Total Annihilation как пример чисто коммунистической войны
Меня тут не упас святой котенок от втягивания в сетевой спор на тему «будут ли войны при коммунизме». Классический ответ — что войн при коммунизме не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется (с) — почему-то мало кого удовлетворяет, так что я был вынужден выслушать серию разной степени нелепости разглагольствований: что войны при коммунизме невозможны, потому что нет частной собственности на средства производства (ну хорошо, что мешает передраться за средства производства коллективно?), что если две социалистические державы и сцепились, то это неправильные социалисты (кто именно был неправильным социалистом на Даманском почему-то отказываются отвечать), и что даже если коммунисты и сцепились друг с другом, то это все куда гуманнее, чем делают капиталисты (долго пытался найти особый гуманизм во вьетнамо-камбоджийско-китайском конфликте… нашел только у тех, кто в нем не участвовал).
И тут мне внезапно вспомнилась старенькая игра «Total Annihilation», стратегия реального времени от 1997 года. Вспомнилась не просто так, недавно я как раз ее перепроходил интересу ради, и по второму разу, она меня очень впечатлила.
Напомню завязку игры: в неопределенно отдаленном будущем, человечество расселилось по всей Галактике, а затем изобрело способ оцифровать человеческую личность и перенести ее из органического тела — в компьютер. Вполне естественно, что большинство с радостью воспользовалось возможностью навсегда избавиться от страха смерти, старения и страданий. Также вполне естественно, что существенное меньшинство от оцифровки отказалось, считая, что теряют с ней свою человечность.
И тут нашла коса на камень: оцифрованное большинство, избавленное от смерти и страданий, просто не могло спокойно смотреть, как страдают и неизбежно умирают оставшиеся «органики». Потому что разве может истинно гуманный человек (даже если он представляет собой часть кода в планетарного размера суперкомпьютере) быть счастливым, когда другие — несчастны? И в итоге Центральное Сознание машинной империи CORE предъявило органикам ультиматум: все они должны либо пройти оцифровку, либо умереть, и не нарушать больше всеобщего счастья страданиями по собственной глупости.
С точки зрения идеи наибольшего счастья для большинства, все выглядело безупречно. Вот только органиков такое насильственное запихивание во всеобщее счастье совершенно не устроило. Отстаивая право на собственную формулировку счастья, органики подняли восстание, обозначив себя как ARM. Между двумя сторонами вспыхнула грандиозная война: за несколько тысячелетий, сражающиеся CORE и ARM в буквальном смысле опустошили весь Млечный Путь, и уже не видели иного завершения конфликта, кроме как полного и абсолютного уничтожения (Total Annihilation) оппонента.
(небольшое пояснение: CORE и ARM означают, соответственно, ядро Галактики и спиральный рукав Галактики — попросту астрографическое положение противостоящих сторон)
Итак, в чем же связь между старой игрушкой и высокомудрым вопросом о войнах при коммунизме? А самая прямая. «Total Annihilation» описывает конфликт, развязанный вокруг различного понимания идеи общего счастья. Для ARM, это право выбора, какую жизнь хочет прожить человек — и возможность выбрать тяготы и смерть, если он считает, что ради достойной цели. Для CORE, это право не смотреть беспомощно над чужими страданиями, не стоять в стороне и наблюдать за саморазрушением другого. И конфликт этот не разрешим в принципе. Обе стороны втянуты в противостояние вокруг различных — взаимно противоположных! — идей о личном и общественном счастье, и попросту не могут найти компромисса, который каждая из сторон не воспринимала бы как предательство своих идеалов.
В конфликте CORE и ARM нет никакой экономической подоплеки. Индустриальная технология посредством наномашин достигла такого уровня, что один-единственный тактический командир, заброшенный на неприятельскую планету, может на пустом месте за несколько дней создать автоматическую промышленную базу — способную непрерывным потоком выпускать все, что угодно, от пехотных роботов и танков, и до гигантских линкоров и атомных боеголовок. О какой-либо частной собственности в принципе не идет и речи: CORE, это де-факто гигантский гештальт триллионов оцифрованных личностей, ARM это военная организация, состоящая исключительно из массово (миллиардами) производимых клонов. В плане средств производства, обе стороны испытывают дефицит ровно одного — способности раз и навсегда покончить друг с другом. Всем остальным они могут обеспечить себя почти мгновенно и в любом количестве, исключительно за счет автоматики.
Конечно же, это лишь достаточно условный пример. Но пример, с моей точки зрения, хорошо иллюстрирующий ситуацию. Единственным обязательным условием для военного конфликта является наличие неразрешимого компромиссом противоречия — и подобных моральных конфликтов для общества, сосредоточенного как раз на идеях высокой морали, можно придумать множество. Потому что высокая мораль (что у Ефремова, что у Стругацких, что у других авторов, пытавшихся описать будущее общество) страдает принципиальным недостатком: она в принципе не допускает компромиссов, ставящих под угрозу ее основные тезисы.
Если хотите пример не из советской фантастики — то это «Ленсмен» Дока Э. Смита. Противостояние Цивилизации и Боскома, это противостояние именно идеологий, принципиально противоположных друг другу моделей развития общества. Цивилизация стоит на идеях равенства и свободы. Боском — на идеях контроля и иерархии. Существование каждой из сторон есть непрерывный вызов для другой: ни Цивилизация, ни Боском просто не могут терпеть существование друг друга, не отрекаясь при этом от собственных идеалов. Конфликт между ними абсолютно неизбежен.
«First, there is nothing either intrinsically right or intrinsically wrong about liberty or slavery, democracy or autocracy, freedom of action or complete regimentation.» (c, First Lensmen)
И это при том, что обе стороны в общем-то признают: их позиции не абсолютны. Они всего лишь оптимальны для каждой из сторон. Но противоречивость этих позиций не позволяет сторонам достичь компромисса, не разрушая собственного оптимума.
P.S. Немного не в тему, но интересно, что при прохождении кампаний, машинная империя CORE выглядит как-то… более человеческой, нежели ее органические противники из ARM. Кампания ARM, это сплошное «наши стальные легионы маршируют от победы к победе, наши планы безупречны, жестокость врага не остановит нас». Кампания CORE, это непрерывное «аааааа, что вообще происходит? Как они тут оказались? Наши силы вляпались в ловушку, командир, вот тебе робот-строитель и безоружный самолет-разведчик, беги-спасай положение!»