19

22 апреля 1930 года в действие вступил Лондонский морской договор…

Начало мая 1930 года. Москва. Кремль. Кабинет Сталина.

Разговор «тет-а-тет» главы советского правительства Вячеслава Михайловича Молотова и главы ВКП(б) Иосифа Виссарионовича Сталина. Никаких стенограмм! Совершенно секретно!

– Так что мы будем делать, Иосиф Виссарионыч?

– Вячеслав Михайлович, а что Муклевич по этому поводу думает?

– Он не думает, он скачет от восторга как мальчишка, которому отец пообещал новый велосипед…

– А если это провокация?

– Так он потому и прибежал ко мне, даже Ворошилова в известность не поставив, что решил, будто намечается грандиозная провокация. Причём против него лично. Или вербовка. Шутка ли, военно-морской атташе посольства Японии по неофициальным каналам попросил приватной аудиенции у начальника морских сил РККА!

– Но ты ведь дал ему «добро» на эту встречу.

– С твоего благословения… как ты помнишь. И даже переводчика к нему приставил не из НКИДа, а из зарубежного отдела ОГПУ (Особое Государственное Политическое Управление – организация-предшественница НКВД). И что нам теперь делать? Может, японцев просто послать к такой-то матери, а Муклевича, на всякий случай, расстрелять как польско-японского шпиона?

– Расстрелять его мы всегда успеем. Так всё-таки, что он сам об этом думает?

– Он обеими руками, конечно, «за». То-то мне и подозрительно! Говорит, мол, царские «Светланы» – устарели. Мы – с его же, кстати, подачи, основательно перестраиваем «Адмирала Лазарева» в «Красный Кавказ», но что из этого получилось, покажут только испытания, запланированные на будущий год. Одна морока с этим «Кавказом»…. Дорогая игрушка, а толку? В любом случае, по сравнению с новейшими заграничными крейсерами, наш будет тихоходнее. И дальность мала, и с вооружением ещё не всё ясно. 180-мм пушка – сырая. Да и калибр ни то ни сё. Уже не 6 дюймов, но ещё и не 8. Мне эта затея с самого начала казалась очень подозрительной…

(Крейсер «Красный Кавказ»)

– Т. е. Муклевич понимает всю ответственность и однозначно «за»?

– Безусловно. Клюнул, будто карась, прочно заглотивший наживку…

Тут бы ещё раз всё обдумать, но дело в том, что нам надо принять решение уже сегодня.

– Что за спешка, Вячеслав?

– Наверное, для японцев фактор времени важен до чрезвычайности.

– Я даже обмозговать ничего не успел… Замотался… Повтори-ка мне детали этого дела.

– Всё просто. Лондонский договор сломал япошкам график строительства тяжёлых крейсеров – им пришлось отказаться от закладки очередной (после спуска на воду крейсеров типа «Такао») четвёрки новых кораблей по проекту «улучшенный «Такао». Поэтому они придумали хитрый способ обойти договор. Мы, якобы по своей инициативе, заключаем с Японией фиктивный контракт на постройку четырёх тех самых тяжёлых крейсеров для РККФ СССР. Чтоб всё выглядело законно, они даже предоставляют нам фиктивный кредит для этого заказа!

Строительство тяжёлого крейсера в Японии занимает 3,5–4 года. Они рассчитывают, что за эти годы с Лондонским договором может случиться всякое… В том случае, если он просто потеряет свою силу, мы демонстративно пересматриваем договор и, якобы из-за нехватки средств, отказываемся от двух крейсеров из четырёх в пользу Японии. За два других крейсера – своих, мы гасим тот японский кредит столь необходимой Японии нефтью. Но они не будут против, если мы откажемся и от трёх – тогда один мы получим ещё и с очень большой скидкой.

Если же Лондонский договор по-прежнему в силе и самым пунктуальным образом соблюдается всеми подписантами, мы в глубокой тайне оформляем хитрый договор, согласно которому два крейсера опять-таки безусловно остаются нашими, а два других, на которые мы не можем рассчитывать ни при каких обстоятельствах, оформляются как взятые СССР в аренду у Японии на срок, который определяет сама Япония. За всё это мы опять-таки расплачиваемся нефтью.

