Т-95 — мертворожденный монстр российского танкопрома
В избранноеВ избранномRemoved 0
В молодой России в 90-е годы начала назревать острая проблема обновления танкового парка. От СССР в наследство Российской федерации досталось более 22 тысяч разунифицированных танков разных серий: ИС-2, Т-54, Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80.
В условиях отсутствия передовой конструкторской мысли и не имея задела по танку нового поколения Россия вынуждена была дальше производить улучшенную версию устаревшего экспортного советского танка Т-72 — танк Т-72БУ ( улучшенный Т-72Б образца 1991 года выпуска ). В 1992 году Уралвагонзавод в коммерческих целях переименовав танк Т-72БУ в танк Т-90, тем самым выдав его за новый танк.
Уралвагонзавод осознавая свою полную неспособность разработать для российского государства танк нового поколения, в условиях отсутствия альтернативы добился, чтобы нижнетагильский инициативный танк Т-90 ( Т-72БУ), руководство России, приняло на вооружение российской армии.
Через небольшой промежуток времени российским военным стало ясно, что одной сменой индекса с «Т-72БУ» на новый индекс «Т-90» проблему усиления и обновления мощи российских сухопутных войск не решить. Понимая с каждым уходящим днем, всё чётче и чётче, что все-таки нужен принципиально новый танк, Россия вынуждена была в срочном порядке скудными усилиями своих конструкторских бюро начать разработку передового танка нового поколения. Но на деле не все было, так просто. Для Российской федерации, проблема состояла в том, чтобы с нуля начать проектировку сверх сложного и дорогостоящего вида вооружения нового поколения.
Во времена заката эпохи Советского Союза, доставшееся потом России в наследство, НИИ Трансмаш и УКБТМ путем настоящей мышиной возни вели инициативные разработки по перспективному советскому танку следующего поколения, но без участия смежников по пушке, боеприпасам, системе управления, двигателю и многим другим вопросам. При всем этом, следует учесть, что работы по перспективному танку у этих двух основных российских танковых КБ никакими документами не задавались. Так как во времена СССР эти два КБ ещё на этапе чертежей проиграли конкурс харьковскому КБ ХКБМ ничего конкретного и передового не сумев предложить заказчику.
В последние годы существования СССР танковое конструкторское бюро ХКБМ вместе с заводом имени Малышева занималось разработкой перспективного советского танка нового поколения.
После упразднения СССР под давлением внутреннего танкового лобби Российская Федерация преждевременно опрометчиво вынуждена была отказаться от планов закупки и принятия на вооружение украинского — постсоветского танка нового поколения, Об. 477, налаживание серийного производства которого входило в финальную стадию на Заводе имени Малышева в Харькове на Украине.
Сразу из закрытием программы финансирования Россией украинского перспективного танка нового поколения в конкурирующую борьбу за создание нового российского перспективного танка вступили два российских танковых конструкторских бюро — НИИ Трансмаш из Санкт-Петербурга и УКБТМ с Уралвагонзаводом из Нижнего Тагила.
Российские танкостроители проанализировав различные варианты танковых компоновок, в том числе после прогонки математических моделей на ЭВМ, пришли к выводу, что наиболее перспективной является схема с вынесенным вооружением.
Считалось, что у такого танка, если сравнивать его с боевой машиной обычной компоновки, резко возрастет защищенность, так как сэкономленные тонны пойдут на усиление брони перспективного российского танка
В следствии НИИ Трансмаш разработал на бумаге перспективный танк под шифром Объект-299 с переднем расположением моторно-трансмиссионного отделения и УКБТМ разработало проект перспективного танка Объект-195 с задним расположением МТО.
Благодаря тому что нижнетагильскому научно-производственному объединению Уралвагонзаводу (УКБТМ) удалось навязать и серийно поставлять Российской армии свой инициативный танк Т-90 ( улучшенный Т-72Б обр. 1991 г. ), Уралвагонзаводу удалось заручится серьезной поддержкой в министерстве обороны России и без проблем удалось пропихнуть и затвердить свой проект разработки российского перспективного танка нового поколения Объект-195.
Нижнетагильский проект Объект-195 был выбран Государственной комиссией единым перспективным российским танком нового поколения.
