-37

Я люблю Россию за то что она моя Родина, а не за то что Россия родина слонов. Это я к тому что любой автор пишущий ПРАВДУ о технике и разрушающий бытующие стереотипы и легенды сразу заносится ура — патриотами во враги народа. Я считаю, что Великую Отечественную войну выиграл наш народ, а техника была такою какой была.
Легенда о танке Т-34 зародилась в семидесятом году прошлого века на страницах журнала «Техника молодёжи». Кратко она выглядела так. Не признанный гений Кошкин создал уникальный танк Т-34 а тупые военные не хотели его принимать. Тогда он приехал на нём из Харькова в Кремль к отцу народов. Боевая машина имела уникальную подвижность и несокрушимую броню. Конструкторы всего мира проектируют свои образцы по подобию танка Т-34. Немцы его сильно боялись, а наступали только по тому, что внезапно напали, имели десятикратное превосходство и ещё диверсанты со шпионами все провода перерезали.
Я попробую рассказать как всё было на самом деле.

О конструкции танка Т-34.

Кошкин был скорее не конструктором а партийным функционером. Он много сделал в организационном плане но вот конструктивно танк Т-34 выглядел довольно примитивно.
Свечная подвеска применённая на танке к тому времени морально устарела. На фотографии видно что она состоит из пяти цилиндрических пружин, для каждой из которых в корпусе надо было сделать нишу (и попробуйте теперь мне доказать, что Т-34 был простым в производстве изделием). Система управления с бортовыми фрикционами для машины такого веса уже не годиться. Коробка скоростей не имела синхронизаторов и переключить её на ходу было большой проблемой. Уже одно то, что в обязанности стрелка пулемёта входило помогать механику водителю когда тому не хватало сил сдвинуть с места рычаг управления говорит о многом. Гусеница была довольно примитивной формы, ей не хватало грунтозацепов, что часто приводило к пробуксовке.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Начнём с того, что наклонную броню придумал не Кошкин. До него было разработано (и у нас и за границей) множество образцов с наклонной бронёй. И если лобовая наклонная броня применяется до сих пор то от бортовой наклонной брони отказались раз и навсегда. Главный недостаток бортовой наклонной брони в том, что она не позволяет поставить на боевую машину башню большого размера.
Что получилось в итоге? Очень сложный в изготовлении корпус с малым внутренним объёмом. Для изготовления корпусов двух танков Т-34, тех самых что совершили пробег в Москву, загубили ВОСЕМЬ комплектов броневых заготовок.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Свою долю дебилизма в строение корпуса танка Т-34 внесли, как ни странно, конструкторы двигателей. На фотографии хорошо виден огромный вентилятор надетый на выходной вал двигателя. Этот вентилятор выступает за нижние габариты корпуса двигателя на триста миллиметров. Соответственно на триста миллиметров пришлось сделать выше корпус боевой машины. И вместо того чтобы поднять вентилятор и сделать к нему привод через ремень или шестерню — гениальный Кошкин просто утяжелил боевую машину добавив ей тридцать сантиметров корпуса. Зато так проще.

Часть легенды посвящённая двигателю рассказывает как Николай Кучеренко доказывая превосходство дизеля тушил факел в ведре с соляркой и как немецкие конструкторы не смогли создать ни чего подобного. Если вспомнить кто по национальности был изобретатель дизеля, и про то что на наших экспериментальных дизелях стояла топливная аппаратура фирмы БОШ, то тему о неумелых немецких конструкторах можно закрыть раз и навсегда.
Михаил Свирин признал установку дизелей на танк Т-34 в сороковом году ошибкой. Мотивировал он это большей ценой дизеля и сложностью снабжения войск отдельным видом топлива.

