В порту Воусаари в Хельсинки с финского судна «Финнсан» был выгружен контейнер, предназначенный для отправки в Сирию.
В ходе осмотра контейнера в нем были обнаружены детали танков. Судоходная компания «Finnlines», перевозившая груз, сообщила, что контейнер был погружен на борт еще 20 декабря минувшего года. Напомним, о содержимом стало известно 3 января 2013 года в Антверпене при стандартном осмотре грузов.
Так может выглядеть Т-55СМ.
В настоящее время в связи с директивой Совета Евросоюза ввоз оружия и военных грузов в Сирию запрещен. Из-за этого контейнер в Антверпене не сгрузили, но по финским законам «Finnlines» не могла отправить груз деталей назад в Санкт-Петербург.
На данный момент сирийский груз находится в порту Хельсинки для разгрузки и передачи Таможенной службе Финляндии. Финские следователи сотрудничают с правоохранительными органами нескольких стран, в том числе и России. Сообщается, что уже направлен ряд международных поручений для выяснения всех обстоятельств дела.
Еще важная информация по Сирии. Месяц назад сбежавший из Сирии генерал Манаф Тласс, владеющий армейской статистикой, рассказал на Западе, что к началу июля 2012 под пулями и снарядами „мирных“ повстанцев погибло 8.763 сирийских солдата, еще 21.357 солдат ранено (потери сопоставимы с потерями СССР в Афганистане за 10 лет войны). Некоторые военные части потеряли до 25% своего личного состава. Около 600 танков и бронетехники выведено из строя, около 200 из них могут быть отремонтированы через 3 месяца.
5 марта 2013 года из российского РПГ-29 «Вампир» бандиты сожгли сирийский танк. Как РПГ-29 „Вампир“, который никому не продавали и не поставляли, оказался не у САА, а у ваххабитов?
Не это сейчас важно, а как защитить танки Сирии от РПГ. Танкисты готовы к встрече с израильскими, американскими и прочими противотанковыми средствами, но с новейшими российскими??
Хорошо бы дополнительными фирменными экранами, да ещё с новёйшими активными системами защиты. Но чему учит нас история с 1941 года?
Экран из бронированных листов по бортам танка, часть которых уже послужила экипажу.
Дополнительная броня немецких танков и САУ.
Оказывается, буквально накануне ВОВ советская промышленность столкнулась с проблемами при производстве танков Т-34. Проблемы касались производства брони. Поэтому инженеры придумали заменить сплошную броню железобетонной конструкцией. Обстрел образцов такой брони на полигоне показал, что железобетонная броня 60 мм по своим свойствам полностью соответствует 20 мм обычной брони. Причем в производстве корпус из бетона стоил дешевле в 10-20 раз.
В результате родился проект танка Т-34ЖБ (железобетонный). В нем все было из железобетона толщиной 150-200 мм, кроме передней части башни. Она была из обычной стали, поскольку к ней крепилось танковое орудие. Проектная масса танка достигала 29 т (обычный Т-34 — 26,5 т).
В мае 1943 года со своим вариантом экранировки танков выступил Институт физической химии Академии наук СССР, где под управлением академика А. Иоффе и И. Курчатова были сконструированы «стержневые экраны». Стержни бетонной арматуры располагались в виде решётки с шагом 25-35 мм на расстоянии 100-200 мм от основной брони и таким образом играли роль взводящей брони для бронебойных, искажающей преграды для сплошных бронебойных и подкалиберных, а также вынесенной преграды для кумулятивных снарядов. При всех данных достоинствах данный вариант экранирования был легче сплошных бронелистов, имел меньшую стоимость, трудоёмкость изготовления и монтажа
«Когда выяснилась слабость бронирования Т-34 к появившимся «Фаустпатронам». В преддверии уличных боёв в городах Европы. Стал вопрос об усиление бронирования танков предназначенных для сопровождения штурмовых групп для боёв в городе. Рассматривались разные способы, в том числе и навеска на танк бетонных экранов. Принятие на вооружение танков ИС и сложность доработки серийных Т-34 остановили данные работы.»