– Т. е. в любом случае, наш флот получит два новейших крейсера японской постройки и, возможно, ещё два в аренду?

– Это не просто крейсера! А, как утверждает Муклевич, самые мощные тяжёлые крейсера в мире!

(Тяжёлый крейсер «Такао»)

– Вооружение их «Такао» – 10, а не 8, как у подавляющего большинства, 203-мм орудий. И тоннаж – японцы сильно опасаются, что якобы из-за строительной перегрузки он существенно выползет за разрешённый лимит. Новые крейсера пренепременно ждёт та же участь – что при наличии факта строительства кораблей для не подписывавшего никаких договоров СССР существенно облегчает японцам жизнь. Т.е. если им сейчас заранее приходится обдумывать варианты, как скрыть факт превышения лимита по водоизмещению крейсерами типа «Такао», то с крейсерами, которые они будут строить якобы для нас, по проекту «улучшенный Такао», уже можно вообще никого и ничего не стесняться – ведь они их строят не для себя, а заказчик вполне может поставить своё, более лёгкое оборудование и вооружение. Т.е. любое превышение по тоннажу уже будет сугубо на совести заказчика. А заказчику-то на то превышение по тоннажу глубоко наплевать – он договор не подписывал. И нам хорошо и японцам!

– Неужели японец был настолько откровенен? На Такарабе (министр ВМФ Японии) не похоже, но впечатляет. И неужто никакого подвоха?

– Ну, как же без ложки дёгтя! Поскольку американцы к этой сделке наверняка отнесутся крайне подозрительно, японцы выдвинули одно очень нехорошее условие – строить корабли они будут БЕЗ вооружения (и, разумеется, без соответствующих систем управления огнём). Чтоб потом они смогли быстро привинтить к своим крейсерам своё вооружение, а мы на наши ставили то, чем богаты.

– И в чём проблема?

– У нас нет вооружения для тяжёлых крейсеров. Нет от слова «СОВСЕМ». Ни главного калибра, ни универсального, ни зенитного. Только средний в 130 мм, и так и недомучанные 180-мм пушки «Красного Кавказа».

(Одноорудийные башни крейсера «Красный Кавказ» со 180 мм пушками)

– Зато мы не зажаты в рамки стандартов международных договоров. Наверняка Муклевич уже придумал какие-то свои варианты.

– Да конечно! Он же у нас такой выдумщик! Но вариантов, кстати, не много. Касательно главного калибра, он предлагает либо двухорудийные башни со 180-мм пушками…

– Но у японцев-то 203 мм… т.е. наши «самые сильные в мире» крейсера будут слабее таких же у японцев? При том, что ещё и пушки-то у нас до ума так и не доведённые… А какой второй вариант?

– Поднять документацию на «Большевике» и специально для наших крейсеров восстановить выпуск 254-мм пушек, которые там делали для замены расстрелянных орудий построенного в Англии «Рюрика». Ну и вооружить наши крейсера такими пушками в лёгких одноорудийных башнях.

(Двухорудийная башня главного калибра крейсера «Рюрик-II» с 254 мм пушками)

– Одноорудийных?

– Влияние «Красного Кавказа»! Там Муклевич тоже решил переплюнуть все лёгкие крейсера в мире 180-мм главным калибром. И, если верить его живописным рассказам, это очень интересный вариант! Японские ТКР типа «Такао» защищают 4 дюйма бортовой брони главного пояса, а значит, на определённых дистанциях им не могут нанести фатальный вред 8-дюймовые пушки тяжёлых крейсеров противника. А наши крейсера, будучи вооружены 10-дюймовыми пушками, смогут с любой дистанции разбивать тяжёлые крейсера противника вдребезги! Хоть лёгкие, хоть тяжёлые, просто вдребезги! Даже с теми новыми броненосцами, что немцы сейчас строят, можно будет потягаться в бою – на хуже защищённой «Германии» будет стоять 6 283-мм пушек в двух трёхорудийных башнях, выход из строя любой из которых сразу лишает германский корабль половины артиллерии. А на наших «усовершенствованных «Такао» будет 5 10-дюймовых орудий, причём в пяти одноорудийных башнях, что, как уверяет Муклевич, чрезвычайно увеличивает живучесть вооружения, а значит боевую устойчивость крейсера. К тому же наши крейсера будут гораздо быстроходнее, а значит, именно они определяют ход боя и навязывают противнику свою тактику.