Но если мыслить шире то можно понять что даже бензиновый танковый двигатель работает на другом, более качественном, бензине чем армейский грузовик. Поэтому проблемы со снабжением возникали при любом варианте двигателя. Мы во время войны и авиацию высококачественным бензином обеспечить не могли, а тут ещё танки. А вот дизельного топлива было много. Оно получается как «отходы» при перегонке нефти сразу после получения керосина — бензин, керосин, дизельное топливо, мазут.
Не смотря на дизельный двигатель горел танк Т-34 хорошо и часто. Гораздо чаще немецких бензиновых танков. И даже наш лёгкий танк Т-70 с бензиновым двигателем загорался гораздо реже. Всё дело в том что гениальный Кошкин расположил половину топливных баков в боевом отделении. Во время войны пришлось даже создавать комиссию, что бы расследовать этот феномен.

НАШИ ТАНКИ ЛЕГКО ЗАВОДИЛИСЬ ЗИМОЙ А НЕМЕЦКИЕ ПЛОХО. Заявить что дизель зимой завести легче чем бензиновый двигатель может только полный идиот, не зависимо от национальности.

НЕМЦЫ НЕ МОГЛИ СОЗДАТЬ ТАКУЮ БРОНЮ КАК У НАС И ДИЗЕЛЬНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ. Ребята вы знаете кто был по национальности Рудольф Дизель? Вы знаете, что до самой войны на танковый дизель В-2 ставили немецкую топливную аппаратуру? Вы что нибудь слышали про немецкие карманные линейные корабли оснащённые гигантскими дизельными двигателями? Так что не надо пересказывать мне журнал техника молодёжи за семидесятый год прошлого века. К стати станки для производства нашего дизеля покупали а Австрии, Америке и той же Германии.

Т-34: когда простота хуже воровства.

С вооружением вроде всё в порядке — довольно мощная для того времени пушка. Но мало поставить пушку, из неё надо ещё и стрелять. А вот с этим были большие проблемы. Дело в том, что первоначально предполагалось поставить пушку калибра сорок пять миллиметров. Под неё и была спроектирована башня. Потом в неё поставили орудие калибра 76.2 миллиметра. Для экипажа места просто не осталось, да и вытяжной вентилятор оказался не над затвором а над противооткатными устройствами. Экипажу стало просто нечем дышать.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Бронирование танка Т-34 тоже не было идеальным. В лобовом листе было два слабых места, это шаровое крепление пулемёта и люк механика водителя. При попадании снаряда и то и другое проваливалось в боевое отделение. Кроме того — носовая балка. У  первого — «показушного» варианта танка Т-34 — какие участвовали в пробеге Киев-Москва, носовая часть корпуса выполнена из цельного броневого листа согнутого на прессе.

Т-34: когда простота хуже воровства.

У первых же серийных танков Т-34, в носу корпуса уже появилась носовая балка.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Подбитый Т-34 на улицах Сталинграда — точное попадание в носовую балку сделанную из сырого железа. Толщина в сто пятьдесят миллиметров не помогла.

Если быть абсолютно честными, то надо признать, что в сорок первом году лучшая корабельная броня была у американцев, а танковая у немцев. Именно проверка на купленном перед войной немецком танке показала что мы выпускаем бракованные бронебойные снаряды калибра сорок пять миллиметров. Что касается конца войны, то немецкие конструкторы не поглупели, просто в стране никель кончился. А без никеля или ванадия любая броня будет хрупкой.