Таким путем Уралвагонзавод расчистил себе дорогу к неограниченным финансовым потокам российского министерства обороны и отстранив от конкурентной борьбы питерское КБ НИИ Трансмаш со своим проектом перспективного танка нового поколения Объект 299. Следует отметить, что питерский проект танка нового поколения Объект 299 был на много революционней чем архаичный нижнетагильский проект Объект 195.
Российские военные в процессе работ над нижнетагильским перспективным танком нового поколения Объект-195 присвоили ему не гласный индекс Т-95, а сами разработчики прозвали этот танк «Железный капут» или «Монстр» за его будоражащий неэстетичный внешний вид.
При создании своего танка нового поколения Объект-195 УКБТМ решив выпятится и не имея технологий производства и проектирования перспективного танка за основу компоновки танка ошибочно взяло порочною капсульную компоновку танка с вынесенным вооружением в необитаемой башне.
Вынесенное вооружение и капсульная компоновка были в середине 80-х годов ХХ столетия в СССР отработаны танковым КБ ХКБМ в деревянных макетах и ходовых образцах и потом своевременно отклонены как компоновка которая не имеет перспективы на будущие. Нижнетагильское КБ УКБТМ серьезно заблуждаясь, взяло её за основу для создания опытного перспективного российского танка Объект-195 то есть изначально заведя себя в глухой тупик.
Перспективный российский танк Т-95 доводили мучительно долго, ценой огромных финансовых затрат. Активная разработка УКБТМ Объекта 195 проходила с 1993 по 2010 год, то есть заняла период времени в целых 17 лет. Но в конечном результате, жизнеспособных решений на перспективном российском танке нового поколения, разработчику, так и не удалось достичь. На танке Т-95 «Железном монстре», за что не возьмись, кругом были одни сплошные проблемы: порочная «революционная» компоновка, недоработанная урезанная СУО, не работоспособный автомат заряжания, экспериментальный не доведенный двигатель, из низкой степенью эксплуатационной живучести (моторесурсом).
После долгих 17 лет безуспешной разработки НПО Уралвагонзаводом российского перспективного танка нового поколения Т-95 (Объект-195) и напрасным выкидыванием на ветер много миллиардных средств российских налогоплательщиков в 2010 году министерство обороны Российской федерации набралось смелости и открыто призналось, что Россия в лице самого передового российского танкового предприятия Уралвагонзавод, сегодня, не в состоянии разработать танк нового поколения. Понимая всю безнадежность проекта и видя систематическое постоянное выуживание из года в год Уралвагонзаводом всё новых и новых средств на разработку Т-95, министерство обороны России вынуждено было окончательно отказаться от финансирования доработки бесперспективного российского танка-долгостроя нового поколения Т-95 (Объект-195).
Заказчик финансируя безвозмездно разработку сырого неработоспособного танка Т-95 (Объект 195) вкладывал миллиарды дармовых нефтедолларов, но первую машину, разработчику, удалось собрать только лишь к концу 1999 года. Не имея проблем из щедрым финансированием НПО Уралвагонзавод так и не смог даже к началу 2009 года выйти на этап налаживания серийного производства! Для более глубокого понимания сути проблемы следует учесть, что серийное производство Т-95 для вооруженных сил Российской федерации планировали начать ещё в 2007 году!
К началу 2009 года военные уже очень прохладно относились к Т-95. Не зря же в 2011 году была открыта опытно-конструкторская работа под шифром «Армата», которая на бумаге заложила основы разработки новой ещё более упрощённой версии забракованного нижнетагильского Объекта 195. Тем самым российские военные чётко сказали, что им футуристический перспективный нижнетагильский танк нового поколения Т-95 не нужен. На этом история этой машины закончилась, ее экземпляры находятся в Нижнем Тагиле.
В настоящее время Т-95 (Объект 195) может представлять из себя только исторический и музейный интерес, эффектно напоминая следующим поколениям как не нужно строить танки. Теперь танк Объект-195 министерство обороны Российской федерации может спокойно отправлять в музей, так как в настоящее время у этого танка нету будущего и он не представляет из себя ни какой ценности.
