Тот, кому не повезло. Учебно-тренировочный самолет C.A.N.S.A. FC.12
Фирма CANSA, находившаяся в Камери, являлась одним из филиалов концерна FIAT, поглотившего ее в 1939 году. Эта фирма занималась легкими самолетами (бипланы "Габардини", серия самолетов "Ликтор"). С учетом этого решение заняться учебно-тренировочными машинами для ВВC выглядит вполне логичным шагом.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Продолжая свои исследования для достижения полного спектра учебно-тренировочных самолетов 19 июня 1939 г. CANSA в Министерство Авиации (Ministero dell’Aeronautica) представляет проект FC.12. Данная машина представляла собой одномоторный двухместный моноплан с тандемным расположением пилотов. В соответствии с курсом партии и правительства на автаркию упор был сделан на низкую цену, простоту производства, применение как легкодоступных местных материалов, так и ряда узлов выпускавшихся машин — FIAT CR.32 и IMAM Ro.37. В качестве прототипа рассматривался Miles Master с двигателем Rolls-Royce Kestel XXX мощностью 715 л.с., рекламируемый как самый быстрый учебный самолет мира с максимальной скоростью в 432 км/ч. В Италии еще не было двигателя той же категории и поэтому CANSA планировала использовать отработанную силовую установку истребителя CR.32 — FIAT A.30 RA bis мощностью 600 л.с., что давало преимущества при обслуживании и переходе с CR.32 и Ro.37. Кроме того, у данных двигателей был еще ряд преимуществ: относительно малый расход топлива и компактную систему охлаждения. С двигателем A.30RA bis проект FC.12 обещал максимальную скорость 425 км/ч и дальность 1100 км при крейсерской скорости 365 км/ч. Самолет должен был быть почти полностью выполненным из дерева и фанеры (ели и тополя). Согласно проекту на самолет могли устанавливаться четыре пилона под 50 кг бомбы для тренировки в бомбометании. Также мог монтироваться синхронизированный 12,7-мм пулемет. Проект самолета был рассчитан на установку приемо-передающей радиостанции. Для упрощения конструкции стойки шасси убирались в подкрыльевые обтекатели, кроме того был спроектирован вариант уборки шасси с поворотом колес и укладкой их внутри крыла.
Опытный образец CANSA FC.12 в первоначальной конфигурации с открытыми кабинами. Построенный по частной инициативе, самолет так и не был принят Итальянскими Королевскими ВВС
Общая компоновка фюзеляжа напоминала двухместную версию FIAT CR.30 как компоновкой кабин, снабженных откидными створками, так и расположением органов управления. По расчетам цена одного самолета при серийном производстве составила бы 200000 лир.
13 июля Главное управление производства и закупок (DGCA — Direzione Generale delle Construzione e degli Approvvigionamenti) Министерства Авиации послало проект FC.12 на рассмотрение в Министерство Авиации, которое 16 июля потребовал передать информацию в проектный комитет, с одной стороны подтвердив блестящие характеристики самолета, а с другой — несоответствие требованиям спецификаций министерства из-за инициативности фирмы CANSA при разработке самолета. Министерством было указано, что FC.12 не имеет достаточных эксплуатационных показателей, в то время как мощность двигателя и скорость самолеты были избыточны для учебно-тренировочной машины. Экономическая выгода от использования двигателей истребителей СR.32 и Ro.37 была бы сведена на нет из-за высокого потребления горючего. Поэтому управление гражданской авиации не сочло подходящим производство FC.12, решив, что выводимые с первой линии и заменяемые более современной техникой CR.32 станут более дешевым вариантом оснащения учебно-тренировочных подразделений. Кроме того, на нишу учебно-тренировочного самолета претендовали Ambrosini SAI S.7 и Nardi FN.315, которые с гораздо менее мощными двигателями (225 л.с. и 250 л.с.) имели схожие летные характеристики (SAI S.7 и FN.315 развивали скорость 358 км/ч и 339 км/ч соответственно). Такого же мнения придерживались Министерство Авиации и управление главного штаба.
Опытный образец CANSA FC.12 с закрытой второй кабиной в одноместной конфигурации
Тем не менее, DGCA предложило CANSA переделать самолет под двигатели FIFT A.20 мощностью 450 л.с., снимаемые с выработавших ресурс FIFT CR.20. Пытаясь спасти проект CANSA начинает разработку FC.14 под двигатель FIFT A.20, в котором фюзеляж FC.12 сочетался с крылом меньших размаха и площади, но предпочтение машине фирмы Ambrosini и начавшаяся война, сделавшая ставку на боевые машины заставили свернуть этот проект.
схемы FC.12 в первоначальной конфигурации с открытыми кабинами
Компанией был построен только один опытный образец CANSA FC.12, первый полёт которого состоялся 16 октября 1940 г под управлением Фаусто Морони. Опытный самолет первоначально был с открытыми кабинами. которые вскоре переделали на закрытый остекленный общий фонарь кабины. Но модернизация самолета не может изменить мнение, выраженное различными официальными органами Итальянских Королевских ВВС, согласно которому летные школ должны олснащаться самолетами с менее мощными двигателями или истребителями, изъятыми первой линии. Отказ военных от приемки самолета вынудил фирму CANSA зарегистрировать машину через гражданский регистр: FC-12 получил номер I-TUFF.
