Танковая мощь СССР. Тяжелый танк Т-28. Часть 2
Часть 1
Завод «Красный Путиловец» (бывший Путиловский) был выбран для организации серийного производства танков Т-28 – очень сложной по тому времени машины – не случайно. Это было одно из наиболее мощных машиностроительных предприятий Советского Союза, имевшее неплохую производственную базу и богатый опыт изготовления таких изделий, как артиллерийские орудия, тракторы, паровозы, турбины, подъемные краны и т. п. Кроме того, с осени 1931 года завод серийно производил детали для танков Т-26 – элементы подвески, ведущее колесо, бортовые редукторы, элементы коробки передач. Так что кое-какой опыт у путиловцев имелся.
Впервые группа инженеров с «Красного Путиловца» – К. Титов, Ходин, Доброхотов, Четвериков и Белов – ознакомились с чертежами Т-28 в КБ ОКМО 30 октября 1932 года, а в конце ноября чертежи поступили на завод для организации серийного производства нового танка. Под выпуск Т-28 выделили механический цех №2 (МХ-2). Оборудование цеха было старым и не приспособленным для серийного изготовления деталей танков, требовавших высокой культуры производства. Руководству завода пришлось задействовать «скрытые» резервы – законсервированные станки, служившие на производстве массовых работ еще в Первую мировую войну, были модернизированы и пущены в работу. Кроме того, по распоряжению С. Кирова на «Красный Путиловец» доставили станки с других предприятий Ленинграда. Все это, а главным образом большой производственный опыт рабочих и мастеров цеха позволили к концу апреля 1933 года собрать первые 12 танков Т-28. Десять из них прошли на первомайском параде в Москве, а два в Ленинграде. После парадов машины вернулись на завод для доделок и устранения выявленных недостатков.
Тем не менее, несмотря на первые успехи, освоение производства Т-28 шло с большими трудностями. В результате первая партия из 14 танков была окончательно готова только к 1 октября, а к концу декабря при годовом плане в 90 машин с большими трудностями было сдано только 41. Для выправления положения в ноябре 1933 года под руководством инженеров И. Орленко и Э. Майдельмана была начата реконструкция цеха МХ-2. На его базе предполагалось создать специальный танковый цех с возможностью производства до 150 Т-28 в год. Для этого было создано восемь специальных монтажных мест для сборки танков, заказаны за границей необходимые станки и оборудование, из тракторного цеха переведен ряд квалифицированных инженеров и мастеров.
Серийный выпуск Т-28 по-настоящему разворачивается только в 1934 году, когда программа по танкам составляла 50 штук плюс запасные части к Т-28 на сумму 500 тыс. рублей. В первые годы серийного производства – 1933–1935 – Т-28 имели большое количество недостатков, иногда весьма серьезных. Поэтому вновь выпущенные машины долгое время задерживались военной приемкой, а в уже сданных танках приходилось устранять дефекты непосредственно в войсках, куда направлялись специальные заводские бригады. Кроме того, цех МХ-2, помимо танков, изготовлял 15- и 75-тонные краны, драги, прессы. Все это отвлекало и без того немногочисленные рабочие кадры. И лишь к началу 1936 года МХ-2 полностью освобождается от посторонних заказов. К этому времени в конструкцию Т-28 внесли более 700 крупных конструктивных изменений, окончательно отработали чертежи и технологию производства танков. По сути все эти годы завод занимался доводкой машины.
В 1935 году назрела необходимость модернизации танка – накопившийся опыт производства и эксплуатации нужно было применить на практике. На танке появился электропривод большой башни, усовершенствовали КПП и бортовые редукторы, установили пушку с длиной ствола 30,5 калибра, добавили лючки для доступа к мотору и трансмиссии, верхние листы МО и ТО стали съемными, гусеничные траки стали штампованными (вместо литых), заменили поручневую антенну радиостанции на штыревую, усовершенствовали технологию производства с заменой гомогенной брони на цементованную, на люке заряжающего установили турель для зенитного пулемета. Внешний вид танка изменился немного – отсутствовали «рога» поручневой антенны и пушка была явно большей длины. В таком виде танк Т-28, наконец-то, стал удовлетворять заказчика по параметрам надежность и ремонтопригодность. Вооружение танка, если не считать увеличения мощности орудия, не изменилось. В октябре 1935 года модернизированный танк был принят на вооружение как «тяжелый танк образца 1935 года Т-28А». В результате всех улучшений вес танка увеличился на 412 кг. К слову, все танки Т-28 выпуска до 1935 года с 1936 по 1938 годы прошли капитальный ремонт на ЛКЗ с доведением боевых и эксплуатационных качеств до уровня танка Т-28 образца 1935 года. Правда, пушки на них не менялись, а вот поручневые антенны были сняты.