Даже если бы и не была в 2010 году Министерством обороны Российской федерации закрыта программа финансирования разработки перспективного российского танка-долгостроя Т-95, то этот танк все равно бы в серию не пошел, так как безнадежная отсталость российского военно-промышленного комплекса не позволила этому сбыться в том объеме в каком танк изначально планировалось создать и выпускать.
Основной причиной отказа министерством обороны Российской федерации от доработки почти готового перспективного российского танка нового поколения Т-95 стала неспособность и несостоятельность ведущего на данное время российского танкового Научно-производственного объединения Уралвагонзавода довести до приемлемого эксплуатационного и производственного состояния новый боевой танк — такой очень востребованный и очень долгожданный в современной Российской армии.
Второй очень существенной причиной отказа министерства обороны Российской федерации от танка нового поколения Т-95 стала его очень высокая цена в 400 миллионов российских рублей. Конечно танк Т-95 в серии был бы дешевле, но это все равно очень дорого. Для сравнения основной боевой танк российской армии Т-90А по ценам 2011 года стоит всего 71 миллион 915 тысяч российских рублей. Вместо двух Т-95 за те же средства министерство обороны Российской федерации может спокойно закупить 11 танков Т-90А. Министерству обороны России прекрасно понятно, что боевая устойчивость 11 танков Т-90А будет на порядок выше чем двух сверхдорогих и по началу сырых танков нового поколения Т-95.
Производство танка Т-95 осложнено тем, что при его бронировании широко использованы дорогостоящие титановые бронесплавы.
Третьей причиной отказа от Т-95 является неготовность промышленности к выпуску такой высоко технологичной машины в товарных количествах. Многие предприятия российского ВПК просто неспособны обеспечить производство российского танка нового поколения Т-95 комплектующими соответствующего качества и в нужном количестве.
Четвертой причиной отказа от Т-95 (объект-195) названо несоответствие перспективного танка современным требованиям.
Государственная комиссия своевременно по объективным причинам не приняла Т-95 на вооружение Российской армии, так как в перспективном российском танке нового поколения все-таки больше отрицательного чем положительного. Т-95 (Объект-195) имеет множество конструктивных недостатков, которые серьезно снижают его боевые и эксплуатационные возможности на поле боя будущего.
Изменить что-либо радикально в Т-95 просто невозможно в виду порочности самой компоновки. Перспективный российский танк Объект-195 имеет множество различных недостатков, как традиционных, характерных для Нижнетагильской школы танкостроения, выросшей на компоновке Т-72, так и нетрадиционных, обусловленных уже новой компоновкой. Наибольшим недостатком Т-95 является его «революционная» компоновка, которая принципиально отличается от классической танковой компоновки. Основными элементами новой компоновки стали: вынесенное вооружение, размещение экипажа в корпусе, наличие обособленных функциональных отсеков.
В Т-95 нет ни нового двигателя, ни доведенной до ума пушки, ни передовой современной электроники – время от времени, разработчиком Уралвагонзаводом, постоянно давались только одни обнадеживающие футуристические обещания и заявления с упором на будущее.
Объект-195 дошел до стадии постройки небольшой партии в 3 машины опытных прототипов, заметно отличающихся друг от друга. Два прототипа из смонтированным вынесенным вооружением испытывались на полигонах, третий опытный прототип без смонтированной вынесенной дистанционной орудийной установки, отрабатывался на заводе.
Перспективный танк нового поколения Т-95 по размерам выше и больше танков Т‑90А. Он весит в пределе 55 тонн.
Танк Т-95 ( Объект-195) имеет новую компоновку – экипаж размещен в отдельной бронекапсуле. Боекомплект – в отдельном автоматизированном боевом отделении, вооружение размещено в необитаемой башне. Моторно-трансмиссионный отсек – в корме. Экипаж изолирован от боевого отделения и моторного отсека и может не опасаться пожара или взрыва паров топлива и подрыва боекомплекта. Он прекрасно защищен в лобовой проекции, плохо с бортов и сверху.
