Содержание:
20 июля 1941 года Красная армия приняла на вооружение малый танк Т-60. Это была во многом вынужденная мера, поскольку огромные танковые потери первого месяца Великой Отечественной войны требовалось срочно восполнять, а наладить массовое производство лёгкого танка Т-50 для этих целей не удалось. И хотя выпустить запланированные 10 000 танков за оставшиеся месяцы 1941 года так и не удалось, Т-60 уже с октября стал массово поступать в войска, сыграв важную роль в отражении наступления немцев под Москвой. Вместе с тем, ещё в августе 1941 года появилась идея о модернизации Т-60, которая в итоге привела к созданию более тяжёлого танка, получившего название T-70. Какова же история создания этой машины?
Вначале была башня
Исходно Т-60 предполагалось вооружать точно так же, как и предшествовавший ему Т-40, то есть крупнокалиберным пулемётом ДШК, спаренным с пулемётом ДТ. Впрочем, ещё в начале 20-х чисел июля стало ясно, что это невозможно. Дело в том, что производить ДШК в необходимом количестве промышленность на тот момент не могла. Достаточно быстро нашлась замена в виде 20-мм автоматической авиационной пушки ШВАК, из которой путём объединения крыльевого и турельного вариантов получилась танковая пушка ТНШ. Первый её образец был испытан в августе 1941 года. Уже тогда к пушке предъявлялись претензии, связанные с недостаточной огневой мощью:
«Установка 20 мм пушки ШВАК в башне танка Т-60 не решает проблемы усиления эффективности бронебойного действия, особенно по современным бронецелям с толщиной брони в 15–20 мм, поставленной под углом. Поэтому комиссия считает необходимым форсировать работу по созданию образцов для вооружения танка Т-60 большей эффективности».
Вполне логичным решением проблемы бронепробития являлась установка более мощного, чем автоматическая пушка, вооружения. Работа по установке этой самой пушки в башню Т-60 была инициирована Артиллерийским комитетом Главного артиллерийского управления Красной армии (Арткомом ГАУ КА). В сентябре 1941 года это ведомство созвало совещание, куда были приглашены представители двух конструкторских бюро – ГАЗ им. Молотова и завода №92. После изучения образцов трофейной бронетехники было принято решение о перевооружении Т-60 на 45-мм танковую пушку обр.1938 года. При этом, согласно проекту, у танка должна была сохраниться штатная башня.
Первоначально работы по усилению вооружения выполнялись совместно конструкторскими бюро ГАЗ и завода №92. Но достаточно быстро конструкторские коллективы двух заводов серьёзно разошлись в вопросе проектирования более мощной артиллерийской системы для Т-60. В результате было принято решение о том, что заводы будут разрабатывать два варианта перевооружённой башни. Изготовление макетных образцов намечалось на декабрь. О том, что в итоге создало КБ завода №92, рассказывается в отдельном материале. В этой же статье речь пойдёт о том, как к вопросу перевооружения подошёл ГАЗ им. Молотова и что из этого получилось.
Стоит отметить, что задание, которое поставил Артком ГАУ КА, было достаточно непростым. В небольшую башню с диаметром погона 900 мм требовалось установить пушку, спаренный с ней пулемёт и прицел, а также оставить достаточно места для командира танка, выполнявшего ещё роль наводчика и заряжающего. Коллектив ГАЗ им. Молотова для достижения этих целей несколько изменил исходную схему размещения вооружения. 45-мм танковую пушку конструкторы максимально сдвинули вправо, а пулемёт решили установить по центру. Влево вместо него уходил телескопический прицел. Благодаря такой компоновке у командира, которому определили задний левый угол башни, появлялось хоть какое-то место.
Из-за изменения расположения вооружения и рабочего места командира пришлось изменить расположение механизмов поворота и подъёма башни, а также по-иному разместить боеукладки. Несмотря на то что проект ГАЗ предполагал больше переделок, чем вариант модернизации, предложены заводом №92, он выглядел более предпочтительным, поскольку командир башни получал больше свободного пространства. В отличие от соперников, документации конструкторы ГАЗ не представили. Зато опытную установку здесь не только изготовили, но и испытали стрельбой. Несмотря на то что эта экспериментальная установка была недоработанной, само её наличие оказалось для проекта ГАЗ большим плюсом.
Оба проекта, представленные к 20 декабря 1941 года, имели целый ряд общих достоинств и недостатков. Дело в том, что 45-мм пушка обр. 1938 года имела гораздо больший вес по сравнению с ТНШ, и после её установки башня становилась неуравновешенной. В результате поворот башни на высоких углах наклона машины оказался затруднён. Для устранения данного недостатка предлагалось разместить на гильзоулавливателе груз массой 30 кг, который уравновешивал бы башню.