76-мм танковая пушка образца 1934 года (КТ-34) выпускалась на Ленинградском Кировском заводе с 1933 года и считалась полуавтоматической. Однако полуавтоматика пушки желала быть лучше. У пушки нередко наблюдалось неполное открытие клинового затвора после выстрела. Недооткрытие устранялось ручным отпиранием замка. Артиллерийский конструкторский отдел ЛКЗ, исследуя это явление, пришел к выводу, что затвору не хватает энергии для полного отпирания. Поэтому было решено удлинить ствол для получения достаточного усилия. Ствол удлинили до 30,5 калибра (ровно столько, сколько было у прародительницы – пушки Лендера-Тарновского), доведя начальную скорость снаряда до 588 м/с. При этом автоматика пушки стала работать без замечаний. Однако пришлось усилить станок и крепление противооткатных устройств. В августе 1935 года модернизированная танковая пушка прошла полигонные и государственные испытания и была принята на вооружение как «76-мм танковая пушка образца 1935 года» (заводской индекс Л-7).
Для малых башен была проведена адаптация конструкции пулеметов Максим для эксплуатации в тесноте башни. Верхнюю крышку ствольной коробки оборудовали еще одним шарниром, что позволило её открывать на 90°, складывая пополам. В танках образца 1933 года, для устранения задержек подачи ленты, приходилось поднимать ствол пулемета на максимальный угол для обеспечения открытия этой крышки.
Боевая масса – 28,1 т, длина – 7,165 м, ширина – 2,91 м, высота – 2,94 м, клиренс – 0,5 м. Бронирование: лоб корпуса, щиток мехвода, маска орудия – 45 мм, борт корпуса – 30 мм, корма корпуса, борт башни – 37 мм, крыша и днище – 15-20 мм, фальшборт – 10 мм. Двигатель М-17Т, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 42 км/ч, запас хода 140-190 км. Вооружение: 76-мм пушка с длиной ствола 30,5 калибра Л-7, 4 пулемета винтовочного калибра: два пулемета Максим и два ДТ-29 (во время марша в качестве зенитного использовался «ворошиловский» пулемет).
В таком виде танк выпускался до 1938 года, когда по инициативе нового начальника автобронетанкового управления РККА Павлова Д. Г. была проведена модернизация всех танков, выпускающихся серийно. Танк Т-28А подвергся модернизации с целью усиления бронирования и вооружения.
Пушка Л-7 была заменена новой 76-мм пушкой образца 1938 года Ф-32, с длиной ствола 40 калибров и начальной скоростью бронебойного снаряда, равной 650 м/с. Производство новой пушки был организовано как на заводе №92 в Горьком, так и на ЛКЗ в Ленинграде.
История танковой пушки Ф-32 начинается в 1934 году, когда главный конструктор завода №92 Василий Грабин начал работы по полууниверсальной дивизионной пушке Ф-22. Еще в 1931 году Тухачевский приказывает начать работы по созданию универсальных (с круговым обстрелом) и полууниверсальных (предназначенных для «ведения заградительного зенитного огня») дивизионных пушек. Их проектированием были заняты все артиллерийские конструкторские бюро (КБ) СССР, в частности, КБ завода «Красный Путиловец», КБ завода №8, ГКБ-38, КБ завода №92. Заводы №8 и 92 в 1934 году построили по опытному образцу полууниверсальных пушек А-52 и А-51 соответственно, причём последняя получила от изготовителя «свой» заводской индекс Ф-20. В начале 1935 года А-51 и А-52 отправили на полигонные испытания. Испытания завершились неудачно. Орудие А-51 (Ф-20) по своим характеристикам не удовлетворяло В. Г. Грабина. Он начал проектирование новой артиллерийской системы, получившей заводской индекс Ф-22. Директор завода Л. А. Радкевич выступал против этого, полагая главной задачей КБ сопровождение производства; разрешение на создание орудия было получено Грабиным в Главном военно-мобилизационном управлении в обход директора завода. Проектирование Ф-22 было завершено к началу 1935 года. В. Г. Грабин проектирование артсистемы Ф-22 вел в двух направлениях – легкая дивизионная пушка под патрон дивизионной пушки образца 1902 года (заводской индекс Ф-22) и мощная дивизионная полууниверсальная пушка (заводской индекс Ф-22БМ) под патрон зенитного орудия образца 1931 года (3К). В это же время Грабин начинает проработки танковой пушки с автоматикой Ф-22 с длиной ствола в 31 калибр.
