Т-90МС Тагил — шаг вперед или прорыв в никуда ?
Танк-демонстратор Т-90МС «Тагил» позиционируется разработчиком «УКБТМ» как не имеющий аналогов в мире супер-
танк, нового поколения. Выставочный образец впервые был представлен общественности на оборонной выставке РЕА 2011, с целью демонстрации передовых возможностей предприятия-производителя.
Т-90МС «Тагил» по счету является очередной 7-й модификацией
танка Т-72БУ и представляет из себя 15-ю модернизацию
танка Т-72.
Танк-демонстратор Т-90МС «Тагил» в инициативном порядке в кратчайшие сроки был переделан из Т-90А с первоочередной целью, для позиционирования «УВЗ» на отечественном рынке вооружений, для получения государственного оборонного заказа в условиях обоснованной, конструктивной критики, МО РФ, броне
танковой продукции, завода.
Говорить о принятии на вооружение, демонстратора Т-90МС, пока ещё, очень рано, так как этот домодернизированный, УКБТМ, на быструю руку,
танк, не прошел государственные испытания и имеет массу недоработок, которые ещё нужно устранить.
Второочередной целью модернизации
танка Т-90А до версии Т-90МС есть продвижение, Уралвагонзаводом, своей броне
танковой продукции на внешний рынок вооружений в сегменте третьих стран.
Позиционирование Т-90МС как
танк нового поколения явно вызывает здравое недоумение, так как в нем нету ничего нового и прорывного, что могло его сделать по истине
танком нового поколения.
Следует заметить, чтоб создать
танк нового поколения и довести его до ума, нужно: устранить все неполадки, пройти Государственные испытания, подготовить сборочную линию для серийного производства, — на все выше перечисленные мероприятия, разработчику в среднем требуется от 7 до 10 лет. В производителя, «УВЗ», на доводку устаревшего Т-72БУ до уровня последней модификации Т-90МС, ушло не больше 2-х лет. Уже за временными параметрами стает предельно ясно, что всего чуть домодернизировав Т-90А, разработчик получив «новый супер-
танк» под названием Т-90МС «Тагил», для очередного пиления оборонного бюджета.
Также, звучит кощунственно, когда разработчик пиарит, Т-90МС, как машину которая не имеет аналогов в мире, так как «Тагил» за ТТХ не далеко оторвался от своих старших собратьев Т-90А и Т-90. Характеристики Т-90А и Т-90МС «Тагил» идентичны. Если сравнивать Т-90МС за общей боевой эффективности с серийными танками, которые приняты на вооружение Российской армии, можно констатировать, что он сопоставим с Т-72БА2 ( Т-72Б обр. 2011 г. ) и Т-90А обр. 2006 г. ( из ТВП «Эсса»).
При всём этом также нужно учесть, что за ТТХ серийный Т-90А не блещет среди других
танков в современном броне
танковом мире.
Касательно эффективности Т-90МС в сравнении с зарубежными аналогами, то можно констатировать тот факт, что по уровню развития СУО,
танк-демонстратор Т-90МС «Тагил» сопоставим из СУО, немецкого ОБТ, Leopard 2A4. Относительно подвижности и уровня защищенности, УКБТМ, удалось за этими показателями, довести Т-90МС до уровня, бюджетной версии, украинского ОБТ Т-64 БМ Булат.
Гениальным шагом агит-отдела «Уралвагонзавода», стало придание танку Т-90 МС «устрашающего» имени «Тагил». Такое решение с точки зрения маркетинга по продвижению танка на внешний рынок вызывает большое недоумение.
Т-90МС в сравнении с предыдущей модификацией Т-90А обр. 2006 г. имеет незначительные позитивные сдвиги. Наибольшим сдвигом в модернизации
танка, есть применение разработчиком, прицельного комплекса белорусского предприятия-производителя «Пеленг». В первые на российских
танках применена в демонстрационном варианте панорама, в составе прицельного комплекса. Применение панорамы на Т-90МС, значительно повысит осведомленность экипажа
танка на поле боя.
Если б не применение белорусского прицельного комплекса с панорамой, которая давно освоенная на западных, китайских и украинском ОБТ, то фактически на Т-90МС не было, чего нового и демонстрировать.
