ТАНКИ ПОД ВОДОЙ(часть 2)

0

Часть 1

ТАНКИ ПОД ВОДОЙ(часть 2)

Принципиальная схема преодоления водной преграды танком Pz.lll

В немецкой армии во время прошедшей войны применялись танки «Пантера» и «Тигр», приспособленные (уже конструктивно) для подводного хождения. Мысль о создании танков подводного хождения в Германии, по утверждению самих немцев (журнал «Die Panzertruppen», сентябрь 1939 год), принадлежит полковнику в отставке бывшего австрийского железнодорожного полка инженеру Альфонсу фон Руттнеру.

В Германии в 1939 — 1940 гг. на заводах фирмы Майбах проводились работы по оборудованию танков Pz.III для преодоления водных преград по дну глубиной до 8 м. Применяемое оборудование имело весьма примитивную конструкцию, было ненадежным и не обеспечивало безопасности экипажа. Герметизация башни и пушки осуществлялась единым эластичным резиновым чехлом. Нижняя часть чехла в зазоре между башней и корпусом поджималась снаружи резиновым клиновым кольцом. Между башней и кольцом закладывался небольшой разрывной заряд, при помощи которого разрывался чехол после выхода танка из воды на берег. Подача воздуха в двигатель при движении танка под водой осуществлялась при помощи гибкого гофрированного рукава, нижний конец которого закреплялся непосредственно на впускном коллекторе двигателя, а верхний поддерживался над поверхностью воды с помощью плавающего буя. Выпуск отработавших газов двигателя производился непосредственно в воду через глушитель и специальный отработанный клапан. Время пребывания экипажа из пяти человек в загерметизированном танке составляло не более 20 минут и ограничивалось запасом воздуха, находящегося в замкнутом объеме танка, равном 10 м3.

Немецкие тяжелые танки «Пантера» и «Тигр» имели специальные приспособления для передвижения под водой. Конструктивно у них была предусмотрена отсечная система, обеспечивающая работу двигателя под водой и герметизация корпуса танка. Питание двигателя и экипажа воздухом при подводном хождении осуществлялось через приставную трубу, которая в разобранном виде возилась на танке. Эта воздухопитающая труба устанавливалась в специальное отверстие в корме танка, закрытое в обычных условиях броневым колпаком. При движении под водой вентиляторы выключались, а отсеки радиаторов заполнялись водой, которая, омывая их, обеспечивала нормальный отвод тепла. Вода в моторное отделение попасть не могла, так как оно герметично изолировалось от отсеков радиаторов перегородками. При подводном хождении все вентиляционные отверстия, выходящие в отсеки радиаторов, закрывались дроссельными заслонками, управляемыми из боевого отделения.
 

Перед преодолением водного рубежа все люки танка герметично закрывались, погон башни уплотнялся специальной резиновой лентой, а маска пушки и вооружение — чехлом.

Для откачивания попавшей внутрь корпуса танка воды устанавливалась специальная водяная помпа с приводом от карданного вала. Помпа управлялась рычагом, находящимся в отделении управления, сзади сидения механика-водителя.
 

Следует считать, что конструктивно предусмотренные мероприятия по обеспечению преодоления этими танками глубоких водных преград являлись хорошим замыслом. А отсечное расположение силовой установки и агрегатов системы охлаждения практически выполнялось просто и не ухудшало эксплуатационных характеристик машины.

В США в 1943—1944 гг. для преодоления бродов глубиной до 1,8 м на средних танках М3 и М4 были введены специальные комплекты оборудования, состоявшие из кожухов и надставок, устанавливаемых на впускное и выпускное отверстия.
ТАНКИ ПОД ВОДОЙ(часть 2)

Средний танк М4 «Шерман», оборудованный специальным комплектом для преодоления бродов глубиной до 1,8 м