Кроме того, после установки более крупногабаритной пушки и без того не слишком просторная башня Т-60 становилась ещё более тесной, а работа поворотными механизмами в башне с новой компоновкой стала менее удобной. Не добавляло комфорта и то, что командир танка продолжал оставаться ещё и заряжающим. В Т-60 данный недостаток компенсировался тем, что ТНШ являлась автоматической пушкой с ленточным питанием, и её не требовалось перезаряжать после каждого выстрела. После установки 45-мм полуавтоматической пушки нагрузка на командира башни выросла, что в боевых условиях значительно снижало эффективность ведения огня.
Согласно докладной записке от 20 декабря, ГАЗ и заводу №92 предлагалось закончить проекты перевооружения башни Т-60 на 45-мм пушку к 15 и 25 января соответственно, одновременно проведя испытания стрельбой и дав по ним заключения. Уже на этом этапе предпочтение отдавалось проекту ГАЗ.
Между тем группа инженеров КБ ГАЗ им. Молотова во главе с В. А. Дедковым предложила серьёзную переделку башни. В соответствии с этим проектом диаметр погона увеличивался на 25–30 мм, воздуховод в лобовой части ликвидировался и переносился на башенный люк. Вместо сварной конструкции предполагалось сделать башню литой. Согласно докладной записке, датированной 30 декабря 1941 года, было принято решение включить новую башню в план опытных работ со сроком готовности 25 января 1942 года.
На практике ситуация с новой башней имела совсем иное развитие. Дальнейшие работы по ней выявили необходимость увеличения диаметра погона до 966 мм. Орудийную установку пришлось ещё больше выносить вперёд, а для увеличения внутреннего пространства было решено сделать в башне кормовую нишу. В конечном счёте в финальной конструкции от башни Т-60 не осталось ничего. Схема размещения вооружения при этом осталась той, которая планировалась в первоначальном проекте перевооружения башни Т-60.
Растущая в размерах и массе башня стала причиной для запуска работ по кардинальной переделке всего танка Т-60. Возглавил конструкторские работы, которые начались ещё в конце 1941 года, Н. А. Астров. Иногда проектируемую им машину в современных публикациях называют «070», но это не более, чем попытка отдельных исследователей домыслить. Такой индекс в отношении этого танка никогда не использовался, в том числе и потому, что он был совершенно не характерен для КБ ГАЗ им. Молотова. На самом деле машина получила внутренний индекс «ГАЗ-70», а в конструкторской документации использовался шифр «70».
Общая компоновка корпуса Т-60 у нового танка сохранилась, но при этом сам он значительно изменился. Возросшая боевая масса потребовала установки новой силовой установки. Её изготовили из двух двигателей ГАЗ-11 модель 202, спаренных в продольной плоскости. Получившийся мотор получил название ГАЗ-203. Вместо коробки передач от грузовика ГАЗ АА была взята КПП от ЗИС-5.
Более длинная силовая установка стала причиной удлинения и корпуса танка. При его переделке инженеры ГАЗ им. Молотова отказались от рубки механика-водителя, заменив её наклонным листом с массивным люком, в котором был установлен смотровой прибор. Такая конструкция оказалась более стойкой к вражеским снарядам. Пришлось вносить изменения и в ходовую часть. Количество опорных катков увеличилось до пяти на борт. Кроме того, были усилены торсионы. Одним словом, по факту у конструкторов ГАЗ вместо модернизированного Т-60 получался новый танк.
Лучше по всем статьям
Проектирование ГАЗ-70, который вскоре получил официальное обозначение Т-70, продолжалось весь январь и вышло на финальную стадию в начале февраля 1942 года. Уже к десятым числам месяца началась постройка опытного образца, которую закончили 14 февраля. К 19 февраля была подготовлена программа испытаний Т-70 пробегом, а также испытания установленного в танке вооружения.
Вышедшая на испытания машина практически по всем характеристикам превосходила Т-60. При равной ширине её длина выросла почти на 20 см, а высота корпуса – почти на 15 см. Боевая масса нового танка выросла до 9 тонн.
