Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

14

Третий Рим

Доброго времени суток, дорогие друзья!

В рамках альтернативы «Третий Рим» на данном этапе завершаю серию статей по теме: «Русский Флот в XVI–XVII веках». Продолжение последует в приложении к третьей части альтернативы (1653-1700 годы).

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VI. Корабли Русского Флота (1625-1635)

Данная статья посвящена описанию кораблей Русского Флота, построенных в 1635-1653 годах. Основой для описания кораблей и их характеристик послужили как реальные факты из истории русского флота, оптимизированные в альтернативный вариант, так и иностранные корабли первой половины XVII века. При этом события, которые не происходят в связи с альтернативным ходом истории исключены из изложения, а внесенные изменения выделены темно-синим цветом. Для разработки изображений кораблей использованы современные рисунки кораблей первой трети XVII века. Прототипы соответствуют годам разработки описываемых кораблей. При этом на основе одного и того же рисунка внесением изменений в конструктивные элементы и расположение артиллерии выполнены рисунки разных кораблей. Вместе с тем необходимо отметить, что при разработке рисунков мною акцентировано внимание именно на расположение артиллерии, поэтому возможны неточности в парусном вооружении и других деталях. Таким образом, приведенные рисунки являются только иллюстрациями, а не точными чертежами кораблей. С нетерпением жду Ваших комментариев и рекомендаций.

Русский Флот в XVI–XVII веках

VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

Царевич Петр Дмитриевич, введя у себя в 1635 году систему рангов, старался придерживаться строгих правил и ограничивать разнообразие типов кораблей. Этому способствовало полностью централизованное руководство флотом. По аналогии с рангами, присвоенными кораблям в Англии в годы правления Карла I Стюарта (1625-1649), в Русском Флоте с 1 сентября 1635 года корабли делились на ранги:
Корабль 1 ранга. Двухдечный линейный корабль более 60 орудий.
Корабль 2 ранга. Двухдечный линейный корабль от 40 до 60 орудий.
Корабль 3 ранга. Двухдечный тяжелый фрегат от 30 до 40 орудий.
Корабль 4 ранга. Однодечный легкий фрегат, до 30 орудий. Галеас до 40 орудий.
Корабль 5 ранга. Галера, бригантина, шнява до 20 орудий.
Другие корабли (яхты, шлюпы, боты и лёгкие вооружённые суда) в систему рангов не входили.
В зависимости от ранга корабля определялось его место в ордере кораблей в сражении, соответственно назначение корабля в состав бригады, дивизии и эскадры. Кроме того, рангом корабля определялся чин и денежное жалование его капитана, количество, чины и оклады офицеров, подофицеров, матросов и солдат команды.

1. Линейные корабли

44-пушечный линейный корабль «Святой Александр Римский» (1648)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

44-пушечный линейный корабль Азовского флота «Святой Александр Римский» (1648)

44-пушечный линейный корабль «Святой Александр Римский» – трёхмачтовый двухпалубный парусный корабль 2-го ранга, первый из восьми кораблей одноименного типа («Святой Александр Римский», «Святой Артемий», «Святой Дмитрий Солунский», «Святой Ефстафий», «Святой Иоан Воин», «Святой Иустиниан», «Святой Пантелеймон», «Святой Феодор Стратилат»).
Построены в 1647-1650 годах на Ступинской верфи Воронежского адмиралтейства по проекту, который являлся дальнейшим развитием 40-пушечного галеона «Святой апостол Петр» и представлял из себя промежуточное звено между линейным кораблем 2-го ранга и тяжелым фрегатом 3-го ранга. Корабли предназначались как для боя в составе эскадры, так и для действий против легких сил противника, а также на его коммуникациях, что отразилось на их артиллерийском и парусном вооружении. 44-пушечные линейные корабли типа «Святой Александр Римский» приняли участие в русско-турецкой войне 1650-1653 годов. В 1653-1655 годах прошли капитальный ремонт. Выведены из состава флота в 1658-1660 годах.
Корабли имели следующие размеры: длина по верхней палубе – 35,5-36 м, ширина по мидельшпангоуту – 9,9-10,5 м, осадка – 3,3-3,5 м. Экипаж – 210 человек. Вооружение – 44 пушки (24 12-фунтовых пушки на гондеке, 12 6-фунтовых на фордеке и 8 3-фунтовых на баке). Водоизмещение – 800 тонн.