Технологии изготовления пушек у нас сохранились. Конструкцию начинки башен (правда, в калибре 180 мм) мы сейчас как раз отрабатываем на «Красном Кавказе». В общем, затруднений не предполагается.

– Про отсутствие затруднений, мне и о 180-мм пушках говорили то же самое… Если на будущий год «Красный Кавказ» провалит испытания – я с Муклевича голову сниму. Или отправлю на завод, лично устранять все косяки. И, кстати, потянет ли крейсер такое тяжёлое вооружение? Наверное, оно весит не мало?

– В ведомстве Муклевича уже провели негласно кое-какие «теоретические» расчёты, и именно из-за перегрузки они отказались от «сверхидеи» поставить в одноорудийных башнях аж 12-дюймовые пушки как на «Севастополях» или прикупить у немцев их 283-мм орудия, какие они собираются ставить на «Германию». А вот при пяти 10-дюймовках от «Рюрика», вполне можно уложиться в приемлемый тоннаж. Тем более, что у японцев уже есть опыт компенсации перегрузки за счёт бортовых наделок-булей, которые также обеспечивают дополнительную противоторпедную защиту. Муклевич говорит, что моряки такие же наделки хотели и на «Красный Кавказ», но в бюджет не уложились. А ведь в них ещё и топливо должно было храниться. Сэкономили, и теперь дальность хода «Красный Кавказ» будет иметь просто смешную…

– А кто у нас так сэкономил-то? Не ты ли сам, Вячеслав Михайлович? Думаю, нам не стоит повторять свои же ошибки…

– Японцы давно уже строят свои крейсера с булями. Нам надо только договориться с ними о том, чтоб на новых крейсерах их сделали побольше. Да они, поди, и сами уже привыкли их регулярно пришпандоривать, поскольку корабли у них постоянно, можно сказать «традиционно», страдают от строительной перегрузки.

Только обговаривать это надо заранее, и делать на всех крейсерах – японцы, предвидя, что мы можем заподозрить диверсию в виде брака на наших кораблях, сами предложили, чтоб мы выбрали для себя любые два крейсера сразу после ходовых испытаний, на которые они, кстати, выйдут, имея часть экипажей из наших стажёров-специалистов, под нашими военно-морскими флагами и с нашими названиями – тоже тема…

– Хорошо. А что насчёт универсального калибра и зениток?

– Муклевич утверждает, что универсалки можно купить по сходной цене у итальянцев. А зенитки в виде 37-мм «пом-помов» обр. 17/28 г. закажем питерцам. На Обуховском такие же ещё в Империалистическую и Гражданскую делали. В качестве временной меры, до освоения выпуска более современных автоматов вполне сгодятся. Ну и Дегтярёв свой ККП до ума доведёт, пока крейсера строятся.

Вот и получится нормальный набор: 5 254-мм орудий главного калибра, 4 спарки универсальных итальянских 100-мм пушек, не менее 4 37-мм зенитных автоматов, ну и крупнокалиберных пулемётов сколько получится… Торпеды сами сделаем. Для наших кораблей торпеды – не главное – если что, и старыми 450-мм перебьемся. Бортовые самолёты можно купить у тех же немцев…

– Не дороговато ли нам всё это обойдётся?

– Японский реальный кредит на ДВА корабля мы будем гасить долго и не деньгами, а сырой нефтью. Что в принципе не так уж обременительно. А всё прочее для всего-то пары крейсеров – сущая мелочь.

