20

Panzerkampfwagen VI “Tiger” Ausführung E — одна из самых знаковых машин в истории мирового танкостроения. Со своим появлением на фронте, машина доставила много проблем Союзникам. Тем не менее, вскоре экземпляры «Тигра» были захвачены Красной Армией и испытаны. В Советском Союзе даже прорабатывался вариант их перевооружения на «отечественные» орудия; впрочем, появился он слишком поздно, и конец войны не оставил ему шансов на существование.

Зиновий Алексеев. T-VI-100: проект перевооружения трофейных Тигров.

Содержание:

Неудачный дебют

 Красноармейцы изучают захваченный немецкий тяжелый танк. 18 января 1943 года. Источник: warspot.ru


Красноармейцы изучают захваченный немецкий тяжелый танк. 18 января 1943 года. Источник: warspot.ru

29 августа 1942 года первая партия «Тигров» из 502-го тяжелого танкового батальона, состоявшая из четырёх Pz.Kpfw. VI, выдвинулась на боевые позиции от ж/д ст. Мга под Ленинградом. Увы, выезд был связан с серьёзными поломками трёх машин и в целом не был удачным. Позже, в ходе боёв по прорыву блокады Ленинграда, 16 января советские войска захватили ранее подбитый артиллерией «Тигр», а 17 января 1943 года — ещё один, практически не повреждённый. Экипаж покинул его, не уничтожив даже новенький технический паспорт, приборы, оружие. Оба танка были эвакуированы из-под огня и отправлены в Кубинку для исследования.

Изучение дикого зверя

Первоначально в переписке захваченные танки фигурировали как «трофейные танки тип «ХЕНШЕЛ», позже их стали называть Т-VI. Прибывшие танки вызвали очень большой интерес у советского военного командования. К тому моменту «Тигры» весьма активно использовались немцами и на Советско-германском фронте, и в Северной Африке. Впервые эти машины по-настоящему массово использовались в ходе сражения за Харьков, внеся существенный вклад в поражении Красной армии на этом участке фронта. Примерно в это же время «Тигры» сражались в Тунисе против американских и английских войск, нанося им серьёзные потери.

К апрелю 1943 года танки с башенными номерами 100 и 121 уже находились на испытательном полигоне. Одну машину было решено испытать на стойкость (танк с башенным номером 121), а вторую — использовать для обстрела брони советских танков (машина с башенным номером 100).

 57-мм орудия «брали» машину в борт с лёгкостью. Источник: warspot.ru


57-мм орудия «брали» машину в борт с лёгкостью. Источник: warspot.ru

Бортовое бронирование «Тигра» сумело выстоять против советских 45-мм орудий, однако уже 57-мм орудия типа ЗиС-2 преодолевали 80 мм с лёгкостью даже с большого расстояния (до 1 км). Лобовое бронирование танка не смогла «взять» и 76 мм пушка Ф-34 — основное танковое орудие СССР в то время. Куда лучше себя в этом плане показала «зенитка» 52-К калибра 85 мм, которая пробила «Тигра» в лоб с дистанции в 1 километр.

 «Тигр» после обстрела орудием 122 мм А-19. Источник: warspot.ru


«Тигр» после обстрела орудием 122 мм А-19. Источник: warspot.ru

Наилучшим образом себя показала 122 мм пушка А-19, которая до того момента ещё не рассматривалась как возможное вооружение перспективного танка. После двух попаданий, произведённых из неё, некогда грозный немецкий тяжёлый танк превратился в груду металлолома.

Куда более впечатляющими были испытания немецкой 88 мм танковой пушки, обстреливавшей советские танки Т-34 и КВ.

 КВ-1 после обстрела из 88-мм пушки KwK 36 L/56. Источник: warspot.ru


КВ-1 после обстрела из 88-мм пушки KwK 36 L/56. Источник: warspot.ru

Основной советский тяжёлый танк с лёгкостью пробивался ею с дистанции в полтора километра — даже в особо прочной версии с дополнительным экранированием. Чего уж говорить про средний танк Т-34 — первым же выстрелом с дистанции в полтора километра ему «снесло башню», а прочие нанесли существенные повреждения лобовой части корпуса. Стоит отметить, что похожие результаты на испытаниях показала и вышеупомянутая советская зенитка 52-К.

 Т-34 после обстрела из 88-мм пушки KwK 36 L/56. Источник: warspot.ru


Т-34 после обстрела из 88-мм пушки KwK 36 L/56. Источник: warspot.ru

Испытания новейших немецких тяжёлых танков показали необходимость постепенного отказа от 76 мм орудий в пользу более крупных калибров — 85 мм и 122 мм. Примерно в то же время начались ускоренные работы над такими самоходными орудиями, как СУ-85 и СУ-152, над тяжёлыми танками КВ-85 и ИС-1.