50-пушечный линейный корабль «Москва» (1637)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

50-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Москва» (1637)

50-пушечный линейный корабль «Москва» – трёхмачтовый двухпалубный парусный корабль 2-го ранга, один из четырёх кораблей (названы в память городов, при которых состоялись наиболее важные сражения русско-польской войны 1609-1618 годов – «Москва», «Смоленск», «Минск», «Киев») построенных на Новоладожской верфи в 1636-1637 годах, которые стали первыми линейными кораблями Балтийского флота. Линейные корабли «Москва» и «Смоленск» заложены в августе 1636 года, спущены на воду 3 июля и 25 июня 1637 года, «Минск» заложен в сентябре 1636 года, спущен на воду 11 июля 1637 года, «Киев» заложен в ноябре 1636 года, спущен на воду 10 июля 1637 года. Корабли приняли участие в русско-шведской войне 1642-1645 годов. Выведены из состава флота в 1645 году.
Корабли имели следующие размеры: длина по верхней палубе – 35,7 м, ширина по мидельшпангоуту – 12,3 м, осадка – 4 метра. Экипаж – 330 человек. Вооружение – 50 пушек (20 18-фунтовых пушки на гондеке, 20 8-фунтовых на опердеке, 10 4-фунтовых на фордеке). Водоизмещение – 1000 тонн. Корабли данного типа, обладали слабой мореходностью и низкими маневренными качествами, что было обусловлено их строительством на приладожских верфях.

52-пушечный линейный корабль «Архистратиг Михаил» (1639)

52-пушечный линейный корабль «Архистратиг Михаил» – парусный двухдечный линейный корабль 2-го ранга, один из трёх кораблей типа «Гавриил» («Архангел Михаил», «Гавриил», «Рафаил»), заложенных на Соломбальской верфи в 1638 году по голландскому проекту, который являлся дальнейшим развитием проекта галеона «Святой апостол Пётр», и спущенных на воду в 1639 году. В 1639 году по улучшенному проекту были заложены еще четыре корабля («Уриил», «Ягудиил», «Селафаил», «Варахаил»), спущенные на воду в 1640 году. Входили в состав Беломорской флотилии. В 1642 году в составе эскадры переведены на Балтийское море, принимали участие в русско-шведской войне 1642-1645 годов в составе союзного русско-датского флота. Затем продолжили службу на Балтийском флоте. Выведены из состава флота в 1654-1655 годах.
Корабли имели следующие размеры: длина по верхней палубе – 38,7 м, ширина по мидельшпангоуту – 10,7 м, осадка – 4,7 метра. Экипаж – 350 человек, в том числе капитан-поручик, 2 поручика, штурман, 10 мичманов, шкипер, боцман, 2 боцманмата и 49 морских солдат. Вооружение – 54 пушки (24 18-фунтовых пушек на гондеке, 20 8-фунтовых на опердеке, 8 6-фунтовых на фордеке). Водоизмещение – 1100 тонн.

54-пушечный линейный корабль «Россия» (1638)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

54-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Россия» (1638)

