На заставке один из трех перуанских минных катеров, принимавших посильное участие в Великой Тихоокеанской войне, но не сыгравших в ней заметной роли.
После начала войны перуанское военное руководство, не имея средств на закупку крупных боевых кораблей, решило сделать ставку на "москитный флот". В США был командирован полковник Энрике Лара с заданием приобрести несколько быстроходных минных катеров. Он довольно быстро заключил контракт с судостроительной фирмой "Херрешофф Мэньюфэкчуринг компани" на поставку таких корабликов с довольно высокими заявленными характеристиками.
Каждый из них обошелся перуанской казне в девять тысяч британских фунтов. Фирма предлагала продать шесть катеров, но в Перу нашлись средства только на два, а еще на один Ларе удалось за несколько несколько месяцев собирать деньги среди перуанской дисапоры в США и Европе. Таким образом, перуанцы купили три однотипных катера, получившие названия "Алаи", "Алианца" и "Република".
Эти суда имели длину 17,98 м, ширину — 2,13 м, осадку — 1,58 м, водоизмещение 7 тонн (по другим данным, которые мне представляются более правильными — 30 тонн) и экипаж — 7 человек, включая одного офицера. Интересной особенностью "Херрешоффов" являлось то, что их деревянные корпуса были целиком обшиты железной противопульной броней, а рулевая рубка представляла собой броневой купол с узкими смоторовыми прорезями. Столь солидной защиты не имел ни один минный катер тех времен, но она значительно утяжелила корабль.
Вооружение составляли две шестовые мины, каждая из которых содержала 45-килограммовый пороховой заряд в сферическом корпусе, прикрепленном к 11-метровому выдвижному деревянному шесту. Любопытно, что одну из этих мин катер мог применить только двигаясь задним ходом. Двухцилиндровая компаундная паровая машина мощностью 100 л.с., по данным фирмы, обеспечивала скорость 16 узлов, однако, эти данные оказались сильно завышенными.
Реально "Херрешоффы" развивали не более 11,5 узлов, а их двигатели обладали крайне низкой надежностью. Постоянные поломки силовых установок стали одной из главных причин, по которым американские минные катера не добились никаких боевых успехов и, по сути, стали для перуанцев абсолютно бесполезным приобретением.
Первый катер "Алианца" в частично разобранном виде прибыл в перуанский порт Кальяо 9 августа 1879 года на борту транспортного парохода "Лименья". 30 сентября перуанцы получили второй катер "Република", а третий — "Алаи" к ним так и не попал. Его почему-то довезли на пароходе "Колумбия" только до восточного берега Панамы, оттуда по железной дороге доставили на западное побережье (панамского канала, как известно, еще не было), а далее решили отправить в Перу своим ходом.
Но чилийская агентура в Панаме успела сообщить об этом в Сантьяго и на перехват "Алаи" был отправлен вспомогательный крейсер "Амазонас" — бывший транспортный пароход, вооруженный шестидюймовым нарезным орудием Армстронга и несколькими малокалиберными пушками. Хотя, "Алаи" считался быстроходным катером, фактическая скорость "Амазонаса" была выше — 13 узлов, а значит, уйти от него "перуанец" не мог.
Впрочем, никакой погони не случилось. Крейсер, идя навстречу "Алаи", 17 декабря обнаружил его на стоянке в эквадорском порту Балленитас. Катерок мирно стоял у причала с погашенной топкой, а его командир Мануэль де ла Баррера и часть команды гуляли на берегу. Капитан "Амазонаса" Мануэль Томсон, наплевав на нейтралитет Эквадора, приказал войти в порт и захватить корабль. На "Алаи" с нескольких шлюпок высадилась абордажная партия, которая разоружила и высадила на берег троих остававшихся на катере перуанских матросов, не оказавших сопротивления.
Томсон прекрасно понимал, что этот инцидент не приведет к войне с Эквадором, реакция которого ограничится дипломатическим протестом. Так и произошло. Трофей был взят на буксир и отведен в Чили, где его включили в состав чилийского ВМФ под названием "Гуаколда". А капитана Барреру за халатность и утрату вверенного ему корабля разжаловали и уволили из перуанского флота.