«Чужой среди своих»

 Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный « Тигр». Источник: pastvu.com


Г.К. Жуков, Н.Н. Воронов и К.Е. Ворошилов осматривают первый захваченный « Тигр». Источник: pastvu.com

Спорадическое попадание работоспособных версий танка «Тигр» в руки Красной Армии являлось основной причиной эпизодического характера его боевого применения на стороне СССР. Кроме того, советские танкисты, стремясь получить высокую награду, практически всегда уничтожали и без того редких Pz.Kpfw. VI. Первый достоверный случай применения трофейного «Тигра» в бою был зафиксирован только в самом конце 1943 года. Первым, достоверно использовавшим «Тигр» в бою, стал экипаж под командованием гвардии лейтенанта Н.И. Ревякина из 28-й гвардейской танковой бригады. 27 декабря 1943 года один из «Тигров» 501-го танкового батальона застрял в воронке, его экипаж убежал, а сам танк стал трофеем. На следующий день танк был зачислен в состав 28-й бригады. Ревякина назначили командиром трофейного тяжёлого танка по той причине, что он уже имел большой боевой опыт и боевые награды – два ордена Отечественной войны 1-й степени и орден Красной Звезды. 5 января трофейный танк с нанесенными на бортах башни красными звездами и с именем собственным «Тигр» пошел в бой.

Эксплуатация этой машины выглядела достаточно типично для немецких тяжёлых танков: практически всегда эта машина требовала ремонта. Дело изрядно осложнялось отсутствием запчастей. Но это на поле боя: а в кулуарах советских КБ ещё с 1942 года шли проекты перевооружения трофейной техники на советские орудия. Были аналогичные разработки и по «Тигру», однако начаты были куда позже: в конце 1944/начале 1945 года.

T-VI-100: нереализованный «франкенштанк»

 Описание чертежа проекта T-VI-100 («установка 100 мм пушки Д-10Т в башню танка T-VI, продольный разрез»), источник — ЦАМО РФ 81-12038-775.


Описание чертежа проекта T-VI-100 («установка 100 мм пушки Д-10Т в башню танка T-VI, продольный разрез»), источник — ЦАМО РФ 81-12038-775.

28 ноября 1944 года АК ГАУ выдал тактико-технические требования №2820 “На установку отечественного вооружения в башни трофейных немецких танков T-IV, T-V, T-VI и “Королевский Тигр” (ввиду отсутствия натурного образца башни Pz.Kpfw. VIB Tiger II, проработка перевооружения данного танка на отечественное орудие не производилась), включая приспособление этих башен в качестве стационарных огневых сооружений”. Проще говоря, ОКБ-43 требовалось взять башни с трофейных танков, поставить вместо немецких систем наши, вместе с прицелами, и дополнительно приспособить их для установки на бронеобъекты.

 Вышеупомянутый чертёж (источник — ЦАМО РФ 81-12038-775) и его реставрация (источник — КБ ЗА, Андрей Синюкович)


Вышеупомянутый чертёж (источник — ЦАМО РФ 81-12038-775) и его реставрация (источник — КБ ЗА, Андрей Синюкович)

В январе 1945 года ГСОКБ №43 при НКВ СССР представило проект установки новейшей танковой 100 мм пушки Д-10Т с советским прицелом ТШ-17, которая в будущем станет основным вооружением среднего танка Т-54, в башню танка T-VI (так в СССР обозначались трофейные «Тигры»), при этом сохранив его орудийную маску. Данная переделка оценивалась в 90 часов работы. Переделка предусматривала установку системы отвода гильз, что упрощало работу расчёта башни.

 Ориентировочное количество станко-часов, необходимое для выполнения работ [по перевооружению трофейной немецкой бронетехники на советские орудия] при мелкосерийном производстве. Источник: ЦАМО РФ 81-12038-775


Ориентировочное количество станко-часов, необходимое для выполнения работ [по перевооружению трофейной немецкой бронетехники на советские орудия] при мелкосерийном производстве. Источник: ЦАМО РФ 81-12038-775

Описание проекта. Сравнение с Tiger I Ausf. E

Как уже было сказано выше, установка советского орудия Д-10, зарекомендовавшего себя на самоходках СУ-100, в башню немецкого «Тигра» военным понравилась. Действительно, 88 мм орудие танка, столь грозное на ранних этапах войны, к 1945 году уже никого не удивляло. Это понимали и сами немцы, которые успели напроектировать множество самоходок, вооружённых 128 мм орудием KwK 44, и одну из них — ЯгдТигр — даже построить и применить в боях.

И советский «имплант» (Источник: таблица Пабло Эскобара):

Советское орудие существенно превосходило KwK 36 по огневой мощи: при сопоставимой точности она имела значительно большее пробитие и скорость полёта кинетических снарядов, куда более мощные фугасы. При всех «плюсах», оно всего лишь незначительно уступало немецкому в скорострельности.