54-пушечный линейный корабль «Россия» – трёхмачтовый двухпалубный парусный корабль 2-го ранга, первый из шести кораблей одноименного типа («Россия», «Держава», «Победа», «Слава» заложены в 1637 году, спущены на воду в 1638 году, «Святогор», «Громобой» заложены в 1638 году, спущены на воду в 1639 году), и первый линейный корабль, заложенный и построенный в Главном (Санкт-Петербургском) адмиралтействе. Проект корабля «Россия» стал основным для строительства линейных кораблей и на других верфях. Так, на Соломбальской верфи Архангельского адмиралтейства в 1638-1640 годах были построены еще семь 52-пушечных линейных кораблей 2-го ранга.
Строительство линейного корабля «Россия» начато 5 (15) декабря 1637 года. Спущен на воду – 15 (25) июня 1638 года. В строительстве корабля принимал личное участие Царь Пётр I. Во время своей службы, с 1638 по 1648 год, линейный корабль «Россия» входил в состав Балтийского флота, принимал участие в русско-польской войне 1639-1641 годов и русско-шведской войны 1642-1645 годов, затем участвовал в практических плаваниях эскадры в Балтийском море. В 1642 году прошел капитальный ремонт. В период службы корабля на нём дважды держал свой флаг Царь Пётр I. Выведен из состава флота в 1648 году.
Корабль имел следующие размеры: длина по верхней палубе – 39,82 м, длина по килю – 34,6 м, ширина по мидельшпангоуту – 11,69 м, высота – 45,8 м, осадка – 4,6 м. Водоизмещение – 1100-1200 тонн. Экипаж – 350 человек. Вооружение – 54 орудия, в том числе на гондеке 24 18-фунтовых пушек (включая 2 кормовые), на мидельдеке – 20 12-фунтовых пушек, на фордеке – 10 6-фунтовых пушек и 2 6-фунтовых пушки на баке. Мощность бортового залпа 342 фунта.
В качестве носовой фигуры линейного корабля «Россия», по голландской традиции, использовалась фигура льва, но впервые в лапах он держал щит с изображением Малого государственного герба Русского Царства – двуглавого орла, что в дальнейшем стало отличительным знаком всех кораблей Русского Флота.
Обводы корабельного корпуса линейного корабля «Россия» были острее, чем у кораблей-предшественников (линейных кораблей типа «Москва», построенных на Новоладожской верфи), но тем не менее они оставались достаточно полными. Шпангоуты выше нижнего бархоута имели сильный завал внутрь, тем самым затрудняя абордаж судна противником. Толщина обшивки корпуса составляла до 5 дюймов (12,7 см).
«Россия» имела характерную «голландскую» срезанную (транцевидную) корму. Англичанин Джон Денен, служивший морским офицером в Русском Флоте, отзывался о конструкции кормы «России» критически. По мнению Дена, «корабль этот был слишком узок в корме и никогда не мог бы выдержать похода по большому морю».
Парусное вооружение «России» следовало голландской традиции, внешне выраженной «в использовании эзельгофтов «клювообразной» формы, огромных эксцентрично висящих блоков фалов нижних реев, треугольной латинской бизани, а также низком креплением топенантов, что приводило к заметному провисанию нижних реев».
Основной темой аллегорической композиции кормового декора первых четырех кораблей серии («Россия», «Держава», «Победа», «Слава») являлось прославление побед Русского Войска над поляками и шведами в прошедших русско-шведской (1610-1617) и русско-польской (1609-1618) войнах, последующих двух («Святогор», «Громобой») – воинские традиции Русского Войска. Декор кормового среза имел пирамидальную голландскую композицию. Основу композиции составляло изображение Государственного герба Русского Царства. Построение всей кормовой композиции было зеркально-симметричным, все скульптуры и другие элементы декора повторялись дважды в зеркальном виде. В качестве кормовых фигур и щитодержателей Государственного герба Русского Царства использовались статуи римских воинов. Венчали композицию аллегорические фигуры – изображения львов, дельфинов, грифонов и других негеральдических фигур. В центре нижней части композиции находился овальный картуш с гербом и лента с названием корабля. Картуш обрамляли лавровая и дубовая ветви.
По регламенту, составленному Адмиралтейским приказом 5 (16) апреля 1638 года, экипаж 54-пушечных кораблей, к рангу которых принадлежала и «Россия», должен был составлять 350 человек. В состав экипажа должны были входить 6 офицеров: капитан, два поручика (первых лейтенанта), два подпоручика (вторых лейтенанта) и корабельный секретарь. Кроме офицеров в состав корабельной команды должны были входить также два мичмана, комиссар и провиантмейстер, шхипер, подшхипер, два штурмана, два подштурмана, боцман, три боцманмата, шхиман, два шхиманата, писарь, лекарь, два лекарских ученика, констапель, два подконстапеля, шесть квартирмейстеров, 30 канониров, 10 кают- и дек-юнг, сержант от канонир, капрал от канонир, 16 караульных солдат, поп, два трубача, три конопатчика, купор, два парусных ученика, слесарь, два повара, профос, добрый плотник, два плотника и 241 матрос.