Два красивые прохода на малой высоте, выполненные капитаном Фаусто Морони
CANSA предлагала самолет в качестве учебного пикирующего бомбардировшика для школ штурмовой авиации, установив на него аэродинамические тормоза, подвески для четырех 50-кг бомб. Повторные испытания вновь проводил Фаусто Морони: были выполнены полеты пикированием с 6000 м до 2000 м, а также опытное бомбометание. Самолет показал хорошую прочность конструкции и хорошие летные характеристики, показав, что от FC.12 еще рано отказываться. Самолёт перегнали в испытательный центр в Гвидонии, где военному пилоту-испытателю Феррарину (Ferrarin) удалось полностью подтвердить ранее полученные данные.
схемы FC.12 в окончальной конфигурации
Избыточная мощность двигателя, большая прочность, хорошие эксплуатационные показатели и летно-технические характеристики, большая для самолета такого класса полезной нагрузкой толкают CANSA на то, чтобы предложить Министерству Авиации самолет, как легкий истребитель. Для этого FC.12 был оснасщен четырьмя 12,7-мм пулеметами (два сихронных, два в крыле). Однако Министерством Авиации, сославшимся на недоработки конструкторов, это предложение принято не было. FС.12 был возвращен компании и использовался для демонстрации иностранным делегациям, посещавших Муссолини с официальными визитами.
Тот же опытный образец FC.12 в осени 1940 с окончательным вариантом полностью закрытого фонаря кабины
От себя хотелось бы добавить, что принятие на вооружение FC.12 могло иметь положительные последствия для Regia Aeronautica: с расширением военных действий перед итальянским Министерством Авиации встал вопрос о насыщении ВВС дешевыми легкими истребителями. Истребитель класса SAI 403 Dardo с характеристиками на уровне этого самолета мог появиться гораздо раньше 1943 года и сыграть свою роль в боях как в Северной Африке, так и над самой Италией.
Единственный FC.12 летал с гражданским символом I-TUFF, т.к. из-за отказа военных был зарегистирован через гражданский регистр
ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Учебно-тренировочный самолет и штурмовик CANSA FC.12 представлял собой одномоторные моноплан (низкоплан) смешанной конструкции.
Рожденный для использования двигателей Fiat A.30, извлекаемых из CR.32, самолет выглядит как монопланная версия знаменитого истребителя Челестино Розателли
Крыло цельнодеревянное с аэродинамическими тормозами и работающей фанерной обшивкой. Элероны и закрылки с деревянной обшивкой.
Хвостовое оперение цельнодеревянное, отклоняющиеся поверхности аэродинамически компенсированы и оснащены флеттнерами.
Аэродинамические тормоза, консоли для подкрыльевых бомб и подкрыльевые обтекатели системы уборки шасси
Стойки шасси, снабженные гидроамортизаторами, убираются назад в подкрыльевые обтекатели. Колеса снабжены тормозами. Поворотное хвостовое колесо неубирающееся.
Фюзеляж от передней части до задней кромки крыла выполнен из стальных труб, задняя часть фюзеляжа выполнена из дерева. Двигатель с обшивкой из дюралюминия, остальная часть фузеляжа покрыта многослойной фанерой с лаковым покрытием. Кабины пилота и курсанта снабжены боковыми откидными створками, обеспечивающими лучший боковой обзор при посадке. Предусмотрена установка приемо-передающей радиостанции.
Несмотря на свои хорошие летные качества, по соображениям экономии FC.12 не удается заинтересовать официальные круги Итальянских Королевских ВВС, в которых превалирует мнение, чтобы дать непосредственно в летные школы выводимые из первой линии CR.32
Стандартное приборное оборудование для определения параметров полета и управления двигателем.
кабина пилота FC.12
Двигатель Fiat A.30 RA bis с двухлопастным металлическим винтом изменяемого шага, регулируемого на земле. Топливные баки емкостью 420 л.
Самолет мог быть вооружен одним синхронизированным 12,7-мм пулеметом с 250 патронами. На 4-х крыльевых пилонах могли размещаться 50 кг бомбы. В центральной части крыла мог устанавливаться дополнительный топливный бак.
Модификация | FC.12 |
Размах крыла, м | 11,00 |
Длина, м | 8,50 |
Высота, м | 2,58 |
Площадь крыла, м2 | 19,00 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 1600 |
максимальная взлетная | 2150 |
Тип двигателя | 1 × ПД Fiat A.30 RA bis |
Мощность, л.с. | 1 × 600 |
Максимальная скорость, км/ч | 425 |
Крейсерская скорость, км/ч | 365 |
Практическая дальность, км | 1100 |
Практический потолок, м | 8000 |
Экипаж, чел | 2 |
Вооружение | 1 × 12,7-мм пулемет Breda-SAFAT |
Список источников:
- http://www.airwar.ru/enc/other2/fc12.html,
- http://www.aviarmor.net/aww2/Trainer/italy/cansa_fc.12.htm,
- Dimensione Cielo 11 — Scuola Collegamento 2,
- Jonathan W. Thompson "Italian civil and military aircraft" AERO PUBLISHERS, INC. 1963.