Танк Т-50 и машины на его базе с альтернативным вариантом дизеля В-4. Часть 2
В декабре 1942 года КБ завода №174 начинает эскизное проектирование новых шасси для создания легких САУ с 85-мм с баллистикой зенитной пушкой 52-К образца 1939 года. Машины выполнены удлиненном шасси танка Т-50 как с обычным расположением моторной группы, так и с компоновкой по типу А-44 и СУ-76. В январе 1943 года оба шасси выходят на испытания.
Одновременно с этим происходит знаковое событие – под Ленинградом был подбит и захвачен PzKpfw VI. После обследования было созвано совещание, на котором были определены меры по ликвидации наметившейся опасности. После данного заседания КБ заводов №092 (В.Г. Грабин) и №9 (Ф.Ф. Петров) были выданы ТЗ на создание танковой 85-мм пушки с баллистикой пушки 52-К. Заводу №9 удалось создать более компактную и дешевую пушку Д5-С85. Кроме того специально для САУ завода №174 Петровым был разработан вариант пушки с дульным тормозом. До середины февраля 1943 года производятся доработки и устранение неисправностей ходовой части опытных машин (введено подрессоривание на всех катках, кроме четвертого). До середины марта – испытания пушек возкой и стрельбой.
Более перспективным признается вариант с передним расположением двигателя и трансмиссии, как обладающий при одинаковом бронировании меньшей массой, более плотной компоновкой и большей технологичностью в производстве. Однако завод №174 имеет уже налаженное массовое производство, а также новая информация о немецких танках PzKpfwV и PzKpfwVI делают выбор АБТУ РККА в пользу более консервативной компоновки, требующей меньших переделок конвейера. Директор, главный инженер и конструктор завода №174 в конце февраля 1943 года клятвенно обещают руководству страны в кратчайшие сроки освоить массовое производство новой САУ с переднемоторной компоновкой.
Новой САУ дается зеленая улица. Машина получает наивысший приоритет и под обозначением СУ-50-85 запускается в серийное производство. В начале мая новые САУ начинают сходить с конвейера.
К осени 1943 года в войска стали поступать танки Т-34-85 и нужда в истребителях танков на базе легкого танка перестала быть столь острой. В октябре 1943 года КБ завода в инициативном порядке начало разрабатывать легкий танк с пушкой Д5-С85. Для этой цели были взяты стандартное шасси САУ-50-85 и башня от серийного танка Т-34-85. Одновременно с этим КБ завода 174 получило от АБТУ РККА ТЗ на разработку артсамохода на базе шасси СУ-50-85 с 122-мм гаубицей Д-11, баллистика которой идентична баллистике гаубицы М-30.
В декабре 1943 две опытных машины вышли на ходовые испытания. В январе-феврале 1944 года состоялись испытания возкой и стрельбой.
Обе машины успешно прошли испытания, опытный легкий танк мало в чем уступал как Т-34-85, так и СУ-50-85. Но решением АБТУ РККА было принято решение использовать шасси СУ-50-85 в качестве базы для машин сопровождения пехоты. Поэтому было решено сосредоточить завод №174 на выпуске САУ-50-122, сняв с производства как танк Т-50-76 (ему имелся аналог в виде ленд-лизовского танка «Валентайн»), так и СУ-50-85. Попытки завода №174 выйти на руководство АБТУ РККА с инициативной разработкой — создание САУ с 152-мм гаубицей Д-15 не нашло понимания — орудия этого калибра было решено использовать для вооружения тяжелых танков и САУ.
В августе 1944 года КБ завода №174 получило из АБТУ РККА ТЗ на разработку ЗСУ с 37-мм пушкой 61-К обр. 1939 г.. В октябре 1944 года завод №174 вывел на испытания новую самоходную установку. Испытания и устранение замечаний продолжались до декабря 1944 года, после чего САУ-50-122 и ЗСУ-50-37 выпускались параллельно.
Таблица ТТХ танка Т-50 и машин на его базе