Увеличилась и бронезащита, и на этом моменте стоит остановиться поподробнее. Дело в том, что стараниями некоторых отечественных историков родилась легенда о том, что ГАЗ-70 якобы имел бронирование на уровне Т-60, которое по итогам испытаний было усилено. Но с отчётом об испытаниях опытного образца Т-70 эта легенда не стыкуется никак. Согласно этому документу, толщина центрального лобового листа опытного танка составляла 45 мм, а верхнего лобового листа — 35 мм, как и у пошедшей в серийное производство машины. «Практически равноценным» бронированию Т-60 такая бронезащита не может считаться никак: у танка-предшественника толщина центрального лобового листа корпуса составляла 35 мм, а верхнего – 15 мм.
Не соответствует действительности и утверждение, что новый танк, якобы, имел недостаточную проходимость. Об этом красноречиво говорит сводка по испытаниям, датированная первым днём их проведения – 19 февраля 1942 года:
«1. Езда по целине, глубина снежного покрова 40–50 см.
а) пройдено по целине 50 км.
б) средняя скорость 13 км/ч
в) пройдено по другим дорогам 25 км
Преодоление снежной целины Т-70 производилось на третьей передаче с редким переходом на вторую передачу.
В то же время танк Т-60 мог идти на этой же целине только на первой и иногда второй передаче. Средняя скорость движения у танка Т-60 по этой снежной целине ниже, чем у танка Т-70, в два раза».
На пересечённой местности ГАЗ-70 развивал среднюю скорость 18–20 км/ч, при этом расход топлива составлял 200 литров на 100 километров. По просёлку танк прошёл 106 км, при этом средняя скорость составила 20–24 км/ч, а расход топлива – 160 литров на 100 километров. Что же касается езды по шоссе, то Т-70 преодолел 130 километров со средней скоростью 32 км/ч, максимальной скоростью 45 км/ч и расходом топлива 100 литров на 100 километров. Эти результаты были признаны вполне удовлетворительными.
В ходе испытаний на проходимость максимальный угол подъема составил 25 градусов, на более крутые углы не хватало сцепления гусениц с грунтом. Также в ходе испытаний танк свалил сосну с диаметром ствола 25 см.
Не соответствует действительности и утверждение о том, что к удобству работы с вооружением у испытателей были претензии. Всего из основного вооружения было произведено 266 выстрелов. Скорострельность при стрельбе на ходу составила 4–5 выстрелов в минуту, при этом отмечалась вполне удовлетворительная кучность. Никаких претензий по поводу того, что башня одноместная, в отчёте не приведено. Более того, прямо указывается, что «рабочие места расположены удобно».
Также стоит отметить, что обзорность с места командира в отчёте признана удовлетворительной. Особо отмечался перископ в крыше башни, появление которого снизило непросматриваемое пространство для командира до 6–8 метров. Впрочем, более поздние исследования показали, что «мёртвая зона» составляет 9 метров.
По итогам испытаний танка были сделаны следующие выводы:
«1. Боевые свойства и тактические возможности танка Т-70 значительно превосходят таковые танка Т-60, агрегаты и детали которого использованы в конструкции Т-70.
2. Все основные показатели характеристик танка Т-70 – вооружение, бронирование, средние скорости движения, маневренность, проходимость в условиях снежных дорог и целины, обзорность превосходят соответствующие показатели танка Т-60, давая возможность использовать танк Т-70 в качестве легкого танка, могущего бороться с противотанковой артиллерией малого калибра, легкими и малыми танками, пехотой и механизированными восками противника, а также служить в качестве танка непосредственной поддержки пехоты.
3. Легкий танк Т-70 может быть принят на вооружение Красной Армии и запущен в серийное производство для замены Т-60.
4. Выявленные комиссией недостатки должны быть устранены заводом в порядке прилагаемого перечня.
5. Одновременно с запуском серийного производства ГАЗ-у необходимо продолжить испытания Т-70 на прочность агрегатов в весенних и летних условиях».
Сварка лучше
6 марта 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГКО) №1394 «Об организации производства танков Т-70 на Горьковском автозаводе имени Молотова Hаркомсредмаша». Согласно этому документу, производство Т-60 на заводе постепенно сворачивалось. С 1 мая 1942 года выпуск Т-60 прекращался, а первые 20 танков Т-70 ожидались уже в марте. В апреле их должны были выпустить 150 штук, в мае – 260, и 390 – в июне.
Спустя три дня число предприятий, выпускающих новый танк, было увеличено до трёх. 9 марта вышло постановление №1417сс «Об организации производства танков Т-70 на заводах №37 и 38 Наркомтанкопрома». В соответствии с ним предполагалось прекратить выпуск Т-60 на заводе №38 в Свердловске с 1 мая, а на заводе №37 в Кирове – с 1 июня 1942 года. В Свердловске планировалось выпустить первые 10 танков Т-70 в апреле, 75 в мае, 125 в июне и 175 в июле. В Кирове за это же время должны были выпустить 20, 70, 120 и 150 танков соответственно. Впрочем, руководство завода №37 всё же смогло убедить Молотова в том, что в такие сроки освоить Т-70 они не могут, потому начало выпуска новых машин на этом предприятии было перенесено на 3-й квартал 1942 года.
