«Технически невозможно»: японское оружие, которое прохлопали американцы
Что общего у суперлинкора «Ямато», истребителя «Зеро» и кислородной торпеды? Кроме того, что их создали в Японии, всё это — как и многое другое — доблестно прохлопала американская разведка.
Содержание:
Невидимые «длинные копья»
После Первой мировой фактическим стандартом для торпед надводных кораблей и подлодок во всём мире стал калибр 533 мм, то бишь 21 дюйм. Верные заветам дедушки Фрейда японские адмиралы сказали: «Маловато будет!» — и в 1920 году завели для своих будущих линкоров торпеды калибром 610 мм. С линкорами, правда, вышел облом, но разве это повод отказываться от таких замечательных игрушек — самых мощных на планете торпед?
Недолго думая, японцы начали вооружать ими все строящиеся крейсеры и эсминцы. И самоё смешное — в течение 20 лет никто на свете этого в упор не замечал! А между тем японские конструкторы не стояли на месте и «с помощью лома и какой-то матери» смогли сделать то, на чём обломались их «белые» коллеги — осилили торпедный двигатель, который в качестве окислителя мог использовать не сжатый воздух, а гораздо более эффективный чистый кислород.
Так появились знаменитые «длинные копья», 61-см кислородные торпеды обр. 93, как бык овцу крывшие все зарубежные аналоги не только по мощности боевой части, но ещё и по скорости и дальности. С 1936 года все строившиеся японские крейсеры и эсминцы вооружали этими торпедами сразу, а уже построенные по мере сил на них перевооружали.
И опять все разведки мира это доблестно прохлопали…
Хотя тут их трудно винить — что-что, а секретить всё и вся в Японии умели и любили. И в данном случае оторвались по полной: даже в секретных инструкциях по эксплуатации новых торпед отсутствовало само слово «кислород», он там изящно именовался «дай-ни куки» — «воздух № 2».
Лишь в самом конце 1930-х годов в германских справочниках появились наконец осторожные предположения, что четыре японских крейсера и пара десятков эсминцев последних серий «возможно, вооружены 609-мм торпедами». Хотя к тому времени японцы успели наштамповать уже 38 крейсеров и более 80 эсминцев, нёсших торпеды «для больших мальчиков» — как обычные, так и кислородные, про которые всё ещё никто ничего не знал.
Весной 1940 года у военно-морского атташе посольства США в Токио капитана 2-го ранга Генри Смит-Хаттона появился шанс проверить эти слухи — его информатору удалось побывать на новейшем японском «суперэсминце». Он не только подтвердил, что калибр торпед на глаз «ближе к 25 дюймам», но ещё и пересказал хвастливые слова проводившего экскурсию офицера о самых крутых на свете кислородных торпедах.
Бесценная информация немедленно ушла в Вашингтон, где… благополучно легла «под сукно».
Американские специалисты просто не поверили, что «отсталые азиаты» смогли реализовать то, что оказалось не под силу конструкторам из «цивилизованных стран». И не они одни…
Между тем началась война, и только за первый её год при активном участии «длинных копий» на дно отправились десять крейсеров и семь эсминцев союзников, а ещё шесть крейсеров получили тяжёлые повреждения. Доходило до курьёзов — когда американские корабли начинали судорожно искать несуществующие подлодки. Им и в голову не приходило, что торпедный залп мог прилететь с японских кораблей, маячивших далеко на горизонте.
И только 20 апреля 1943 года в сводке разведуправления ВМС США впервые упомянули: «часть японских эсминцев, возможно, вооружены 24-дюймовыми торпедами», но никаких сведений о кислородных двигателях американцы так и не нарыли. С момента «первого звоночка» от Генри Смит-Хаттона к тому времени прошло уже ровно три года.
Неуловимые «Зеро»
Японцы очень хотели новый крутой истребитель, но использовать американское ноу-хау «с хорошим движком и табуретка запорхает» они не могли. Так что пришлось заняться извращениями для бедных — вылизывать аэродинамику, осваивать новые высокопрочные сплавы и запредельно облегчать конструкцию. Результатом стал принятый на вооружение в 1940 году самый известный японский самолёт всех времён — легендарный «Зеро».
