эта сумма по тем временам? Давайте сравним со стоимостью английских судов.
Если разделить сумму в 866 666 долларов на 13 кораблей, получится по 66 666 долларов, или по 13 330 английских фунтов стерлингов, за фрегат. 32-пушечный английский фрегат «Монреаль», построенный в 1761 году, обошёлся британцам в 11 503 фунта стерлингов, а 24-пушечный «Тартар» (1756 года постройки) – в 8 558 фунтов. Строительство 28-пушечных фрегатов обходилось англичанам примерно в 10 тысяч фунтов стерлингов.
Гавань Филадельфии, 1775 год
Стоимость кораблей колониальной постройки всегда была несколько выше, что и отражает сумма принятых Конгрессом ассигнований.
Самыми тяжёлыми орудиями на этих кораблях должны были стать 18-фунтовые пушки, на верхней палубе ставились орудия калибром не более 4 или 6 фунтов.
13 декабря 1775 года по праву можно считать днём рождения регулярного американского флота.
13 негритят
Как же сложилась судьба этих первенцев американского флота?
В августе 1777 года в Чесапикский залив вошла крупная английская флотилия: 70-пушечный корабль «Саммерсет», 64-пушечный «Аугуста», 50-пушечный «Айсис», 44-пушечный «Робак», 32-пушечный «Перл», 28-пушечный «Ливерпуль», 20-пушечная «Камилла» и ещё около 20 военных и транспортных судов. Пока британская армия, высадившаяся в 50 милях от Филадельфии, сражалась с войсками повстанцев, флот британцев пытался прорваться в реку Делавэр.
Построенные, но неоснащённые американские фрегаты «Рандольф», «Вашингтон», «Эффингем» и «Делавэр» 23 сентября увели вверх по реке, а 25 сентября Филадельфия пала. Тем временем отряд британского коммодора Эндрю Хэммонда сражался с береговыми фортами в устье Делавэра. 22 октября 64-пушечный корабль «Аугуста» и шлюп «Мерлин» вылетели на мель напротив американского форта Ред Бэнк. На неподвижных кораблях американцы сосредоточили весь свой огонь. Английские корабли под градом ядер и бомб несколько раз пытались стащить «Аугусту» с мели, но безрезультатно. В конце концов 23 октября то ли от случайной бомбы, то ли по недосмотру уставшей от сражения команды британский 64-пушечник взлетел на воздух. Пожар начался с кормы, распространился очень быстро, а взрыв был такой, что в оккупированной Филадельфии его
«почувствовали как землетрясение».
Тем не менее, к началу ноября американская оборона был прорвана, и американцы были вынуждены сжечь 32-пушечный «Вашингтон», 28-пушечный «Эффингем» и 24-пушечный «Делавэр», чтобы они не достались врагу.
Бой 64-пушечного британского корабля «Аугуста» у форта Ред Бэнк
Чуть ранее, 6 октября 1777 года, по той же причине в устье Гудзона были сожжены ещё два американских фрегата, 28-пушечный «Монтгомери» и 24-пушечный «Конгресс».
Перефразируя известную считалочку из романа Агаты Кристи, получим: «Пять не смогли проснуться, их осталось восемь».
32-пушечный «Хэннок» успели оснастить к 21 мая 1777 года. Он вышел в море и недалеко от Бостона захватил торговый бриг. 7 июня в компании с «Бостоном» этот фрегат смог захватить 28-пушечный британский фрегат «Саммерсет».
8 июля 1777 года «Хэннок» столкнулся нос к носу с 44-пушечным британским кораблём «Рэйнбоу» и после 29-часовой погони был вынужден сдаться.
«Восемь негритят в Девон ушли потом, один не возвратился, остались всемером»
28-пушечный фрегат «Вирджиния» был достроен в Балтиморе в августе 1776 года. Четыре раза он выходил в крейсерство (в мае, октябре, ноябре и декабре 1777 года), однако совершенно неудачно. С «Вирджинии» бежали матросы, прельщённые гораздо более высокой оплатой у каперов-частников. Наконец, в январе 1778 года капитан фрегата Джеймс Николсон был вынужден признать, что из-за некомплекта команды он даже не может вывести корабль из дока. Благодаря мерам, принятым губернатором Мериленда Томасом Джонсоном, экипаж был пополнен, но при попытке 31 марта 1778 года выйти в Чесапикский залив фрегат вылетел на мель прямо напротив города Хэмптон. Вскоре на горизонте появились британцы – шлюп «Сапфайр» и фрегат «Конкерор». На судне началась паника, Николсон спустил шлюпку и вместе с судовыми документами покинул корабль, а экипаж выбросил белый флаг.
«Семь негритят дрова рубили вместе, зарубил один себя — и осталось шесть их»
32-пушечный фрегат «Рейли» был спущен на воду 21 мая 1776 года. В следующем году его оснастили, и 12 августа 1777 года «Рейли» вышел в море к побережью Франции. Там фрегат захватил британские торговые шхуну и бриг. Столкнувшись 4 сентября с английским шлюпом «Друид», «Рейли» смог нанести ему незначительные повреждения, но вышел из боя, не рискнув сразиться в ближнем бою с англичанами.