54-пушечный линейный корабль «Святой апостол Андрей» (1649)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

54-пушечный линейный корабль Азовского флота «Святой апостол Андрей» (1649)

54-пушечный линейный корабль «Святой апостол Андрей» – трёхмачтовый двухпалубный парусный линейный корабль 2-го ранга, первый из четырех кораблей («Святой апостол Андрей», «Святой апостол Петр», «Святой апостол Павел», «Святой апостол Иоан») построенных в 1647-1649 годах на Паншинской верфи Воронежского адмиралтейства. Проект корабля являлся дальнейшим развитием проекта 54-пушечного линейного корабля «Россия».
По этому проекту заложены еще два корабля на Чижовской верфи («Святой апостол Марк», «Святой апостол Матвей»), один на Чертовицкой («Святой апостол Иаков») и один на Рамонской («Филипп») верфях Воронежского адмиралтейства. 54-пушечные линейные корабли типа «Святой апостол Андрей» составляли основу линейной эскадры Азовского флота, приняли участие в русско-турецкой войне 1650-1653 годов. В 1654-1655 годах прошли капитальный ремонт. Выведены из состава флота в 1659 году.
Корабли имели следующие размеры: длина по верхней палубе – 38,8-39,5 м, ширина по мидельшпангоуту – 10,3-10,7 м, осадка – 3,8-4 метра. Экипаж – 350 человек. Вооружение – 54 орудия (24 18-фунтовых пушки на гондеке, 22 12-фунтовых на опердеке, 8 6-фунтовых на фордеке). Водоизмещение – 1200 тонн.
Декор кормового среза, как и у всех кораблей того периода, имел пирамидальную голландскую композицию. Основу композиции составляло изображение Государственного герба Русского Царства. Построение всей кормовой композиции было зеркально-симметричным, все скульптуры и другие элементы декора повторялись дважды в зеркальном виде. В качестве кормовых фигур и щитодержателей Государственного герба Русского Царства использовались статуи ангелов и архангелов. В центре нижней части композиции находился овальный картуш с гербом и лента с названием корабля. Картуш обрамляли лавровая и дубовая ветви. В качестве гербов линейных кораблей типа «Святой апостол Андрей» использовались изображения апостолов, в честь которого назван корабль.

60-пушечный линейный корабль «Новгород» (1641)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

60-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Новгород» (1641)