Перспективный российский танк имеет мощное лобовое бронирование корпуса. В сравнении с танком Т-90А у него увеличены борта корпуса которые не защищены многослойным бронированием в следствии чего танк может быть легко поражен в борт устаревшими танковыми 120-мм бронебойно-оперенными снарядами стран НАТО. Со стороны бортов танка может поражаться и бронированная капсула в которой находится экипаж.
Борта и ходовая часть танка Т-95 защищены элементами морально устаревшей самой современной встроенной российской динамической защиты «Реликт» и без проблем могут поражаться ручными противотанковыми гранатометами типа РПГ-7В пробивая борт вместе с капсулой и поражая находящиеся в ней экипаж. При пробитии борта гранатой или снарядом в зоне расположения автомата заряжания танка, произойдет детонация боекомплекта, что приведет к безвозвратной потери танка.
Шасси танка Объект-195 семикатковое. Увеличенная 7-ми катковая ходовая не может выдерживать вес перспективного танка Т-95. В наследство от устаревшего танка Т-90А на танк Т-95 полностью перешла его ходовая которая в движении очень жесткая и неудобная для ведения танком прицельной стрельбы в движении. Изменения коснулись только катков. На Т-90А катки были прикручены болтами, а на Т-95 они приварены.
Ходовая танка Т-72/Т-90 перешедшая к Т-95 проектировалась для движения со средней скоростью ниже 45 км/ч. Благодаря оснащению танка слабым двигателем танк остался малоподвижным и слабо маневренным. Который в месте с архаичной трансмиссией не позволяет танку Т-95 развивать высокую динамичную подвижность.
На Т-95 установлен не отвечающий современным требованиям самый мощный российский танковый двигатель В-92С2Ф2 производство которого на данный момент с большим трудом еле может осилить российская танковая промышленность.
На Т-95 планировали в перспективе установить опытный челябинский 1650-сильный X-образный двигатель А-85-3, известный по другому как 12Н360. Но его не было, и поэтому в моторно-трансмиссионном отделении был установлен не отвечающий современным требованиям двигатель В-92С2Ф2 мощностью всего в 1130 л.с. Подвижность перспективного российского танка Т-95 незначительно превышает показатели российского основного боевого танка предыдущего поколения Т-90А.
Установка челябинского экспериментального двигателя А-85-3 в ограниченный объем моторно-трансмисионного отделения Т-95 требовала длительного времени на решение вопросов с теплоотдачей. В конечном итоге все проблемы из двигателем Т-95 так и не были разрешены. Челябинским конструкторам не удалось в процессе стендовых и ходовых испытаний двигатель объекта-195 вывести на оптимальные заданные работоспособные параметры. Даже если Т-95 и пошел в серию из челябинским сырым экспериментальным двигателем А-85-3, то этот двигатель за своей работоспособностью стал бы для российских танкистов настоящим кошмаром первых 8 — 10 лет его эксплуатации.
Сделать новый мощный двигатель в обозримом будущем российские конструкторы вряд ли смогут.
По трансмиссии с гидрообъемной передачей тоже были серьёзные проблем с надежностью, но в итоге и они не были преодолены. На перспективный российский танк российские конструкторы как ни желали так и не сумели поставить новую трансмиссию с автоматической гидрообъемной коробкой передач. По этому на Т-95 с Т-90 без изменений перекочевала старая трансмисся, которую Т-90 унаследовал от танка Т-72Б и которой насчитывается более 40 лет и в ней не заложено ничего принципиально нового.
С правой стороны корпуса сзади расположен прямоугольный вентиляционный вырез для двигательной установки танка, через который могут попадать снаряды и влетать противотанковые кумулятивные гранаты, выводя из строя двигатель и поражая МТО Т-95, тем самым обездвиживая танк.
Башня танка Т-95 необитаема. Лафетная установка с вынесенным вооружением и приборами наблюдения и прицеливания плохо защищена бронированием и встроенной динамической защитой.
Она может поражаться на вылет перспективными, повышенного могущества 120-мм БОПС НАТО типа М829А4 с эквивалентной бронепробиваемостью в 1000 мм гомогенной стальной брони.
При попадании снарядов в необитаемую башню, прицельные приборы и аппаратура системы управления огня смонтированные в башне танка могут выходить из строя делая экипаж танка слепым и лишая возможности экипаж дальше продолжать бой из-за повреждения дистанционной связи, теряя управление над оружием танка Т-95.