Помимо устранения обнаруженных в ходе испытаний недостатков, постановление ГКО №1394 подразумевало выпуск с 1 июня 1942 года Т-70 с уширенным траком, расширенными катками и увеличенной шпорой. Связано это было с тем, что нагрузка на опорные катки выросла, по сравнению с Т-60, с 700 до 900 кг. Но на первых сериях, как посчитала испытательная комиссия, вполне можно было использовать имеющиеся элементы ходовой части от Т-60.
Ещё одно пожелание комиссии было связано с бронированием танка. Толщина его бортов осталась на уроне Т-60 и составляла 15 мм. Предлагалось толщину бортов увеличить до 25 мм, даже чуть «срезав» бронирование верхней лобовой детали корпуса (с 35 до 30 мм). От этой идеи в итоге отказались, и Т-70 пошел в производство с тем же бронированием, что и опытный образец. Что же касается усиления ходовой части, то оно было реализовано гораздо позже назначенного постановлением ГКО срока.
Как и в случае с Т-60, организация серийного производства Т-70 была задачей непростой. Критичным оказались производство корпусов и башен. В качестве заводов-смежников по этой линии выступали заводы №176 (Муромский паровозостроительный завод им. Дзержинского) и №177 (Выксунский завод дробильно-размольного оборудования). В Муроме предполагалось выпустить в марте 1942 года 25 корпусов Т-70, в апреле 135, в мае 190 и в июне 290. В Выксе за этот же период планировалось сделать, соответственно, 10, 40, 90 и 150 корпусов.
Остро стоял вопрос и с башнями. Первоначально предполагалось, что танки будут оснащаться башнями литой конструкции, практически ничем не отличающимися от опытной и имеющими толщину брони 40–45 мм. Но в постановлении ГКО №1394 появилась также и сварная башня, имевшая толщину стенок 30–35 мм. Такую башню в срочном порядке спроектировало КБ ГАЗ, работы были закончены к 20 марта. Между тем, и от литых башен не отказывались: согласно тому же постановлению, завод №178 (Кулебакский металлургический завод им С. М. Кирова) к 10 марта должен был выпустить 10 башен, плюс ещё 10 к 20 марта.
На практике всё оказалось несколько сложнее. Подготовка производства Т-70 на ГАЗ привела к тому, что темпы выпуска Т-60 стали снижаться, более того, в течение 12 дней танки вообще не сдавались. Дополнительные проблемы создавали перебои с поставками комплектующих.
Особенно узким местом были торсионы. Помимо проблем с поставкой металла для них, имелись массовые случаи брака, что не могло не сказаться на темпах выпуска Т-60.
Что же касается Т-70, то вместо запланированных 20 танков в марте было собрано всего 3 машины, из них 2 без башен. Обещанные корпуса с башнями с заводов-смежников так и не пришли. В результате на ГАЗ решили выпускать их самостоятельно. Была заложена серия из 25 корпусов, но в виду отсутствия металла необходимой толщины работы сорвались. Удалось собрать всего 5 корпусов, из которых 2 оказались без подбашенных листов. Верхний лобовой лист в виду отсутствия брони толщиной 35 мм собирали из двух листов (20+13 мм). Также все корпуса оказались без люков механиков-водителей (их установили уже позже).
Первые из собранных сварных башен также изготавливались из двух листов (20+13 мм). Всего таких башен было заложено 17 штук, но ни одной до конца марта не сдали. Что же касается литых башен, то их за март было изготовлено 8 штук, при этом полностью готовой оказалась всего одна.
Поставки корпусов с заводов-смежников начались только в конце марта. 5 комплектов корпусов пришло с завода №176, по состоянию на 1 апреля 1942 года они находились на сборке.
Помимо проблем с корпусами и башнями, появились неприятности, связанные с силовыми установками. Дело в том, что ЗИС не подал на ГАЗ им. Молотова коробки передач ЗИС-5. Танки продолжали производится по обходной технологии, а реальный запуск серийного производства, по прикидкам старшего военпреда Окунева, ожидался к 10 апреля.