Четыре опытных образца (два Ф-22 и два Ф-22БМ) были изготовлены на заводе №92 в апреле 1935 года. Конструктивно орудия были выполнены по одной схеме и на одинаковом лафете с раздвижными станинами. Однако Ф-22БМ имела ствол длиной 51,2 калибра, удлиненную камору под патрон зенитной пушки, дульный тормоз и угол вертикальной наводки 75°. Для Ф-22БМ были специально разработаны новые снаряды массой 7,1 кг, которыми она стреляла с начальной скоростью 710 м/с на максимальную дальность 14 060 м. Ф-22 имела ствол длиной 42,1 калибра и угол вертикальной наводки, равный 45°. Баллистика пушки Ф-22 соответствовала баллистике дивизионной пушки образца 1902/30 года – начальная скорость снаряда 655 м/с, вес снаряда 6,2 кг. В начале июля 1935 года завод №92 получил срочный правительственный заказ на изготовление опытно-валовой партии Ф-22 и Ф-22БМ по 4 орудия каждой, в течение 4 месяцев. В марте 1936 четыре пушки поступили на войсковые испытания, завершившиеся 22 апреля 1936 года. На них был выявлен ряд недостатков орудия, но, несмотря на это, 11 мая того же года Ф-22 была принята на вооружение под наименованием «76-мм дивизионная пушка обр. 1936 г.», а Ф-22БМ – под наименованием «76-мм дивизионная полууниверсальная пушка обр. 1936 г.». Обе системы были запущены в серийное производство на трёх заводах: Ф-22 на заводе №92 и ЛКЗ, а Ф-22БМ на Уральском заводе тяжёлого машиностроения (УЗТМ). В стрелковой дивизии РККА по штату 1939 года имелся лёгкий артиллерийский полк в составе дивизиона 76-мм пушек (3 батареи по 4 орудия Ф-22) и двух смешанных дивизионов (две батареи 122-мм гаубиц и одна батарея 76-мм пушек Ф-22БМ).
Успех с проектированием дивизионных орудий подвиг Грабина продолжить работы по танковому орудию. Как уже говорилось, танковое орудие проектировалось на базе автоматики пушки Ф-22. Первоначально пушка проектировалась с длиной ствола 31 калибр и получила заводской индекс Ф-32. Однако требование начальника ГАБТУ Павлова «перевооружить танки Т-28 и Т-29 на 76-мм орудия с начальной скоростью снаряда не менее 650 м/с» заставило пересмотреть проект. Длину ствола увеличили до 36,2 калибра, что увеличило скорость снаряда до 631 м/с, но большего пока Грабин достичь не мог. В апреле месяце 1938 г. были проведены войсковые испытания систем Л-10 (ЛКЗ) и Ф-32 (завод №92) в танках Т-28 на Лужском полигоне. В процессе испытаний были проведены стрельбы на определение баллистики, меткости по щитам и по местности, прочности, снятия велокривых отката и наката, под предельными углами снижения и возвышения, на скорострельность, на выяснение влияния концентрации газов в орудийных башнях и простоту обслуживания. В ходе испытаний было выявлено преимущество Ф-32, хотя и имелись отдельные недочеты. После устранения этих замечаний в августе того же года на АНИОПе проведены повторные испытания Ф-32, после чего орудие принято на вооружение как «76-мм танковая пушка обр. 1938 г.». Это орудие и было установлено в танк Т-28 образца 1938 года.
Кроме артиллерийского, танк Т-28 образца 1938 года поменял и пулеметное вооружение. Причиной замены пулемета ДТ-29 стали события в Испании. Первые танкисты-добровольцы, вернувшиеся из Испании, чуть ли не в один голос утверждали о «недостаточной производительности пулемета ДТ-29». Собственно – это и неудивительно, ведь ДТ-29 был создан на основе легкого пехотного образца, унаследовав все недостатки этой легкости. Руководство УММ РККА провело новые полигонные испытания танковых пулеметов и пришло к выводу, что пулемет ДТ-29 уже не отвечает современным требованиям. Были выработаны требования к новому пулемету: ленточное питание, тяжелый ствол, обеспечивающий длительность непрерывной очереди 500 патронов, скорострельность 700-750 выстрелов в минуту, легкость обслуживания в стесненных условиях танка, возможность использования вне танка. На конкурсе, проводившемся в 1938 году, победил образец разработки КБ-2 – конструкторов Дегтярева и Шпагина. В основу пулемета были взяты опытный авиационный пулемет ДАС образца 1933 года и опытный станковый пулемет Дегтярева образца 1930 года. Пулемету снизили скорострельность до 800 выстрелов в минуту, повысили живучесть ствола и адаптировали для использования как в танке, так и вне его. В апреле 1938 года пулемет был принят на вооружение под обозначением «7,62-мм танковый пулемет образца 1938 года ДТ-38». После налаживания серийного производства (вместо ДТ-29) «38» прописался на всех танках РККА. Не обошла эта участь и Т-28, теперь на этом танке все пулеметы были одной системы.