60-пушечный линейный корабль «Новгород» – трёхмачтовый двухпалубный парусный линейный корабль 1-го ранга, первый из кораблей данного ранга в Балтийском флоте, первый из четырех кораблей («Новгород» (29 июня 1639 года – 8 октября 1641 года), «Орешек» (29 июня 1639 года – 28 сентября 1641 года), «Нарва» (20 июля 1639 года – 25 октября 1641 года), «Ревель» (18 августа 1639 года – 21 октября 1641 года)), построенных в 1639-1641 годах на Главном (Санкт-Петербургском) адмиралтействе, которые получили названия в память городов и крепостей у которых состоялись сражения в годы Ливонской войны 1558-1583 годов и русско-шведской войны 1610-1617 годов. Корабли данного типа до 1645 года являлись флагманскими кораблями бригад 54-пушечных линейных кораблей Первой эскадры Балтийского флота. Проект корабля являлся дальнейшим развитием проекта 54-пушечного линейного корабля «Россия». В качестве гербов линейных кораблей типа «Новгород» использовались изображения городских гербов, в честь которого назван корабль.
Корабль «Новгород» заложен 29 июня (9 июля) 1639 года корабельным мастером Ричардом Броуном. Спущен на воду 8 (18) октября 1641 года. В 1641-1645 годах являлся флагманским кораблем первой бригады линейных кораблей Первой эскадры Балтийского флота. В 1646 году прошел капитальный ремонт. Выведен из состава флота в 1651 году.
Корабли имели следующие размеры: длина по верхней палубе – 44,4 м, ширина по мидельшпангоуту – 12,4 м, высота – 45,8 м, осадка – 5,3 м. Водоизмещение – 1200 тонн.
Штатное вооружение корабля состояло из 60 орудий. На нижней палубе (гондеке) устанавливались 24 24-фунтовые пушки, на верхней палубе (опердеке) – 24 12-фунтовые пушки и на шканцах – 12 6-фунтовых пушек. В состав вооружения линейного корабля, помимо 60 бортовых пушек, входили также резервные кормовые пушки. Были предусмотрены позиции для погонных (носовых) пушек. В 1642 году линейный корабль «Новгород» был вооружен двадцатью шестью 24-фунтовыми пушками, двадцатью шестью 12-фунтовыми пушками и двенадцатью 6-фунтового пушками.
Численность экипажа корабля зависела от вооружения: в июне 1642 года экипаж «Новгорода» состоял из 456 человек при 62 орудиях, 17 (27) июля этого же года – из 383 (265 моряков и 118 солдат) при 64 пушках, в июле 1644 года – из 550 человек при 66 орудиях, в марте 1649 года – из 470 при 64 орудиях.
По регламенту, составленному Адмиралтейским приказом 5 (15) апреля 1646 года, экипаж 66-пушечных кораблей, к рангу которых принадлежал и «Новгород», должен был составлять 470 человек. В состав экипажа должны были входить семь офицеров: капитан, капитан-поручик, два поручика, два подпоручика и корабельный секретарь. Кроме офицеров в состав корабельной команды должны были входить также три мичмана, комиссар и провиантмейстер, шхипер, подшхипер, два штурмана, два подштурмана, боцман, четыре боцманмата, два шхимана, два шхиманмата, писарь, лекарь, два лекарских ученика, констапель, два подконстапеля, семь квартирмейстеров, 35 канониров, 12 кают- и дек-юнг, сержант от канонир, два капрала от канонир, 18 караульных солдат, поп, два трубача, четыре конопатчика, купор, два парусных ученика, слесарь, два повара, профос, десятник, три плотника и 343 матроса.

64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд» (1642)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

64-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Ингерманланд» (1642)

64-пушечный линейный корабль «Ингерманланд» – трёхмачтовый двухпалубный парусный линейный корабль 1-го ранга, первый из трех кораблей («Ингерманланд» (30 октября 1640 года – 1 мая 1642 года), «Москва» (30 октября 1640 года – 27 июня 1642 года), «Санкт-Петербург» (7 декабря 1640 года – 11 октября 1642 года)) построенных в 1640-1642 годах на Главном (Санкт-Петербургском) адмиралтействе. Корабли данного типа до 1645 года являлись флагманскими кораблями дивизий Первой эскадры Балтийского флота. Линейный корабль «Ингерманланд» периодически ходил под штандартом Петра I. Корабль был назван в честь земель, расположенных в устье Невы и известных под названием Ингерманландии, которые были отвоёваны у шведов в годы русско-шведской войны 1610-1617 годов.
Корабли были спроектированы Царем Петром I, отличались хорошей огневой мощью, скоростью, мореходностью и пропорциональностью корпуса, также имели достаточно совершенное для своего времени парусное вооружение. Бывший учитель Петра I по корабельному делу писал об «Ингерманланде»: «Корабль изряден пропорциею».
Линейный корабль «Ингерманланд» был заложен в Главном (Санкт-Петербургском) адмиралтействе 30 октября (9 ноября) 1640 года и после спуска на воду 1 (11) мая 1642 года вошёл в состав Балтийского флота. До 1644 года был флагманским кораблем Балтийского флота, до 1645 года – второй дивизии флота. Принял участие в русско-шведской войне 1642-1645 годов. В 1647 году прошел капитальный ремонт. Выведен из состава флота в 1652 году.
В дальнейшем по улучшенному проекту линейного корабля «Ингерманланд» в 1644-1649 годах построено шесть 66/70-пушечных линейных кораблей 1-го ранга: «Вильно» (15 июля 1644 года – 30 мая 1647 года), «Ковно» (26 декабря 1644 года – 2 октября 1648 года), «Гродно» (28 сентября 1646 года – 16 марта 1649 года), «Смоленск» (11 января 1647 года – 27 июля 1649 года), «Минск» (22 марта 1647 года – 27 июля 1649 года), «Киев» (17 апреля 1647 года – 17 сентября 1649 года), которые получили названия уже состоявших в составе Балтийского Флота линейных кораблей, так и в память городов, взятых русскими войсками в русско-польскую войну 1639-1641 годов. В качестве гербов линейных кораблей типа «Ингерманланд» использовались изображения городских гербов, в честь которого назван корабль.
Корабли этого типа имели короткий бак. Длина кораблей верхней палубе составляла 46,3 метра, длина по гондеку – 38 м, ширина по мидельшпангоуту – 12,3-12,8 метра, глубина интрюма – 5,56-5,6 метра. Численность экипажа судов могла достигать 470 человек. Водоизмещение – около 1400 т. Экипаж – 470 человек.
Вооружение корабля составляли от 64 до 72 орудий. На гондеке располагались двадцать шесть 24-фунтовых пушек, на мидельдеке – двадцать шесть 18-фунтовых пушек, на форкастеле – от 12 до 16, на баке – до 4 6-фунтовых пушек. С 1647 года вооружение состояло из двадцати четырёх 30-фунтовых, двадцати четырёх 16-фунтовых, четырнадцати 12-фунтовых и двух 12-фунтовых погонных пушек на баке.
Корма корабля была украшена резной композицией мифологического содержания. Узор состоял из старого дерева с молодой порослью, бегущего с лавровой ветвью в зубах зверя и с трудом преодолевающей препятствия черепахи. В книге перечисленные символы сопровождались следующими описаниями: «Старый дуб обновляет надежду», «Победа любит прилежание» и «Терпением увидишь делу окончание». В орнаменте, украшавшем линейный корабль эти объекты символизировали надежду возрождения былой славы русских мореходов, первые победы флота и требующиеся для достижения успеха терпение и упорство.

