Древние культуры, некогда населявшие перуанское плато, оставили своим потомкам немало загадок. Одну из них ученым, похоже, удалось разгадать.
Плато Наска в Перу расчерчено десятками тысяч линий, сотнями геометрических фигур и десятками гигантских рисунков, заметных с большой высоты. Но озадачивает оно не только этими так называемыми геоглифами. На плато полно уходящих вглубь спиралей, выложенных камнями, и дырок.
Удивительная смекалка
Кто соорудил столь странные конструкции, которые местные жители называют «пукиос» (puquios)? Для чего? Ученые терялись в догадках, равно как и по поводу гигантских рисунков. И вот недавно итальянские археологи под рководством Розы Лазопонары (Rosa Lasaponara) из Института методологий анализа окружающей среды (Institute of Methodologies for Environmental Analysis) вроде бы нашли разгадку. Изображения, полученные со спутников, позволили оценить распространение этих пукиос по плато. И навели на мысль, что они — часть древних ирригационных (оросительных) сооружений и когда-то служили для подъема воды из подземных водоносных горизонтов. Живительную влагу поднимал ветер, который проникал по спиралям в дырки-трубы. Он же гнал воду по подземным каналам.
Изобретательность древних обитателей плато шокировала археологов. Но благодаря ей представители культуры Наска имели воду круглый год — не только для орошения Сельскохозяйственных угодий, но и для домашних нужд. Эта хитрая ирригационная система Превращала одно из самых засушливых мест на Земле в цветущую долину.
Есть ли связь с геоглифами?
Излишки воды люди отправляли в подземные хранилища, над которыми тоже располагались пукиос. Однако со временем все приходит в негодность. Ныне от былой системы пукиос осталась лишь небольшая часть.
Имеет ли древняя гидравлическая система какое-либо отношение крисункам на плато Наска? Возможно. Некоторые геоглифы связаны с водоносными горизонтами и подземными каналами. Однако большинство не связаны. Археологи уверены лишь в одном: и строительство системы пукиос, и создание рисунков шли в одно время, требовало огромных усилий, четкой организации труда на протяжении многих лет, мобилизации десятков тысяч людей. А такое возможно лишь при сильной централизованной власти, которая знала что надо делать, четко формулировала задачи. И это при том, что указов она не писала — в культуре Наска не было письменности.
В какое конкретно время были созданы система пукиос и рисунки, точного ответа нет. Предположительно речь может идти о периоде с довольно большими временными рамками: 1000 лет до нашей эры — 750 год нашей.
Картины кто-то перерисовывал
Недавнее исследование Томаса Горки (Tomasz Gorka) Из университета Мюнхена (Ludwig-Maximilians-Universitat Mimcnen) не прибавило ясности в ответе на вопрос, кто и для чего расчертил пустыню Наска в Перу. Однако ученые обнаружили, что художеств там несравненно больше, чем принято считать.
Исследователи обошли окрестности города Пальпа (400 км к югу от столицы Перу Лимы) — там, где в основном расположены геометрические фигуры: трапеции, треугольники, просто, линии. Не поленились и обследовали более 60 гектаров посредством приборов, которые регистрировали магнитные аномалии. И обнаружили под видимыми сейчас рисунками расположено множество других. Примерно так же под картинами художников благодаря рентгену находят прежние сюжеты, закрытые более поздними наложениями.
«Линии наносились путем выемки грунта, — говорит Горка. — По сути, это неглубокие траншеи. Но похоже, что работа была сильно растянута во времени. То ли рисунки периодически подправляли, то ли добавляли новые. То, что сейчас видно с воздуха, — последняя версия. Однако при этом сделанные позже и наложенные сверху изображения не уничтожают контуров геоглифов, оказавшихся под ними (и в этом есть некая странность: ведь когда одна «траншея» пересекает другую, понятно, что она уничтожает границы предыдущей, в Наске же этого не происходит)».
Коллега Горки — Карстен Ламберс (Karsten Lambers) из университета Констанца (Universitat Konstanz) — подтверждает: магнитные аномалии рисунков существуют. Причем у одних они сильнее, чему других. Немцы Полагают: рисунки были нанесены в каких-то ритуальных целях. Заметно, что вдоль линий местные жители регулярно ходили вперед-назад. И сильно натоптали, Возможно, эти прогулки были необходимы во время молитв. Может быть, наски молились, чтобы вода не пропала?
источник: Владимир Лаговский «Тайна спиралей Наски» «КОНТАКТ-ШАНС» 19/2016