31

Данный материал, представляющий собой сделанный в пакете SketchUp набор изображений, выкладывается на сайт в продолжение обсуждения в статье «Мир красной Германии и красной России. Бронетехника-3. Штурмовые и средние танки».

Достаточно давно в одной из статей посвящённых бумажным проектам танков СССР, танки Асафова были, довольно, подробно рассмотрены. Естественно ни о какой 3D графики тогда речи не шло.

Эта статья будет посвящена исключительно работам В. Асафова и снабжена графикой коллеги schlippenbach из его ЖЖ.

Содержание:

Предпосылки к созданию проектов

Как известно танк Гротте или ТГ, появился в далёком 1931 году. Эта машина на много опередила своё время и содержала в своей конструкции множество различных ноу-хау, что автоматически вылилось в её запредельную цену (один ТГ стоил как 25 БТ-2).

Естественно, даже великолепный тяжёлый танк, сравнительно, неразвитый Советский Союз строить не мог. ТГ мог стать только штучным танком, а СССР требовался танк массовый. Но наработки Эдуарда Гротте выбрасывать на помойку, советское руководство посчитало неразумным, а вместо этого поручило инженеру В. Асафову (к сожалению, не удалось найти фото этого конструктора) адаптировать машину для нужд массового производства, и насколько это возможно упростить конструкцию и уменьшить её цену.

Асафов создал три проекта своих танков, которые носили название ТА (танк Асафова) и начнём их рассмотрение, как и положено, с первого.

ТА-1 (Т-1001)

В своём первом танке Асафов конструкцию Гротте решил кардинально не менять и оставил форму корпуса и компоновку как на танке немецкого инженера. А вот основные изменения коснулись ходовой части танка.

На ТА-1 была установлена подвеска Кристи, которая уже была знакома в СССР. Правда в отличие от оригинального американского танка она была вынесена за пределы корпуса машины.

В качестве силовой установки, для своей машины, Асафов предусмотрел бензиновый двигатель типа «Либерти», хорошо зарекомендовавший себя в авиации. Правда предусматривалась ещё и установка на танк мотора BMW-IV, который только осваивала наша проиышленность

Ещё Асафов убрал рубку, которая была на танке Гротте. А вместо неё на машине должна была появиться полноценная конусная башня.

Кстати, установка башни была запланирована и танк Гротте.

Башни танка должны были изготавливаться при помощи штамповки и сварки, что было достаточно революционным решение для начала 30-х.

Броня на танке должна была быть не противоснарядная, как например, на танке Гротте, и составляла максимум 20 мм в лобовой проекции, Что могло защитить от, максимум, пуль крупнокалиберных пулемётов и противотанковых ружей.

Однако, это дало возможность иметь очень приличную массу машины, она не должна была превышать 18,5 тонн, что соответствует показателям среднего танка. Соответственно и стоимость машины должна была быть не такой запредельной как на ТГ.

Вооружение танка оставили таким же, как на ТГ. В качестве основного вооружения для машины была предусмотрена 76,2 мм пушка ПС-19, которая считалась одной из самых мощных 3-х дюймовых пушек своего времени. В качестве дополнительного вооружение во второй башне должна была быть использована 37-мм пушки ПС-2.

К сожалению, даже опытного образца машины построено не было. Дело в том, что в это время началось увлечение в СССР танками на колёсно-гусеничном ходу, и Асафову поручили адаптировать свою машину для такого способа движения, тем более что подвеска Кристи для этого очень хорошо была приспособлена.

ТА-2 (Т-1002)

В принципе Асафов сделал всё согласно техническому заданию. Он не стал в своём первом проекте ни чего менять кроме подвески, которая теперь предусматривала возможность движения на колёсах, без гусениц.

Теперь подвеска стала достаточно мудрёной. Без гусениц машина должна двигаться на трёх колёсах. При этом задняя пара колёс была ведущей, а привод на них осуществлялся от бортовых фрикционов. Передние колёса большого диаметра должны были быть предназначены для управления. Средняя тележка, при движении на колёсном ходу, поднималась.

Кроме этого, на машине поменялся состав вооружения, теперь на ней в бортах появилось два пулемёта, которые должны были использоваться для огня в бок при пересечении вражеских окопов.

Как мне кажется, расположение пулемётов не очень удачно. Располагаясь под гусеницами, пулемёты будут забрасываться грязью, что может помешать вести огонь.

О бронировании конкретно этой машины данных мне найти не удалось, но известно, что его масса должна была возрасти до 27 т. Понятно, что узлы и механизмы, предназначенные для колёсного хода, такой добавки в массе дать не могли, поэтому можно предположить что для ТА-2 предусмотрено было усиленное бронирование.

Не смотря на увеличенную массу, танк по проекту должен был иметь достаточно приличную скорость:

  • На колёсах – 80 км/час:
  • На гусеницах – 50 км/час.

Проекты танков Асафова. ТА-1, 2 и 3

Проекты танков Асафова. ТА-1, 2 и 3

ТА-3 (Т-3)

Почему ТА-2, который полностью удовлетворял требованиям военных, не пошёл, хотя бы, в опытное производство, данных у меня нет, но есть предположение, что военные дали задание на проектирование уже не среднего, а тяжёлого танка. В подтверждение этого тезиса говорит то, что по проекту масса ТА-3 должна была подняться до 32 тонн.

Теперь машина должна была стать длиннее и её общая длинна, должна была составить, приличные, 8 метров. Такое изменение габаритных размеров было сделано для улучшения возможности машины пересекать вражеские окопы и противотанковые рвы.

Другой важной особенностью проекта можно считать исчезновение сверху основной башни, башенки с 37 мм пушкой. При этом пушка меньшего калибра на машине осталась, но её разместили спаренной с основным оружием. Правда, оба орудия имели независимые друг от друга механизма наводки.

Ещё, важной особенностью обновлённого проекта, стала замена пулемётов Максима на, стандартные для советских танков, пулемёты Дегтярёва (ДТ).

Бронирование машины так же существенно возросло и стало противоснарядным. Теперь лоб корпуса защищала 40 мм броня (вероятно, такая же броня была и танке ТА-2).

Естественно увеличение массы не могло ни сказаться на динамических характеристиках машины. Теперь её скорость составила:

  • Максимальная скорость на колёсах – 75 км/час;
  • Максимальная скорость на гусеничном ходу – 45 км/ч.

Ещё одним требованием для нового танка была противохимическая защита, и новая машина им удовлетворяла. Новый танк должен был получить герметичный корпус.

В целом эта машина полностью удовлетворила требованиям военных, но задание на строительство, даже, опытной машины получено не было. Так как было отдано предпочтение тяжёлому танку Т-35.

Проекты танков Асафова. ТА-1, 2 и 3

Проекты танков Асафова. ТА-1, 2 и 3

Резюме

Честно говоря, трудно судить о том были ли отказ от строительства ТА-3 ошибкой? Но зная судьбу конкурента – Т-35 можно с уверенностью сказать, что хуже от этого точно бы не было. Учитывая хроническую ненадёжность Т-35, как мне кажется ТА-3, вполне, мог его превзойти на испытания, а учитывая вполне современную, даже для 40-х годов, конструкцию то он мог пойти в производство и на начало Великой Отечественной войны СССР бы обладал довольно приличным парком тяжёлых машин и опытом их применения.

Хотя, конечно, с КВ, танки Асафова, вряд ли бы могли тягаться.

Источники:

https://schlippenbach.livejournal.com/29298.html

https://schlippenbach.livejournal.com/29561.html

https://schlippenbach.livejournal.com/29831.html

Подписаться
Уведомить о
guest

17 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account