66-пушечный линейный корабль «Святой Георгий Победоносец» (1650)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

66-пушечный линейный корабль Азовского флота «Святой Георгий Победоносец» (1650)

66-пушечный линейный корабль «Святой Георгий Победоносец» – трёхмачтовый двухпалубный парусный линейный корабль 1-го ранга, первый из кораблей данного ранга в Азовском флоте, построенный в 1647-1650 годах на Воронежской верфи. Проект корабля являлся дальнейшим развитием проекта 54-пушечного линейного корабля «Святой апостол Андрей».
Линейный корабль «Святой Георгий Победоносец» являлся флагманским кораблем линейной эскадры Азовского флота, принял участие в русско-турецкой войне 1650-1653 годов. В 1654-1655 годах прошел капитальный ремонт. Выведен из состава флота в 1660 году.
Корабль имел следующие размеры: длина по верхней палубе – 41,5 м, ширина по мидельшпангоуту – 12 м, осадка – 4,5 метра. Экипаж – 400 человек. Вооружение – 66 орудий (26 18-фунтовых пушек на гондеке, 26 12-фунтовых пушек на опердеке, 12 6-фунтовых пушек на фордеке и 2 6-фунтовых пушки на баке). Водоизмещение – 1400 тонн.

Декор кормового среза имел пирамидальную голландскую композицию. Основу композиции составляло изображение Среднего Государственного герба Русского Царства с щитодержателями в виде раскрашенных скульптур русских князей. Построение всей кормовой композиции было зеркально-симметричным, все скульптуры и другие элементы декора повторялись дважды в зеркальном виде. В качестве кормовых фигур использовались позолоченные статуи русских воинов. В центре нижней части композиции находился овальный картуш с гербом и лента с названием корабля. Картуш обрамляли лавровая и дубовая ветви. В качестве герба использовалось изображение Святого Великомученника и Победоносца Георгия, в честь которого назван корабль, на белом коне в золотисто желтом щите.