В фортификации этот композит после войны использовали — это бронебетонные рубки управляющего огнем на бывшей 30-й батарее в Севастополе, а также на батарее 152-мм пушек МУ-2
Это наши работы по созданию замены в танках брони стальной на композицию из брони и бетона.Поскольку планы строительства бол.массы танков и Большого флота как-то совпали,в качестве альтернативы были НИОКР,можно ли хоть частично заменить стальную броню на композит.
Оказалось,что композит из двух 15 мм бронелистов и бетона между общей толщиной в 45-60 мм приблизительно так же снарядостоек,как монолитный лист такой толщины. Но гнуть и сваривать 15 мм листы куда проще и легче.Было еще много плюсов ,но в серию это не пошло.Был повтор таких попыток в войну,но тоже не пошло.
В 1958 году в ВНИИ-100 проводились работы по разработке комбинированной брони.
Был разработан и опробован натурным обстрелом вариант комбинированной брони со стальной стружкой.
Дальнейшие работы по созданию комбинированной брони велись в направлении выбора не металлического наполнителя.
В качестве наполнителя рассматривались высокопрочный бетон, стекло, диабаз, керамика и различные стеклопластики.
Танк и его модификация Т-55А широко экспортировались в Сирию — 2250 Т-55 и Т-55MV.
Т-55
Масса, т: 36
Длина с пушкой вперёд, мм: 9000
Длина, мм: 6200
Ширина, мм: 3270
Высота, мм: 2350
Клиренс, мм: 425
Экипаж: 4 чел
Вооружение: 100-мм пушка Д-10Т2С; 2×7,62-мм пулемёта (спаренный с пушкой в башне и курсовой в лобовом листе корпуса).
Боекомплект пушки: 43 выстрела
Тип двигателя: Дизельный В-55В
Мощность двигателя, л.с.: 580
Скорость по шоссе, км/ч: 50
Запас хода по шоссе, км: 500
Т-55М5
Модернизация Т-55. На танке была установлена: встроенная динамическая защита башни и корпуса, резинотканевые бортовые противокумулятивные экраны, двигатель В-46-5М, мощностью 690л.с. (ранее В-55У, мощностью 620л.с.), новая автоматизированная система управления огнем, теплозащитный кожух на ствол пушки, система запуска дымовых гранат 902Б «Туча», зенитный пулемёт, система противопожарного оборудования, современные
средства связи, комбинированный прибор механика-водителя ТВК-3 и модернизированный прибор командира ТКН-1СМ. Усилена ходовая часть. Возможна установка комплекс управляемого вооружения 1К116-1 «Бастион».
К этому времени стало ясно, что бронирование советских танков Т-54, Т-55, Т-62 не обеспечивает защиту от поражения вышеуказанными боеприпасами. Толщины броневых деталей наших танков составляли: верхний лобовой лист 100 мм при угле наклона 60°, нижний лобовой лист 100 мм при наклоне 55°, борта корпуса 80 мм при 0° и лба башни 170-90 мм при 23—55°. Поэтому для защиты от 85 мм кумулятивного снаряда с медной воронкой было необходимо иметь толщину верхнего лобового листа 215 мм, нижнего лобового 250 мм, борта корпуса не менее 250 мм при тех же углах наклона. При обстреле 115-мм кумулятивными снарядами эти параметры должны были составлять 260, 290 и 200 мм соответственно. Такое увеличение толщин броневых деталей корпуса танков привело бы к увеличению их массы на 9—10 т, что, по понятным причинам. было недопустимо.
Поэтому для решения задачи защиты танков в направлении ведения стрельбы и бортов корпуса в диапазоне курсовых углов 25° от кумулятивных боеприпасов калибра до 115 мм в 1964 году была разработана и прошла всесторонние испытания комплексная экранная защита ЗЭТ-1 (защита экранная танковая). Она состояла из сетчатого и бортовых экранов.
Свойства экранов как защиты именно от кумулятивных боеприпасов основываются на том, что при попадании в этот самый экран кумулятивного снаряда его разрыв происходил до встречи с броней танка. в результате чего сформировавшаяся кумулятивная струя, прежде чем достигнуть брони танка, пролетала в воздухе значительное расстояние. При движении в воздухе происходил распад струи, вследствие чего ее пробивная способность резко снижалась, и она не могла пробить броню.