Разработкой боеприпасов для перспективного российского танка Т-95 (Объект-195) занимался московский Научно-исследовательский машиностроительный институт.
Разработчику боеприпасов для танка Т-95, в окончательном итоге не удалось создать снаряд из эффективным поражающим действием, так как в процессе работ над ним, не удалось достигнуть высоких параметров по начальной скорости и крешерному давлению бронебойно — подкалиберного снаряда.
Также москвичи провалили разработку перспективного автомата заряжания. Проблемы из новым автоматом заряжания танка Т-95 были включительно до момента закрытия программы разработки нижнетагильского объекта-195.
Автомат заряжания танка Т-95 вышел очень огромным, ненормально работал и был плохо скомпонован. На испытаниях в 2009 году разработчики после каждого сделанного выстрела вынуждены были постоянно лазить из обитаемой бронированной капсулы Т-95 и выкорябывать использованные застрявшие гильзы из автомата заряжания танка.
Артиллерийские конструкторы из Свердловска провалили разработку перспективной пушки для Т-95, им не удалось вписаться в требования по живучести ствола.
Основное пушечное вооружение в необитаемой башне танка расположено высоко, что тоже одновременно является и преимуществом и недостатком. Преимущество состоит в том, что танк Т-95 может вести огонь из-за высоких заборов или холмов, только высунув орудие и приборы наблюдения. Недостаток состоит в том, что из-за высокого размещения 152-мм танкового орудия и увеличенного большого силуэта танка, — Т-95 может быть легко обнаружен и своевременно поражен противником с дальней дистанции в лафетную установку с последующим выходом из строя основного вооружения танка.
По словам людей, принимавших участие в разработке СУО Т-95, многие компоненты прицелов были очень сырыми и требовали значительной доработки. Так как все допустимые запланированные сроки создания СУО перспективного российского танка Т-95 по начальным замыслам очень далеко отодвигались и затягивались — разработчику ничего не оставалось как пойти на серьёзное упрощение прицельного комплекса танка и в конечном итоге Уралвагонзавод в урезанном варианте вынужден был смонтировать СУО танка на Объект-195. Система управления огнем на Т-95 по первоначальной задумке так и не была реализована. Красногорск не справился, ему не удалось реализовать радиочастотный канал в нужном качестве, в конце концов, от него вообще отказались. И поэтому на российском перспективном танке нового поколения Т-95 разработчик Уралвагонзавод вынужден был поставить прицельный комплекс по параметрам примерно соответствующий уровню танка-демонстратора Т-90МС Тагил.
Все уперлось, конечно, в отставание российской электронной промышленности в основном по компонентной и элементной базе.
В сравнении из передовыми танками предыдущего поколения танк Т-95 не имеет серьёзных преимуществ в характеристиках по обнаружению и открытию огня. «Принципиально новая» СУО танка Т-95 за своими характеристикам не уступает таким наилучшим танкам нашего времени, как — французскому AMX-56 Leclerk, немецкомуLeopard-2A7, украинскому Т-84 БМ Оплот, американскому Abrams M1A2 SEP V2 и южнокорейскому K-2 Black Panther. Но проблема состоит в том, что это всего лишь танки предыдущего поколения по сравнению из перспективным российским танком нового поколения Т-95 (Объект-195).
Объект-195 имеет перед ними преимущество только по огневой мощи и защите в лобовой полусфере. Но и эти характеристики не стоят того, чтобы Объект-195 запускать в серийное производство.
Система управления огнем танка Т-95 может работать круглосуточно, но не обладает свойством всепогодности и резко снижают свою эффективность в условиях постановки помех. Анализируя все эти недостатки, стает предельно ясно почему Российское министерство обороны вынуждены было отказаться от Т-95 «Железного капута».
Управлять вооружением в Т-95 можно только дистанционно, что также является слабым местом перспективного российского танка. Экипаж вынужден будет покидать танк испорченный попаданием совсем не фатального боеприпаса в мене защищенные части танка Т-95. На Т-95 экипаж танка следит за полем боя через мониторы на которые подается дистанционно изображение через камеры. Сбой во время боя в работе камер танка и в миг танк полностью окажется слеп и беспомощным перед противником.