Неотъемлемой особенностью
танка Т-90МС есть его более высокая цена по сравнению из серийным Т-90А обр. 2006 г. Не стоит забывать, что в МО РФ есть серьезные нарекания на то, что Т-90А, не отвечает соотношению «цена -качество», имея и так завышенную и необоснованную стоимость по сравнению из своими невзрачными ТТХ. В случае принятия на вооружение российской армии опытного и недовведенного Т-90МС, его закупочная цена окажется просто заоблачной по сравнению из так золотым Т-90А. Если учесть, что новые узлы и боевой прицельный комплекс, которые применены впервые на Т-90МС существует только в единичном экземпляре, то развертывание серийной сборки и смежного производства потребует значительных финансовых вливаний из оборонного бюджета страны. И это всё, только ради того, чтоб выпускать очередную модификацию изрядно устаревшего Т-72Б обр. 1991 г. (он же Т-72БУ, который потом, производителем, после небольших внешних изменений, благополучно был переименованный в Т-90, и выдан в 1992 г. за «совершенно новый»
танк — прим. Авт.). Одним словом, как говорит наша народная мудрость — кожа вычинки, не стоит.
Вместо того чтоб для Т-90МС разработать собственную ходовую, его разместили на всё том, малоподвижном, жестком шасси от Т-72Б обр. 1991г.
На заводе больше ни к чему конструктивному не смогли прийти, как снова установить на
танк, очередную модернизацию двигателя из линейки В-84/В-92, двигатель В-92С2Ф2, суммарной мощностью 1130 л.с. В случае принятия на вооружение
танка, такое решение позволит дальше, без существенных затрат на переподготовку кадров, эксплуатировать знакомый двигатель В-92 в комплексе из хорошо отработанной в войсках, но устаревшей трансмиссией от Т-72. С другой стороны такое решение сильно удивляет, потому что двигатели серии В-92 имеют проблемы с надежностью в эксплуатации при температуре воздуха окружающей среды, чуть выше + 29 градусов Цельсия. Начиная с + 30 за Цельсием у двигателей В-92 сильно падает мощность. Низкий температурный режим эксплуатации двигателей В-92, на данный момент не отвечает температурным режимам эксплуатации современных
танковых двигателей. В современных
танковых дизелях мощность начинает падать от температурной отметки выше 45-50 градусов Цельсия. Установив на
танк более мощный за счет форсирования двигатель В-92С2Ф2, разработчик не удосужился поменять на новую или кардинально модернизировать старую трансмиссию от Т-72БУ, которая стоит на всех остальных версиях Т-90. Проблема ещё более усугубляется тем, что в следствии проведенных модернизационных мер, масса Т-90МС возросла до 48 тонн. По этому хоть и номинальная удельная мощность Т-90МС увеличилась до 24 л.с./тонну, то реальная осталась на уровне 19 л.с./тонну. Потому что реально на коробку передач
танка поступает не больше 900 л.с., так как происходит недобор лошадиных сил двигателя из за дополнительных увеличенных потерь мощности на систему охлаждения двигателя. А также за счет устаревшей трансмиссии, которая конструктивно не в состоянии передавать на ходовую возросшую мощность. Все эти произведенные конструктивные новшества не позволили улучшить ходовые качества Т-90МС. Максимальная скорость
танка по шоссе так и осталась на уровне 60 км/ч, а потребление топлива возросло.
Разработчик установив на Т-90МС слабый движок и существенно не изменив трансмиссию, передал по наследству своему передовому модернизированному изделию извечную проблему
танков серии Т-72. В
танке на прежнем уровне осталась низкая скорость обратного хода, всего 5 км/ч .Танк фактически не способен быстро сменять позицию. В то время когда современные западные ОБТ обладают скоростью заднего хода не меньше 28-30 км/ч. Разница видна на лицо и конечно не в пользу Т-90МС.
В процессе модернизации, масса танка Т-90МС, возросла всего на 1,5 тонны по сравнению из серийным Т-90А. Увеличение массы танка из 46,5 т до 48 т, свидетельствует о том, что танки серии Т-72 исчерпали свой модернизационный ресурс. Их слабая ходовая уже не в состоянии выдерживать дополнительное увеличение веса, в процессе последующих модернизаций. Слабый движок в комплексе из плохой ходовой, приводит к тому, что конструкторы, УКБТМ, всеми мысленными и не мысленными путями стараются ужаться в желанную норму 50 +-2 тонны. Бесперспективность дальнейшей модернизации Т-90 очевидна.
Касательно других ключевых изменений,
танк получил новую башню, которая имеет больше уязвимых зон чем предыдущая башня Т-90А. Конструкторы на новой спроектированной башни с одной стороны взяв и уменьшив уязвимые зоны которые были присущи серийной башни Т-90А, с другой стороны создали другие не менее ослабленные зоны. Наибольшая из них ослабленная зона сконструирована в виде своеобразного искривления на башне (горба). Этот «горб» может, без проблем, уверенно поражаться через встроенную динамическую защиту
танка.