Вес сетчатого экрана составлял 60 кг, минимальное расстояние между экраном и броней – 1800 мм. Время перевода из походного положения в боевое составляло 2-3 минуты, а для установки самого экрана на танк – не более 15 минут. Различие экранов для танков Т-54/55 и Т-62 состояло лишь в диаметре основания, крепящегося на стволе пушки.
Бортовые экраны были секционного типа и изготавливались из дюраллюминия. Их вес составлял около 200 кг, минимальное расстояние между бортом танка и секцией экрана (при угле поворота секции к оси танка в 30 градусов**) составляло 1500 мм. Время перевода из походного положения в боевое составляло около 1 минуты. Комплекс позволял преодолевать заросли кустарника без повреждения сетки и экранов.
Военные действия в Сирии продемонстрировали, что модернизированные танки Т-55 в определенных ситуациях показывают более высокую живучесть, чем экспортные модификации Т-72 первых серий, которых на вооружении сирийской армии достаточно много. Благодаря динамической защите, дополнительному бронированию днища, более современному противопожарному оборудованию, а также менее плотной компоновке и особенности применяемых артиллерийских боеприпасов, эти машины выручают свои экипажи во время атак террористов.
К тому же, данные танки превосходят старички "семьдесятвторые" по прицелам, на них установлены лазерные дальномеры, баллистические вычислители и есть возможность применения управляемого ракетного оружия.
К сожалению, таких танков у сирийцев сравнительно немного (около 200 штук), и их использование ограничено.
В результате новшеств вес танка возрос до 40 тонн. Но характеристики подвижности не ухудшились. Запас хода составляет около 600 км.
Данная модификация Т-55 многими военными аналитиками по критерию стоимость-эффективность считается одной из самых оптимальным.
Кстати, эти Т-55 были модернизированы на Украине в середине 90-х годов по еще советской документации, а ведь существуют в настоящее время более совершенные варианты по улучшению характеристики танка-ветерана. Например, омский Т-55М5.
Омичи существенно повысили огневую мощь этого танка. На нем появилась еще более совершенная автоматизированная система управления огнем с возможностью установки управляемого вооружения. Пушка получила термозащитный кожух. Сохранили и установку на башне крупнокалиберного пулемета.
Танк оборудован также системой пуска дымовых гранат, противоминной защитой, сплошными бортовыми противокумулятивными экранами, быстродействующей системой противопожарного оборудования.
В распоряжении наводчика — многоканальный прицел со встроенным лазерным дальномером. Есть возможность применения управляемых противотанковых ракет. Следует отметить, что ракеты типа "Аркан" способны бить на дальность до 5500 метров и пробивать до 800 мм брони. Командир танка получил модернизированный прибор ТКН-1СМ. Заменены средства связи.
Предприняты меры по повышение подвижности за счет оснащения комбинированным прибором механика-водителя ТВК-3, дизельным двигателем повышенной мощности – 690 л.с., усиленной ходовой частью.
Суммируя вышеизложенное для сирийской модернизации дорога ложка к обеду. Поэтому несмотря на варианты фирменных защит от обстрела РПГ, НЕОБХОДИМО СРОЧНО ПРИМЕНИТЬ ЭРЗАЦ ЭКРАНЫ , то ест выполненные силами сирийского ВПК и возможно в полевых условиях.
Это взводящие экран, неважно из чего, сеткой или стержни или просто тонкие броневые листы.
Это второй экран из бронелистов для срабатывания ВТОРОЙ ЧАСТИ ЗАРЯДА РПГ.
Это третий, гасящий кран из двух тонких бронелистов с заполнением высокопрочным железобетоном.
Всё это сверху на штатные средства защиты. Всё это не дорого. Доступно. Технологично.
Аналогично защита башни. Причём рабочее положение башни на Т-55 дулом назад. Так как есть курсовой пулемёт. Такое же экранирование можно применить на крышу моторного и на БМП.
Конечно хотелось бы, чтобы Т-55СМ выглядел так
Но если он будет выглядеть вот так
не страшно, главное чтобы враги боялись.