29 декабря фрегат достиг французского Лориана, где пополнил запасы и проследовал к Сенегалу. Здесь «Рейли» захватил британское торговое судно. Затем фрегат совершил ещё один трансатлантический переход и 9 марта 1778 года достиг Малых Антильских островов, где был обнаружен британскими 20-пушечным шлюпом «Ариадна» и 18-пушечным шлюпом «Серсея».
Корабли Континентального флота «Альфред» (на главном плане) и «Рейли» (вдали)
Несмотря на то что «Рейли» имел на главной палубе 18-фунтовые пушки и по весу бортового залпа превосходил оба британских корабля, капитан безвольно поднял белый флаг. Фрегат был захвачен.
«Шесть негритят пошли на пасеку гулять, одного ужалил шмель, их осталось пять»
32-пушечный фрегат «Рэндольф» вошёл в строй в середине октября 1776 года. 3 февраля 1777 года он вышел в море, крейсировал до 11 марта, после чего свернул крейсерство из-за эпидемии жёлтой лихорадки.
Фрегат встал на карантин и ремонт, но его словно преследовал злой рок: во время пребывания в Чарльстоне (Южная Королина) в него дважды (!!! — возможно, единственный случай в истории) попадала шаровая молния. Первая сильно повредила корму, а вторая расколола пополам фок-мачту.
Выйдя в крейсерство 1 сентября, «Рэндольф» смог захватить 5 британских судов с богатым грузом, препроводил призы в свой порт и снова вышел в море 14 февраля 1778 года. На этот раз фрегат отправился к Флориде. 7 марта около 21.00 вперёдсмотрящие с «Рэндольфа» заметили паруса одинокого корабля. Незнакомец потребовал холостым выстрелом поднять флаги на «Рэндольфе». На фок-мачте фрегата взвилось звёздно-полосатое знамя, и американец пошёл в атаку. Позже выжившие с американского фрегата утверждали, что спутали британский 64-пушечный линейный корабль «Ярмут» с большим торговым шлюпом. Конец американца был предсказуем – залп 32-фунтовых орудий с английского линкора буквально разорвал американский фрегат. Одно из ядер пробило стенки крюйт-камеры, и в результате взрыва на месте 32-пушечного фрегата «Рэндольф» образовалась вспышка яркого огня и облако дыма вперемешку с обломками. Из 315 американских моряков выжило лишь 4 человека.
Бой фрегата «Рендольф» и корабля «Ярмут». Картина в военно-морской академии США в Пенсаколе
Взрыв был настолько сильным, что огонь поразил даже паруса и такелаж «Ярмута». Впоследствии экипаж «британца» полдня исправлял повреждения.
«Пять негритят судейство учинили, казнили одного, осталось их четыре»
32-пушечный «Уоррен» был построен и оснащён в декабре 1776 года. Войдя в реку Провиденс в январе 1777-го, он предсказуемо вмёрз в лёд. Во время зимовки получил существенные повреждения, проторчал на верфи почти год, и только 8 марта 1778 года вышел в море. Захватил 2 приза, на зиму 1778-го остался в Бостоне. Во время летнего крейсерства смог захватить 7 торговых английских судов, а 19 июля принял участие в неудачной Пенобскотской экспедиции. Войска повстанцев были рассеяны британцами, а «Уоррен» просто сожгли 14 или 15 августа, дабы он не попал в руки противника.
«Четыре негритёнка пошли купаться в море, один попался на приманку, их осталось трое»
28-пушечный «Провидэнс» и 24-пушечный «Бостон» были направлены для защиты Чарльстона в декабре 1779 года. 12 мая 1780 года город пал, и оба фрегата были захвачены противником.
Теоретический чертёж 24-пушечного американского фрегата «Бостон»
«Трое негритят легли на солнцепёке, двое сгорело — и вот один, несчастный, одинокий»
28-пушечный американский фрегат «Трамбулл» прославился боем с 32-пушечным капером англичан «Ватт». В результате боя жесточайше повреждённый «Ватт» затонул, но и американец еле доплёлся до своего порта, потеряв в бою 30 человек убитыми и ранеными.
Американский фрегат «Трамбулл»
8 августа 1781 года последний из первой серии фрегатов Континентального флота столкнулся с 32-пушечным фрегатом «Айрис» (по иронии судьбы, это был бывший собрат «Трамбулла» – захваченный англичанами в 1779-м году «Хэннок») и 18-пушечным шлюпом «Генерал Монк». Бой происходил в полной темноте, во время тропического ливня, англичане смогли окружить американское судно с носа и с кормы, и после упорного сопротивления «Трамбулл» сдался.
Хотя потери оказались небольшими, корабль повстанцев оказался сильно повреждён во время боя и еле-еле дошёл до Нью-Йорка, где был продан на дрова.
«Последний негритёнок поглядел устало, он пошёл повесился, и никого не стало»
Судьба Континентального флота была плачевной, и это касается не только 13 фрегатов. К 1780–1781 годам почти все корабли — и регулярные, и частные — были уничтожены или захвачены англичанами. Фактически, на море США спас французский флот, без которого американцам пришлось бы очень туго.