В 1925 г. американец Джермсбек попытался свести воедино высказывания урбанистов о городе будущего и изобразил фантастическую «улицу 1975 г.»
Окаймленная небоскребами, она состоит из нескольких этажей. Нижний, на уровне земли, предназначен для грузового транспорта. Выше идут три полосы движущегося тротуара. Третий этаж занят путями городской железной дороги. На верхнем этаже – легковые машины и пешеходы. Впрочем, это не совсем верно: никто больше не ходит пешком. Электрические роликовые коньки, получающие энергию на расстоянии от проложенного над улицей высокочастотного провода, с большой быстротой мчат «пешеходов» по зеркальной поверхности улицы.
На крышах домов расположены аэродромы, уловители электроэнергии, передаваемой без проводов с отдаленных гидростанций, солнечные машины и громоздкие зонтообразные приборы для управления погодой.
Сейчас немало из этой фантастики начинает воплощаться в действительность.
Вот проект подземной улицы, предназначенной для разгрузки одной из магистралей Сан-Франциско – Маркет-стрит. Для увеличения пропускной способности улицы предусмотрены движущиеся тротуары.
Рядом с неподвижным тротуаром проходит тротуар, движущийся со скоростью 5 км в час. Следующая полоса бежит вдвое быстрее. Третья, широкая полоса мчится уже со скоростью 15 км в час. Половина ее уставлена креслами, на которых сидят пассажиры, направляющиеся в более отдаленные пункты. Разница в скорости движения соседних полос невелика, и переход с одной на другую совершается без труда.
Иное решение было принято в Роттердаме (Голландия). Здесь на наиболее загруженных улицах устроены воздушные тротуары. Они прикреплены на кронштейнах к стенам домов на уровне третьего этажа. Для связи с землей служат небольшие подъемники.
источник: «Трехэтажные улицы» «Техника-молодежи» 1938-08-09, стр.52