70-пушечный линейный корабль «Святой Благоверный князь Александр Невский» (1644)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

70-пушечный линейный корабль Балтийского флота «Святой Благоверный князь Александр Невский» (1644)

70-пушечный линейный корабль «Святой Благоверный князь Александр Невский» – трёхмачтовый двухпалубный парусный линейный корабль 1-го ранга, первый из трех кораблей («Святой Благоверный князь Александр Невский» (8 ноября 1642 года – 13 октября 1644 года), «Святой Великомученник Дмитрий Солунский» (9 августа 1643 года – 15 июня 1645 года), «Святой Архистратиг Михаил» (1 сентября 1643 года – 15 июня 1645 года)) построенных в 1642-1645 годах на Главном (Санкт-Петербургском) адмиралтействе. Корабли данного типа с 1645 года являлись флагманскими кораблями дивизий Первой эскадры Балтийского флота. Линейный корабль «Святой Благоверный князь Александр Невский» периодически ходил под штандартом Петра I. Корабль был назван в честь Святого Благоверного князя Александра Ярославича, князя Новгородского (1236-1240, 1241-1252 и 1257-1259), Великого князя Киевского (1249-1263), Великого князя Владимирского (1252-1263), за победу над шведами 15 июля 1240 года получивший прозвище «Невский». Проект корабля был развитием проекта линейного корабля 1-го ранга типа «Новгород».
Корабли были спроектированы Царем Петром I, отличались хорошей огневой мощью, скоростью, мореходностью и пропорциональностью корпуса, также имели достаточно совершенное для своего времени парусное вооружение.
Линейный корабль «Святой Благоверный князь Александр Невский» был заложен в Главном (Санкт-Петербургском) адмиралтействе 8 (18) ноября 1642 года и после спуска на воду 13 (23) октября 1644 года вошёл в состав Балтийского флота. С 1644 года был флагманским кораблем Балтийского флота. Принял участие в русско-шведской войне 1642-1645 годов. В 1649 году прошел капитальный ремонт. Выведен из состава флота в 1654 году.
Корабль имел следующие размеры: длина по верхней палубе – 47,2 м, ширина по мидельшпангоуту – 13,1 м, осадка – 5,3 метра. Экипаж – 560 человек. Вооружение – 70-84 орудий (30 24-фунтовых пушки на гондеке, 30 12-фунтовых на опердеке, 10 6-фунтовых на фордеке или 16 6-фунтовых на фордеке и 8 3-фунтовых пушек на баке). Водоизмещение – 1500 тонн.
Декор кормового среза имел пирамидальную голландскую композицию. Основу композиции составляло изображение Среднего Государственного герба Русского Царства с щитодержателями в виде раскрашенных скульптур русских князей. Построение всей кормовой композиции было зеркально-симметричным, все скульптуры и другие элементы декора повторялись дважды в зеркальном виде. В качестве кормовых фигур использовались позолоченные статуи русских воинов. В центре нижней части композиции находился овальный картуш с гербом и лента с названием корабля. Картуш обрамляли лавровая и дубовая ветви. В качестве герба использовалось изображение Святого Благоверный князь Александр Невский, в честь которого назван корабль, на черном коне в серебряном щите.

2. Фрегаты

18-пушечный фрегат «Диана» (1638)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

18-пушечный фрегат Балтийского флота «Диана» (1638)

18-пушечный фрегат «Диана» – трёхмачтовый однопалубный парусный корабль 5-го ранга, один из двух кораблей одноименного типа («Диана», «Наталья»), заложенных и построенных на Новоладожской верфи. Корабли имели достаточно совершенное для своего времени парусное вооружение и высокую скорость движения под парусом.
Строительство фрегата «Диана» начато – 17 ноября 1638 года, спущен на воду – 27 апреля 1639 года. Во время своей службы, с 1638 по 1648 год, линейный корабль «Россия» входил в состав Балтийского флота, выполнял задачи посыльного и сторожевого корабля, принимал участие в русско-польской войне 1639-1641 годов и русско-шведской войны 1642-1645 годов. Выведен из состава флота в 1649 году.
Основные размерения составили: длина между перпендикулярами – 20,5 м, ширина по мидельшпангоуту – 5,5 м, осадка – 1,5 м. Экипаж насчитывал 80 человек. Водоизмещение корабля достигло 250 тонн. Вооружение состояло из 18 6-фунтовых пушек.

