«Tank všeobecného použití» — чехословацкая послевоенная программа по созданию среднего танка.
В избранноеВ избранномRemoved 0
Когда в 1945 г. Чехословакия была освобождена войсками СССР и союзников, встал вопрос о переформировании чехословацкой армии. Существовавшие до войны образцы вооружения уже не соответствовали требованиям времени, поэтому началась разработка новых военных программ. До 2 Мировой войны Чехословакия обладала весьма развитой танкостроительной промышленностью, которая использовалась во время войны немцами. Несмотря на оккупацию, продолжалась разработка новых видов танков и САУ по немецким заказам. Так были созданы опытные образцы легких танков Т-15, Pz. 38nA, проекты средних танков Т-22, Т-24 и Т-25, на вооружение были приняты, производившиеся на чехословацких заводах САУ Hetzer, Grille и Marder III.
Первоначально войска вновь созданной армии Чехословакии получили танки и САУ от СССР (Т-34-76, Т-34-85, СУ-76 и СУ-100), а так же трофейные немецкие Pz. IV и Pz. V. Так же было решено достроить часть САУ Hetzer.Однако уже в конце 1945 г. чехословацкое руководство приняло решение о разработке собственного среднего танка.
17 октября 1945 г. Военно-технический институт отправил начальнику штаба чехословацкой армии предложение по техническим характеристикам нового танка. Он должен быть иметь массу 30-33 тонны, быть вооруженным пушкой калибром от 85 до 105 мм с боезапасом в 80 снарядов, и иметь броню толщиной от 20 до 65 мм. Танк предлагалось оснастить дизельным двигателем, позволявшим развить скорость 50 км/ч. Экипаж — 5 человек. Подходящими орудиями для такого танка сочли трофейные немецкие 88мм и 105мм зенитные пушки.
Работы проводились в рамках программы "Tank všeobecného použití" ("Танк общего назначения") или TVP — такой индекс получили проекты танков созданных в рамках программы с 1946 по 1950 г. Первый черновой проект был создан уже в марте 1946 г. в самом Военно-техническом институте. В нем явно прослеживается влияние и немецкой, и советской школ танкостроения. На танк предполагалось установить длинноствольное 75мм орудие либо 88мм немецкого образца.
В работу по программе TVP включились компании Skoda и ČKD Praga.
Так фирма Skoda в 1946 и 1947 гг. представила 2 проекта среднего танка под внутренним кодом Т-50. Проект от 8 декабря 1946 г. — с 88мм орудием, а 1947 г. — уже со 100мм собственной разработки.
Фирма ČKD Praga тоже представила несколько проектов под индексом Т-51.
Проект этой фирмы 1947/48 годов имел следующие технические данные:
Размеры: длина: 6,5 м., ширина: 3,2 м., высота: 2,8 м.
Бронирование корпуса: лоб: 65мм под углом в 60 град., борта и корма: 40мм, верх и низ корпуса: 20-30мм.
Бронирование башни: лоб: 100мм, остальные части: 65мм.
Двигатель: 750 л.с.
Вооружение: Орудие: 100мм, разработки фирмы Skoda. Пулеметы: 2 х 7,62мм и 1 х 12,7мм.
В 1949 г. конструкторы ČKD Praga предложили вариант с усиленным бронированием и исполнением лобовой детали корпуса по типу советского тяжелого танка ИС-3.
В конце 1949 г. руководство вооруженных сил предложило фирмам ČKD Praga и Skoda объединить усилия в разработке среднего танка. Этому проекту был присвоен условный индекс Т-50/51. Бронированный корпус инженеры разрабатывали совместно, башню и орудие должна была предоставить фирма Skoda, специалисты которой создали 2 варианта 100мм орудия с длинной ствола в 53 и 55 калибров под кодом AK-1. Варианты дизельных двигателей каждая из компаний должна была представить самостоятельно, но в 1950 г., для ускорения работ, инженеры ČKD Praga предложили использовать модернизированный советский дизель В-2, лицензионное производство которого началось в Чехословакии в 1949 г. Так же была полностью переработана ходовая часть танка. В начале 1950 г. был подготовлен проект танка со 100мм орудием и 100мм бронированием лба корпуса, который должен был по своим параметрам соответствовать советскому Т-54.
Компании планировали изготовить прототип танка из неброневой стали к 30 апрелю 1952 г., а из броневой к 30 ноября 1952 г. Однако, заказ и финансирование на создание прототипа не были выданы. Несмотря на множество оригинальных решений, проектам чехословацких конструкторов оказалось тяжело выдержать конкуренцию с уже отработанными в производстве советскими танками. Чехословацкое правительство после 1947 г. все больше ориентировалось на СССР и начало переговоры о лицензионном выпуске танков Т-34-85 и САУ СУ-100, производство которых началось в Чехословакии в 1949 г. Руководство чехословацкой армии в 1950 г. было удовлетворено качеством поступивших в войска танков Т-34-85, а в будущем планировалось приобрести в СССР лицензию на производство танков Т-54.
К истории программы TVP необходимо добавить то, что планировалось сделать созданный по ней танк, базой для противотанковой САУ с орудием калибра 100мм и САУ поддержки с орудием 152мм. Были проекты как башенных, так и безбашенных САУ. Таким образом, в случае осуществления программы, Чехословакия получила бы триплекс "Танк — ПТ-САУ — САУ" с единой базой и высокой степенью унификации.
Источники:
Dubánek, M. Od bodáku po tryskáče. Nedokončené československé zbrojní projekty 1945–1955, Praha, Mladá fronta 2011.
Pejčoch, I. Tanky Praga : historie obrněných vozidel ČKD 1918-1956. Cheb : Svět křídel, 2007.
http://forum.valka.cz/viewtopic.php/title/CZK-T-50/t/36233.
Пост-источник: http://alex-mistch.livejournal.com/1679.html