В послевоенный период развитие оборудования для вождения танков под водой в основных зарубежных танкопроизводящих странах шло по пути заимствования идей и повторения вариантов конструкции узлов оборудования подводного вождения танков (ОПВТ), применяемых в разное время на отечественных танках Т-26-ПХ, БТ-5-ПХ, Т-34, Т-54. Так например, на американских танках М-48 и М-60А1 и на танках ФРГ типа «Леопард-1» производства 1960 года и последующих годов ОПВТ в своей конструкции имеет беспружинные (тарельчатого типа) клапаны без уплотняющих прокладок. Уплотнение броневой защиты и дульного среза пушки, амбразуры пулемета и прицела осуществлялось при помощи чехлов из прорезиненной ткани. Чехол броневой защиты пушки имеет пробки для слива воды после прохождения под водой. Применялся съемный надувной уплотнитель погона башни. Забор воздуха из атмосферы для питания экипажа и двигателя под водой производился через трубу-лаз, устанавливаемую на башне, и воздухозаборные отверстия, предусмотренные для этого на перегородке МТО. Чехлы простреливаемые, что позволяло производить стрельбу без снятия чехлов. Герметизация рабочих люков членов экипажа производилась за счет поджатия резиновых жгутов, вмонтированных в нижнюю часть крышек. По такому же принципу осуществлялось уплотнение шахт призменных смотровых приборов. Для откачки воды из танка применялись две встроенные водооткачивающие насосные установки электрического типа.

ТАНКИ ПОД ВОДОЙ(часть 2) 

Танк «Леопард-1» с установленной трубой-лазом для забора воздуха из атмосферы

На английском танке «Чифтен» и французском танке АМХ-30 дополнительно к перечисленным элементам ОПВТ применялась воздухопитающая труба малого диаметра (боевой шнорхель) и гироскопический полукомпас для выдерживания направления движения танка под водой механиком-водителем самостоятельно. На некоторых зарубежных танках можно обнаружить применение отечественной разработки способа уплотнения втулок осей балансира, выводов электро- и радиооборудования, крыши МТО, наружного газового стыка и других узлов. В отдельных случаях вместо выпускных клапанов применялась выпускная труба, сообщающаяся с атмосферой. Таким образом, четко прослеживается тенденция за рубежом следовать классической схеме ОПВТ, применяемой на отечественных танках разных поколений, что, в общем, свидетельствует о правильном направлении конструкции танков, способных преодолевать широкие водные преграды по дну под водой.

При дальнейшем развитии ОПВТ за рубежом большое внимание уделяется обеспечению безопасности экипажа при нахождении под водой, уменьшению времени на установку съемного оборудования и приведение танка в боеготовое состояние на противоположном берегу после форсирования водной преграды. Одновременно совершенствуются методы развития и оборудования переправ, эвакуации аварийных и поврежденных танков на берег, подготовки экипажей на специальных гидротренажерах и другие вопросы, направленные на обеспечение задач по форсированию водных преград танками в различной оперативно-тактической обстановке.
 

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ТАНКИ ПОДВОДНОГО ХОЖДЕНИЯ ПОСЛЕВОЕННОГО ПЕРИОДА

Танки, принятые на вооружение в последние годы войны — Т-44, ИС-2 и ИС-3, а также в первые послевоенные годы — Т-54, Т-10, не были приспособлены для вождения под водой, так как такой задачи при их конструировании не ставилось. Широкие работы по их оборудованию для подводного вождения были развернуты в 1951—1953 гг., когда был спроектирован и изготовлен экспериментальный образец ОПВТ для танка Т-54. ОПВТ включало в себя: воздухопитающую трубу, устанавливаемую на место смотрового прибора наводчика, клапанную коробку на выхлопную трубу, гирополукомпас, чехлы на МТО, амбразуры пушки и спаренного пулемета, дульного среза пушки. Для уплотнения погона башни использовалась надувная резиновая пластина. Для герметизации отдельных неплотностей и стыковочных узлов была применена специальная замазка ЗЗК (замазка защитная клейкая).
ТАНКИ ПОД ВОДОЙ(часть 2)

Танк Т-54 с ОПВТ    

ТАНКИ ПОД ВОДОЙ(часть 2)

Т-54Б входит на берег из СДК проекта 773

Испытания этого образца были проведены в 1953 году на реке Днепр. При испытаниях танк несколько раз прошел по дну Днепра шириной в месте переправы 700 метров и глубиной 5 метров. После устранения выявленных недостатков, повторных испытаний ОПВТ для танка Т-54 было рекомендовано к серийному производству.ТАНКИ ПОД ВОДОЙ(часть 2)

В учебных и аварийно-спасательных целях была разработана и принята на снабжение специальная труба-лаз, устанавливаемая на место люка командира и позволяющая проникать через нее внутрь танка. Для танков Т-62 используется серийная труба-лаз.