На танке модернизации 1938 года установили дизельный двигатель 2Д-6 (заводской индекс В-2) вместо карбюраторного мотора М-17Т. Из-за чего эта модификация получила индекс Т-28Д. Однако дизельные Т-28 начали выпускаться только в декабре 1939 года. Причиной задержки стала невозможность завода №75 обеспечить сразу всех потенциальных потребителей. Поэтому комитетом обороны было принято решение организовать производство танковых дизелей на расширенном моторном производстве ЧТЗ. ЧТЗ начал выпуск танковых дизелей 2Д-6 (500 л.с.) и 2Д-6К (600 л.с.) в ноябре 1940 года. До этого времени танк Т-28 образца 1938 года выпускался только с моторами завода №75. Претерпела изменения и трансмиссия танка. Вместо схемы 2ПР+4КПП (двухступенчатый промежуточный редуктор и четырехступенчатая коробка перемены передач) установили новую пятиступенчатую КПП с постоянным зацеплением шестерен. Это упростило управление трансмиссией и позволило довести максимальную скорость танка до 45 км/ч. Кроме того, изменили систему охлаждения мотора. Дорогой, капризный и громоздкий вентилятор был заменен вентилятором на валу главного фрикциона, а крыша МТО стала длинней.
Также было усилено бронирование танка, ЛКЗ просто не мог проигнорировать требование начальника ГАБТУ Павлова.
Бронирование танка прибавило в весе 2173 кг, плюс пришлось усиливать конструкционный набор корпуса и башен – что добавило еще 783 кг. Общий боевой вес машины составил 30 661 кг. Что не явилось пределом конструкционной возможности машины и благодаря новым бортовым редукторам, двигателю и КПП не повлияло на маневренные качества танка.
Боевая масса – 30,7 т, длина – 7,165 м, ширина – 2,91 м, высота – 2,94 м, клиренс – 0,5 м. Бронирование: лоб корпуса, щиток мехвода, маска орудия – 60 мм, борт корпуса – 37 мм, корма корпуса, борт башни – 50 мм, крыша и днище – 15-20 мм, фальшборт – 10 мм. Двигатель М-17Т или 2Д-6, мощность двигателя 450 л.с., максимальная скорость 45 км/ч, запас хода 440–490 км. Вооружение: 76-мм пушка с длиной ствола 36,2 калибра Ф-32, 4 пулемета винтовочного калибра ДТ-38 (во время марша в качестве зенитного использовался «ворошиловский» пулемет).
В соответствии с программой дублирования ключевых оборонных предприятий, находящихся в зоне досягаемости авиации потенциального противника, ЛКЗ в 1938 году начинает организовывать производство Т-28 на ЧТЗ в Челябинске. В сентябре 1939 года первый Т-28Д челябинской сборки был принят военной приемкой. С марта 1940 года, в связи с разворачиванием производства тяжелого танка Т-38 (заводской индекс КВ-1), все производство танков Т-28 переносится в Челябинск. Здесь и была проведена последняя модернизация танка Т-28, классифицированного к тому времени как «средний танк тяжелого бронирования Т-28М» (в отличие от танка Т-34, который был классифицирован как «средний танк легкого бронирования»). Собственно челябинская модернизация свелась к установке конической башни с пушкой Ф-34 на корпус свердловской штурмовой САУ АТ-5М. Однако уже в 1940 году стало ясно, что танк Т-28 достиг предела своего совершенствования. Поэтому КБ ЛКЗ была выдано задание на разработку нового среднего танка тяжелого бронирования на базе танка КВ-1. Коим стал КВ-13, запущенный в 1942 году в производство на новом танковом конвейере УЗТМ. А Т-28М был снят с производства на ЧКЗ (новое название ЧТЗ с 1941 года) в угоду увеличению выпуска танков КВ.
Боевая масса – 33,1 т, длина без пушки – 6,885 м, длина с пушкой – 7,150 м, ширина – 2,91 м, высота – 2,86 м, клиренс – 0,48 м. Бронирование: лоб корпуса низ, лоб корпуса верх, маска орудия – 63 мм, борт корпуса верх – 50 мм, борт корпуса низ – 40 мм, корма корпуса, борт башни – 50 мм, крыша и днище – 15-20 мм, фальшборт – 10 мм. Двигатель 2Д-6, мощность двигателя 500 л.с., максимальная скорость 40 км/ч, запас хода 430 км. Вооружение: 76-мм пушка с длиной ствола 42,5 калибра Ф-34, 3 пулемета винтовочного калибра ДТ-38 (во время марша в качестве зенитного использовался «ворошиловский» пулемет).
