Танк-лягушка. Танк преодоления препятствий ТПП-2. СССР
Советские и зарубежные танки межвоенного периода показывали достаточно высокие характеристики проходимости, но не всегда могли справиться с имеющимися препятствиями. Слишком широкая траншея или чрезмерно высокая стенка могли остановить наступление боевых машин и заставить их ждать помощь. В тот период предлагались самые разные способы повышения проходимости, и один из самых смелых был реализован в проекте «Танка преодоления препятствий» ТПП-2.
В тридцатых годах прошлого века вместе с другими советскими предприятиями темой повышения проходимости занимался ленинградской завод №185 им. С.М. Кирова. В середине 1937 года конструктор В.В. Линцер предложил любопытный вариант резкого увеличения основных ходовых характеристик, предусматривавший использование специального дополнительного оснащения. Согласно предложенной концепции, танк должен был не переезжать через сложное препятствие, но перепрыгивать его.
Танки традиционных конструкций могли прыгать и отрываться от земли только в двух случаях: при разности высоты поверхностей движения либо при наезде на некий трамплин. Согласно предложению В.В. Линцера, танк не нуждался в них, поскольку должен был нести специальные устройства, позволяющие ему выполнять прыжки в любой момент и на любой местности. При этом появлялась возможность использовать для прыжка накопленную кинетическую энергию движущейся машины, не прибегая к исключительно сложным и неоправданным решениям.
Любопытное предложение было принято к реализации, и в кратчайшие сроки конструкторы завода №185 разработали опытный образец-демонстратор технологии. Испытывать новые системы предлагалось при помощи особой машины-тягача, собранной на основе узлов и агрегатов серийного легкого танка Т-26. Исходную конструкцию заметным образом переработали, уменьшив ее массу и оснастив рядом новых устройств.
Опытный образец прыгающей бронемашины получил название «Танк преодоления препятствий» или ТПП-2. Почему в сокращенном названии присутствовала именно двойка – неизвестно. Какие-либо сведения о существовании проекта с обозначением ТПП-1 отсутствуют, что вызывает вопросы. Насколько известно, в рамках оригинального проекта был разработан и построен только один опытный образец.
Опытный ТПП-2 предназначался только для проверки необычных идей, и потому отличался от серийного Т-26 отсутствием ряда агрегатов. В первую очередь, танк преодоления препятствий не нуждался в башне. Кроме того, были удалены броневая крыша и некоторые элементы подбашенной коробки. Взамен машина получила листы конструкционной стали. Ходовая часть лишилась крыльев, а из корпуса убрали укладки боеприпасов и иное оснащение боевого отделения. Наконец, во время испытаний предлагалось заправлять топливные баки общей емкостью 290 л лишь на треть – это позволяло уменьшить общую массу машины на 130-140 кг.
Будучи переработанной версией серийного танка, ТПП-2 сохранил большую часть элементов корпуса. Лобовой агрегат, борта, днище и корма машины не изменялись и, как и ранее, имели толщину до 15 мм. Сохранялась узнаваемая форма корпуса с лобовой частью, собранной из наклонных деталей, вертикальными бортами и заваленной назад крышей моторного отсека. Компоновка корпуса изменилась в соответствии с новыми задачами. В передней его части по-прежнему находились агрегаты трансмиссии, за которыми располагался водитель. Боевое отделение отсутствовало, а часть его объемов использовали для установки нового оборудования. В корме располагались двигатель и часть агрегатов силовой установки.
Вместо стандартной подбашенной коробки переработанный корпус Т-26 получил новые агрегаты. Использовался короб меньшей высоты, собранный из конструкционной стали. Левая его часть имела крупный люк для доступа к внутреннему оснащению танка, а справа на нем поместили выгнутую крышу, под которой находился механик-водитель. При этом корпус сохранил штатный люк водителя со створкой в проеме лобового листа.
В кормовом отсеке ТПП-2 находился бензиновый двигатель ГАЗ-Т-26 мощностью 90 л.с. Там же оставался однодисковый главный фрикцион, связанный с карданным валом. Последний проходил вдоль корпуса и соединялся с пятиступенчатой коробкой передач переднего расположения. Через механизм поворота и одноступенчатые бортовые передачи крутящий момент поступал на передние ведущие колеса.
Была сохранена имеющаяся ходовая часть с восемью опорными катками малого диаметра на каждом борту. Катки попарно устанавливались на коромыслах, которые по два собирались в тележки с листовыми рессорами. В передней части корпуса находилось крупное ведущее колесо, в корме – направляющее.
Проект ТПП-2 предусматривал внедрение в состав трансмиссии некоторых новых агрегатов. Кроме того, определенной переделке подвергалась ходовая часть танка. В результате, как ожидалось, машина смогла бы в любой момент времени совершать прыжок, не нуждаясь в перепадах высот или трамплинах.