Реальная сборка Т-70 началась 1 апреля. За первую декаду месяца было принято 8 танков из планировавшихся 15. К 10 числу на заводе имелось 35 корпусов, из которых 14 находилось в процессе сборки. Освоение производства шло непросто: из 13 машин, сданных к 12 апреля, у семи сгорело главное сцепление, на трёх пришлось сменить главную передачу, три танка уводило в сторону, у двух заменили моторы, а ещё у двух обнаружились дефекты коробок передач. Часть этих проблем являлась производственными дефектами.
Всего же за апрель было принято 50 Т-70 вместо запланированных 170. В процессе сборки находились ещё 33 танка. Ещё более неприятным фактом стало то, что из всех выпущенных за март-апрель танков только 19 был отправлено заказчику, а 33 машины продолжали оставаться на заводе, где производился их ремонт.
Основной причиной столь массовых дефектов было то, что на заводе ещё не до конца освоили технологию сборки. Наиболее распространённой неисправностью Т-70 на тот момент являлся перегрев двигателей.
Что касается дел с поставкой корпусов, то за апрель их пришло 132 штуки. По корпусам имелось масса претензий, связанных с некачественной сваркой. Ещё больше претензий набралось по башням. Относительно массовым явлением (на 8 корпусах) оказались трещины. Для решения проблем пришлось загружать корпусной цех ГАЗ, что стало причиной срыва работ по другим направлениям. Для решения проблем были вызваны представители заводов №176 и №177, которые пообещали исправить положение.
Что же касается других дефектов, то Астров и главный конструктор ГАЗ им. Молотова А. А. Липгардт значительно доработали конструкцию танка. Только по корпусу было переделано 43 чертежей из 164, а по двигателю – 18 из 79, плюс 8 чертежей было введено вновь. При этом доработки продолжились.
Подобные проблемы не должны удивлять и, тем более, наводить на мысли о том, что Т-70 был плохим танком. Он создавался в большой спешке и, в отличие от Т-60, был во многом новой машиной, к тому же почти в 2 раза более тяжёлой. Уже к концу мая выправилась ситуация с корпусами, постепенно решались и другие проблемы.
В ходе наладки производственных процессов та самая литая башня, с которой началась история Т-70, ушла в небытие. При плане в 20 башен завод №178 за март выпустил всего 9 штук, а отгрузили и вовсе 5. Связано это было в том числе и с задержкой в выдаче документации. За апрель было выпущено 10 таких башен, ещё 5 в мае. На этом в Кулебаках башни Т-70 лить прекратили, поскольку вместо башен началось массовое производство литых люков механика-водителя и бронировки орудийных масок. Тем не менее ещё 15 башен оказалось сдано в июле 1942 года. В общей сложности на ГАЗ им. Молотова оказалось 47 литых башен.
Согласно исследованиям некоторых отечественных историков, эти башни были хуже сварных, с чем нельзя согласиться. Единственным существенным недостатком литой башни оказалась более высокая масса: она весила 992 кг, а сварная – 876 кг. В остальном же литая башня не уступала сварной. Но, в отличие от Т-34, на котором литая башня стала основной, для Т-70 вполне подошла сварная конструкция, а литые башни для него попросту негде было делать.
Не задалось дело с литыми башнями и на заводе №38. Работы по подготовке производства там начались еще в марте 1942 года. Из-за проблем с коробками передач ЗИС-5 ни одного комплекта ГАЗ-203 на завод за март не поступило. Имелись проблемы и с литыми деталями. Вместе с тем, по состоянию на начало апреля в Кирове были изготовлены 2 литые башни и 5 корпусов, еще 10 корпусов находились в работе. В дальнейшем на заводе №38 также был организован выпуск сварных башен. За апрель здесь было сдано 7 танков из 20 планировавшихся.
Продолжавшиеся проблемы с поставками моторов вынудили ГКО принять постановление ГКО №1898сс от 4 мая 1942 года, в соответствии с которым план майского выпуска Т-70 в Кирове был снижен до 50 штук. Как и в случае с ГАЗ им. Молотова, более-менее соответствовать планам выпуск новых танков стал только к началу лета.
Что же касается завода №37, то там было построено всего 10 Т-70, и случилось это в июле 1942 года. 28 июля 1942 года вышло постановление ГКО №2120 «Об организации производства танков Т-34 на Уралмашзаводе и заводе №37 Наркомтанкопрома». Уже к 29 сентября реорганизованный завод №37 (завод №50), ставший частью УЗТМ, изготовил первые два Т-34. Наработки по производству Т-70, созданные здесь, были переданы заводу №38.
Источники
- ЦАМО РФ
- РГАЭ
- РГАСПИ
- РГАКФД
- Фоторахив автора
- Фотоархив Ивана Падерина
- Фотоархив ГАЗ