Экипажу невозможно использовать прямой оптический канал в приборах прицеливания перспективного российского танка нового поколения так как он в новом танке вообще не предусмотрен по замыслу разработчика. В бою боевая эффективность танка Т-95 будет зависеть от надежности работы его электроники. При непредвиденной технической неисправности системы управления огня танка, или при попадании вражеского снаряда в приборы или ключевые узлы и механизмы СУО, экипаж может полностью лишиться возможность дистанционно управлять вооружением танка при полной боеспособности его вынесенного вооружения.
Изолированность экипажа танка Т-95 от оружия и СУО не позволит ему безопасно выходить из танка « из своего рабочего места » исправлять поломку и тем самым экипаж вынужден будет подвергать опасности свою жизнь.
Т-95 не обладает малой заметностью. Игнорирование снижения малозаметности на перспективном российском танке нового поколения сделает содержание в новой российской армии парка танков Т-95 бессмысленным из-за их неспособности ведения серьезных боевых действий.
Уже имеющиеся сегодня зарубежные средства разведки в сочетании с высокоточными авиационными и артиллерийскими боеприпасами практически не позволят соединению танков Т-95 выполнить боевую задачу еще до выхода на передний край войск НАТО.
Такие высокоэффективные современные зарубежные минометные самонаводящиеся противотанковые мины Merlin, Griffin, Strix представляют серьезную угрозу российскому танку нового поколения Т-95. Эффективное поражение ими танков достигается за счет крутой навесной траектории и попадания в слабозащищенную крышу бронированной машины. Эффективная противотанковая дальность стрельбы этими минами составляет 0,5–8 км. Данным боеприпасам с бронепробиваемостью 500–750 мм не страшна самая современная российская устаревшая встроенная динамическая защита «Реликт», устанавливаемая на крыше танка Т-95. Вероятность поражения Т-95 зарубежными самонаводящимися противотанковыми минами типа Merlin, Griffin, Strix будет составлять 0,7–0,8.
Выводы
Танк нового поколения всегда определяет совершенно новая перспективная компоновка. При проектировании российского перспективного танка нового поколения Т-95 (объекта 195 ) была выбрана ошибочная компоновка.
Размещение всех трех членов экипажа в корпусе страдает убийственным недостатком – невозможно сделать надежный прицельный комплекс. Для обеспечения круговой обзорности и поиска целей приборы должны находиться как можно выше, то есть на башне. А для этого необходимо связать приборы с членами экипажа. Все это можно сделать при электронной передаче видеосигнала, но практически невозможно передать изображение с оптического канала.
Прицельный комплекс Т-95 без оптического канала строить было нельзя, так как электронные средства обнаружения цели пока еще не достигли уровня разрешающей способности оптического канала и остановившись только на электронных каналах, резко падает надежность всего танка в целом. При выходе из строя системы электроснабжения экипаж перспективного российского танка Т-95 будет становиться полностью слепым и не боеспособным.
НПО Уралвагонзавод пошел этим путем, что и стало одним из главных оснований для закрытия программы разработки перспективного российского танка нового поколения Т-95 (Объект-195).
Министерство обороны России осознав, что разработка Уралвагонзаводом танка нового поколения зашло в тупик вынуждено было своевременно отказаться от дальнейшей доработки перспективного российского танка Т-95 с порочной капсульной компоновкой.
Несмотря на мощное вынесенное вооружение танка, новую компоновку с бронекапсулой, большую толщину основных броневых листов корпуса и удовлетворительную подвижность, — наличие выше перечисленных недостатков, дороговизна производства, использования старой элементной базы, капризность СУО и систем наблюдения, неудобства работы экипажа при эксплуатации и обслуживании значительно снижают положительные качества перспективного российского танка нового поколения Т-95.
По совокупности негативных факторов перспективный российский танк Т-95 был обречен. Сказалась полная неспособность российских конструкторов создать танк нового поколения Т-95 с новой компоновкой в условиях отсутствия концепции танкостроения в Уралвагонзаводе как таковой.