Размещение элементов новой СУО внутри башни, привело также к вынужденному увеличению кормовой части башни, путем её дополнительного удлинения. Что сделало модернизированный
танк ещё более уязвимым и менее защищенным.
На Т-90МС установлена встроенная динамическая защита «Реликт», которая не отвечает современным требованиям защиты бронетехники. Она не может эффективно противостоять современным западным кинетическим бронебойным подкалиберным снарядам на дистанции меньше 1 км.
На
танковое орудие Т-90МС разработчик впервые смонтировал мини бронемаску. Цель её размещения сомнительная, так как она не добавляет
танку серьезной защиты. Она смонтирована для эстетической завершенности клинообразного профиля башни.
Бортовые экраны
танка Т-90МС с ДЗ «Реликт» реально могут держать 400 мм коммулятивной струи, при раннее заявленных разработчиком 550 мм. Такой низкий эквивалент защищенности бортов свидетельствует о том, что
танк может быть поражен в борт боеприпасами выпущенными даже с древнего РПГ-7ВР.
На Т-90МС смонтирована дистанционная установка новой конструкции. Но она менее эффективная чем старая дистанционная установка. Так как на новую ДУ возможно установить пулемет только 7,62 мм, а на стандартной ДУ штатно стоял крупнокалиберный пулемет 12,7 мм. ДУ с пулеметом калибра 7,62 мм совсем не способна эффективно бороться из ударными вертолетами и легкой бронетехникой.
Как и на предыдущих версиях Т-90 на Т-90МС продолжает стоять устаревшая
танковая пушка 2А46М5 калибра 125 мм. С этим орудием
танк имеет недостаточную дальность стрельбы, всего 2,5 км. В это время, чуть старший ровесник, Т-90МС, израильский ОБТ Меркава Мк. 4 имеет эффективную дальность поражения целей не меньше 5 км.
Боезапас первой очереди Т-90МС в автомате заряжания состоит из 22 выстрелов, что на 6 выстрелов меньше чем в другого российского ОБТ Т-80У.
Танки производства УВЗ, ещё со времен СССР, за эстетическим критерием уступали ленинградским и харьковским. Продолжая тагильскую линейку, Т-90МС «Тагил», с эстетической точки зрения, тоже не стал исключением. Он и как все предыдущие тагильские разработки имеет посредственный дизайн, на фоне того же ленинградского Т-80У, который от него, на 25 лет старше.
Т-90МС на данное время, есть наглядным демонстратором той максимальной вершины российского
танкостроения, которую может из большим трудом осилить УКБТМ и УВЗ. Дальнейшая модернизация, заводом, линейки Т-72БУ до модификации Т-90МС свидетельствует о том, что «УВЗ» на данный момент не способен создать принципиально новый ОБТ для Российской армии, и по этому дальше продолжает попытки переделывать и доводить до ума, под новыми названиями исчерпавший давно свой модернизационный ресурс Т-72.
Создание Т-90МС явно показало, что российское
танкостроение, зашло в тупик и не видит конкретных путей выхода из него. Наиболее качественным скачком для российского
танкостроения, в сложившихся условиях, стало б, доведение до серийного производства не заслужено прикрытого уральским лобби, омского варианта, перспективного
танка, на основе объекта 640.
На основе развития линейки объекта 640 Черный Орел, можно в дальнейшем было б выйти на, на много перспективный и продвинутый танк, чем тот танк, что в дальнейшем, с трудом, может создать УВЗ развивая тупиковую ветвь Т-72БУ / Т-90МС. Ведь омский объект 640 ещё более чем 14 лет назад превосходил по всем параметрам, этот вариант танка-демонстратора Т-90МС, что был представлен, осенью, на РЕА 2011. То — есть УВЗ который, сейчас, стал единоличным бронетанковым монополистом, еле смог догнать омский объект 640 Черный Орел, только к концу 2011 года, и то благодаря, за счет применения передовой, белоруской, электронной начинки. По этому развивая линейку объекта 640, российская армия смогла б уже на 2012 год на его основе получить ещё более продвинутую машину, если б она не была удачно зарублена, министерством обороны, на пользу УВЗ.
В целом доведение тагильскими конструкторами Т-90А до уровня Т-90МС «Тагил», является маленьким но позитивным шагом вперед всего российского танкостроения. Но, на фоне ведущих танкостроительных стран — в большей степени, этот шаг в перед, является все-таки прорывом в никуда.