Труба-лаз представляет собой металлическую трубу. По всей длине трубы-лаза внутри и снаружи приварены скобы для входа и выхода экипажа из танка. Для установки трубы-лаза на танк предусмотрен специальный переходник с двумя фланцами. Для герметичного присоединения переходника с башней танка и с трубой-лазом на обоих его фланцах приклеены резиновые прокладки. В верхней части трубы приварен поручень, на который, при преодолении водной преграды, устанавливается сигнальный электрический фонарь. Питание фонаря осуществляется от бортовой сети танка.

Работы по оборудованию танков для подводного вождения, выполненные до 1962 года, явились основой для разработок ОПВТ для танков последующих поколений: Т-64, Т-72, Т-80 и их; модификаций, которые совершенствовались и совершенствуются в направлении увеличения доли встроенных элементов оборудования применения системы «глубокий брод», повышения безопасности экипажа, сокращения времени подготовки танка к движению под водой и приведения его в боеготовое состояние после форсирования водной преграды.

В 1955 году были проведены испытания танков Т-54 с ОПВТ заводского изготовления, результаты которых показали возможность танков Т-54 с ОПВТ данной конструкции преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 метров и шириной до 700 метров.

В 1957 году танки Т-54 и все модификации стали серийно выпускаться с ОПВТ, часть которого была несъемной, а часть съемной и возимой на танке. На протяжении последующих лет совершенствовалась созданная конструкция ОПВТ, разрабатывались новые его образцы, в том числе для тяжелых танков ИС-2, ИС-3, Т-10М и бронетягачей БТС-2 и БТТ.

За основу этих разработок был взят образец ОПВТ для танка Т-54. В 1959 году был разработан, изготовлен и испытан вариант ОПВТ для танка Т-54 (Т-54А, Т-54Б, Т-55), обеспечивающий движение под водой на глубине до 7 метров. Данный вариант ОПВТ был рекомендован для применения на танках Т-54 всех модификаций и танка Т-55.

В 1961—1962 гг. проводились работы по созданию, изготовлению и испытаниям ОПВТ для танка Т-62. За основу был также принят вариант, разработанный для танка Т-54 и хорошо зарекомендовавший себя при эксплуатации в войсках.

На танках 2-го послевоенного поколения Т-64, Т-72 и Т-80 ОПВТ разрабатывалось отдельно для каждой машины. Основное внимание при этом уделялось сокращению времени на подготовку к преодолению ВП. Известно, что на подготовку танка для преодоления ВП затрачивается от 15 до 40 минут в зависимости от типа машины. Частично эту задачу решили на танках Т-80У и Т-80УД на которых устанавливается система «брод», позволяющая без подготовки преодолевать водную преграду глубиной до 1,8 м. Учитывая, что водная преграда с данными характеристиками может встречаться на поле боя достаточно часто, внедрение этой системы позволяет танкам быть более автономными и преодолевать водные рубежи без затрат времени на подготовку.

ТАНКИ ПОД ВОДОЙ(часть 2)

Конструктивные особенности ОПВТ танков 2-го поколения ограничивали глубину преодолеваемого водного рубежа до 5 м при ширине до 1000 м.

За основу ОПВТ для танка Т-72 было принято ОПВТ танка Т-62 с учетом внедрения всех конструктивных особенностей, направленных на повышение надежности и сокращение времени подготовки и демонтажа элементов ОПВТ. У танка Т-64 предусматривалось заливать забортной водой радиаторы, что решало проблему охлаждения двигателя, а для танка Т-80 охлаждение и вовсе не требовалось.

Выявленные возможности танков Т-72 и Т-80 превышают предъявляемые к ним требования. Так проведенными испытаниями установлено, что машины данного типа могут преодолевать водные преграды глубиной 7 м, а танк Т-80 может преодолевать водную преграду без трубы для выхлопных газов. Танк с одной лишь воздухопитающей трубой свободно преодолевает водную преграду глубиной до 4 м.

Если ранее затопление аварийного танка для выхода экипажа осуществлялось путем снятия триплексов у механика-водителя, что небезопасно и не дает возможности приостановить затопление в случае необходимости, то на танках последнего поколения затопление осуществляется за счет поднятия люка механика-водителя. Конструктивно люк выполнен так, что при его открывании и закрытии он не опускается весь сразу и требует минимального усилия на рычаг.
 

 

Теги:

Подписаться
Уведомить о
guest

2 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account