Истребитель практически сразу же пошёл в бой в Китае, так что привычно секретить его особого смысла не было. Однако помощник военно-морского атташе США в Токио капитан-лейтенант Стивен Джерика слегка охренел, обнаружив в январе 1941 года эту машину открыто выставленной на всеобщее обозрение на ежегодном военном празднике, в ходе которых японские армия и флот традиционно мерились длинной своих стволов и прочего.
Дипломат с пилотскими «крылышками» на кителе добросовестно переписал лётно-технические характеристики самолёта с выставочной таблички, внимательно осмотрел саму машину и даже понаблюдал учебный бой «Зеро» с армейским истребителем. После чего отправил подробный отчёт в разведуправление ВМС США.
Все уже догадались, что случилось с этой информацией?
А вот и не угадали! В первый и последний раз за всё время службы Стивена Джерика в Японии он получил ответ из Вашингтона. Все тамошние эксперты сошлись на том, что самолёта с таким сочетанием характеристик просто не может существовать в природе. И уж тем более его не могли создать какие-то узкоглазые — ведь всем известно, что они умеют только неудачно копировать устаревшие западные образцы!
Так что раздражённое начальство настоятельно рекомендовало капитан-лейтенанту более не присылать подобного пропагандистского бреда и дезинформации. И не отвлекать их от действительно важных дел типа написания аналитических отчётов об отсталости японской авиапромышленности.
Прошёл год, и «несуществующий» истребитель превратился во вполне реальный кошмар для авиации союзников. С его помощью японцы фактически зачистили небо на тихоокеанском ТВД. И каждый раз скоростные и манёвренные характеристики «Зеро» становились полной неожиданностью для тех, кому не повезло с ним столкнуться. А те немногие, кто это пережил, живописали «истребитель „Ноль“» в восторженно-панических рапортах.
Лишь осенью 1942 года, после испытаний захваченного на Алеутских островах образца, американцы наконец выяснили, что данные, полученные из Токио почти двумя годами ранее, действительно соответствовали реальности.
Слона-то я и не приметил…
Перед войной военно-морские атташе всех посольств в Токио были в курсе, что Императорский флот втихаря строит два, а то и три новых линкора. Хотя секретили их по полной программе — даже финансирование шло за счёт липовых эсминцев и подлодок. «Дипломаты в погонах» — включая и американских — не сомневались, что японцы, конечно, не станут ограничивать себя «вашингтонскими» нормами, но дальше 45 тысяч тонн и 410-мм орудий их фантазия не шла.
Началась война, и «Ямато», а затем и «Мусаси» вступили в строй. В свой первый боевой поход «Ямато» вышел в июне 1942 года в ходе сражения при Мидуэе. Но там американцам хватило ума и везения не нарваться на «главные силы» японского флота, что могло стать для них крайне неприятным сюрпризом.
И, хотя эти корабли старались лишний раз не светить, они трижды попадались американским подлодкам и даже словили по торпеде — но подводники ничего необычного в них не заметили.
Разведка перехватывала радиограммы о доставке снарядов для суперлинкоров, но поскольку японцы коварно именовали их «40-см специальные», то на эти сообщения тоже не обращали внимания.
Первые подозрения появились лишь в феврале 1944 года, когда в уголке аэрофотоснимка с островов Трук заметили что-то непонятное. Разведуправление ВМС США созвало по этому поводу консилиум из ведущих инженеров-кораблестроителей. Посовещавшись, гуру вынесли вердикт, что можно, конечно, забабахать линкор в 60 тысяч тонн с 457-мм орудиями, но это вызовет столько технических проблем… В общем — «нецелесообразно и маловероятно».
Летом 1944 года японские суперлинкоры уже в полный рост засветились в сражении в Филиппинском море, а затем и в заливе Лейте, где их наконец всерьёз отфотографировали. Таким образом, лишь осенью 1944 года американцы выяснили, что эти корабли действительно крупней, чем считалось. А их реальные характеристики они узнали только после капитуляции Японии — когда оба линкора уже давно лежали на дне.
Подобных примеров можно привести ещё очень много. И каждый раз они были связаны не только — а часто и не столько — с недостатком данных, но ещё и с банальным расизмом и спесью «белых людей», что вело к серьёзной недооценке возможностей противника.