На танках Т-28 всех серий стояла одна и та же подвеска. Её конструкция была хорошо отработана производственниками и изучена в войсках. В 1938 году на опытном танке Т-28 испытывалась торсионная подвеска, но в серию она так и не пошла.
Во время Зимней войны 1939/40 годов танки Т-28 стали единственной боевой машиной СССР, способной вести боевые действия в условиях подготовленной долговременной обороны противника. Броня этих танков, хоть и пробивалась финскими ПТО, но весьма редко. Основные потери этих танков были от мин и бутылочников. Т-28 «вывезли» эту войну на своей броне – в конце февраля (когда активные боевые действия возобновились) на Карельском перешейке было сосредоточено пять ТТБр. Именно эти танки и использовались в наступательных действиях. Остальные типы танков применялись в обороне – для удержания занятой территории. В обороне слабозащищенные Т-26, колесно-гусеничные танки Т-23, средние танки Т-22 и Т-24 были значительно эффективнее, чем в наступлении. Для усиления бронезащиты танки всех типов стали экранировать еще во время боевых действий. Экранировались и Т-28 – вес броневых экранов составлял 4039 кг, толщина экранов – 20 мм. Поэтому вес Т-28 образца 1933 года составил 31 702 кг, образца 1935 года – 32 114 кг, образца 1938 года – 34 700 кг. Схема экранировки была для всех танков одинаковой.
К началу Великой Отечественной войны подавляющее большинство танков Т-28 было экранировано. Неэкранированные танки находились на складах в Ленинграде, где ожидали своего часа для капремонта и экранировки.
Всего было выпущено танков Т-28 образца 1933 года – 123 шт, образца 1935 года – 162 шт., образца 1938 года 261 шт., образца 1940 года – 258 шт., всего – 804 машины. Организационно танки Т-28 сводились в отдельные бригады тяжелых танков. Все ТТБр входили в состав резерва главного командования. Первым получил на вооружение танки Т-28 2-й отдельный танковый полк Ленинградского военного округа, затем – 1, 3 и 4-й танковые полки. 12 декабря 1935 года эти полки развернули в отдельные тяжелые танковые бригады (ТТБр), состоящие из трех линейных танковых батальонов, учебного батальона, батальона боевого обеспечения и других подразделений. Бригады дислоцировались: 1-я ТТБр – Белорусский военный округ (г. Смоленск), 4-я ТТБр – Киевский военный округ (г. Киев), 5-я ТТБр – Харьковский военный округ (г. Харьков) и 6-я ТТБр имени С. М. Кирова – Ленинградский военный округ (ЛВО) (г. Слуцк). Причем 5-я и 6-я ТТБр были смешанного состава, наряду с Т-28 в ней были и сверхтяжелые танки Т-29 (рота танков 14 шт. – четыре взвода по 3 танка + танк комроты + танк зам. комроты). Приказом наркома обороны от 21 мая 1936 года бригады выделили в Резерв Главного Командования. Они предназначались для качественного усиления стрелковых и танковых соединений при прорыве укрепленных позиций противника. В соответствии с этим велось и обучение танкистов. Подготовка танкистов на Т-28 осуществлялась во 2-й запасной танковой бригаде ЛВО, 6-й запасной танковой бригаде ЦВО, Орловском бронетанковом училище, а также на Ленинградских бронетанковых курсах усовершенствования командного состава. В 1939 году тяжелые танковые бригады перешли на новый штат, а также сменили нумерацию: 5-я стала 14-й, 4-я – 10-й, 1-я – 21-й, 6-я – 20-й им. Кирова. Структура отдельной ТТБр образца 1939 года была таковой:
После Финской войны структура ТТБр поменялась – танков осталось столько же, добавили еще один стрелковый полк и артдивизион легких САУ заменили на артполк, где был дивизион САУ СУ-8 – 12 шт. В таком виде бригада превратилась в полноценную дивизию, но их так и не переименовали. В 1941 году (до начала войны) все действующие ТТБр перевооружили танками Т-38 (КВ-1) и уже на их базе организовывали мехкорпуса. А Т-28 были переведены в резервные части, на базе которых были сформированы новые СТБр – бригады средних танков.
По материалам: https://arsenal-info.ru/b/book/1660569408/5