32-пушечный фрегат «Богатырь» (1637)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

32-пушечный фрегат Балтийского флота «Богатырь» (1637)

32-пушечный фрегат «Богатырь» – трёхмачтовый двухпалубный парусный корабль 3-го ранга, один из четырех кораблей одноименного типа («Богатырь» (5 июня 1636 года – 5 мая 1637 года), «Витязь» (20 июня 1636 года – 19 мая 1637 года), «Боярин» (9 июля 1636 года – 8 июня 1637 года), «Воевода» (29 июля 1636 года – 18 июня 1637 года)), заложенных и построенных на Новоладожской верфи.
Фрегат «Богатырь» был заложен на Олонецкой верфи 5 (15) июня 1636 года и после спуска на воду 5 (15) мая 1637 года вошёл в состав Балтийского флота России. В том же году перешёл с верфи в Санкт-Петербург.

Фрегаты типа «Богатырь» являлись флагманскими кораблями бригад фрегатов Первой эскадры Балтийского флота. Корабли имели достаточно совершенное для своего времени парусное вооружение и высокую скорость движения под парусом. Проект фрегатов типа «Богатырь» был развитием проекта 28-пушечных флейтов типа «Рюрик».
Ежегодно с 1637 по 1642 год с мая по октябрь фрегат «Богатырь» входил в состав эскадры, выходившей к Кроншлоту и на учебные маневры на рейде, а на зимовку уходил в Неву. В 1642 году прошел капитальный ремонт. Принимал участие в русско-шведской войне 1642-1645 годов. В ходе войны выходил в крейсерские плавания до Красной Горки. Выведен из состава флота в 1647 году.
Длина фрегатов составляла 27,5-28 метров, ширина – 6,2-6,7 метра, осадка – 2,7-2,9 метра. Вооружение составляли от 26 до 32 орудий (18 12-фунтовых пушек на гондеке, 8 6-фунтовых пушек на опердеке, 4-10 3-фунтовых пушек на фордеке и на баке). Экипаж состоял из 120-200 человек.

36-пушечный фрегат «Святой Равноапостольный Великий князь Владимир» (1648)

Третий Рим. Русский Флот в XVI–XVII веках. Часть VII. Корабли Русского Флота (1635-1653)

36-пушечный фрегат Азовского флота «Святой Равноапостольный Великий князь Владимир» (1648)

36-пушечный фрегат «Святой Равноапостольный Великий князь Владимир» – трёхмачтовый двухпалубный парусный корабль 3-го ранга, один из восьми кораблей одноименного типа («Святой Равноапостольный Великий князь Владимир», «Святой благоверный князь Ярослав Мудрый», «Святой благоверный Великий князь Ростислав-Михаил Киевский, Смоленский», «Святой благоверный князь Мстислав Великий» заложены в 1646 году, спущены на воду в 1648 году, «Святой благоверный князь Андрей Боголюбский», «Святой благоверный князь Довмонт Псковский», «Святой преподобный Александр Пересвет», Святой преподобный Андрей Ослябя» заложены в 1648 году, спущены на воду в 1650 году), построенных на Воронежской верфи по кораблестроительной программе для Азовского флота 1645 года. Проект фрегатов типа «Святой Равноапостольный Великий князь Владимир» был уменьшенным вариантом проекта 44-пушечного линейного корабля «Святой Александр Римский».

Фрегаты типа «Святой Равноапостольный Великий князь Владимир» имели достаточно совершенное для своего времени парусное вооружение и высокую скорость движения под парусом. Корабли приняли участие в русско-турецкой войне 1650-1653 годов. В 1653-1655 годах прошли капитальный ремонт. Выведены из состава флота в 1658-1660 годах.
Длина фрегатов составляла 34,5-35 метров, ширина – 9,8-10 метров, осадка – 3,9-4,2 метра. Вооружение составляли 36 орудий (24 12-фунтовых пушки на гондеке, 6 6-фунтовых пушек на фордеке и 6 3-фунтовых на баке). Водоизмещение – 650-700 тонн. Экипаж состоял из 210 человек.

Подписаться
Уведомить о
guest

9 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account