Что бы закрыть тему о неуязвимости танка Т-34 надо вспомнить, что с началом войны на него почти сразу стали лепить навесные экраны и приваривать дополнительную броню. Правда товарищ Сталин быстро прекратил эту самодеятельность, ведь трансмиссия танка Т-34 и родной вес боевой машины не очень тянула.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Первые бои подтвердили то, что было ясно ещё до войны — танк Т-34 слепой и не надёжный. Мне как то попалось руководство по эксплуатации танка Т-34 образца сорок первого года. Для нормальной работы двигателя нужно было чуть ли не каждые пять минут выскакивать из боевой машины и ручным насосом смазывать различные механизмы. Как вы думаете во время боевых действий кто нибудь выполнял эти рекомендации?
Главным недостатком было отсутствие в экипаже освобождённого от других обязанностей командира. Его обязанности сначала выполнял заряжающий а потом наводчик. Что бы понять на сколько это важно нужно вспомнить, что немцы не взяли на вооружение французские танки, обладавшие мощным бронированием, только потому что в них не было места для командира.
На сколько танки Т-34 мешали немецкому немецкому наступлению лета сорок первого года, и на сколько немцы были шокированы их появлением? Наверно не больше чем нам мешали тигры и пантеры летом сорок третьего года. Был ли нанесён ощутимый ущерб немецкой армии применением танков Т-34? Оценить ущерб можно посмотрев статистику потерь вермахта. Летом немецкая армия практически не несла потерь в артиллерии. Исключение составляют противотанковые пушки. Их потери были очень велики. Это прямо показывает какую цену заплатила немецкая армия отбивая атаки наших боевых машин.
Средний пробег танка Т-34 в начальный период войны не превышал шестидесяти километров, что очень мешало их полноценному использованию. Яркий пример этого произошёл летом сорок второго года. Немцы только начали своё летнее наступление (которое окончилось у стен Сталинграда) и нужно было срочно ударить в основание прорыва. Наши танковые войска находились всего в ста километрах. Но командование не решилось бросить танковые войска своим ходом даже на такое мизерное расстояние. Пока грузились на железнодорожные платформы, пока разгружались, время было упущено.
Сталина очень не устраивала такая ситуация. В письме написанном Сталиным в июне сорок третьего года Малышеву говорилось следующее: «и в заключении товарищ Малышев, очень хочется надеяться, что вам наконец удастся что то сделать с «сормовским уродом», на котором боятся воевать наши танкисты». Речь шла о танке Т-34 выпускавшимся в городе Горьком на сормовских верфях.
В сорок третьем году танк Т-34 получил новую коробку скоростей, и башенку кругового обзора. Башня то же была новая увеличенного объёма шестигранной формы, в народе прозванная гаечкой. Было два варианта башни — литая, которая кололась при попадании снаряда и штампованная, которая по качеству брони была чудесной но имела толщину всего сорок миллиметров.

О производство танка Т-34.
Т-34: когда простота хуже воровства.

ТАНК Т-34 БЫЛ ПРОСТОЙ ПОЭТОМУ ИХ СДЕЛАЛИ МНОГО.

Эта легенда требует отдельной главы.
Танк с толстой бронёй, дизельным двигателем и весом в тридцать тонн по определению не может быть простым. Так почему их сделали так много? По тому что пахали день и ночь, и потому что кроме танков ничего больше не делали — ни рельсов, ни вагонов, ни тракторов, ни подводных лодок, ни паровозов.
Так где же их делали? В основном на двух заводах. Самый большой танковый завод возник на базе самого большого в Европе, а может и в мире, завода по производству вагонов в Нижнем Тагиле. На его территории уместилось сразу несколько заводов из Харькова и других мест.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Второй по величине танковый завод возник на базе завода по производству подводных лодок в городе Горьком. Эти два завода произвели примерно две трети танков Т-34.
А что же немцы? Немцы производили свои танки в мастерских. В хорошо оборудованных, но всё же мастерских.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Обратите внимание на фотографии изготовления тигра. На верхней фотографии в сборочном цеху стоят сверлильные станки. Я такое только в колхозной мастерской видел.

Т-34: когда простота хуже воровства.

А теперь сравните с нашим производством: на любой фотографии конец цеха скрывается за горизонтом.

Т-34: когда простота хуже воровства.

На фотографии немецких сборочных цехов — шесть корпусов конец цеха, шесть корпусов конец цеха.