Зато в выигрыше все! И мы, получая два современных тяжёлых крейсера, и японцы – которые тоже получат свою вожделенную пару, хоть сразу, если договор отомрёт, пока они строятся, хоть позже, когда японцы сами примут решение отказаться от договора и расторгнуть то «соглашение по аренде».

– А если они решат просто обмануть нас? Под прикрытием контракта, будут строить те 4 крейсера, а когда достроят, пошлют разом к своей японской богоматери и нас, и всех подписантов тех международных договоров…? Надеюсь, Вы не сомневаетесь, что с япошек станется и верить им на слово нельзя ни при каких обстоятельствах.

– Вот и меня те же сомнения терзают! Муклевич же говорит, будто именно поэтому крейсера – все четыре – японцы будут строить сугубо на свои же деньги! И расплачиваться нефтью за реальную часть того фиктивного кредита мы начнём, только когда как минимум два крейсера встанут на рейд Владивостока с нашими экипажами и под нашими военно-морскими флагами. В общем, даже в случае обмана, мы вообще ничего не теряем. Пострадают исключительно репутация самих япошек и их надежды на нашу нефть.

– Ну, если сей договор нас, собственно, ни к чему не обязывает до той самой поры, пока мы не получим два своих крейсера – я не вижу никаких препятствий. И ещё. Если мы, скажем так, волею судьбы…, вдруг, получим в своё распоряжение аж все 4 крейсера, японцам придётся очень попотеть, чтоб выцарапать обратно свою пару, – хищно улыбнулся Сталин, и добавил: – Интересно, можно ли гденить по такой же схеме современным линкорчиком разжиться?

ТКР «Киров». Заложен в декабре 1930 года на верфи компании «Кавасаки» в городе Кобе. Спущен на воду в ноябре 1932 года. В августе 1934 года после ходовых испытаний и устранения выявленных недостатков совершил переход в Ленинград на достройку. В строй РККФ вступил в начале 1936 года. Стандартное водоизмещение ок. 13 тыс. т. Мощность СУ более 133 тыс. л.с. Скорость не менее 34 узлов. Дальность – не менее 5 тыс. миль экономичным ходом. Бронезащита аналогична японским крейсерам типа «Такао». Вооружение: 5 254-мм пушек в одноорудийных башнях, 8 100-мм универсальных орудий в четырёх итальянских спаренных установках «Минизини», 4 37-мм автоматические зенитные пушки обр. 17/28 г., 6 12,7-мм крупнокалиберных пулемётов Дегтярёва ДК обр. 32 г., 4 сдвоенных ТА калибра 450 мм. Две катапульты, 2-3 гидросамолёта КОР-1.

 

Сравнительная таблица.

«Кр. Кавказ»

1932 г.

«Такао»

1932 г.

«Киров» (АИ)

1936 г.

«Киров» (РИ)

1938 г.

«Могами»

1935 г.

Водоизм.

7400

12 570

12 700

7756

12 400

СУ

55 тыс. л.с.

130 тыс. л.с.

133 тыс. л.с.

110 тыс. л.с.

152 тыс. л.с.

Скор.

Дальн.

29 уз.

1490 миль

35 уз.

5049 миль

34 уз.

5000 миль

35 уз.

3750 миль

35 уз.

7000миль

Броня (мм):

Пояс

Палуба

Башни

76

25+20

25

102

32-35 (70-90)

25

102

32-35 (70-90)

25

50

50

50

100-140

35-60

25

Вооружение:

ГК

УК

ЗК

ТА

4(4×1)180

4(4×1)102

7,62 плм.

12(4×3)450

10(5×2)203

4(4×1)120

2(2×1)40

8(4×2)610

5(5×1)254 или

10(5х2)180

8(4×2)100

4(4×1)37

8(4×2)450

9(3×3)180

6(6×1)100

6(6×1)45

6(2×3)533

15(5×3)155

8(4×2)127

8(4×2)25

12(4×3)610

Сам/кат

1/1

3/2

3/2

2/1

3/2

 

Р.С. В РИ, чтоб обойти Лондонский договор, японцам пришлось с большой задержкой разработать проект «гибридного» крейсера – формально лёгкого, меньшего, чем «Такао», водоизмещения (первоначально в ТТЗ тоннаж определялся всего в 8,5 тыс. т.), с трёхорудийными башнями 155-мм пушек, которые в случае отмены договора или начала войны можно будет поменять на двухорудийные башни с 203-мм орудиями (что и было позже сделано). Я имею ввиду те самые ТКР типа «Могами».