Привод новых агрегатов осуществлялся за счет отбора мощности от коробки передач. Через систему редукторов и валов, по команде водителя, крутящий момент передавался на четыре бортовые передачи, расположенные на уровне осей тележек ходовой части. От этих редукторов отходили полуоси, выведенные через трубы на бортах корпуса наружу. Редукторы позволяли полуосям вращаться только в одну сторону, а кроме того, в нужный момент отключали привод и обеспечивали их свободное вращение.
Самым заметным нововведением проекта ТПП-2 стали четыре эксцентрика, предлагавшиеся для монтажа на бортовых валах. На каждом борту машины имелось по два таких устройства. Каждый эксцентрик представлял собой изделие сложной формы, собранное из нескольких деталей. Основой эксцентрика являлась металлическая пластина с перфорацией, закрепляемая непосредственно на полуоси. На изогнутой грани пластины предусматривалась установка широкого грунтозацепа с неким подобием протектора. Ломаная грань, в свою очередь, усиливалась металлической полосой.
Согласно задумке конструкторов, во время движения танк должен был развивать заданную скорость, позволявшую использовать специальное оборудование и выполнять прыжки. Подходя к препятствию, водитель должен был включать отбор мощности на эксцентрики, вследствие чего те проворачивались и входили в соприкосновение с грунтом. Сразу после этого их привод отключался. Сила трения и кинетическая энергия машины заставляли эксцентрики проворачиваться и прокатываться по грунту. За счет особой своей формы они могли бы подбросить танк в воздух на небольшую высоту. Подброшенный танк продолжал по инерции двигаться вперед, в результате чего получался бы самый настоящий прыжок. После этого эксцентрики планировалось возвращать в исходное положение, при котором изогнутая поверхность с грунтозацепом находилась на уровне крыши корпуса.
По очевидным причинам, экспериментальный танк не должен был нести какое-либо вооружение. Впрочем, при получении приемлемых результатов можно было бы создать новый вариант «танка преодоления препятствий», имеющий то или иное оружие.
Экипаж опытной машины был сокращен до одного человека. Он помещался позади трансмиссии, со сдвигом к правому борту. Конструкторы понимали, что прыжки и падения на грунт не самым лучшим образом скажутся на удобстве работы водителя, и потому приняли определенные меры. Водительское кресло установили на гидравлических амортизаторах, поглощающих энергию толчков. Кроме того, его оснастили ремнями безопасности. Попадать на свое место водитель должен был через передний люк, как и на базовом танке.
Доработки серийного танка Т-26 привели к определенному изменению габаритов, а также к сокращению снаряженной массы. Длина танка ТПП-2, как и ранее, незначительно превышала 4,6 м. Вследствие установки эксцентриков общая ширина машины достигла 3 м. Удаление башни привело к сокращению общей высоты до 1,7 м.
По известным данным, облегченный корпус весил 4,77 т, на коробку передач и специальную трансмиссию приходилось еще 334 кг. Подвеска и гусеницы имели массу 940 и 748 кг соответственно. Четыре эксцентрика – 484 кг. Полная масса опытного танка ТПП-2 без учета топлива и водителя определялась в 7276 кг. Для сравнения, серийный танк Т-26 весил 8,3 т. В отчете об испытаниях такое сокращение массы назвали несущественным.
С точки зрения ходовых характеристик ТПП-2 должен был соответствовать базовому Т-26. При этом неполная заправка баков, необходимая для облегчения машины, сокращала запас хода. Согласно расчетам, особую трансмиссию и эксцентрики следовало применять при скорости 25 км/ч. На такой скорости они могли отправить танк в полет длиной несколько метров.
В начале осени 1937 года завод №185 им. Кирова начал сборку опытной машины нового типа. 26 ноября ее вывели на заводские испытания. Проверки начались с установки танка на подставки и тестирования новых систем. Все агрегаты работали нормально и выполняли свои функции. По команде водителя эксцентрики начинали движение и в заданной точке их привод отключался. В тот же день опробовали электрический стартер и другие системы.
27 ноября состоялись первые испытания с прыжком. На беговой площадке завода танк разогнался до 23-25 км/ч, после чего включил привод эксцентриков. Аппаратура сработала правильно, но танк не поднялся в воздух. Эксцентрики забуксовали на обледенелом грунте, вследствие чего танк пошел юзом и потерял скорость. После такой проверки специалисты изучили состояние техники. Было выявлено шесть поломок и повреждений разных агрегатов. Имели место срезы зубьев на шестернях, задиры на полуосях привода эксцентриков и т.д.