 Сравнение углов вертикальной наводки T-VI-100 и Tiger I E. Источник — КБ ЗА (Андрей Синюкович)


Сравнение углов вертикальной наводки T-VI-100 и Tiger I E. Источник — КБ ЗА (Андрей Синюкович)

Более крупный калибр повлиял на две технические характеристики машины — УВН и объём боекомплекта. Так, по нашим оценкам, вместо 92 снарядов калибра 88 мм (у немецкого оригинала), T-VI-100 смог бы возить лишь около 50 снарядов калибра 100 мм. Размеры казённой части и форма ствола повлияли на угол склонения орудия вниз: вместо -8° в лобовой части и -3° в кормовой (у Tiger I Ausf. E) стало -4° по кругу. Угол подъёма орудия остался прежним: +15°.

Внутри башни стало существенно теснее: казённая часть нового орудия занимала бы не ~50% диаметра башни, а все 75%.

 Сравнение внутреннего устройства башен T-VI-100 и Tiger I E. Источник: КБ ЗА (Андрей Синюкович)


Сравнение внутреннего устройства башен T-VI-100 и Tiger I E. Источник: КБ ЗА (Андрей Синюкович)

Из немецких модулей на отечественные была заменена не только пушка, но и спаренный с ней пулемёт (на смену 7.92 mm MG-34 пришёл 7.62 mm ДТ с дисковым магазином), а также прицел (немецкий TFZ-9 заменили бы на советский ТШ-17; в будущем этот же прицел будет использован на советских танках ИС-2 и ИС-3). Можно предположить, что курсовой пулемёт корпуса также был бы заменён на ДТ. Хоть этой гипотезе и нет документального обоснования, такой ход был бы логичен c учётом вышесказанного.

Тем не менее, оставались нерешёнными множество других проблем. Речи о замене трансмиссии, двигателя и прочих узлов корпуса на советские не шло, а значит ремонт их был бы проблематичен. Очевидно, что будь T-VI-100 построен в металле, в полевых условиях сохранились бы все «прелести» эксплуатации трофейной немецкой техники силами РККА.

Судьба и перспективы проекта

В целом, проект показал себя с хорошей стороны и был одобрен руководством, но дальше проектной документации дело не сдвинулось: к весне 1945 года надобность в таких переделках отпала ввиду близости окончания войны.

 Бронирование машины. В 1945-м году пробивалось бы в лоб даже средними танками, а также перспективными лёгкими. Источник: КБ ЗА (Андрей Синюкович).


Бронирование машины. В 1945-м году пробивалось бы в лоб даже средними танками, а также перспективными лёгкими. Источник: КБ ЗА (Андрей Синюкович).

Говоря откровенно, сама база первого Тигра на момент 1945 года устарела: её бронирование уже не могло никого удивить; да и в целом, к тому времени актуальными начали становиться приземистые машины с рациональными углами наклона брони. Всё это указывает на то, что T-VI-100, будь построен, не мог бы выполнять прежней роли «тяжёлого танка» прорыва, какую выполнял Tiger I в первые годы после появления на фронте.

 Внутреннее устройство T-VI-100. Источник — КБ ЗА (Андрей Синюкович)


Внутреннее устройство T-VI-100. Источник — КБ ЗА (Андрей Синюкович)

Видится, правда, ещё один возможный вариант использования наработок по проекту: продажа «модифицированной» версии третьим странам. Но даже им «Тигр» (даже со 100 мм орудием), скорее всего, и даром бы не был нужен, а Германии иметь свою армию тогда уже было нельзя.

Заключение

 Реконструкция внешнего вида T-VI-100. Источник: КБ ЗА (Андрей Синюкович).


Реконструкция внешнего вида T-VI-100. Источник: КБ ЗА (Андрей Синюкович).

Проект танка T-VI-100, как и многие другие его аналоги, относится к категории «не успевших» на войну. С одной стороны, хоть это и довольно разумная альтернатива простой утилизации трофейных машин, для её полноценной и практичной реализации всё ещё требовались серьёзные доработки, особенно «тигриного» корпуса. С другой — для одной из задач проекта (вышеупомянутой возможности использования башен с новой орудийной системой в качестве стационарных огневых точек) существовавшего уровня проработки было более чем достаточно. Но и подобные оборонительные системы вряд ли бы потребовались Советскому Союзу после 1945 года.

Источники — https://vk.com/@zinoviy_alexeev-t-vi-100

Отдельная благодарность Андрею Синюковичу за реконструкцию облика машины и подготовку чертежей и схем, а также Пабло Эскобару за предоставление информации об орудиях.

Подписаться
Уведомить о
guest

22 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account