(Крейсер «Могами» – обратите внимание на другое размещение носовых башен)

Теперь логичный вопрос – какой для японцев смысл выбрать вышеописанный альтернативный вариант, а не РИ?

Всё и просто, и сложно.

Просто потому, что РИ вариант обошёлся японцам стратегически трагичной (эк загнул!) потерей времени – в АИ они могли бы заложить два новых тяжёлых крейсера ДЛЯ СЕБЯ ещё в том же мае 30-го (отсюда их спешка и очень выгодные условия для СССР в АИ). Но задержка с пересмотром проекта под Лондонский договор привела к закладке первого из четвёрки «Могами» только в конце 31-го! Вот интересно, отказались бы японские адмиралы от лишней пары «Улучшенных Такао» в декабре 41-го? Прочие-то крейсера они и так строить будут в ничуть не меньших объёмах.

Сложно же потому, что сделка могла бы послужить неким толчком к пока для меня самого совершенно непонятному политическому сближению Японии и СССР, полюбовному разделу сфер влияния в Китае, Монголии и Маньчжурии. Не было бы ни Хасана, ни Халхин-Гола. Япония меньше сил задействовала бы на «покорение» Китая и значительно больше ресурсов могла бы направить на усиление флота, морской авиации и вообще на экспансию в не беспокоящих СССР направлениях. Ещё более интересный «покер» мог быть разыгран и в преддверии ВМВ – ведь Германия страшно удивила РИ Японию «Пактом о ненападении» с СССР в августе 39-го (когда армия микадо уже терпела крах на Халхин-Голе), а Япония ещё более поразила Германию «Пактом о нейтралитете» с СССР в апреле 41-го, как раз когда Гитлер принимал решение о «Барбароссе».

В общем, интересно, хотя и туманно… И во что это выльется к 1945-му году, вообще «без пол литры» не разберёшь.

(Крейсера типа «Такао» – безусловно красавцы, хотя и обращает на себя внимание низкая посадка – как раз следствие привычной для японских крейсеров строительной перегрузки)

Р.Р.С. Ромуальд Муклевич – командовавший Морскими Силами РККФ с 1926 по 1931 год, по уровню образования – унтер-офицер школы мотористов, который после революции исключительно комиссарил и никогда ничему больше не учился. Что, однако, не помешало ему стать главой ВМФ и принимать участие в разработке планов развития РККФ, в выработке ТТТ на проектирование новых боевых кораблей (наверное, потому они и получались не слишком сбалансированными) и даже в разработке для ВМФ Боевого и Корабельного уставов. Т.е. скорее всего, вреда этот унтер-офицер-комиссар принёс нашему флоту ничуть не меньше, чем тоже нигде и ничему больше не учившийся подпоручик Тухачевский – сухопутной армии.

В 1931 году этого «эффективного управленца» назначают главным инспектором ВМФ, а с 1934-го начальником управления судостроительной промышленности! К концу 36-го он дорос до замнаркома оборонной промышленности.

В общем, совершенно не удивительно, что в 1937-ом он разделил судьбу множества высокопоставленных выдвиженцев-комиссаров – Муклевича арестовали и в феврале 1938-го расстреляли. Но, поскольку в 1930-ом, когда разворачивается вышеописанное действо, он «на коне», вполне логично «экстраполировать» на наш «Усовершенствованный Такао» некоторые решения, принятые как раз при Муклевиче для «Красного Кавказа» – в т. ч. нестандартные (в плане существенного увеличения мощности) для данного класса кораблей орудия ГК в одноорудийных башнях.

Подписаться
Уведомить о
guest

98 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account