Следующие недели ушли на ремонт опытного танка и подготовку к новым испытаниям. Вместе с заменой поврежденных деталей осуществлялась доработка прочих устройств. В частности, были усилены грунтозацепы эксцентриков. 26 декабря ТПП-2 вновь вышел на полигон. Специально для новых проверок была организована дорожка из плотно укатанного снега, посыпанного песком. В расчетном месте отключения привода эксцентриков, где танк должен был оттолкнуться и прыгнуть, уложили деревянный настил.
Первый заезд 26 декабря завершился частичным успехом. Танк провернул эксцентрики, после чего вывесился в воздухе. Однако включение привода специальных механизмов привело к падению оборотов двигателя и некоторому сокращению скорости за считанные мгновения перед прыжком. В итоге полет танка оказался коротким во всех отношениях и завершился посадкой на гусеницы с достаточно сильным ударом о грунт.
Вторая проверка, состоявшаяся в тот же день, дала иные результаты. Во время вывешивания на эксцентриках танк стал терять скорость. Те не смогли провернуться с нужной скоростью, и машина, приподнявшись на минимальную высоту, жестко приземлилась на гусеницы. Прыжок не получился. Как вскоре выяснилось, причиной этого стало заклинивание полуосей эксцентриков в бортовых трубах. Кроме того, от механических нагрузок и ударов о грунт были сломаны несколько деталей трансмиссии и появились трещины в разных картерах.
31 декабря ТПП-2 вновь вышел на испытательную площадку. Перед этим машина прошла ремонт, а также лишилась воздухоочистителя, оказывавшего негативное влияние на максимальную скорость. Также была улучшена дорожка, на которой проводились опытные заезды. На этот раз планировалось проверить машину на скоростях, превышающих изначально рекомендованные.
Разогнавшись по дорожки до скорости 30 км/ч, «Танк преодоления препятствий» включил эксцентрики и вывесился на них. Затем он резко потерял скорость и упал на гусеницы. Прыжок получился весьма условным, поскольку танк пролетел над землей минимальное расстояние. На этом испытания были остановлены ввиду отсутствия какого-либо прогресса.
Через несколько дней после этого Автобронетанковое управление Красной Армии выпустило отчет об испытаниях, в котором подводились итоги всего проекта. В первую очередь, авторы отчета отмечали, что танк ТПП-2 на практике подтвердил принципиальную возможность использования возимых средств, способных отправить боевую машину в полет. Однако сам опытный образец, показавший это, имел целый набор недостатков. Как следствие, он не мог в полной мере реализовать идеи, лежащие в основе проекта.
АБТУ отмечало удачность новых механизмов с конструкторской точки зрения. Все новые агрегаты занимали минимальный объем внутри корпуса, но при этом давали заметный прирост ходовых характеристик. Также положительную оценку получила новая конструкция водительского кресла, включавшая развитые средства амортизации.
Главная проблема ТПП-2 крылась в недостаточно мощном двигателе и сравнительно малой скорости движения. Разгон до 25-30 км/ч не позволял набрать кинетическую энергию, достаточную для полноценного прыжка. Кроме того, базовое шасси танка Т-26 имело слишком жесткое подрессоривание, что приводило к чрезмерно сильным ударам при приземлении и последующему разрушению деталей. Также нуждалась в совершенствовании система привода эксцентриков, в которой наблюдались излишние трения, вплоть до снятия стружки и появления задиров. Согласно отчету, дальнейшие испытания ТПП-2 не имели смысла, и машину следовало перевести на роль обычного тягача при цехах завода.
Согласно рекомендациям армейских специалистов, промышленность должна была продолжить развитие оригинального предложения, в результате чего могли появиться новые «танки преодоления препятствий» с особыми устройствами на бортах. Тем не менее, этого не произошло. В конце тридцатых годов советское танкостроение выполняло большое число заказов на поставку серийной бронетехники, а кроме того, разрабатывало многочисленные новые проекты. В условиях дефицита свободных ресурсов и специалистов заводы не могли заниматься всеми новыми предложениями. По этим причинам идея танка с бортовыми эксцентриками, несмотря на одобрение военных, не получила развития. Новые образцы такого рода больше не разрабатывались и не строились.
По материалам:
- https://alternathistory.ru/
- https://yuripasholok.livejournal.com/
- https://shushpanzer-ru.livejournal.com/
- Солянкин А. Г., Павлов М. В., Павлов И. В., Желтов И. Г. Отечественные бронированные машины. XX век. – М.: Экспринт, 2002. – Т. 1. 1905–1941.
ПРИЛОЖЕНИЕ:
источники:
- https://topwar.ru/142135-tank-preodoleniya-prepyatstviy-tpp-2.html
- https://www.youtube.com/watch?v=BT2iOOrDEIk&feature=emb_logo