Товарищ Сталин очень мало понимал в технологии производства. Понятие ЗАВОД представляло для него какое то универсальное средство производства, которое могло выпускать ВСЁ И СРАЗУ. Поэтому Некоторые самолёты делали в мебельных и кроватных мастерских, а воронежский авиационный завод пытался выпускать стазу три вида самолётов абсолютно различных в технологическом плане.
С производством танков было не лучше. Т-34 выпускался на заводе по изготовлению паровозов. Потом на его выпуск нацелили тракторный завод в Сталинграде. Правда он едва наладив производство был уничтожен немецкой авиацией. С началом войны началась эвакуация. Харьковский завод по производству паровозов и танков эвакуировали на Урал и разместили на территории завода по производству вагонов в Нижнем Тагиле. С точки зрения производства танков у этого завода было только одно положительное качество — он был самым большим заводом по производству вагонов в мире. Поэтому на его территории поместился харьковский завод по производству паровозов, харьковский завод по производству танковых дизелей и несколько небольших московских механических заводов. В результате получился САМЫЙ БОЛЬШОЙ ТАНКОВЫЙ ЗАВОД В МИРЕ. Он выпустил примерно третью часть всех танков Т-34. Знаменитый УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ выпускал корпуса и башни.
После уничтожения сталинградского тракторного, вторым по величине стал завод в городе Горьком. Для тех кто не в курсе сейчас это Нижний Новгород. Производить танки обязали верфь Красное Сормово. Естественно технология производство подводных лодки и бронекатеров сильно отличается от производства танков. Поэтому качество выпускаемой продукции было соответственное. Танк этого завода получил обидную кличку — СОРМОВСКИЙ УРОДЕЦ. Специально для выпуска танков построили завод в городе Омске. Правда его строили для производства танка Т-50 а выпускать стали Т-34. Но полноценное производство началось только ближе к сорок третьему году. В Челябинск на тракторный завод переехало всё танковое производство Ленинграда. Оно было ориентированно на выпуск тяжелых танков, но его заставили выпускать и средние. Два различных танка на одном не очень большом заводе, представляю как матюкались по этому поводу заводские технологи.

У Т-34 ЗА ВРЕМЯ ВОЙНЫ БЫЛО УБРАНО ИЛИ УПРОЩЕНО ПЯТЬ ТЫСЯЧ ДЕТАЛЕЙ. Наверно правильнее было сказать — в конструкцию внесено пять тысяч изменений. Потому что у Т-34 упрощать было нечего. У него не было в достаточном количестве приборов наблюдения и насосов которые должны производить смазку двигателя и трущихся элементов. При выполнении всех мероприятий по обслуживанию танка, танкисту просто некогда было воевать. Он каждые пять минут должен был выскакивать из танка и что то смазывать шприцем или крутить ручку ручного насоса. Что ещё можно было в нём упростить?
На сколько я знаю упростили в основном технологический процесс термической обработки брони и заменили качественные материалы на откровенное гавно.
Самый яркий пример замена медных трубок на железные в системе смазки двигателя. Для тех кто не в курсе медные трубки меньше страдают от вибрации чем железные. А вы видели дизель без вибрации?
Второй пример это замена легированных сталей на обычные конструкционные. Шестерёнку из конструкционной стали сделать конечно можно, но вот зубья на ней отлетят на втором часу работы.
И третий пример это применение очень упрощённого фильтра очистки воздуха. Зимой это ещё пройдёт. А вот летом по пыльной дороге двигатель через пару часов сдохнет.

Т-34: когда простота хуже воровства.

Я не говорю что тигр был простым танком, но если бы его в Нижнем Тагиле делали, то его раза в три больше бы выпустили. Но у немцев тоже были заводы по производству подводных лодок. И произвели они примерно ТЫСЯЧУ подводных лодок. Причём не малюток как в Горьком, а нормальных океанских подводных лодок. А если вместо подводных лодок немцы стал бы выпускать тигры? Представляете ещё ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ТИГРОВ. А если бы немцы ещё и вагоны делать перестали?

Подводя итоги, скажу: как бы там не было — но лучше с Т-34, чем без него! Своим количеством Т-34 давал серьезное превосходство советской пехоте. Да он не был совершенным, но в совокупности простоты производства простоты и возможности обеспечить армию большим количеством Т-34 заставил немцев создавать и «Тигр» и «Пантеру». Простота производства, относительная дешевизна затрат на изготовление одной единицы, влияние на театре военных действий и так далее. В совокупности сделали Т-34 танком победы. Т34-85 официально снят с вооружения российской армии в 1992 году стоит на вооружении некоторых стран до сих пор а это о чём то говорит.  В машиностроении есть такое выражение лучший механизм тот которого нет.

Т-34: когда простота хуже воровства.

 

Сергей Сталк
18 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Альтернативная История
Logo
Register New Account